Эмоции, настроения, чувства




 

Собственно эмоции – это более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражает оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Эмоции носят отчётливо выраженный идеаторный характер, они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность – способность к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими [10].

Самовыражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого "эмоционального языка". Эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты. Эмоции воспринимаются субъектом как состояние моего "Я", аффекты – как состояния, происходящие "во мне". Это отличие ярко выступает, когда эмоции возникают как реакция на аффект. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.

Настроение – самое длительное, или "хроническое", эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение. Настроения от эмоций отличаются меньшей интенсивностью и предметностью. Они отражают бессознательную, обобщённую оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, весёлым или угнетённым, бодрым или подавленным, спокойным или раздражённым и т.д., оно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость его зависит от многих причин – возраста, индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней или недель, может стать устойчивой чертой личности.

Настроение имеет огромное значение для эффективности деятельности человека. Оно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У людей с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц с заниженной выражена склонность к пассивно – отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.

Чувства. Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основание – отчётливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или обобщённом, отвлечённом. Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных "эмоциональных констант". Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили психологии основанием идеи об амбивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Другая особенность чувств – они образую ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и заканчивая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств; образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека.

Существенную роль в формировании и развитии высших человеческих чувств имеет социальные институции, в частности, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые социальные обряды и церемониальные акты. Как и собственно эмоции, чувства, имея естественные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания [10].

 

 

Заключение

Теоретический анализ проблемы позволил нам сформулировать следующие выводы.

1 Эмоции – это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру.

2 Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. А всеобщее стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального состояния – это залог здоровья, бодрости и счастья.

3 Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.

4 Исследователи по – разному отвечают на вопрос: развиваются ли эмоции в течение жизни человека. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека развивается.

5 Знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для студ. вузов / А. Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: AcademiA, 2007. – 526 с.

2 Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

3 Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов / Г. М. Бреслав. – М.: Смысл: AcademiA, 2004. – 541 с.

4 Вилюнас В.К. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / авт.-сост. В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

5 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (курс лекций): учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2008. – 334 с.

6 Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций. – М.: АСТ, 2009. – 787 с.

7 Изард К.Э. Эмоции человека. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 954 с.

8 Изард, К. Э. Психология эмоций: научное издание / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 2006. – 460 с.

9 Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. – СПб.: Питер, 2007. – 784 с.

10 Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2001. – 584 с.

11 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010. – 582 с.

12 Марцинковская Т. Д. История психологии: учеб. для студ. псих. и пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. - 5-е изд., стер. М.: AcademiA, 2006. – 539 с.

13 Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 463 с.

14 Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Владос, 2007. – 631 с.

15 Петровский,А.В.. Психология: учеб. для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. – 501 с.

16 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 559с.

17 Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

18 Ребер А. Большой психологический словарь. – М.: Вече, 2000. – 680 с.

19 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, – 2000. – 712 с.

20 Сосновский Б.А. Психология: учеб. для пед. вузов / Б. А. Сосновский. – М.: Юрайт, 2010. – 660 с.

21 Электронный образовательный ресурс – Режим доступа:

https:// 10.13.254.122/cgi-bin/block?reason_to_block=58

http: // pandia.ru/text/78/508/65767.php

http: // www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: