Тест-опросник «Мое мнение о классе» для родителей учащихся




1. Самочувствие в классе:

а) мой ребенок в классе чувствует себя хорошо в окру­жении друзей;

б) дружит только с отдельными ребятами;

в) часто чувствует себя одиноким.

2. Отношение к классу:

а) ребенок дорожит классом;

б) не задумывается о роли класса в своей жизни;

в) хотел бы перейти в другой класс, в другую школу.

3. Наличие цели работы в классе:

а) в классе заботятся о моем ребенке;

б) класс помогает не только ученикам, но и окружаю­щим людям;

в) не чувствую особой заботы о моем ребенке в классе.

4. Отношение к деятельности класса:

а) в основном доволен воспитательной работой в классе;

б) я бы внес существенные коррективы в работу класса;

в) полагаю, что надо в корне изменить работу в классе.

5. Отношение к КТД:

а) положительно отношусь к КТД в классе;

б) пусть чаще проводятся интересные КТД;

в) КТД нашему классу не нужны.

6. Общение в классе:

а) большинство учеников настроено на дружеские от­ношения со всеми в классе;

б) дружат, в основном, группами;

в) полагаю, что дружба всех в классе невозможна.

7. Творческое самовыражение:

а) в классе есть возможность проявить себя и моему ре­бенку;

б) мой ребенок выявил в себе способности и имеет воз­можность реализовать их;

в) мой ребенок имеет способности, интересы, но в классе их не замечают.

Подсчет баллов идет с помощью дешифратора.

 

Дешифратор

Вопрос ан­кеты Количество баллов по вариантам Утверждений
  А Б В
      -10
      -1-
  1- 2- -10
  1-   -10
      -10
      -5
      -10

 

При подсчете баллов наибольшее число в каждой ан­кете может составить 100, наименьшее (худший вари­ант) — 65.

Главный недостаток этой методики, разрабо­танной в годы советской власти, — преувеличенное вни­мание к коллективизму. Если человек образован, коррек­тен, порядочен, но любит одиночество, можно ли считать его невоспитанным? А ведь коллектив­ные творческие дела и сплоченность классного коллекти­ва — важнейшие критерии воспитанности. Не отрицая позитивных качеств изложенной выше методики, рекомен­дуем пересмотреть ее основополагающие принципы.

Третий подход к выявлению эффективности воспита­тельной системы состоит в том, что уровень воспитаннос­ти оценивается интегрированным показателем — на­правленностью личности. При этом под направленностью подразумевается пси­хологическая подструктура, выражающаяся в системе до­минирующих мотивов, потребностей, интересов и показы­вающая отношение человека к природе, обществу, самому себе. Обычно выделяют два типа направленности: граж­данскую (общественную) и личностную (эгоцентрическую).

В психологии и педагогике существует немало методик выявления потребностей, интересов, мотивов, отношений, ко­торые позволяют оценить уровень воспитанности личности. Опираясь на принцип «свободного выбора», предлагается целая серия диагностических методик про­явления нравственных ориентаций: недописанный тезис, сферограмма, недописанный диалог, тест-рисунок, фантас­тический выбор, графические тесты, ранжирование, акт добровольцев, недописанный рассказ. Сюда же можно отнести и рассказ с ошибками.

К общим условиям применения этих методик относится:

• соблюдение скрытой педагогической позиции по от­ношению к респонденту, сохранение тайны педагогической цели;

• исключение педагогического давления на производи­мый выбор, как предварительного, так и последнего оце­ночного;

• создание условий, максимально приближенных к изолированности каждого респондента от влияния окру­жающих;

• сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны индивидуальных ответов перед учите­лями, родителями и самими учениками;

• разнообразие методик и некоторая занимательность формы, переключающая внимание испытуемых и назначе­ния теста на его форму;

• единая математическая обработка результатов, про­изводимая для каждой возрастной группы детей;

• предварительное планирование диагностирования учащихся — от фиксирования отправного, исходного на­чала до выявления результатов на контрольный или завер­шающий момент.

Ниже приводятся наиболее доступные и простые по об­работке методики диагностирования воспитанности уча­щихся.

Недописанный тезис

Каждому ученику выдаются карточки с недописанными фразами, которые он должен завершить. Если это техничес­ки трудно, то начало фразы произносится исследователем вслух, а дети письменно на своем листке завершают ее. По­иск содержания недописанной мысли производится с уче­том ценности объекта, отношение к которому исследуется:

• Хорошая жизнь — это...

• Быть человеком — это...

• Самое главное в жизни...

• В хорошей школе всегда...

• Если видишь недостатки человека,...

• Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят,...

• Когда я вижу, что мой товарищ совершает дурной поступок,...

• Наивысшая ценность для человека — это...

Формы недописанного рассказа могут быть разные. На­пример, «Письмо другу».

Сферограмма

Детям предлагается два вопроса:

• Что бы ты хотел иметь больше всего на свете?

• Что бы ты стал с ним делать, если бы у тебя было его слишком много?

Можно приложить ко второму вопросу варианты отве­тов: «Продам», «Спрячу — пригодится», «Отдам» и др. Об­работка результатов принимает четкую графическую кар­тину: секторы вычерченных концентрических линий будут указывать на узкие или далекие сферы сопричастности детей к миру как таковому. Метод этот прост по технике исполнения и увлекателен для детей. Результаты желательно обсудить с учащимися.

Используются преимущественно для выявления харак­тера самооценки детей. Испытуемый должен схематичес­ки отразить свое место в очерченном круге социума. Он ставит жирную точку или крестик. Графическая картина, предложенная учащемуся, — некоторая система связей и качеств. Эта методика может быть использована при рабо­те с детьми старше 12-13 лет, когда у них уже сформиро­валось представление о самоценности и появилось абстракт­ное мышление.

Шкала может быть и сложной, например:

Графические тесты


Анализ тестирования производится так: подсчитывается число детей, поставивших точку своего «Я» выше оси, и число тех, кто поставил точку ниже оси. Подсчитывается также число тех, кто указал крайнюю точку верха или низа, и процентное соотношение самооценок в отношении разных качеств.

«Я-позиция» — разновидность графического теста. Ее схематическое выражение может быть любым. Иног­да круг — это коллектив, и респондент ищет свое место в нем или за его пределами:

Анализ теста производится тем же способом.

В последние годы формируется четвертый подход каче­ственной оценки эффективности воспитательной системы, в основе которого — контекст культуры. К сожалению, тех­нология еще не отработана. Фундамент воспитанности и ее главный результат заключается в гармонии внутренней и внешней культуры. Эта гармония определяет общую культуру человека, позволяющую ему быть не просто рав­нодушным потребителем и созерцателем культуры, но и активным ее носителем и созидателем. Внутренняя куль­тура включает культуру умственного труда, культуру твор­чества, эмоционально-волевую, духовную и физическую культуру.

Внешняя культура (гармония личности с обществом) — это отражение социальных факторов развития личности. Выражается она в уровне восхождения человека к соци­альным ценностям и нормам поведения и в приобретенных им на этом пути качествах. Внешняя культура питается про­цессами социальной ориентации, самоутверждения, самореаби­литации и проявляется в уровне самореализации личности. Внешняя культура включает в себя политическую, нравствен­ную, эстетическую, экологическую, семейную культуру.

Б. Битинас предложил свой вариант качественной оценки эффективности воспитательной системы. Основным методом выявления воспитанности он считает на­блюдение за поведением учащихся. Оно должно осуществ­ляться в естественной деятельности. Воспитанники не должны замечать, что являются объектом изучения. При этом не только фиксируются поведенческие акты ребят, но и определяются мотивы тех или иных поступков. Педагог должен также наметить пути улучшения поведения. По­этому метод наблюдения, используемый педагогом-практиком, отличается от того же метода, применяемого в исследо­вательских целях. Воспитатель записывает свои наблюде­ния с учетом сформулированной основной воспитательной цели, однако в записях обычно отражается и иная инфор­мация о воспитаннике, которая может понадобиться учи­телю в дальнейшем. Фиксация наблюдений служит дости­жению более объективных выводов и предостерегает от «общего впечатления» о воспитаннике.

Вариант наблюдения — ситуация свободного выбора. Это специально организованное наблюдение за воспитан­ником в ситуации, требующей от него принятия решения об определенном поступке. Ситуации могут быть есте­ственными (например, во время экскурсий, турпоходов) и искусственно созданными (добровольное включение в де­ятельность на общую пользу, проявление милосердия, по­мощь товарищам и др.). Во всех случаях педагога должен интересовать вопрос о том, к чему приведет самоопределе­ние воспитанника, и по этому показателю он судит о на­правленности позиции личности.

Результаты наблюдения обязательно дополняются бе­седой.

В старших классах действенным методом проникно­вения в позицию личности воспитанника является сочи­нение. Тему сочинения следует формулировать так, чтобы воспитанники излагали собственный опыт позитивного поведения, описывали ситуации, в которых им самим при­ходилось принимать решения или наблюдать за поведени­ем других.

Конечный результат диагностики воспитанности — решение воспитателя о ее уровне, педагогический диагноз. Путем такого решения педагог относит каждого воспитан­ника к одной из заранее выделенных групп воспитаннос­ти. Здесь, конечно же, не исключен некоторый субъекти­визм педагога, тем не менее, методика эта вполне допус­тима. Проф. Б. Битинас считает целесообразным выделить следующие четыре группы, характеризующие состояние направленности, устойчивости и активности позиций лич­ности учащихся.

Активная позиция. Ею характеризуются воспитанники, которые интернализировали социально позитивную систему ценностей, причем своим поведением подтверждают ее ус­тойчивость. Такие ученики активно отстаивают эту систе­му и стремятся ее распространять в доступной среде.

Пассивная позитивная позиция. Воспитанники, отно­сящиеся к этой группе, также обладают устойчивой пози­тивной позицией личности, однако не проявляют активно­сти в ее реализации, когда необходимы усилия по утверж­дению своих ценностей в семье, классе. Задача воспитания в этом случае — побуждение ребят к реализации своей позиции.

Неустойчивая позиция. Воспитанники, относящиеся к этой группе, — основной объект воспитательных действий. Направленность их позиций в целом позитивна, но их по­ведение, тем не менее, еще неустойчиво, во многом зависит от ситуации. Это свидетельствует о недостаточной сформи- рованности внутренних движущих сил. Если же проявля­ется положительное поведение, то оно не соответствует ха­рактеру ценностей, воспринятых воспитанниками скорее на ступени «знаемого», чем эмоционально значимого.

Негативная позиция. Воспитуемые этой группы яв­ляются объектом перевоспитания, так как нарушение со­циально одобряемых норм поведения воспринимается ими как норма. Им просто нравится совершать дурные поступки.

Эта общая характеристика групп воспитанности оста­ется в силе, когда речь идет о частной позиции личности, т.е. об отношении воспитанников к другим людям, к тру­ду, к учебе.

Проф. Б. Битинас считает, что методы анкетирования и тестирования, так популярные в педагогических иссле­дованиях, в условиях диагностики воспитанности обычно оказываются малоэффективными.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем отличие закономерностей и принципов воспи­тания? Охарактеризуйте наиболее важные закономерности и принципы воспитания.

2. Какие зарубежные концепции воспитания оказыва­ют значимое влияние на педагогический процесс в стране? Охарактеризуйте главные принципы каждой концепции воспитания.

3. Какие педагогические ситуации эффективны в вос­питательном процессе?

4. Охарактеризуйте подходы и направления воспитательной работы.

5. Какие типы неправильного семейного воспитания можно выделить и каковы причины неправильного роди­тельского воспитания?

6. Какие методы воспитания используются?

7. Как можно оценить эффективность воспитательных систем?




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: