Общая характеристика учебного предмета




Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии:

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009).

-Сборник рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 год.

-Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году.

Обоснование выбора программы

Данный учебный курс занимает центральное место среди учебных предметов УМК «Школа России», он развивает у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, расширяет их читательские возможности и знания об окружающем мире, своих сверстниках, о природе, об истории нашей Родины, кругозор; обеспечивает развитие речи; формирует потребность в чтении книг. В учебниках сохраняются тематико-жанровые разделы, а каждый следующий год вносит новые стороны в подход к текстам.

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает в себя 4 раздела:

1. Пояснительная записка.

2. Требования к уровню подготовки учащихся.

3. Основное содержание с примерным распределением часов и последовательностью тем.

4. Календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

 

Изучение русского языка и литературного чтения начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность примерно 23 учебные недели по 6 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств.

В зависимости от усвоения материала детьми учитель может сократить или увеличить этот период по своему усмотрению. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первоначальному чтению и письму; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию устных (слушание и говорение) и отчасти письменных (письмо) видов речи.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое раз­витие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки бук­вами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность; обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата уча­щихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом - отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т.п.

В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, с час­тичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.

Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других занятиях в процессе общения с детьми.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

На уроках обучения чтению и письму учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учетом психофизиологических особенностей первоклассников, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первона­чальных умений и навыков чтения и письма.

В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у них положительного отношения к учебе.

Цели и задачи курса

Цель программы:

- заложить основы формирования функционально грамотной личности;

- обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка;

- создать условия для формирования первоначального навыка чтения как одного из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности.

Задачи:

Задачи подготовительного периода:

- развитие фонематического слуха детей;

- развитие умения вычленять звуки из слова;

- формировать умение производить слогозвуковой и звуковой анализ слов;

- формировать умение сравнивать звуки в, похоже, звучащих словах.

- Введение понятий:слово; предложение; гласные; ударение; слог.

- обучатьподбору разных слов для называния одного и того же предмета;

- обучать составлению схемы слова;

- обучать составлению предложения по картинкам;

- обучать изображению предложения в виде схемы.

Подготовка к обучению письму: раскрашивание; рисование; штриховка в разных направлениях; обведение по контуру; написание элементов букв.

Задачи букварного периода:

- введение и закрепление позиционного принципа чтения;

- обучение слогозвуковому и звукобуквенному анализу слова (орфографическая пропедевтика);

- анализ печатного и письменного образа буквы;

- упражнения в написании элементов букв, букв, соединений, слов и предложений;

- упражнения в списывании слов, предложений, текстов с печатного образца

- обогатить словарь учащихся и развивать устные (слушание и говорение) и отчасти письменные (письмо) виды речи

- развивать фонематический слух

- научить делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками

- учить обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевать процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов

- обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений;

- совершенствовать речевой аппарат;

- вырабатывать отчётливое и достаточно громкое правильное произношение слов, слогов, звуков.

Задачи послебукварного периода:

- развивать умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;

- учить пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин;

- формировать сознательное, правильное, плавное слоговое чтение, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой;

- развивать связную речь, повышать культуру речевого общения;

- совершенствовать звуковую, произносительную речь детей, устранять недочёты произношения.

Место учебного предмета в учебном плане

На обучение грамоте в 1 классе отводится 138 часов (23 недели). На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению –69 часов (3 ч в неделю). На уроки обучения письму выделяются часы учебного плана по русскому языку – 69 часов (3 ч. в неделю). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения 10 недель (2ч в неделю – 20ч) и русского языка (4 ч. в неделю – 40 ч.). Итого полный курс русского языка - 109ч. в год, литературного чтения – 89ч. в год.№

В программу были внесены изменения: количество часов уменьшено по причине совпадения уроков с праздничными днями.

Планируемые результаты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: