Проверочный расчет по напряжениям изгиба.




Выбор материала и расчет допускаемых напряжений.

 

Марку материала зубчатых колес выбираем в зависимости от мощности и длительности работы, (выбирают по табл. 2.2 из источника 2).

 

Материал – сталь 40Х, при термообработке (объемная закалка).

Режим работы передачи – тяжелонагруженная, т.к. (Р ≥5,5...7,5 кВт)

 

HB1= HB2 = 400

HRC = 40

 

Допускаемые контактные напряжения.

Определение допускаемых контактных напряжений, в случае различной твердости материала шестерни и колеса, проводят отдельно для зубьев шестерни [σ H ]1 и колеса [σ H ]2 по формуле

где

σ HO 1,2 - предел выносливости по контактным напряжениям, определяется

твердостью рабочей поверхности зубьев шестерни и колеса, (выбирают по табл. 2.3 из источника 2);

 

σ HO 1,2 = 18·HRC+150

 

σ HO 1,2 = 18·40+150 = 870 (МПа)

 

s H 1,2 - коэффициент безопасности при расчете по контактным напряжениям, (выбирают по табл. 2.3 из источника 2);

 

s H 1,2 = 1.10

 

KHL 1,2 - коэффициент долговечности при расчете по контактным напряжениям.

Коэффициент долговечности может изменяться:

при нормализации и улучшении в пределах 1,0≤ KHL 1,2 ≤2,4;

при поверхностной закалке в пределах 1,0≤ KHL 1,2 ≤1,8.

Если в результате расчета получается KHL 1,2 < 1,0, то принимают: KHL 1,2 = 1,0

 

Коэффициент долговечности определяют с учетом сопротивления усталости, в

зависимости от срока службы и режима работы передачи по формуле:

 

где

NHO 1,2 - базовое число циклов контактных напряжений, зависит от твердости

материала шестерни и колеса, определяется по формуле:

 

 

NHO 1,2 = 30 х (400)2,4 = 5,273 х 107

 

NHE 1,2 - расчетное число циклов контактных напряжений.

Расчетное число циклов контактных напряжений определяют по формуле:

 

 

NHE 1 = 0,5 х (60 х 488 х 20000) = 2,93 х 108

NHE 2 = 0,5 х (60 х 155 х 20000) = 0,93 х 108

 

KHL 1 =

KHL 2 =

 

H ]1,2 = = 791 (МПа)

 

Расчетное допускаемое контактное напряжение:

 

 

H ]1,2 = = 791 (МПа)

 

 

Допускаемые напряжения изгиба. Определение допускаемых напряжений

изгиба, в случае различной твердости материала шестерни и колеса, проводится отдельно для зубьев шестерни [σ F ]1 и колеса [σ F ]2 по формуле:

 

 

 

где

σ FO 1,2 - предел выносливости по напряжению изгиба, определяется твердо-

стью рабочей поверхности зубьев шестерни и колеса, (выбирается по табл. 2.3 из источника 2);

σ FO 1,2 = 500 (МПа)

 

sF 1,2 - коэффициент безопасности при расчете по напряжениям изгиба, (выбирается по табл. 2.3 из источника 2);

sF 1,2 = 1,75

 

KFC - коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки;

KFC = 1,0 – односторонняя нагрузка;

 

KFL 1,2 - коэффициент долговечности при расчете по напряжениям изгиба.

При твердости материала>350 HB определяют по формуле:

 

 

где NFO - базовое число циклов напряжений изгиба;

NFO =4·106;

 

NFE 1,2 - расчетное число циклов напряжений изгиба.

Расчетное число циклов напряжений изгиба определяют по формуле:

 
 


 

где KFE - коэффициент режима работы при расчете на изгиб, (выбирают по табл.

2.4 из источника 2);

KFE =0,2;

NFE 1 = 0,2 х (60 х 488 х 20000) = 11,71 х 107;

NFE 2 = 0,2 х (60 х 155 х 20000) = 3,72 х 107;

 

KFL 1 =

KFL 2 =

 

 

Если в результате расчета получается KFL 1,2 < 1,0, то принимают KFL 1,2 = 1,0.

 

F ]1,2 = = 285,7 (МПа)

 

 

Проектный расчет.

 

Тип передачи: прямозубая.

 

 

Ориентировочно определим внешний диаметр зубчатого колеса :

 

 

где Kd - вспомогательный коэффициент,

Kd = 96 МПа1/3;

 

Kbe - коэффициент отношения ширины конического колеса к внешнему

диаметру,

Kbe ≈ 0,2…0,3, рекомендуется принимать Kbe =0,285;

 

kH β - коэффициент концентрации нагрузки, выбирают по рис. 2.3 из источника 2 в зависимости от ψ bd ≈ 0,166 ;

ψ bd ≈ 0,166 = 0,55

kH β = 1,5

 

υ H - коэффициент, учитывающий понижение нагрузочной способности конических передач по сравнению с цилиндрическими,

υ H = 0,85.

 

de 2’ = = 232 (мм)

 

Полученное значение de 2’ округляют до стандартного внешнего диаметра de 2

по ГОСТ 12289-76.

 

de 2 = 225 (мм)

 

Определим внешний диаметр шестерни:

 

 

de 1= 225/3,15 = 71 (мм)

 

Определим число зубьев шестерни z 1 (выбирают по табл. 2.12 из источника 2):

 

z 1’= z 1 = 18

 

и колеса:

 

z 2= z 1 х u = 18 х 3,15 = 56

 

Проверка:

 

u = z 2 / z 1 = 56/18 = 3,14

 

Отклонение полученного значения u от заданного должно быть не более ± 4 %.

 

 

Определим внешний окружной модуль зацепления передачи:

 

me' = de 1 / z 1 = 71/18 = 3,95 (мм)

 

Полученное значение me' нужно округлять до стандартного значения me по ГОСТ 9563-80.

me = 4 (мм)

 

Определим внешний диаметр шестерни и колеса:

 

 

de 1= 4 х 18 = 72 (мм)

de 2 = 4 х 56 = 224 (мм)

 

Определим углы делительных конусов с точностью до секунды:

 

 

δ2 = arctg(3,15) = 72,39 (град.)

δ1 = 90 - δ2 = 90 – 72,39 = 17,61 (град.)

 

Определим внешнее конусное расстояние:

 

 

Rе =

 

Для конических прямозубых колес форма зубьев - I.

 

Определим ширину зубчатого колеса:

 

b’ = Kbe х Re = 0,285 х 118 = 33,63 (мм)

 

Полученное значение округляют до стандартного значения b по предпочтительному ряду Ra 40.

 

b = 34 (мм)

 

Определим средний диаметр шестерни и колеса:

 

 

dm 1 =

dm 2 =

 

Определим средний окружной модуль:

 

 

mm = 60,77 / 18 = 3,38 (мм)

 

Определим окружную скорость:

 

 

v =

 

Назначают степень точности и вид сопряжения конической передачи согласно

ГОСТ 1758-81.

 

Степень точности: 8-В

 

Для повышения сопротивления заеданию конические передачи рекомендуется

выполнять со смещением. Шестеренку с положительным смещением + xe 1, а колесо с отрицательным − xe 2 = xe 1. Величина смещения определяется по формуле:

 

 

 

xe 1 = − xe 2 =

 

 

2.3 Проверочный расчет по контактным напряжениям.

 

Определяют контактные напряжения по формуле:

 

 

где ZE - коэффициент, учитывающий свойства материала шестерни и колеса,

ZE =275 МПа1/2;

 

ZH - коэффициент, учитывающий форму сопряжения поверхностей зубьев,

 

ZH =

 

Z ε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактной линии;

 

 

Z ε =

kH - коэффициент расчетной нагрузки при расчете на контактные напряжения.

Коэффициент определяется kH = kH β х kHV х kH α,

 

где kH β - коэффициент концентрации нагрузки, учитывающий неравномерное распределение нагрузки по линии контакта зубьев, выбирают по рис. 2.3 из источника 2 в зависимости от ψ bd;

 

kH V - коэффициент динамичности нагрузки, учитывающий дополнительную

динамическую нагрузку, определяют по табл. 2.7из источника 2;

 

kH α - коэффициент нагрузки в зацеплении, учитывающий неравномерность

распределения нагрузки между парами зубьев (только для косозубых передач), определяют по табл. 2.8 из источника 2.

 

kH = 1,5 х 1,06 х 1,07 = 1,7

σ H =

 

 

Отклонение возникающего контактного напряжения от допускаемого для конических зубчатых передач может составлять: при перегрузке до 5 %; при недогрузке до 10 %. Если условие прочности не выполняется, нужно изменить ширину венца колеса b * ≈ b х (σ H /[σ H ])2.

 

 

Дσ H =

 

 

Проверочный расчет по напряжениям изгиба.

Проверка по напряжениям изгиба ведется по тому из зубчатых колес, для которого отношение [σ F ]1 / YF 1 и [σ F ]2 / YF 2 является меньшим.

 

YF - коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев

шестерни и колеса: zV 1 = z 1/ cosδ 1 и zV 2 = z 2 / cosδ 2, определяют по табл. 2.14 из источника 2.

 

zV 1 = z 1/ cosδ 1=18 / cos(17,61)=18,88 zV 2= z 2 / cosδ 2 = 56 /cos (72,39) = 185,1

YF 1 = 3,56 YF 2 = 3,61

 

Для дальнейшего расчета выбираем меньшее из отношений:

F ]2 / YF 2 = 285,7 / 3,61 = 79,14

 

Определим возникающие напряжения изгиба по формуле:

 

 

υ F - коэффициент, учитывающий понижение нагрузочной способности конических передач по сравнению с цилиндрическими, υ F = 0,85;

kF - коэффициент расчетной нагрузки для напряжений изгиба.

Коэффициент определяется kF = kF βх kFV;

где kF β - коэффициент концентрации нагрузки, выбирают по рис. 2.4 из источника 2 в зависимости от ψ bd;

kF β = 1,5

kFV - коэффициент динамичности нагрузки, определяется по табл. 2.10 из источника 2.

kFV =1,06

kF = 1,5 х 1,06 = 1,59;

 

σ F =

 

При проверочном расчете σ F обычно получается меньше [σ F ], так как нагрузочная способность закрытых конических передач ограничивается контактными напряжениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: