Технология «Клубный час»




Педагогические технологии социализации дошкольника

(инновации по Гришаевой Н.П.)

Технология «Клубный час»

Педагогическая технология «Клубный час» состоит в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему помещению (или участку) детского сада, соблюдая определенные правила поведения и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

В течение часа дети самостоятельно ходят по всему детскому саду – 1 раз в неделю по пятницам. Эта технология решает 18 задач, начинают с участка на прогулке (огородить помойки, проверить забор и т.д.)

Технология уже более 15 лет успешно применяется в нескольких детских садах г. Москвы. Она не требует специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное - огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Определим задачи «Клубного часа»:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

- учить детей ориентировать в пространстве; воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с
благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

- формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты:

- поощрять попытки ребенка осознанно делиться е педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;

- помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители па собрании зapaнee предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать новую тематику.

 


Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1. тематику «Клубных часов», перспективный тематический план.

Это необходимо сделать, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга. Можно выделить следующие темы «Клубного часа»:

- свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

- тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт»;

- деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном - спектакль, в одной группе «пекут пирожки», в другой - шьют платья куклам и т.д.;

1. периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило. проходят 1 раз в неделю в начале программы. Одним из главных условий проведения «Клубного часа» является его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

2. правила поведения детей во время «Клубного часа»:

«Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;

«Если взял игрушку поиграть - положи ее на место, когда уходишь»;

«Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»;

«Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;

«Говори спокойно»;

«Ходи спокойно»;

«Возвращайся в группу по сигналу звонка»;

«Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться к своей группе или вернуться в неё, если устал».

Для дисциплины 3 кружка определенного цвета (группа), которые находятся у каждого в самодельной сумочке. Кто нарушил правила забирается 1 кружок – это предупреждение; 2 кружка – пропускается следующий клубный час; 3 кружка пропускает 2 клубных часа

4. организационные моменты проведения «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На это время проведения закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями. показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам: на кухне – перебрать фасоль, горох, в прачечной – сложить полотенца и др. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. Педагоги определяют сигнал окончания «Клубного часа», например, звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам), давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы;

Порядок начала программы «Клубного часа»: сколько групп будет участвовать в первом мероприятии, какие именно группы, как подготовить детей к первому «Клубному часу».

С детьми старшей и подготовительной групп так же проводятся предварительная работа:

1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое «Клубный час», зачем он нужен, что дети будут делать во время «Клубного часа» и кто хотел бы па него пойти;

2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;

3) определяется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;

4) выдается план (карта), что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» «Клубный час». План поэтажный и учит детей ходить по плану и планировать свою деятельность.

Непосредственно перед проведением первого «Клубного часа» дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым мероприятием. Затем дастся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение - рефлексивный круг.

В первую очередь разложить кружки перед собой и если не хватает, то ребенок рассказывает за что и почему. Воспитатель следит за чем. чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдёт до них. Обсуждаются такие вопросы:

«Где ребёнок был?»;

«Что ему запомнилось?»;

«Хочет ли ребёнок еще раз туда пойти и почему?»;

«Планировал ли он перед «Клубным часом» куда-то пойти?

«Смог ли это осуществить, если нет, то почему?

«Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?».

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находит пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);

- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

- какие задачи необходимо решать на предстоящем «Клубном часе».

При реализации данной технологии возникли вопросы по технологии проведения «Клубного часа». После первых мероприятий стало ясно, что не все дети могут соблюдать правила. Тогда была введена система «Красных кружков». Каждому ребёнку, на время проведения воспитателем выдаётся по три красных кружка. Их может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа». Их ребенок отдает на рефлексии по окончании мероприятия. И если у пего не будет хватать одного или двух кружков, он должен будет рассказать, кто и за что их у него забрал. На кругу дети совместно с воспитателем решают, сможет ли ребенок пойти па следующий «Клубный час» или его пропустит.

Опыт проведения «Клубных часов» показал, что детям они очень нравятся. Дошкольники с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно привести их в детский сад в день его проведения. Постоянно спрашивают воспитателей с тревогой, а будет ли «Клубный час». Родители поначалу беспокоятся о безопасности своих детей во время мероприятия. Однако, видя их реакцию и очевидную пользу для их развития. заинтересованно относятся к «Клубному часу», стремясь приводить детей именно в день его проведения.

Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада (иди куда хочешь, делай что хочешь). При этом для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным.

Для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час... и намечают, как его лучше провести. Судя по опросу родителей, 80% дошкольников даже дома никогда не планируют свое время и деятельность. «Клубный час» доказал: пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, по и способны сделать определенные выводы. Один рассуждает: «Сегодня мне не удалось побывать везде, где хотелось. Я очень долго играл в физкультурном зале. Но в следующий раз я все успею». Другой сокрушается: «Вначале я перебегал из группы в группу, а потом не успел порисовать».

Поначалу некоторые воспитатели и педагоги скептически относятся к «Клубному часу». Среди детей всегда находятся такие, кому не очень интересно в помещениях, где не организована какая-либо деятельность при помощи взрослых. Они часто нарушают правила, проверяя границы пространства и дозволенного. Но примерно к шестому мероприятию намечается резкая тенденция на снижение нарушения правил, взрослые больше и разнообразнее предлагают виды деятельности, а дошкольники - свои проекты. Так же регулярное проведение рефлексии, обсуждение в кругу того, что происходило во время «Клубного часа», дисциплинирует детей не только во время самого мероприятия, но и в другие режимные моменты, что позволило установить более тесный контакт и понимание между детьми и взрослыми. Они становятся отзывчивее друг к другу. Снижаются конфликты среди детей во время проведения групповых занятий. Воспитатели используют рефлексию и в режимные моменты.

Вместе осваиваются «Клубные часы» на территории детского сада, несмотря на то, что он является самым простым к реализации. В связи с тем, что некоторые «Клубные часы» решено было проводить во время занятий детей.

Так же проведение патроната (волонтерства) старшими дошкольниками (в младших группax) -помогать воспитателю в проведении занятий с малышами, в освоении пространства дошкольной организации: старшие берут младших по их желанию за руку, и проводят по территории детского сада во время «Клубного часа» и приводят обратно в группу после его окончания.

В целом регулярное проведение «Клубного часа», раз в педелю, позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:

- дошкольники узнают большинство детей сада, относятся к ним более
дружелюбно;

- дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада;

- у многих детей снижается уровень агрессивности, особенно в время проведения «Клубного часа»;

- воспитатели практически перестают делить детей на своих и чужих, проявляют больше самостоятельности в творчестве и в другие режимные моменты;

- родители постепенно меняют своё скептическое отношение к детскому саду («Неужели такое возможно в обычном детском саду!») и стремятся к сотрудничеству с ним.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: