Формирование отношений в коллективе




Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом созна­тель­ных и целенаправленных воздействий педагогов, кура­то­ров, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д); во-вторых, учебный коллектив — это от­носительно самостоятельное развивающееся явление, ко­торое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив — это, образно го­воря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что «срабатывает» по отно­шению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо зна­ют это «таинственное явление»: две или несколько парал­лель­ных учебных групп постепенно как бы индивидуали­зиру­ются, приобретают свое лицо, в результате появляется до­вольно резкое отличие между ними. В качестве причи­ны этих различий педагоги указывают, что «погоду» в учеб­ной группе делают определенные студенты, которые едва ли являются официальными руководителями учебно­го са­моуправления. Очень важно руководителю, педагогу, ку­ратору ясно видеть структуру межличностных взаимо­от­ношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуаль­ный подход к членам коллектива и влиять на формиро­ва­ние и развитие сплоченного коллектива. Настоящий спло­ченный коллектив не возникает сразу, а формируется по­степенно, проходя ряд этапов.

На первом, организационном, этапе группа учащихся учебного заведения не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступив­ших в учебное заведение учащихся различного жизненно­го опыта, взглядов, отношения к коллективной жизни. Орга­низатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к пове­дению и режиму деятельности учащихся. Для педагога важно четко выделить 2—3 наиболее значимых и принци­пиальных требования к деятельности и дисциплинирован­ности, не допуская выдвижения обилия второстепенных тре­бований, указаний, запретов. На организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на ос­нове наблюдения и психологического тестирования «ин­дивидуально-психологическую карту» личности учащего­ся, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. В целом первый этап характеризуется социально-психоло­гической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождением в новый коллектив, ус­воением требований, норм, традиций жизни учебного за­ведения.

Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллекти­ва, т. е. выявлены организаторы коллективной деятельно­сти, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллек­тива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно принимать меры воздействия для кор­рекции положения членов группы с высоким и низким со­циомет­рическим статусом. Воспитание актива группы — важ­нейшая задача руководителя, направленная на разви­тие организаторских способностей актива и устранение нега­тивных явлений — зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива.

Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наибо­лее рациональные пути воздействия на эффективность группо­вой работы. В этой связи большое значение приоб­ретают специальные методы исследования, позволяющие выяв­лять структуру межличностных взаимоотношений в груп­пе, выделять ее лидеров.

Позиция педагога-куратора в учебной группе специ­фична: с одной стороны, он проводит с ребятами достаточ­но много времени и как бы является членом их коллек­тива, их руководителем, но, с другой стороны, учебная группа в значительной степени существует и развивается незави­симо от педагога, выдвигая своих лидеров и «заво­дил». Педагогу мешают стать полноправным членом учебного коллектива разница в возрасте, различия в соци­альном ста­тусе, жизненный опыт, наконец. Педагог не мо­жет быть полностью равным ученику. Но, вероятно, к это­му и не надо стремиться — ученики чутко реагируют на фальшь заявлений о «полном равенстве». Такое положе­ние педа­гога затрудняет его оценку ситуации внутри груп­пы, по­этому куратору нелегко быть экспертом в вопросах взаи­моотношений учеников его группы.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, пу­теше­ствия и т. п.), постановка перед коллективом интерес­ных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требова­тельных отношении, ответственной зависимости между людьми — вот это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе.

Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой едино­мышленников, так как наблюдается значительная неодно­родность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискус­сии, внимание педагога-руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллеги­альный спо­соб принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.

На третьем этапе развития коллектив достигает вы­сокого уровня сплоченности, сознательности, органи­зо­ванности, ответственности членов коллектива, что по­зво­ляет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Дале­ко не каждый коллектив достигает высшего уровня развития.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по от­ношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом спло­ченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положи­тельного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: