Показатели родительского поведения




Выделяют следующие показатели родительского по­ве­дения.

1.Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уде­ляют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклоне­ния уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и не­дос­таточная (гипопротекция). О гиперпротекции говорим то­гда, когда родители уделяют подростку слишком много сил, времени, внимания, когда его воспитание стало цент­ральным делом в жизни родителей, основным, чему посвя­щена жизнь. Гипопротекция — случай крайне понижен­ного уровня протекции. Подросток при этом оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не дохо­дят», родителям «не до него». За него берутся лишь вре­мя от времени, когда случается что-то серьезное.

2.Степень удовлетворения потребностей подростка: в какой мере деятельность родителей настроена на удовле­тво­рение потребностей подростка — как материально-бы­товых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных (и прежде всего — в его общении с родителями и их любви и внимании). Так называемое «спартанское воспитание» — пример высокого уровня протекции (роди­тель много занима­ется воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низко­го удовлетворения потребностей подро­стка. В степени удов­летворения потребности также воз­можны два отклонения.

О потворстве говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых по­треб­ностей подростка. Они «балуют» его. Любое его жела­ние для них — закон. Объясняя необходимость такого вос­питания, родители приводят аргументы, являющиеся ти­пичной раци­онализацией: «слабость» ребенка, его исклю­чительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам ро­дитель, то, что подросток растет один, без отца и т. п.

Игнорирование потребностей подростка: данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стрем­лением родителя к удовлетворению потребностей подро­стка. Чаще страдают при этом духовные потребности, осо­бенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.

3. Количество требований к подростку в семье. Тре­бования к подростку — неотъемлемая часть воспитатель­ного процесса. Во-первых, это и «обязанности» подростка, т. е, задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в opганизации быта, помощь другим чле­нам семьи). Во-вторых, это – требования-запреты (то, чего подросток не должен делать). Невыполнение требования подростком предусматривает санкции (от мягкого осуж­дения до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к подростку различны.

Рассмотрим нарушения в системе обязанностей под­ро­стка — в количестве этих обязанностей:

Чрезмерность требовании (обязанностей);

Повышенная моральная ответственность. Требова­ния к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содейст­вуют развитию личности, а напротив, ставят его под уг­розу. Осо­бенно важны два случая чрезмерности обязанно­стей. В од­ном на подростка перекладывается более или менее значи­тельная часть обязанностей родителей (веде­ние хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие роди­тели, как прави­ло, осознают, что подросток очень загру­жен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых се­мья находится в дан­ный момент. В другом случае от под­ростка ожидают зна­чительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных за­нятиях (художественная самодеятельность, спорт и т. п.).

Недостаточность обязанностей подростка. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязан­ностей в семье, трудно привлечь подростка к какому-ни­будь делу по дому.

4. Количество требований-запретов. Требования-зап­реты, т. е. указания на то, чего подростку делать нельзя, оп­ределяют, прежде всего, степень самостоятельности подро­стка, возможность самому выбирать способ поведе­ния. И здесь возможны два отклонения: чрезмерность и недоста­точность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (доминирование). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставит­ся огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такое положение стимули­рует у астеничных подростков развитие реакции эмансипа­ции (протеста против родителей и любого авторитета), у менее стеничных провоцирует развитие черт сензитивной и психастенической акцентуаций. Родители стремятся по­давить даже самостоятельность мысли подростка.

Недостаточность требований-запретов к подростку. В этом случае подростку «все можно». Даже если и сущест­ву­ют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напит­ков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Ро­дители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимули­рует развитие под­ростка по гипертимному и особенно не­устойчивому типам.

5.Санкции. Чрезмерность санкций — также жесто­кий стиль воспитания. Для родителей характерна привер­жен­ность таких строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Минимальность сан­кций — родители склонны обходиться без наказаний или приме­няют их редко. Они уповают на поощрения, сомне­ваются в результате любых наказаний.

6.Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена сти­ля воспитания (смена воспитательных приемов) — переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от зна­чительного внимания к эмоциональному отвержению — от­носительно часто встречается в семьях подростков с откло­нениями характера. Такой стиль, по наблюдению немецкого психиатра К.Леонгарда, содействует формиро­ванию таких черт, как упрямство, склонность противосто­ять любому авто­ритету. Родители таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Негативные особенности родительского поведения яв­ляются причиной формирования отклоняющегося поведе­ния и невротичного состояния детей. Например, потвор­ствующая гиперпротекция (потворство + повышен­ная про­текция): подросток в центре внимания семьи, и се­мья стремится к максимальному удовлетворению его по­требностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных черт характера у подростка. Доми­нирующая гиперпротекция (доминирование + гипер­протекция): подросток в центре внимания родителей, ко­торые отдают ему массу сил и времени, в то же время ли­шая его самостоятельности, ставя многочисленные огра­ничения и запреты. У гипертимных подростков такое вос­питание усиливает реакцию эмансипации. При психасте­нической, сензитивной, астеноневротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение образуется сочетанием по­ниженной протекции, игнорированием потребностей ре­бенка и нередко проявляется в жестоком обращении с под­ростком. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». При таком типе воспитания усиливаются чер­ты эпилептоидной акцентуации характера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сензитивной и астеноневроти­че­ской акцентуациями характера могут формироваться про­цессы декомпенсации и невротические расстройства.

Повышенная моральная ответственность образуется со­четанием высоких требований к подростку с понижен­ным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психасте­нической акцентуации характера.

Безнадзорность: пониженная протекция + понижен­ный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число зап­ретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не ин­тересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертим­ному, неустойчивому и конформному типам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: