1. Самочувствие в классе:
а) мой ребенок в классе чувствует себя хорошо в окружении друзей;
б) дружит только с отдельными ребятами;
в) часто чувствует себя одиноким.
2. Отношение к классу:
а) ребенок дорожит классом;
б) не задумывается о роли класса в своей жизни;
в) хотел бы перейти в другой класс, в другую школу.
3. Наличие цели работы в классе:
а) в классе заботятся о моем ребенке;
б) класс помогает не только ученикам, но и окружающим людям;
в) не чувствую особой заботы о моем ребенке в классе.
4. Отношение к деятельности класса:
а) в основном доволен воспитательной работой в классе;
б) я бы внес существенные коррективы в работу класса;
в) полагаю, что надо в корне изменить работу в классе.
5. Отношение к КТД:
а) положительно отношусь к КТД в классе;
б) пусть чаще проводятся интересные КТД;
в) КТД нашему классу не нужны.
6. Общение в классе:
а) большинство учеников настроено на дружеские отношения со всеми в классе;
б) дружат, в основном, группами;
в) полагаю, что дружба всех в классе невозможна.
7. Творческое самовыражение:
а) в классе есть возможность проявить себя и моему ребенку;
б) мой ребенок выявил в себе способности и имеет возможность реализовать их;
в) мой ребенок имеет способности, интересы, но в классе их не замечают.
Подсчет баллов идет с помощью дешифратора.
Дешифратор
Вопрос анкеты | Количество баллов по вариантам Утверждений | ||
А | Б | В | |
-10 | |||
-1- | |||
1- | 2- | -10 | |
1- | -10 | ||
-10 | |||
-5 | |||
-10 |
При подсчете баллов наибольшее число в каждой анкете может составить 100, наименьшее (худший вариант) — 65.
Главный недостаток этой методики, разработанной в годы советской власти, — преувеличенное внимание к коллективизму. Если человек образован, корректен, порядочен, но любит одиночество, можно ли считать его невоспитанным? А ведь коллективные творческие дела и сплоченность классного коллектива — важнейшие критерии воспитанности. Не отрицая позитивных качеств изложенной выше методики, рекомендуем пересмотреть ее основополагающие принципы.
Третий подход к выявлению эффективности воспитательной системы состоит в том, что уровень воспитанности оценивается интегрированным показателем — направленностью личности. При этом под направленностью подразумевается психологическая подструктура, выражающаяся в системе доминирующих мотивов, потребностей, интересов и показывающая отношение человека к природе, обществу, самому себе. Обычно выделяют два типа направленности: гражданскую (общественную) и личностную (эгоцентрическую).
В психологии и педагогике существует немало методик выявления потребностей, интересов, мотивов, отношений, которые позволяют оценить уровень воспитанности личности. Опираясь на принцип «свободного выбора», предлагается целая серия диагностических методик проявления нравственных ориентаций: недописанный тезис, сферограмма, недописанный диалог, тест-рисунок, фантастический выбор, графические тесты, ранжирование, акт добровольцев, недописанный рассказ. Сюда же можно отнести и рассказ с ошибками.
К общим условиям применения этих методик относится:
• соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к респонденту, сохранение тайны педагогической цели;
• исключение педагогического давления на производимый выбор, как предварительного, так и последнего оценочного;
• создание условий, максимально приближенных к изолированности каждого респондента от влияния окружающих;
• сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны индивидуальных ответов перед учителями, родителями и самими учениками;
• разнообразие методик и некоторая занимательность формы, переключающая внимание испытуемых и назначения теста на его форму;
• единая математическая обработка результатов, производимая для каждой возрастной группы детей;
• предварительное планирование диагностирования учащихся — от фиксирования отправного, исходного начала до выявления результатов на контрольный или завершающий момент.
Ниже приводятся наиболее доступные и простые по обработке методики диагностирования воспитанности учащихся.
Недописанный тезис
Каждому ученику выдаются карточки с недописанными фразами, которые он должен завершить. Если это технически трудно, то начало фразы произносится исследователем вслух, а дети письменно на своем листке завершают ее. Поиск содержания недописанной мысли производится с учетом ценности объекта, отношение к которому исследуется:
• Хорошая жизнь — это...
• Быть человеком — это...
• Самое главное в жизни...
• В хорошей школе всегда...
• Если видишь недостатки человека,...
• Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят,...
• Когда я вижу, что мой товарищ совершает дурной поступок,...
• Наивысшая ценность для человека — это...
Формы недописанного рассказа могут быть разные. Например, «Письмо другу».
Сферограмма
Детям предлагается два вопроса:
• Что бы ты хотел иметь больше всего на свете?
• Что бы ты стал с ним делать, если бы у тебя было его слишком много?
Можно приложить ко второму вопросу варианты ответов: «Продам», «Спрячу — пригодится», «Отдам» и др. Обработка результатов принимает четкую графическую картину: секторы вычерченных концентрических линий будут указывать на узкие или далекие сферы сопричастности детей к миру как таковому. Метод этот прост по технике исполнения и увлекателен для детей. Результаты желательно обсудить с учащимися.
Используются преимущественно для выявления характера самооценки детей. Испытуемый должен схематически отразить свое место в очерченном круге социума. Он ставит жирную точку или крестик. Графическая картина, предложенная учащемуся, — некоторая система связей и качеств. Эта методика может быть использована при работе с детьми старше 12-13 лет, когда у них уже сформировалось представление о самоценности и появилось абстрактное мышление.
Шкала может быть и сложной, например:
Графические тесты
Анализ тестирования производится так: подсчитывается число детей, поставивших точку своего «Я» выше оси, и число тех, кто поставил точку ниже оси. Подсчитывается также число тех, кто указал крайнюю точку верха или низа, и процентное соотношение самооценок в отношении разных качеств.
«Я-позиция» — разновидность графического теста. Ее схематическое выражение может быть любым. Иногда круг — это коллектив, и респондент ищет свое место в нем или за его пределами:
Анализ теста производится тем же способом.
В последние годы формируется четвертый подход качественной оценки эффективности воспитательной системы, в основе которого — контекст культуры. К сожалению, технология еще не отработана. Фундамент воспитанности и ее главный результат заключается в гармонии внутренней и внешней культуры. Эта гармония определяет общую культуру человека, позволяющую ему быть не просто равнодушным потребителем и созерцателем культуры, но и активным ее носителем и созидателем. Внутренняя культура включает культуру умственного труда, культуру творчества, эмоционально-волевую, духовную и физическую культуру.
Внешняя культура (гармония личности с обществом) — это отражение социальных факторов развития личности. Выражается она в уровне восхождения человека к социальным ценностям и нормам поведения и в приобретенных им на этом пути качествах. Внешняя культура питается процессами социальной ориентации, самоутверждения, самореабилитации и проявляется в уровне самореализации личности. Внешняя культура включает в себя политическую, нравственную, эстетическую, экологическую, семейную культуру.
Б. Битинас предложил свой вариант качественной оценки эффективности воспитательной системы. Основным методом выявления воспитанности он считает наблюдение за поведением учащихся. Оно должно осуществляться в естественной деятельности. Воспитанники не должны замечать, что являются объектом изучения. При этом не только фиксируются поведенческие акты ребят, но и определяются мотивы тех или иных поступков. Педагог должен также наметить пути улучшения поведения. Поэтому метод наблюдения, используемый педагогом-практиком, отличается от того же метода, применяемого в исследовательских целях. Воспитатель записывает свои наблюдения с учетом сформулированной основной воспитательной цели, однако в записях обычно отражается и иная информация о воспитаннике, которая может понадобиться учителю в дальнейшем. Фиксация наблюдений служит достижению более объективных выводов и предостерегает от «общего впечатления» о воспитаннике.
Вариант наблюдения — ситуация свободного выбора. Это специально организованное наблюдение за воспитанником в ситуации, требующей от него принятия решения об определенном поступке. Ситуации могут быть естественными (например, во время экскурсий, турпоходов) и искусственно созданными (добровольное включение в деятельность на общую пользу, проявление милосердия, помощь товарищам и др.). Во всех случаях педагога должен интересовать вопрос о том, к чему приведет самоопределение воспитанника, и по этому показателю он судит о направленности позиции личности.
Результаты наблюдения обязательно дополняются беседой.
В старших классах действенным методом проникновения в позицию личности воспитанника является сочинение. Тему сочинения следует формулировать так, чтобы воспитанники излагали собственный опыт позитивного поведения, описывали ситуации, в которых им самим приходилось принимать решения или наблюдать за поведением других.
Конечный результат диагностики воспитанности — решение воспитателя о ее уровне, педагогический диагноз. Путем такого решения педагог относит каждого воспитанника к одной из заранее выделенных групп воспитанности. Здесь, конечно же, не исключен некоторый субъективизм педагога, тем не менее, методика эта вполне допустима. Проф. Б. Битинас считает целесообразным выделить следующие четыре группы, характеризующие состояние направленности, устойчивости и активности позиций личности учащихся.
Активная позиция. Ею характеризуются воспитанники, которые интернализировали социально позитивную систему ценностей, причем своим поведением подтверждают ее устойчивость. Такие ученики активно отстаивают эту систему и стремятся ее распространять в доступной среде.
Пассивная позитивная позиция. Воспитанники, относящиеся к этой группе, также обладают устойчивой позитивной позицией личности, однако не проявляют активности в ее реализации, когда необходимы усилия по утверждению своих ценностей в семье, классе. Задача воспитания в этом случае — побуждение ребят к реализации своей позиции.
Неустойчивая позиция. Воспитанники, относящиеся к этой группе, — основной объект воспитательных действий. Направленность их позиций в целом позитивна, но их поведение, тем не менее, еще неустойчиво, во многом зависит от ситуации. Это свидетельствует о недостаточной сформи- рованности внутренних движущих сил. Если же проявляется положительное поведение, то оно не соответствует характеру ценностей, воспринятых воспитанниками скорее на ступени «знаемого», чем эмоционально значимого.
Негативная позиция. Воспитуемые этой группы являются объектом перевоспитания, так как нарушение социально одобряемых норм поведения воспринимается ими как норма. Им просто нравится совершать дурные поступки.
Эта общая характеристика групп воспитанности остается в силе, когда речь идет о частной позиции личности, т.е. об отношении воспитанников к другим людям, к труду, к учебе.
Проф. Б. Битинас считает, что методы анкетирования и тестирования, так популярные в педагогических исследованиях, в условиях диагностики воспитанности обычно оказываются малоэффективными.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем отличие закономерностей и принципов воспитания? Охарактеризуйте наиболее важные закономерности и принципы воспитания.
2. Какие зарубежные концепции воспитания оказывают значимое влияние на педагогический процесс в стране? Охарактеризуйте главные принципы каждой концепции воспитания.
3. Какие педагогические ситуации эффективны в воспитательном процессе?
4. Охарактеризуйте подходы и направления воспитательной работы.
5. Какие типы неправильного семейного воспитания можно выделить и каковы причины неправильного родительского воспитания?
6. Какие методы воспитания используются?
7. Как можно оценить эффективность воспитательных систем?