Разные подходы к воспитанию




Личностный (индивидуальный) подход в воспита­нии — последовательное отношение педагога к воспитан­нику как личности, как ответственному субъекту собствен­ного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стра­тегию взаимодействия. В основе личностного подхода ле­жат глубокое знание ребенка, его врожденных свойствивозможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании придает первосте­пенную роль тем видам деятельности, которые способству­ют развитию личности. Он привел к разработке новой сис­темы воспитания, основанной на идее единства сознания и деятельности.

Личностно-деятельностный подход к воспитанию оз­начает, что школа должна обеспечить деятельность чело­века, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество пе­дагога и ребенка в процессе воспитания.

Отношенческий подход можно рассматривать как в рамках деятельностного, так и самостоятельно. Он связан с идеями корректировки, с возникающими в совместной де­ятельности и общении детей отношениями, их гуманиза­ции с помощью специально создаваемых ситуаций.

Событийный подход тоже следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы превратить то или иное планируемое меропри­ятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников.

Дифференцированный подход в сфере воспитания — это учет индивидуальных интересов ребят, их «лидерских» возможностей, способностей к реализации организатор­ских функций в коллективе.

Ценностный (аксиологический) подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры — духовной и материальной.

Классовый подход, характерный для социалистическо­го общества, ставит цели и принципы воспитания в зави­симости от социальных классов — имущих или неиму­щих. Средовый подход проник в педагогику в последние годы. Его смысл — включение школы в среду с педагогически целесообразной позиции и включения среды в школу, ос­воение ее связи с реализацией поставленных целей. Хотя сама идея средового подхода не нова. Еще К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, а на Западе Дж. Дьюи и П. Натору счита­ли необходимым учитывать и по мере возможности ис­пользовать среду в педагогическом процессе. Средовый подход в воспитании — это интеграция влияний всех вос­питательных инструментов общества в рамках окружаю­щей среды, в результате его может появиться региональ­ная воспитательная система.

Дихотомический подход имеет свои корни в гречес­ком слове «дихотомия», что означает последовательное деление целого на части. Мысль о необходимости его ис­пользования в управлении воспитательным процессом начала осознаваться педагогами только в последнее время, хотя отдельные идеи дихотомии встречались в педагогике давно: событийность и повседневность, эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и др. А.С. Макарен­ко, например, сочетал любовь и суровость по отношению к ребенку. Он утверждал, что ребенок, как и растение, требу­ет не только подкормки, но и обрезки колючек и засохших листьев. Надо быть тонким педагогом, чтобы уловить эту меру, управляя процессом воспитания.

Педагогика — наука о мере. Видимо, задача педаго­гов — выявить эту меру, чтобы эффективно реализоватьеев рамках воспитательной системы с учетом ее своеобра­зия.

Выделяют методы социально-активного воспитания:

♦ создание учащимися различных материальных и ду­ховных ценностей культуры;

♦ свободный выбор детьми способов и форм культур­ной жизнедеятельности, жизнетворчества;

♦ моральная деятельность, направленная на возрожде­ние национальной культуры.

В соответствии с действующим законом об образова­нии педагог имеет теперь право:

♦ иметь авторскую воспитательную программу;

♦ использовать различные способы коррекции разви­тия детей;

• помогать семье в разработке индивидуальной про­граммы воспитания ребенка;

• с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

Ориентация на максимальное благополучие личности ребенка в школе, семье, неформальных группах определя­ет следующие условия гуманистического воспитания: -- -единство воспитания и жизни детей, организация вос­питания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в пгколе, семье, социуме;

• открытость воспитательной системы окружающему социуму, участие многих людей в охране и социальной за­щите детей, заботе о материальном и духовном обогаще­нии их деятельности;

• нерегламентированное содержание воспитания, насы­щение его реальными проблемами детской жизни, использование жизненных и воспитательных ситуаций для про­живания детьми нравственно-ценных эмоциональных со­стояний; приобретение опыта принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу совершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.;

• педагогическое сотрудничество с детскими нефор­мальными объединениями и новыми общественными орга­низациями;

• объединение воспитательных усилий школы и семьи, признание за семьей основного института социализации личности.

Именно школа может создать ту модель гуманистичес­ких отношений, вне которых не может быть полноценно­го развития человека. Для этого необходимо:

• укрепление не только межвозрастных, но и межпоколенческих связей;

• выход за рамки узкого ролевого общения «учитель- ученик», «педагог-родитель», «начальник-подчиненный»;

• соблюдение «золотого» правила нравственности: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они отно­сились к тебе»;

• овладение гуманистическим способом освоения мира, умением во всем увидеть человека — его труд, от­ношение к другому человеку, надежды и тревоги, прошлое и будущее;

• воспитание уважения и терпимости к другим взгля­дам, вере, культуре; сознательное воспитание в себе добро­желательности и миролюбия; отказ от успеха за счет дру­гих людей;

• введение в школьную жизнь элементов практичес­кой конфликтологии как инструмента разрешения проти­воречий, как средства гуманизации человеческих отноше­ний.

Предстоящий XXI век должен быть веком Человека, иначе человеческая цивилизация погибнет. Гарантом это­го может стать школа воспитывающая, школа гуманисти­ческая. Наиболее существенные для гуманизации воспи­тания особенности демократических преобразований свя­заны со следующими инновационными процессами:

• переориентация целей школы с обучения на воспи­тание личности;

• забота о полноценном и всестороннем развитии де­тей в начальной школе;

• дифференциация обучения с учетом потребностей и желания учащихся, учителей и родителей, с учетом особен­ностей детей;

• повышенное педагогическое внимание к интересам детей;

• сочетание внимания к детям с их диагностикой, кор­рекцией, вариативностью организации жизнедеятельности;

• создание условий для саморегуляции и проявле­ния гражданской активности личности на всех ступенях обучения.

Практика показывает, что идее гуманистического вос­питания более всего подходят игровые, театрализованные, ситуативно-творческие формы воспитательной работы: уроки-спектакли, уроки-фантазии, уроки-концерты, сборы, ринги, сюжетно-ролевые игры, фольклорные праздники, школьные референдумы, психологические практикумы, открытые микрофоны и т. п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: