Государственное регулирование занятости и воспроизводства рабочей силы




Государственное регулирование занятости базируется на различных теоретических подходах. Так, некоторые страны как, например, США стоят на позиции минимального и по характеру пассивного вмешательства государства в регулирование рынка труда. Регулирование рынка труда в своей основной части переведены на рынок и на его механизм взаимодействия спроса и предложения рабочей силы. При этом американской модели относительно занятости присущ ориентир на создание новых рабочих мест, не требующих высокой квалификации, но эти места создаются за счет государства в очень ограниченном количестве.

В таких странах, как Швеция, Япония, Южная Корея исходят из концепции необходимости активного вмешательства государства в регулирование рынка труда. Реальное воплощение этого направления нашло свое наиболее четкое проявление в Швеции. Это так называемая скандинавская модель. Она базируется на том, чтобы охватить максимальное количество трудящихся путем образования значительного количества рабочих мест со средней квалификацией рабочих. Преимущество такого подхода заключается в обеспечении достаточно массовой занятости и относительно несложном способе создания рабочих мест. Недостаток заключается в том, что эта политика ведет к формированию относительно небольших доходов трудящихся, что в определенной степени тормозит расширенное воспроизводство рабочей силы и ведет к массовым увольнениям, если в государстве возникает проблема с деньгами (дефицит бюджета).

Существует также европейская модель. Она построена на том, чтобы вводить новые рабочие места, которые требуют высокой квалификации рабочих. Положительными последствиями здесь являются: рост доходов занятой части населения, рост производительности труда. Как негативное следствие происходит относительное сокращение занятости за счет наименее квалифицированной рабочей силы. Этот недостаток в некоторой степени смягчается тем, что высокие доходы занятых позволяют сформировать мощную систему помощи по безработице.

Наши отечественные экономисты в основном склоняются к тому, что активное участие государства в процессах, происходящих на рынке труда, является необходимым в условиях нашей переходной экономики. Государственное регулирование рынка труда является всегда специфическим и зависит от тех условий и факторов, присущих конкретной стране.

Правовую основу государственного регулирования рынка труда определяет Закон Украины "О занятости населения" (1991 г.) и другие правовые акты. В соответствии с этим законом субъектом государственного регулирования занятости является Министерство труда и социальной политики. В его непосредственные функции входит разработка нормативных актов, касающихся трудового законодательства и решения тех вопросов, которые связаны с проблемой занятости. Непосредственную организацию по осуществлению разработанных названным министерством программ занятости обеспечивает Государственная служба занятости. Она состоит из национального центра и сети областных и городских центров занятости. Основные функциональные обязанности Государственной службы занятости можно свести к следующему:

ü трудоустройство незанятых граждан на основе анализа рынка труда и сбора информации о вакантных рабочих местах, профессиональной, возрастной и др. характеристиках потенциальных работников;

ü подготовка и переподготовка за государственный счет тех работников, которые уволены со своих рабочих мест, но требуют работы и активно ее ищут;

ü организация методической, правовой и иной помощи тем безработным гражданам, которые намерены начать предпринимательскую деятельность;

ü осуществление в пределах определенной законом компетенции социальной защиты безработных, зарегистрированных в учреждениях Государственной службы занятости.

Государственное регулирование занятости включает разнообразные мероприятия, направленные на обеспечение полной занятости и повышения эффективности функционирования рынка труда на основе научно разработанной государственной политики занятости. На государстве лежит и ответственность за профессиональную ориентацию, подготовку и переподготовку кадров. Важную роль играет государство и в повышении мобильности рабочей силы. Это достигается не только за счет четко организованной системы подготовки и переподготовки кадров, но и за счет формирования рынка жилья, создание необходимых условий для обустройства той рабочей силы, которая перемещается из других регионов.

Проблема государственного регулирования занятости тесно связана с процессами воспроизводства рабочей силы, сопровождающиеся чрезвычайно широкой и разнообразной по форме системой производственных отношений. Они возникают на всех фазах производства и потребления этого специфического товара.

На фазе формирования ("производства") рабочей силы возникают отношения, связанные с дошкольным воспитанием детей, получением общего и профессионального образования. Особенностью этой фазы является то, что более 80 % всех расходов на это берет на себя государство. Лишь частично вступления общих профессиональных знаний осуществляется за счет самого производителя.

Государственное регулирование процесса воспроизводства рабочей силы на этой фазе заключается в обеспечении правовой базы, которая, конкретизируя права и свободы человека, зафиксированные в Конституции Украины, регламентирует формы и способы подготовки рабочей силы. Это не только контроль за обеспечением равного и свободного доступа к услугам сферы образования, науки и культуры, но и стандартизация основных параметров подготовки рабочей силы на тех или других ступенях ее формирования. Такой подход усиливает позиции носителя рабочей силы на рынке труда и расширяет границы мобильности рабочей силы. Она уже на фазе формирования может без труда выбирать, скажем, высшее учебное заведение не только в рамках национальной системы образования, но и за ее пределами.

Следующая фаза в системе воспроизводства рабочей силы заключается в ее распределении. На этой фазе, в отличие от предыдущей, государство не может непосредственно влиять на распределение трудовых ресурсов по сферам деятельности, отраслям и территориям. Это движение является следствием, прежде всего, действия законов спроса и предложения рабочей силы. Власть может лишь создавать определенные дополнительные условия или льготы для того, чтобы направить движение рабочей силы в тех направлениях, где ее наличие особенно необходима для развития общественного производства. Для иллюстрации можно привести такой пример. По решению Правительства Украины, специалист с высшим образованием, которую он получил на платной основе, взяв кредит у государства, при условии его труда на селе в течение пяти лет после окончания высшего учебного заведения может не возвращать долг государству. В арсенале государства много и других косвенных способов стимулирования рационального распределения рабочей силы. Однако современное состояние с распределением рабочей силы по сферам занятости и отраслями народного хозяйства, как, кстати, и за территориями, свидетельствует об отсутствии, по крайней мере в нашем государстве, четко продуманной и хорошо спланированной политики распределения рабочей силы. Следует заметить, что при определенных обстоятельствах (чаще политического характера) государство может и непосредственно вмешиваться в механизм перемещения больших масс своих граждан.

Чрезвычайно важной фазой движения рабочей силы является обмен. Именно здесь сконцентрированы наиболее острый узел отношений, формирующихся в процессе ее воспроизведения. Это объясняется тем, что в момент купли-продажи рабочей силы встречаются диаметрально противоположные интересы покупателя и продавца. К тому же эти интересы находятся в плоскости обеспечения существования каждой из сторон. Понятно, что цена здесь формируется на основе стоимости этого специфического товара, но под влиянием многих факторов цена может очень отвергаться от стоимости, особенно уменьшаться. Дело в том, что экономические позиции продавца и покупателя рабочей силы слишком неравны.

Определенный баланс в формировании и, главное, в реализацию отношений обмена вносят профсоюзы. Именно они, будучи представителями людей наемного труда, защищают их интересы, являя собой мощную и очень действенную силу в развитых странах.

Но основную ответственность за состояние и развитие отношений, которые формируются в процессе воспроизводства рабочей силы на фазе обмена, несет государство. Именно она должна регулировать и контролировать базовые параметры обмена рабочей силы. Так, государство устанавливает размер минимальной заработной платы, общие условия организационного оформления акта купли-продажи рабочей силы. В развитых странах это коллективные соглашения, которые заключаются на значительный срок (чаще всего на 5 лет) между работодателем и профсоюзом. Государство при этом не только определяет основные правовые позиции, но и выступает определенным арбитром, часто превращаясь и на прямого регулятора этих отношений.

Последняя фаза в процессе воспроизводства рабочей силы - это ее потребление. Именно в процессе использования рабочей силы создается дополнительный продукт в форме дополнительной стоимости, который на поверхности приобретает превращенной формы прибыли. Этот процесс также регламентируется государством, потому что именно она на уровне законов устанавливает продолжительность рабочей недели, общие основы организации работы (например, необходимость для водителей перед началом рабочего дня проходить тесты на содержание в крови алкоголя) и др. Государство также регламентирует порядок предоставления отпуска и ее продолжительность для определенных профессий. Государственные органы контролируют и организацию, и состояние охраны труда на предприятиях и в учреждениях.

А.І. Щетинин, Политическая экономия, стр.345-351.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: