Этапы и сроки реализации программы




Контрольная работа по дисциплине «Психология посттравматических стрессовых расстройств» «Психокоррекция суицидальных намерений у юношей переживших травмирующую ситуацию»

 

 

Автор работы

студент 4 курса

гр. 29ППО138-з-2

А.А.Сершова

Г.З.Юсупова

Проверил

к.пед.н., доцент

Семеновских Т.В.

 

Тюмень, 2016

Пояснительная записка.

 

Юность (ранняя юность, т.е. старший школьный возраст от 15 до 18 лет, и поздняя юность от 18 до 23 лет) – это этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений. Они касаются выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентаций в соотношении с их новым взрослым статусом и новыми жизненными планами.

Травматические события - это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе.

Виды психологических травм:

· Травмы, связанные, с угрозой собственной безопасности и благополучию.

· Травмы, связанные с разрывом значимых отношений.

· Экзистенциальные травмы, связанные со смертью, переживанием одиночества, рождением ребенка, обретением свободы.

· Травмы, связанные с оценкой собственных действий, стыдом, виной.

ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) определяется как патологическое беспокойство, что, как правило, происходит после индивидуального опыта или свидетельства тяжелой травмы, представляющей угрозу для здоровья или жизни человека.

Столкновение с травматическим событием может увеличить суицидальный риск для пострадавшего человека. Установлено, что склонность к суицидальному поведению чаще наблюдается у лиц с ПТСР.

Самоубийство (суицид) – это быстрое, намеренное и осознанное лишение себя жизни. Парасуицид (суицидальная попытка) – не смертельное намеренное самоповреждение или самоотравление, нацеленное на реализацию желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. Суицидальное поведение – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и, по крайней мере, в минимальной степени мотивируемых явным или скрытым намерением смерти. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Суицидальное поведение – понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

Нередко причиной суицида в юношеском возрасте является посттравматическое стрессовое расстройство. Травматический опыт формируется у юноши, если в стрессовой ситуации он оказался беспомощным, не сумел справиться с ситуацией, не получил поддержку и помощь извне. При этом он теряет ощущение свободы, переживает чувство нарушения целостности.

Наша психокоррекционная программа направлена на работу с лицами, пережившими единичный суицидальный эпизод или имеющими явные или косвенные признаки склонности к суицидальному поведению. Программа ориентирована, в первую очередь, на кризисную поддержку и помощь в разрешении конфликтов и личностном росте.

Цель программы: коррекция суицидального поведения, связанного с переживанием травмирующей ситуации; психологическая и социальная адаптация; гармонизация эмоциональной сферы личности; повышение личностного статуса.

Задачи программы:

1. Отреагирование эмоций, связанных психотравмирующей ситуацией.

2. Осмысление себя в контексте собственной жизни; в контексте психологического времени личности, включающем психологическое прошлое, настоящее и будущее.

3. Формирование навыков преодоления критических ситуаций.

4. Формирование отношения к жизни как к ценности.

Основные сферы коррекционного воздействия воздействия – поведенческая, эмоциональная, когнитивная.

В качестве основных механизмов коррекционного воздействия в нашей программе задействованы (по И. Ялому):

1. Сообщение информации.

2. Внушение надежды.

3. Универсальность страданий, переживаний и понимание клиентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания.

4. Альтруизм - возможность в процессе групповой психокоррекции помогать друг другу, делать что-то для другого

5. Корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы - обнаружение в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для родительских и семейных отношений в прошлом.

6. Развитие техники межличностного общения.

7. Имитационное поведение - обучение более конструктивным способам поведения за счет подражания психологу и другим успешным членам группы.

8. Интерперсональное влияние - получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению образа "Я".

9. Групповая сплоченность - привлекательность группы для ее членов, желание оставаться в группе, чувство принадлежности группе, доверие, принятие группой, взаимное принятие друг друга, чувство "Мы" группы.

10. Катарсис - треагирование, эмоциональная разгрузка, выражение сильных чувств.

Указанные механизмы охватывают все три плоскости изменения: когнитивную, эмоциональную, поведенческую - и могут быть представлены в виде трех основных более обобщенных механизмов:

1.Корригирующие эмоциональные переживания (коррективный эмоциональный опыт). предлагают прежде всего эмоциональную поддержку. Последняя означает для клиента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира, готовности группы понимать его, исходя из собственных отношений и установок. Эмоциональная поддержка оказывает положительное стабилизирующее воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и таким образом корригирует такой важнейший элемент системы отношений, как отношение к себе.

2.Конфронтация по мнению большинства авторов, является ведущим механизмом групповой психокоррекции. Конфронтация понимается как столкновение клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как целым.

3.Научение в процессе групповой коррекции осуществляется прямо и косвенно. Группа выступает как модель реального поведения клиента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы и, таким образом, создает условия для исследования клиентом собственного межличностного взаимодействия, поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания.

Занятия состоят из 3 блоков:

Каждый блок — это три занятия, объединенных одной тематикой. Каждое занятие коррекционно-развивающей программы имеет следующую структуру: состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть для всех занятий является единой, включает в себя игры, упражнения, беседы, направленные на создание положительного отношения к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части — 3-5 минут

Основная часть отвечает главной цели занятия; включает в себя упражнения из психодрамы, арт-терапиии, гештальттерапии - 1 ч 45 мин.

Заключительная часть предполагает рефлексию, а также закрепление положительного эффекта занятия. Продолжительность этой части — 10 минут.

Длительность работы группы – 9 дней.

Режим работы группы (количество и длительность занятий, частота проведения занятий): 9 занятий по 2 часа раз в неделю.

Условия и средства, необходимые для проведения тренинга («приборы и материалы»): звукоизолированное помещение площадью не менее 20 м2, магнитофон, стулья, опорный материалы.

 

Этапы и сроки реализации программы

Первый этап:

· подбор юношей в экспериментальную группу осуществлялся по результатам, проведенного диагностического обследования, с использованием методик: наблюдение, методика «Карта риска суицида» (модификация для юношей Л.Б. Шнейдер); Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой);

· консультирование родителей;

· информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о плане проведения коррекционно-развивающих мероприятий;

· обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.

Второй этап:

· реализация коррекционно-развивающей программы;

· проведение коррекционно-развивающих занятий с экспериментальной группой, согласно разработанной программе;

· контроль динамики хода коррекционно-развивающей работы, предоставление родителям «обратной связи» о ходе апробации программы;

· внесение необходимых корректив в программу работ (за исключением целей и задач программы).

Третий этап:

· повторное диагностическое обследование с целью определения, удалось ли нивелировать высокий, средний уровни суицидальности;

· разработка, в случае необходимости, программы индивидуального курирования отдельного случая;

· обсуждение итогов коррекционно-развивающей работы с родителями, педагогами, администрацией, написание отзывов, научных статей.

Методы оценки эффективности тренинга: наблюдение за поведением юношей по следующим критериям:

- высокая адаптивность,

- уверенность в себе,

- независимость самостоятельных суждений,

- стремление к достижениям,

- ограниченность конфликтов, самодостаточность.

Структура программы

Блок I Эмоциональный блок
Темы занятий:
Знакомство Переживание психотравмы Проживание психотравмирующей ситуации»
Блок II Когнитивный блок  
Темы занятий:
Преодоление страха Преодоление проблемных и кризисных ситуаций Проблемно-разрешающее поведение
Блок III Поведенческий блок
Темы занятий:
Самопринятие. Установление границ Саморегуляция Ценность жизни

Содержание программы

Блок 1 «Эмоциональный»

№ п/п Тема занятия Цель занятия Структура занятия
Вводная часть Основная часть Заключительная часть
           
  «Знакомство» Установление первого контакта между участниками группы, создание позитивного настроя. Ритуал приветствия «Представление» «Молекулы» «Принятие правил» «Что моя вещь знает обо мне» «Задай свой ритм» Упражнение на релаксацию «Цветок» Упражнение «Волшебный мяч»
  «Переживание психотравмы Проработка травматических переживаний. Упраженение «Приветствие группе» Упражнение «Линия жизни» Задание «Рассказ о моей трудной ситуации» Упражнение «Ассоциации с цветами» Релакс – упражнение «Дыхательное упражнение» Рефлексия занятия
  «Проживание психотравмирующей ситуации»   Интеграция пережитого в целостный опыт, обретение чувства внутренней силы.   Упражнение «Каракули» «Взрывная психодрама» «Физикализация» «Круг утешения»   Упражнение «Тереграмма»

 

 

Блок 2 «Когнитивный»

№ п/п Тема занятия Цель занятия Структура занятия
Вводная часть Основная часть Заключительная часть
           
  «Преодоление страха» Формирование навыков избавления от страха   Упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Какой я бываю» Упражнение «Состояние» Задание «Нарисуй свой страх» Упражнение «Письмо своему страху» Релакс – упражнение «Солнечный зайчик» Рефлексия
  Преодоление проблемных и кризисных ситуаций Ознакомление с процессом разрешения проблем и его этапами Упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Преодолей препятствие» Дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями» Ролевая игра «Трудная жизненная ситуация» Мозговой штурм «Навыки поведения, способствующие эффективному преодолению проблем» Релакс – упражнение «Скала» Рефлексия
  Проблемно-разрешающее поведение Ознакомление с процессом первичной, вторичной оценки проблемной ситуации. Провести тренировку навыков оценки стрессовой ситуации. Упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Паровозики» Теоретический материал по теме: «Когнитивная оценка проблемной ситуации» Упражнение «Оценка ситуации» Работа с моделью «Остановись и подумай» Упражнение «Движение по кругу» Лекция - беседа «Процесс решения проблемы» Упражнение «Пошаговое разрешение проблемы» Рефлексия


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: