Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого. Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Как явствует из исследований, для педагогов низкого уровня продуктивности характерно восприятия лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истинные цели и мотивы, в то время как педагогов высокого уровня продуктивности отличают отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения учащихся, объективность оценочных суждений.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.
Выделяют три уровня развития: первый уровень — низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.
Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия, она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).
Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Из них основные таковы:
1. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности обобщается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
Механизмом межличностного восприятия являются проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества), децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека), идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого), эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания).
Стереотипизация представляет собой один из важнейших механизмов межличностного познания. Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека. Возможно, что в силу своей недостаточной осознанности стереотипы приобретают такую власть над людьми. Можно выделить 6 групп социально-перцептивных стереотипов: 1 — антропологические, 2 — этнонациональные, 3 — социально- статусные, 4 — социально-ролевые, 5 — экспрессивно-эстетические, 6 — вербально-поведенческие. Чаще всего эти эталоны-стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда вынуждены судить о нем по первому впечатлению.
Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика.
Этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе (например, «немец-педант», «темпераментный южанин» и т. п.).
Социально-статусные стереотипы состоят в зависимо сти от оценки личностных качеств человека, от его социального статуса (в экспериментах выяснилось, что даже рост незнакомого человека оценивается по-разному, в зависимости от того, кем по статусу он является: чем более высоким был социальный статус, тем более высокого роста казался человек).
Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависи мости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций (например, стереотип военного как дисциплинированного, жесткого, ограниченного человека, стереотип профессора как умного, рассеянного и т. п.).
Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»: чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными качествами он наделяется).
Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зави симостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.).
В процессе познания педагогом личности учащегося механизм «стерео типизации «работает во всех направлениях: и социальные стереотипы, и эмоционально-эстетические, и антропологические и пр. У педагога под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник». Так, впервые встречаясь с учащимся, уже получившим характеристику «отличника» или «двоечника», педагог с большей или меньшей вероятностью предполагает наличие у него определенных качеств. Среди преподавателей чрезвычайно распространен стереотип о связи хорошей успеваемости учащегося с характеристиками его личности: успешно учится — значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо — значит, бесталанный, ленивый, несобранный и т. п. Распространен и такой стереотип у педагогов, что «неблагополучными детьми», склонными к асоциальному поведению, чаще всего являются «ершистые», беспокойные учащиеся, те, которые не могут усидеть на занятиях, не могут молча, подчиненно реагировать на замечания, способны вступить в пререкания, А учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний педагога, оцениваются польщенным педагогом как благополучные.
Эмоционально-эстетические стереотипы также могут играть определенную роль в процессе педагогического общения: оценивая свое отношение к незнакомым ученикам (по их фото) и их поступкам (описание неблаговидных поступков), педагоги оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная внешность.
В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если педагог жестко следует им и если их влияние приобретает абсолютный характер. Использование стереотипов может быть частично приемлемо, если педагог, опираясь на них, дает лишь вероятностную оценку личности учащегося («Возможно, он доставит мне много хлопот»), если педагог «знает себя» и отдает себе отчет в существовании субъективных оценочных стереотипов; если опора на стереотипы используется лишь в условиях дефицита информации, впоследствии уступая место целенаправленному, профессиональному изучению личности.
Особая роль в процессе познания педагогом личности учащегося принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися.
В работе с трудными подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как для многих из них сопереживание является неудовлетворенной, дефицитной потребностью. Так, по данным исследований, 92% подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, чувствовали недостаток положительных эмоциональных контактов, находились в состоянии психологической изоляции в своих учебных коллективах. Экспериментально доказано, что развитие склонности к насилию и ее закрепление в виде жизненного стиля личности обычно напрямую связаны с недостатком эмпатии как у самой личности, так и у ее окружения. Большинство делинквентных подростков испытали в той или иной мере эмоциональную изоляцию: дефицит любви, недостаток родительской заботы и пр. И в школе они не только испытывают дефицит сопереживания со стороны педагогов, но и подвергаются еще большему давлению, чем в семье. В некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка, прямо приводит к дидактогениям — негативному психическому состоянию учащегося, вызванному нарушением такта со стороны педагога и в высшей степени отрицательно сказывающемся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими.
Механизмы эмпатии, децентрации и идентификации являются важнейшими в процессе познания педагогом личности учащегося. Именно со способностью побороть свой эгоцентризм, понять и принять точку зрения учащегося, встать на его место и рассуждать с его позиции в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося. Все это возможно не только благодаря изначальным педагогическим способностям, но и специальным рефлексивно-перцептивным умениям, которые связаны со специфической чувствительностью педагога к собственной личности и к личности учащегося. От данных способностей зависит эффективность познания педагогом самого себя и личности другого человека.
Рефлексивно-перцептивные умения педагога образуют органичный комплекс: познать собственные индивидуально-психологические особенности, оценить свое психическое состояние, а также осуществить разносторонне восприятие и адекватное познание личности учащегося. Как и любые умения, они основаны на системе соответствующих знаний (закономерностей и механизмов межличностного познания и рефлексии, возрастной психологии детей, подростков, юношей) и определенных навыков. В структуру навыков входят три типа: социально-перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные. Последние предполагают автоматизацию способов решения отдельных педагогических задач на самопознание и познание личности учащегося.
В свете современных исследований имеется прямая связь между полноценностью, когнитивной сложностью, дифференцированностью Я- концепции субъекта и отражением им личностных особенностей других людей. Познание личности учащегося может существенно затрудняться в случае плохой осведомленности педагога об особенностях своей собственной личности, о своих сильных и слабых сторонах, установках, индивидуальных особенностях реагирования в различных педагогических ситуациях. Стереотипное восприятие учащихся усиливается при столкновении с различными трудностями в работе. Так, чем больше трудностей испытывает педагог в своем педагогическом общении и деятельности, тем менее ответственными, менее заинтересованными, менее осознанно выбирающими профессию ему представляются учащиеся, с которыми он работает. Здесь проявляется своеобразная психологическая защита, когда обилие субъективных трудностей в собственной педагогической деятельности объясняется внешними, якобы объективными причинами: «трудный контингент, безответственные личности, случайные для профессии люди, лентяи» и т. п.
Исследования показали, что профессионализм познания учащихся напрямую связан с глубиной отражения собственного «Я» и с проницательностью в познании коллег. Познание учащихся предполагает два направления: восприятие как личности и как субъекта учебно-познавательной деятельности. Анализируя особенности учащегося как субъекта учебной деятельности, следует выявить его склонности в теоретических и практических видах деятельности. Один и тот же учащийся в различных видах учебно-познавательной деятельности может проявлять совершенно различные свойства: например, учащийся может проявлять высокую степень автономности, самостоятельности, развитый самоконтроль, ответственность, целеустремленность и инициативность и устойчивую учебную мотивацию в практическом обучении и прямо противоположные качества в теоретическом обучении.
Педагог, пытаясь понять состояние и поведение учащихся, дает свою интерпретацию и оценку происходящего, считая при этом, что его интерпретация почти всегда верна, хотя фактически педагогические интерпретации нередко бывают ошибочны.
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека), либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).
Можно выделить следующие критерии анализа поведения:
—постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;
—отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;
—обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.
Когнитивный психолог Келли в исследованиях показал, что постоянное, малоотличающееся поведение, да к тому же необычное — объясняется через внутренние причины, через специфику личности и характера человека («таким он уродился»).
Если в похожих ситуациях у человека постоянное поведение, а в других случаях — другое, отличающееся поведение, и к тому же это обычное поведение (то есть как и у других людей в таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяснять через внешние причины («в этой ситуации так все вынуждены себя вести»).
Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Хайдер считает, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но человек склонен приходить к заключению, будто намерения и диспозиции других людей соответствуют их действиям.
Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера («это человек со сложным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести иначе, а вообще я совсем не такой»). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.
Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляется более явно.
5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее, они придадут большее значение ситуации.
На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.
На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.
На восприятие и понимание людей влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Установки имеют три измерения:
— когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;
— аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
— поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.
Установки формируются: 1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по-разному восприниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью — сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение — может повышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Правила обратной связи:
1. Говори о том, что конкретно делает данный человек. Когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства,
2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить. 3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.
В некоторых исследованиях отмечается связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально- психологическими особенностями педагога, например, с такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что в целом педагоги интровертированного типа более полно и адекватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. Исследования А. Реан обнаружили интересную особенность; те педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием «самоуверенности» (а, напротив, приближаясь к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением «самоуверенности», тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Какие признаки успешного педагогического общения?
2. Охарактеризуйте возможные стили и типы педагогического общения.
3. Рассмотрите основные этапы педагогического общения.
4. Укажите основные причины неэффективного общения.
5. Какие профессионально важные качества нужны педагогу для общения с аудиторией?
6. Какие стили педагогического управления выделяют?
7. Почему педагог не всегда понимает правильно своих учеников?
Й РАЗДЕЛ
УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ
ВОПРОСЫШКОЛОВЕДЕНИЯ
Успешное выполнение задач, поставленных перед общеобразовательной школой в значительной степени, зависит от управления школой, от уровня руководства ею. Управление в социальном смысле понимается как организационное, плановое и системное воздействие на определенный объект. Это воздействие обеспечивает урегулирование и сохранение, будущее развитие и совершенствование деятельности учреждения.
Существование, история, процесс развития, будущее, образ мышления, знания и умения каждого народа связаны с образованием, фундамент которого заложено основательно. Осуществление реформы в области образования независимой Азербайджанской Республики является важнейшей потребностью на новом историческом этапе. Сегодня преподавание вопросов «Школоведения» в высших школах возникло от необходимости требований нового педагогического мышления, разработки и усовершенствования преподавания на основе Болонского процесса, кредитной системы, оптимизации процесса обучения в высшей школе, подготовки будущих учителей к управлению учебными заведениями и к руководству ими. Возникла необходимость в разработке и определении тем на основе новых требований, в методических указаниях о правилах подготовки к лекциям и семинарским занятиям, а также в методике организации и проведении занятий новыми, интерактивными методами.
Утвержденный указом общенационального лидера Гейдара Алиева «Программа реформы в области образования в Азербайджанской Республике», дала толчок созданию правовой базы в этой области. За эти годы с поддержкой Мирового Банка проделана определенная работа в области обновления содержания образования, укрепления учебно-материальной базы, усиление кадрового потенциала, усовершенствования управления, обеспечения с ИКТ и др. начиная с 1998-го года, построено, пристроено и сдано в эксплуатацию, или же отремонтировано более 3000 школ. Школы оборудованы инвентарем, улучшено их обеспечение информационно- коммуникативными технологиями. Выполнена Государственная Программа, связанная с этим вопросом, и с 2008-го года начала применяться вторая Государственная Программа. За прошедший период Азербайджанским государством утверждены в 1999-ом году государственные стандарты общего среднего образования, в 2006-ом году Концепция (курикулум) общего образования, в 2009-ом году Закон об Образовании и Концепция Оценивания в системе общего образования. В нашей стране, начиная с 2005/ 2006 учебного года, выпускные экзамены по общему среднему образованию проводятся в централизованном порядке и т.д.
Процесс осуществления этих задач происходит в школе. Управление этим сложным процессом – планирование, координирование, направлять на нужное русло, управлять и контролировать его соответственно с требованиями народа, общества, государства требует высокую компетентность.
Чем управляет руководство школы?
1) Организацией и проведением учебно-воспитательной работы (т.е. выполнением обязательного образования; комплектацией классов, своевременным достижением ученика 9-го класса, обеспечением учителями-специалистами по всем предметам, состоянием преподавания предметов и качеством знаний, умением и навыками учащихся, работой методических объединений, выполнением учебных программ, организацией и проведением факультативных занятий, организацией профессионально ориентационной работы, внеклассным и внешкольным мероприятием, документацией школы, решениями, указами, приказами, их выполнением и др.);
2) Управляет учебно-материальной базой и финансово-хозяйственной деятельностью. Учебно-материальная база школы - это здание школы, его комнаты, сооружения, машины, инвентарь-оборудование, коммуникации, библиотека, оформление, школьные музеи, территория и имеющиеся там спортивно-оздоровительные сооружения, площадка географии, лаборатории и учебные кабинеты, тир для стрельбы, противопожарный бассейн с водой. Финансово-хозяйственная деятельность - это рациональный расход средств, выделенных по смете, объективное распределение учебной нагрузки, подготовка статистических отчетов и др.
С точки зрения организации и содержания работы, каждый из этих разделов имеет свое специфическое свойство. Отмеченный в разделах каждый вопрос охватывает широкую область, и каждый вопрос может быть содержанием солидной работы.
В современных условиях в комплексном решении учебно-воспитательных вопросов растет роль управления школой и руководства ею. По сравнению со словом управление понятие «руководство» имеет большее значение. Потому что руководство определяет основные направления и главные задачи по всем звеньям управления. Все вопросы, связанные с управлением школы называются школоведением. Школоведение – это область педагогической науки, включающая цели, содержание и методы управления школой, систему вопросов руководства школой. Тему школоведения составляет целенаправленный процесс организации работы школы и управления ею. Объектом школоведения является многосторонняя деятельность органов образования и руководства школы по управлению школой и системой общего образования. «Управлять – это действовать, воздействовать» (Стендаль).
Педагогическую основу школоведения составляет:
1) Законодательство Азербайджанского государства;
2) Опыт руководства школой и ее управление в нашей стране;
3) Историческое наследие педагогической науки.
Руководство школой носит социальный характер. Оно связано с комплексным решением вопросов, выдвинутых обществом и государством. Основу руководства и управления школой составляют Конституция Азербайджанской Республики, Закон об Образовании, распоряжения и указы главы государства, связанные с образованием, решения Милли Меджлиса, система законодательства, выраженные в решениях и распоряжениях правительства республики.
Главным идейным источником руководства и управления школой являются прогрессивные традиции и исторический опыт. В средних веках, управления школами и медресе; в 30-х годах XIX века – русско-татарскими школами; в годы советской власти в общеобразовательных школах, а также педагогическое наследие видных представителей Азербайджанской педагогической мысли таких, как Н.Гянджеви, Н.Туси, М.Физули, А.Бакиханов, М.Ш.Вазех, М.Ф.Ахундов, Г.Зардаби, С.А.Ширвани, С.С.Ахундов, Ф.Кёчерли, К.Эфендиев, Н.Нариманов, М.А.Сабир, М.Т.Сидги, Дж.Мамедкулузаде, Ф.Агазаде, У.Гаджибеков, А.Сеидов, М.М.Мехтизаде, Н.Г.Казымов, Г.М.Ахмедов, З.И.Гаралов, А.А.Агаев и др. являются идейным источником управления и руководства шеолой. Кроме этого в разные годы были написаны и изданы ценные учебники и методические пособия по школоведению такими известными педагогами, как Р.Мамедзаде, Ф.Рустамов, А.Аббасов, А.Пашаев, Ф.Садыгов, С.Гулиев, О.Гасанлы, Х.Ализаде, Л.Гасымова, Р.Гусейнзаде, В.Халилов, М.Ильясов, Ш.Тагиев, А.Келбалыев, Н.А.Ахмедов, И.Ахмедова, И.Гаджиев, Г.Байрамов и др.
Общеобразовательная школа – это учреждение обеспечивающее обучение и воспитание молодого поколения, это динамически развивающийся коллектив, состоящий из детей и взрослых. В нашей стране управление школой осуществляется на основе принципов управления государством и обществом. Потому что школа ячейка общества.
В республике создана государственная и общественная система самоуправления в области управления школой и руководства над ней. Что такое управление и руководство? Чем отличаются эти понятия? В школоведении понятие «управление» - это планомерная, регулярная организация и обеспечение работы школы с целью достижения оптимального результата, сознательное урегулирование отношений, сложных психологических, педагогических и методических процессов внутри школы.
Работа по управлению состоит из нескольких этапов. Например, управление, как всякая работа, всегда начинается с выдвижения научно обоснованной цели. Затем изучается обстановка и получается необходимая информация. На основе полученной информации составляется программа работ. Обеспечивается выполнение работы на основе данной программы. Далее контролируется ход работы, когда представляется удобный момент, стимулируется, проводится коррекционная работа, оказывается педагогическое воздействие, создается обратная связь и т.д. И наконец, в конце работы обобщается полученная информация, анализируется, оценивается, и выводятся соответствующие результаты для будущей деятельности. Конечно же, на всех этих этапах управляющая сторона – то есть руководство выступает как ведущая сила.
«Руководство» - понятие более обширное. С точки зрения школоведения, оно означает определять основные линии, главные задачи управления школой, возглавлять школу. Отсюда становится ясным, что руководитель – это человек, который осуществляет управление. Иначе говоря, это человек, которому даны права принимать решения, распоряжаться, приказать. (Будет еще лучше, если это будет настоящей личностью.) Объективность управления во много зависит от руководителя. Высший орган самоуправления школы – это конференция: общее собрание школы. Между конференциями высший орган самоуправления – это школьный совет. С целью повышения уровня учебно-воспитательной работы, профессиональное мастерство, творческие стремления учителей и воспитателей в школе создается педагогический совет. Школу возглавляет директор. Основные вопросы жизни школы решаются на основ