Упражнение, приучение и методы стимулирования




Упражнение — это планомерно организованное вы­полнение воспитанниками различных действий, практи­ческих дел с целью формирования и развития их лично­сти. Приручение — это организация планомерного и ре­гулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Привычки, как отмечал К. Д. Ушинский, укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока «не установится наклонность к этому действию». «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости». (А. С. Макаренко) В практике воспитательной работы при­меняются в основном три типа упражнений:

♦ упражнения в полезной деятельности;

♦ режимные упражнения;

♦ специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении. Главное, чтобы польза этих упражнений осознавалась вос­питанниками. Режимные упражнения — это эффект воз­действия оптимального режима организации жизнедея­тельности воспитанников в семье или учебном заведении, когда происходит синхронизация психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благо­творно сказывается на здоровье, физических и интеллек­туальных возможностях воспитанника, на результатах его деятельности. Специальные упражнения — это упражне­ния тренировочного характера, имеющие цель выработать и закрепить умения и навыки (например, приучение к вы­полнению правил поведения, к формированию каких-то качеств либо преодоление недостатков: нарушителя дис­циплины назначают ответственным за порядок, неопрят­ному поручают обязанности санитара).

Методы стимулирования. Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и дей­ствию. Метод соревнования побуждает людей достигать лучших результатов. Главная задача педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопо­мо­щи и доброжелательности.

Поощрение за правильное действие вызывает чувство удовлетворения у воспитанника, вызывает подъем энергии, уверенность в своих силах, сопровождается высокой ста­рательностью и результативностью, желанием и впредь действовать правильно. Но поощрение не должно быть слишком частым и одинаковым, чтобы не привести к обес­цениванию, ожиданию награды за малейший успех. Важ­нейшее условие педагогической эффективности поощ­ре­ния — принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возра­стных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание — одно из старейших методов воспита­ния, но жесткие методы наказания калечат психику и судьбу человека, принося вред, а не пользу. Лишь разум­ная система взысканий корректирует поведение человека, направлена на устранение неправильных форм поведения. Но наказание не должно причинять человеку морального унижения или физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие: нельзя наказывать за неумышленные поступки; нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подо­зрению; важно, чтобы человек понял, за что и почему его наказывают, т. е. наказание должно сочетаться с убеж­дением и другими методами воспитания; необходимо соблюдать педагогический такт, не оскорбляя личности учащегося; следует учитывать возрастные и индивиду­альные особенности воспитанника; по возможности не применять наказание при посторонних свидетелях, учи­тывать общественное мнение при оценке того или ино­го поступка.

Анализируя роль наказания и поощрения в семейном воспитании, следует вспомнить выводы бихевиористов. Скиннер отмечал, что дети будут охотнее вести себя пра­вильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться родителями, т. е. положительное подкрепление оказывает длительное позитивное влияние на ребенка. А вот наказание не имеет устойчивого эффекта: суровое наказание может прекратить нежелательное поведение, но оно снова возобновится, когда наказание будет отстрочено, отдалено. Наказание может дать быстрый, но непродолжи­тельный эффект. Поэтому наказание быстро входит в при­вычку того, кто наказывает, но не имеет длительного вли­яния на провинившегося.

Что же может заменить наказание в воспитании? Игно­рирование нежелательного поведения, ведущее к его уга­санию: нежелательные действия не нужно подкреплять. Но процесс угасания длится долго, требует большого тер­пения и может способствовать развитию агрессивного по­ведения. Поэтому, не обращая внимания на плохое пове­дение, Скиннер советовал акцентировать внимание на хо­рошем и тем самым закреплять его. Но другие ученые сомневаются, что социализация ребенка возможна без на­казания, часть представителей авторитарной педагогики стремится доказать, что наказание — один из лучших приемов воспитания, который приводит к послушанию и исправлению плохого поведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: