Коммунисты, фашисты и либералы




 

Собирая назидательные истории из жизни православных христиан, я прошу разных людей вспомнить что‑нибудь интересное, запомнившееся. Обращаюсь к архимандриту Феодору:

— Батюшка, расскажите поучительные случаи из вашей жизни или из жизни других людей.

— Что ж, сейчас расскажу, — соглашается отец Феодор.

Он человек преклонного возраста, почти полвека прожил в Троице‑Сергиевой Лавре. Я ожидаю услышать от него душеспасительные случаи из жизни лаврских старцев. Однако убеленный сединами архимандрит начинает:

— Вот мама рассказывала мне в детстве случай, произошедший в нашем храме…

Я замираю от удивления и внимательно слушаю рассказ украинской крестьянки, который так глубоко запал в душу почтенного лаврского архимандрита.

Впечатления, полученные нами в детстве, откладываются в нашем сознании на всю жизнь. Они подчас формируют личность человека в большей степени, чем многие последующие события и полученные знания.

Иногда у родителей опускаются руки. Воспитывают, воспитывают свое дитя, учат его, назидают, и кажется им порой, что не в коня корм. Плохое схватывает на лету, а доброе в нем никак не приживается. Однако не надо отчаиваться: если не сейчас, так в будущем доброе семя непременно даст свои всходы в душе ребенка.

Отец Феодор рассказал, что в тридцатые годы прошлого века на Украине в Сумской области местная власть приказала из одного храма, отобранного у православных, вынести всё внутреннее убранство. Какой‑то безбожник взялся снять паникадило. Забравшись под купол храма по наспех возведенным лесам, он отсоединил цепь от кольца, вмонтированного в потолок. Паникадило полетело вниз, но при этом увлекло за собой и хлипкие леса. Однако безбожник вместе с ними не упал. Ему удалось ухватиться за кольцо. Некоторое время из‑под купола он отчаянно кричал своим товарищам о помощи. Они сначала растерялись, а потом стали сооружать какую‑то конструкцию для его спасения. Однако потолок был слишком высоко, и быстро это сделать не получилось. Когда силы у безбожника иссякли, он рухнул вниз…

В те же годы ломали другой храм. Один из разрушителей залез на маковку и пытался снять крест. Вдруг из толпы, стоявшей внизу, раздался крик старушки:

— Чтоб тебя ломало так, как ты крест ломаешь!

Мужчина устыдился, перестал демонтировать крест, слез с кровли и ушел домой. Однако с этого момента его совесть не знала покоя. Ее непрестанно мучил содеянный грех. Через несколько лет началась Великая Отечественная война. Этого человека призвали в армию, где он случайно попал под проезжавший мимо танк. Когда гусеницы перемалывали ноги, страшная боль поразила тело солдата, но его душа тотчас обрела долгожданный покой. Он вспомнил крик старушки и воспринял свою беду как искупление за грех.

Перед началом войны в Сумской области из сотен действовавших храмов осталось несколько. В самом областном центре, в городе Сумы, большевики не успели закрыть кафедральный Преображенский собор. Город в то время состоял из одно- и двухэтажных домов, поэтому собор возвышался над ними словно целая свеча над огарками. Его было видно в округе за двадцать километров. По милости Божией при наступлении немецких войск собор не получил никаких повреждений, хотя город подвергся массированным бомбежкам с воздуха и артиллерийскому обстрелу с земли.

Во время оккупации фашисты не препятствовали в Сумской области, как, впрочем, и везде, открытию церквей. Православные возобновили богослужения более чем в трехстах храмах. Когда в войне наступил перелом, советским войскам пришлось освобождать Сумы, преодолевая сопротивление немцев.

Стояла весна. В один из дней, когда шел бой за город, совершалось празднование чтимой в Сумах иконы Божией Матери. Несмотря на жестокий обстрел советских батарей, в собор на богослужение пришло очень много людей. И это при том, что от разрывов снарядов рушились дома, расположенные близ храма. Когда настало время совершить крестный ход, многие выразили сомнение в его целесообразности ввиду опасности. Тогда какой‑то прихожанин, возвысив голос, призвал всех верующих проявить мужество и выйти на крестный ход, чтобы помолиться о сохранении города и его жителей. Охваченные благодатным порывом, прихожане, взяв в руки хоругви и иконы, вышли из собора.

Когда зазвонили колокола, артиллерийская стрельба внезапно стихла, и верующие совершили крестный ход под мирным небом. Видимо, командиры советских батарей к этому времени были ближе к Богу, чем в начале войны. Тем более что Сталин в своих интересах тогда проводил уже совсем иную политику в отношении Церкви.

Идеологи и фашизма, и большевизма были едины в ненависти к христианству, но иногда проявляли временную лояльность к нему для своей политической выгоды. Тем не менее и те, и другие провозглашали обязательными для своих последователей и проводили в жизнь в подвластных себе государствах принципы нравственности. Нравственности безбожной, очень своеобразной, но всё же нравственности. Мы же в конце двадцатого и в начале двадцать первого столетия стали свидетелями создания общества полной безнравственности. На этом поприще российские идеологи и руководители так называемых либеральных реформ смогли в очень короткий срок добиться успехов, потрясающих воображение.

В одном большом подмосковном городе приходская община несколько лет добивалась возвращения ей церковного дома, конфискованного после Октябрьской революции. Наконец местная администрация пошла навстречу просьбе верующих и вернула дом законным владельцам. Подразделение же городской милиции, занимавшее старое церковное строение, переехало во вновь построенное современное здание. Правда, переезд этот был несколько странным. Настоятель храма, например, не без удивления наблюдал, как солидного вида офицер милиции снял дверь одного из кабинетов с петель, погрузил ее на автомобиль и увез в неизвестном направлении. Другие сотрудники правоохранительного органа не погнушались даже вынуть стекла из некоторых рам.

Когда настоятель начал с другими священниками обходить помещения дома, их взорам почти во всех кабинетах предстали кучи бутылок из‑под водки. Особенно священнослужителей поразило одно из помещений. Количество пустой посуды там было настолько велико, что для его вывоза, наверно, понадобился бы грузовик. В другой комнате почему‑то лежала куча только битых бутылок. Стены почти всех кабинетов были обвешаны изображениями обнаженных женщин. Нельзя сказать, что священники раньше не догадывались о разгульном образе жизни сотрудников милиции. Церковные сторожа рассказывали, что по ночам из дома раздаются звуки музыки и пьяные голоса, а подъезжающие автомобили для пущего веселья подвозят женщин. Однако следы минувших попоек блюстителей порядка поразили уже во многом подготовленное воображение батюшек.

Трудно себе представить, чтобы в центре большого города при власти фашистов или коммунистов мог функционировать такой разгульный орган правопорядка. Как можно рассуждать о том, что наше общество лучше так называемых тоталитарных режимов, когда люди, призванные по долгу службы блюсти устои этого общества, оказываются ниже элементарных норм морали?

 

Свободное место

 

Священник отец Андрей собрался со знакомыми совершить на автомобиле паломническую поездку в Шамординскую обитель. Отъезд был назначен от дома, где жил отец Андрей. Когда паломники собрались у него на квартире, среди них не оказалось одной девушки. Как впоследствии выяснилось, она, имея на руках адрес, долго искала в незнакомом для себя районе Москвы нужный дом, но так и не смогла его найти.

В свою очередь, паломники длительное время ждали эту девушку, но поняв, что она по какой‑то причине не придет, поехали в Шамордино без нее. По дороге они очень сожалели о том, что одно место в автомобиле осталось свободным, ведь желающих поехать в монастырь было много, и можно было пригласить кого‑нибудь другого.

В Шамордино паломников встретила знакомая монахиня, которая взялась окормлять их во время посещения монастыря. Оказалось, что эта монахиня находится в водовороте искушений и проблем, решить которые с человеческой помощью уже невозможно, и поэтому она возлагает всю свою надежду только на заступничество свыше.

Паломники, посочувствовав матушке, решили ехать в Оптину пустынь. Узнав об этом, монахиня попросила взять ее с собой. Она уже давно хотела помолиться о помощи у могилок оптинских старцев, но не могла надолго отлучиться из Шамордино. Услышав просьбу, паломники с радостью предложили матушке быстро доставить ее в Оптину и обратно.

И вдруг всех осенило: вот, значит, кому было приготовлено свободное место! Господь, видя трудные обстоятельства шамординской монахини и ее сердечное желание помолиться у мощей оптинских преподобных, «забронировал» для нее место еще в Москве.

 

Постояльцы

 

В Троице‑Сергиевой Лавре к рабе Божией Раисе подошла женщина с девушкой и попросилась на ночлег. Они — мать и дочь — оказались паломницами из другого города. В тот день девушка «отчитывалась» у отца Германа. Назавтра ей было нужно еще раз идти слушать заклинательные молитвы против бесов, а переночевать негде. «Вот, это меня посетил Христос», — подумала Раиса и с радостью откликнулась на просьбу. Она привела гостей в однокомнатную квартиру, которую снимала в Сергиевом Посаде, накормила их, напоила и уложила спать. На следующий день оказалось, что девушке надо посещать «отчитывания» еще несколько раз. Надо так надо. Раиса с готовностью предоставила кров новым знакомым.

От квартиры Раиса имела единственные ключи, которые доверчиво отдала своим новым знакомым. Ведь сама она весь день на работе, а им надо среди дня выходить в город, в Лавру и на «отчитку». Постоялицы очень быстро освоились в приютившем их доме и начали вести себя по‑хозяйски. С вещами и продуктами они стали обращаться как с собственными.

Через несколько дней, когда «отчитка» была закончена, Раиса вежливо спросила, когда гости намерены уехать к себе домой. Неожиданно для себя она выяснила, что таких намерений у них на ближайшее время нет. На небольшую зарплату Раисе было трудно кормить двух своих постоялиц, вальяжно расположившихся в маленькой квартирке, тем не менее она некоторое время безропотно содержала их. Когда же терпение Раисы было уже на исходе, она стала просить гостей покинуть ее. Однако эти просьбы встретили с их стороны полное непонимание.

Однажды, придя вечером с работы, Раиса долго стояла перед закрытой дверью квартиры. Наконец на ее длинные звонки из‑за двери ответили, что ключ куда‑то пропал и открыть замок невозможно. Это переполнило чашу терпения Раисы. Еще не хватало ломать дверь чужой квартиры, которую она снимает. Так недолго и самой оказаться на улице. Когда ее, наконец, впустили, Раиса уже в жесткой форме предложила «паломницам» покинуть квартиру. Однако не тут‑то было: они не менее жестко отказались это сделать.

За помощью Раиса решила обратиться к своему брату, также жившему в Сергиевом Посаде. Мужчина, выслушав сестру, пришел в квартиру и без долгих разговоров выставил загостившихся «паломниц» за дверь. После этого Раиса вновь обрела покой и поняла, что для исполнения евангельских заповедей надо иметь полное самоотречение, мужество и, самое главное, духовную рассудительность.

Мир меняется. Исполнять заповеди Божии становится всё труднее и сложнее. Одна женщина рассказала, что ее духовник, известный лаврский насельник, запретил ей предоставлять ночлег незнакомым людям, которые просят об этом у стен монастыря. На такой запрет его побудили многочисленные случаи, когда лжепаломники доставляли массу неприятностей своим доверчивым хозяевам.

Слушая воспоминания стариков, с трудом представляешь время, когда в нашей стране люди не запирали двери домов и пускали ночевать всех желающих. К сожалению, сейчас время железных дверей, сейфовых замков и зарешеченных окон.

Тем не менее одна моя знакомая христианка, несмотря на захлестнувший страну криминальный беспредел, всё равно старается проявлять милосердие всегда и во всех обстоятельствах. Она живет с дочерью в квартире многоэтажного дома. Однажды в три часа ночи ее разбудили настойчивые сигналы входного звонка. Подойдя к двери и увидев в глазок мужчину, раба Божия Татьяна через дверь спросила:

— Что вам нужно?

— Дайте попить.

— А вы кто?

— Я — местный писатель!

Несмотря на странную ночную просьбу, женщина налила стакан воды и дала его представителю местной творческой интеллигенции, который оказался не совсем трезвым. Мужчина утолил жажду, поблагодарил и тотчас свернулся калачиком на полу лестничной площадки.

Правды ради, надо сказать, что всё это время мужество хрупкой женщины подкрепляла немецкая овчарка, которая живет в прихожей ее квартиры. Собаке уже много лет. Хозяйка взяла ее к себе щенком, когда сама была человеком еще не воцерковленным. Сейчас она знает, что в православном доме держать собаку нельзя, но из‑за жалости не может выгнать овчарку на улицу. Да и духовник благословил ее ухаживать за собакой, пока та не умрет.

 

Голубки

 

Перед тем как Сергей отправился служить в армию, дома у иерея Владимира, живущего по соседству, был отслужен молебен перед началом всякого дела.

У отца Владимира есть четырехлетний сын Кирилл, с которым Сергей часто играл и который к нему очень привязан. По поводу призыва Сергея в армию Кирилл сильно переживал, воспринимая дело так, как будто его старший друг отправляется на войну. Видимо, малыш наслушался о событиях в Чечне.

Уход Сергея в армию всколыхнул чувства мальчика. Родители были потрясены, когда услышали, как их ребенок молится во сне вслух: «Спаси и сохрани, Господи, раба Твоего воина Сергея».

 

* * *

 

Маше около трех лет. Бабушка и мама учат ее молитвам, и она уже хорошо знает «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Старшие внушают Маше всегда молиться в трудные минуты жизни за себя и за родственников.

Ночью, когда Маша спит, она постепенно перемещается по кроватке вверх и упирается головой в спинку. Чтобы Маша спала в более удобной позе, родители стягивают ее за ноги на прежнее место. В таких случаях Маша, не просыпаясь, но чувствуя во сне, что с ней что‑то происходит, прижимает руки к груди и молится: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

 

* * *

 

Во время Великой Отечественной войны раба Божия Зоя и ее сестра были маленькими девочками. Бабушка постоянно заставляла их молиться за папу и двух его братьев, ушедших на фронт. Это были ее сыновья.

Девочки молились по‑детски просто:

— Боженька, верни домой нашего папу, дядю Мишу и дядю Лёню.

Все братья вернулись домой живыми и даже не раненными.

Став взрослыми, сестры рассказали дяде Лене, к тому времени уже старику, как они молились за него во время войны.

— Вон оно что, — выслушав рассказ своих племянниц, сказал дядя. — А я во время войны, когда отдыхали и чистили оружие где‑нибудь на привале в поле или лесу, часто наблюдал, как надо мной кружатся два голубка.

Отец же рабы Божией Зои, вернувшись с фронта, рассказывал о том, как несколько раз чудом остался жив. Так случалось, что как только он уходил с какого‑нибудь места, тотчас туда попадали пули, снаряд или бомба, убивая его однополчан.

Раба Божия Зоя вспоминает, что их детская просьба: «Боженька, приведи папу домой», — часто исполнялась. Отца несколько раз направляли с какими‑то поручениями в тыл, и он имел возможность заезжать домой, привозя семье такие тогда необходимые продукты.

Все многочисленные родственники и соседи считали бабушку Зои необыкновенно счастливой женщиной. Вокруг не было ни одной семьи, которая не получила бы с фронта похоронки, у неё же с войны вернулись невредимыми все три сына!

 

* * *

 

Светлана торгует на вернисаже матрешками. Там она познакомилась с двумя женщинами, людьми нецерковными. Они же, узнав, что Светлана — человек глубоко верующий, стали обращаться к ней с вопросами на духовные темы.

У одной из этих женщин большие проблемы с воспитанием сына. Мальчику три с половиной года, однако он уже очень нервный и к тому же недавно стал заикаться. Бабушка начала водить его к экстрасенсу, но состояние ребенка не улучшилось.

Светлана объяснила своей новой знакомой, насколько пагубно для спасения души обращаться к экстрасенсам, и посоветовала вместо этого причащать сына. Мать, в свою очередь, рассказала, что как‑то раз уже пытались это сделать, но не смогли, потому что в храме с мальчиком случилась истерика.

Женщина попросила Светлану помолиться о своем сыне. Светлана согласилась и заказала о здравии мальчика молебен иконе Божией Матери «Скоропослушница». Вскоре после этого мать ребенка рассказала следующее. Ее сын с бабушкой в субботу совершал прогулку. Проходя мимо церкви, мальчик вдруг закричал:

— Хочу в Божий храм! Пустите меня. Хочу причаститься!

Бабушка начала объяснять внуку, что сейчас они уже опоздали причащаться и что могут прийти в храм завтра. Однако мальчик стоял на своем:

— Сегодня хочу причаститься. Хочу в Божий дом, к Богу хочу!

Кое‑как карапуза удалось уговорить отсрочить посещение храма до следующего дня. Утром в воскресенье мальчик бодро встал с постели и отправился с бабушкой в храм. При этом он, к крайнему удивлению родственников, с легкостью нарушил свой незыблемый обычай: плотно завтракать тотчас после пробуждения от сна.

В храме мальчик благополучно причастился. Когда же закончилась служба, он не захотел уходить из церкви. С большим трудом уговорив внука не сопротивляться, бабушка вывела его из храма последним. Покидая церковь, малыш заливался слезами и кричал:

— Хочу остаться в храме Божьем! Не хочу домой!

 

* * *

 

В субботниках по восстановлению храма Архистратига Михаила постоянно принимает участие пожилая женщина по имени Лидия. Невысокая, коренастая, она выросла в деревне, где привыкла к простому физическому труду. Прожив многие годы в городе, Лидия и теперь, будучи пенсионеркой, с удовольствием выполняет любую работу.

Иногда Лидия приводит с собой потрудиться на благо храма своего внука. Кириллу девять лет. Своей осанкой и поведением он — копия своей бабушки. Во время летних каникул Кирилл ходит на субботники намного чаще, чем зимой. Когда идут работы на территории храма, ему раздолье: то он помогает убирать мусор, то носит песок, то присоединяется к огородной бригаде. Маленький, крепенький, волосы ежиком, Кирилл поспевает повсюду. Характер у него общительный. Он успевает со всеми познакомиться и поговорить. Любовь к труду у него, видимо, по наследству от бабушки. Во всех его действиях чувствуется почти взрослая хватка и основательность.

Увидев, что несколько прихожан во главе со священником перекладывают кирпичи, Кирилл присоединяется к ним. Он с удовольствием учится выкладывать из кирпичей аккуратные штабели, да выкладывать так, чтобы они не развалились.

Кирилл старается, пыхтит и говорит священнику:

— Мне так хорошо, что плакать хочется!

— Отчего же тебе так хорошо? — спрашивает его священник.

— Оттого, что я здесь работаю, — отвечает мальчик и кладет свой кирпич рядом с кирпичом, который только что положил батюшка.

 

Без очереди

 

Начало декабря выдалось очень холодным. Поэтому, собираясь ехать в Москву, священник оделся потеплее. Когда он прибыл на вокзал, то узнал, что все электрички на ближайшие три часа отменены. Хорошо, что от вокзала через каждые пятнадцать минут отправлялись до столицы рейсовые автобусы. Однако, встав в конец длинной очереди, батюшка понял: быстро уехать в Москву не удастся, так как из‑за отмены поездов на автобусной остановке скопилось множество народа.

Стоять на улице, несмотря на теплую одежду, было холодно. Особенно мерзли ноги. Чтобы согреться, пришлось топтаться на месте. Многие в очереди были одеты не по погоде легко. Наверно, не думали долго стоять на улице, а рассчитывали сразу сесть в электричку или в автобус. Таким пришлось совсем тяжело.

В третий по счету автобус сесть не удалось, зато когда подошел четвертый, священник оказался в очереди одним из первых. Двери открылись, и началась посадка. Неожиданно батюшка увидел рядом с собой невесть откуда взявшуюся девушку. Маленькая, худенькая, мило улыбающаяся, она очень вежливо пыталась войти в автобус без очереди. Обращаясь к ней, священник сказал:

— Девушка, нехорошо без очереди садиться в автобус. Люди на морозе целый час простояли, чтобы в него попасть.

Молодая особа на укор ничего не ответила. Продолжая приветливо всем улыбаться, она тем не менее протиснулась в автобус и заняла место около окна. Священнику досталось место в другом ряду. Автобус быстро заполнился пассажирами и отправился в Москву.

Рядом с девушкой сел молодой кавказец. Некоторое время он перекидывался фразами на каком‑то горском наречии со своим соплеменником, который расположился в противоположном конце автобуса. Когда же кавказец заметил рядом с собой девушку, его внимание полностью переключилось на нее.

В последующие полтора часа, что автобус ехал до Москвы, барышне пришлось вынести натиск горячего горца. Причем повода для того, чтобы встать и позвать на помощь, у девушки вроде бы не было, но отворачиваться к окну, закрывать лицо капюшоном и отодвигаться от соседа ей пришлось постоянно.

Наблюдая за ситуацией, в которой оказалась девица, священник подумал: «Это ей расплата за то, что она заняла в автобусе чужое место». Через некоторое время пассажирка, сидящая рядом с батюшкой, попросила пропустить ее к выходу. Вставая, он зацепился за сломанную ручку сиденья и услышал звук рвущейся ткани своего пальто. «Это мне расплата за то, что я осудил девушку», — подумал священник. Оставшееся время до приезда в Москву он провел в раскаянии о своем согрешении. После выхода из автобуса священник тщательно исследовал пальто, но никаких разрывов ткани не обнаружил. «Это мне за покаяние», — рассудил он.

 

Три видения

 

В 1972 году, когда Светлане было шестнадцать лет, ей явился ангел. Это произошло во сне. Она увидела светоносного юношу, который сказал:

— Я твой ангел‑хранитель. Хочешь ли ты жить с Богом, быть Христовой невестой?

Светлана жила в Сергиевом Посаде около Лавры, но была совсем далеким от христианской веры человеком. На вопрос ангела она ответила:

— Нет, не хочу. Мне хорошо жить так, как я теперь живу, и я не хочу ничего менять.

Тогда ангел‑хранитель стал рассказывать Светлане о сотворении мира Богом и об отпадении части ангелов от своего Творца. Девушка жила во времена безбожного коммунизма в России. Она воспитывалась в совершенно атеистическом окружении и поэтому до момента явления ангела ни о чем подобном не слышала. Особенно ее поразил тот факт, что небесные силы, оказывается, были созданы до сотворения материального мира и что разделение между ними произошло до появления первых людей.

Поведав об истории мира и человечества, ангел еще раз предложил девушке избрать жизнь с Богом. Но она вновь решительно отказалась. Тогда небожитель сказал:

— Ты не понимаешь, как прекрасно жить с Богом. Люди — любимое создание Бога. Они намного немощнее ангелов, но при желании могут достигнуть совершенств, которые недоступны даже небесным чинам. Знаешь, что ожидает мир в скором времени?

После этих слов ангела перед взором Светланы промелькнуло всё последующее развитие человеческой цивилизации — техники, телевидения, индустрии развлечений — и умножение соблазнов. В то время Сергиев Посад был тихим и по большей части одноэтажным городком. В дальнейшем, наблюдая, как меняется родной город и весь мир, Светлана с удивлением понимала, что ангел был прав.

— Если ты не будешь жить с Богом, то можешь сделать много грехов, в том числе и смертных, которые Он, возможно, не простит, — предупредил ангел.

— Я никому не буду говорить о своих грехах, и о них никто не узнает, — наивно возразила девушка.

— Утаить грехи от Бога невозможно, — сказал ангел‑хранитель. — Вся жизнь и грехи записываются внутри самого человека. К тому же на небе для каждого человека заведена хартия, которая заполняется по мере течения его жизни. Когда после смерти человека судят, его ставят перед весами. На одной чаше лежат все его добрые дела, и рядом стоит ангел; на другой — все содеянные грехи, и возле этой чаши стоит бес.

— Если грехи нельзя скрыть, тогда я за них попрошу у Бога прощение, — нашлась Светлана.

— А ты знаешь, как надо каяться и заглаживать грехи? — спросил ангел. — За каждый грех надо сделать доброе дело, а за тяжкие — вдвое больше добрых дел. Знай, за умножение беззаконий мир ожидает страшный конец, и ты доживешь до него, — произнес ангел, и на этом сонное видение закончилось.

Другое необыкновенное событие произошло со Светланой, когда ей было двадцать шесть лет. К тому времени она вышла замуж и родила сына. К вере относилась, как и прежде, безразлично.

Как‑то ночью во сне Светлана почувствовала, что умерла. Оказавшись в небесной выси, она увидела вокруг себя много людей, облаченных в длинные белые одежды. В такую одежду предложили одеться и ей. Светлана была женщиной молодой, заботившейся о своей привлекательности. Поэтому, когда она увидела на себе балахон до пят с болтающимися ниже пальцев рукавами, подумала, что окружающие могут составить о ее внешности неправильное представление.

Однако людям, оказавшимся в потустороннем мире, было явно не до Светы. Все они выстроились в длинную очередь и медленно продвигались к видневшемуся вдалеке небольшому зданию. Там два ангела пропускали людей по одному в некую таинственную дверь, но перед этим смотрели в большую открытую книгу и что‑то в ней сверяли. Когда Светлана приблизилась к зданию, один из ангелов посмотрел в книгу, а затем сказал своему напарнику:

— Что с ней делать? Ее имени здесь нет!

Другой ангел удивился, сам просмотрел книгу и, не найдя имени, объявил:

— Она не готова, ее нужно отправить назад.

Два других ангела тотчас подхватили Светлану за руки и начали спускать на землю. Потусторонний мир исчез, и женщина с высоты увидела родной город. Ангелы спускали Светлану ко Дворцу культуры имени Гагарина. Над крышей здания она увидела множество темных духов. Демоны, как стая воронья, кружили над Дворцом культуры. Светлана заметила людей, идущих на рынок, расположенный поблизости, и очень удивилась, почему они не обращают никакого внимания на бесов? Когда нечистые духи стали приближаться, женщина испугалась, не окажется ли она среди них? Этого не произошло. Ангелы, минуя стаю бесов, поставили Светлану на площадку перед зданием дворца. Как только ее ноги коснулись земли, женщина проснулась.

К этому же времени относится третье сонное видение Светланы. Ей представилось, что она собирается идти на источник за водой. Ее муж от предложения пойти вместе отказался и остался дома. Со Светланой отправился ее единственный малолетний сын, который в видении имел уже облик молодого человека, и какой‑то другой мальчик. Источник оказался расположенным в одном из районов Сергиева Посада. Вода в роднике была кристально чистой. Когда все трое напились воды, сын Светланы воскликнул:

— Мама, какая необыкновенная вода, какой у нее прекрасный вкус! Это — Живоносный Источник.

Прошло много лет, сон был почти забыт Светланой. Однако после обретения веры он ожил в ее памяти. Вместе с ней всем сердцем обратились ко Христу и два ее сына. Старший к этому времени уже стал молодым человеком и имел черты лица, как и во сне. Младший, которого во время видения еще не было на свете, оказался похожим на мальчика, сопровождавшего Светлану к источнику. Муж, хотя вслед за супругой и пришел к вере, особой ревности к духовной жизни не проявил и, можно сказать, «остался дома»[1].

Этим предсказания вещего сна не кончились. Храм, прихожанами которого стали Светлана и ее дети, оказался расположенным возле места, где во сне она видела источник. К этому времени в стране произошла перестройка. Храм вернули Церкви, и он обрел свой изначальный вид. Для Светланы и ее сыновей этот храм стал воистину источником, дающим вечную жизнь.

Интересны и еще два факта. Светлану пригласили работать в храме на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В день этого же праздника настоятель ввел ее младшего сына в алтарь и благословил быть пономарем.

Сны бывают от Бога, от бесов и по естественным причинам. Святые отцы учат нас быть очень осторожными в отношении сновидений. Общее духовное правило гласит: снам верить нельзя. Однако думается, что сонные видения рабы Божией Светланы были даны ей по воле Божией.

По своей ясности, четкости, логичности эти сны совсем не похожи на сновидения естественного характера. Не имели они корней и в повседневной жизни Светланы. Получая эти откровения, она была человеком далеким от Православия, можно сказать, совсем неверующим. Светлана не думала о духовных предметах, ни с кем не разговаривала на церковные темы и не читала православной литературы. То есть нельзя предположить, что ее видения были плодом религиозной экзальтации.

Вряд ли сонные видения Светланы имели бесовский характер. Нечистые духи не просвещают неверующего человека относительно духовных предметов и не вразумляют его проводить благочестивую жизнь.

Скорее всего, откровения были от Бога. Они давались Светлане для того, чтобы наставить ее на путь спасения. Что в конце концов и произошло. С течением времени Светлана пришла ко Христу и стала верной христианкой.

В этих видениях особый интерес вызывает предсказание ангела‑хранителя о том, что Светлана доживет до кончины мира. Конечно, никто, кроме Бога Отца, не знает точное время Второго страшного пришествия Господа. Об этом нам конкретно сообщает Священное Писание. Однако там же описываются предшествующие Страшному Суду события и признаки пришествия Господа, по которым мы можем судить о приближении конца мира. Если такая возможность дана людям, то тем более ангелы, обладающие большей духовной проницательностью, могут предвидеть близость пришествия Господа.

Ангел‑хранитель не назвал Светлане никакой даты. Тем не менее, рассуждая, можно предположить: так как видение шестнадцатилетней девушке было в 1972 году, то, если она проживет долгую жизнь, кончина мира может произойти к середине двадцать первого века. Неужели это случится в столь близкое к нам время? Принимая во внимание пророчества многих старцев, этот срок не так уж и неправдоподобен!

А может быть, Светлана станет свидетельницей конца мира раньше, чем достигнет глубокой старости?

Впрочем, рассуждения о сроках конца мира никогда не приветствовались святыми отцами Церкви. Разумнее будет, если мы воспримем слова ангела‑хранителя, сказанные Светлане, как предсказание того, что она станет свидетельницей такого умножения беззаконий на земле, при котором, возможно, если Господь не смилуется, наступит конец мира.

Конец мира, видимо, мог уже наступить в истории человечества неоднократно. Так, например, в шестом веке мир дошел в своем растлении до последнего рубежа, и гнев Божий был готов обрушиться на него. Однако ради молитв трех святых (Иоанна Римского, Илии Коринфского и Варсонофия Великого) Бог помиловал человечество[2]. Будут ли жить на земле такие праведники и молитвенники в двадцать первом веке?

 

Старушки

 

Одна из прихожанок нашего храма ухаживает за своей родственницей, старушкой девяноста с лишним лет. Бабушка давно и тяжело болеет. Она еле дышит и находится на грани жизни и смерти. После очередного посещения врача, осмотревшего ее и прописавшего какие‑то лекарства, которые уже вряд ли могут помочь, старушка позвала родственницу и спросила:

— Что говорит врач? Долго я еще проживу?

Несмотря на свой довольно‑таки преклонный возраст, бабушка любит жизнь и хочет как можно дольше оставаться на земле. Даже немощь, многочисленные болезни и лежачий образ жизни не умаляют ее жажды земного существования. Все страдания ей нипочем! Всё готова переносить, только бы не умереть, не уйти в другой мир.

Старушка не верит, что в загробном мире ее ожидает жизнь, которая намного лучше земной. А может быть, она и права. Наверное, не много сделала в этой жизни для того, чтобы ждать лучшей доли в загробном мире. Поэтому и цепляется на смертном одре за убегающую земную жизнь.

В Житиях святых часто рассказывается о стремлении праведников к скорейшему переселению в другой мир и о том, как они усердно просили об этом Бога. Святые не были привязаны к земной жизни, наполненной грехом, страстями и беззакониями. Они любили Бога и Его царство, поэтому и жаждали быстрейшего разрешения от земных уз.

 

* * *

 

Зима, на дорогах много снега и скользко. Причастил на дому девяностодвухлетнюю прихожанку, которой из‑за сугробов трудно дойти до храма. Беседуя со мной, бабушка говорит:

— У меня, батюшка, ничего не болит. А вот у моей подруги, ей восемьдесят лет, много болезней. Особенно у неё болит голова. Она всю жизнь очень больная.

Я спросил у дочери причастницы, в чем, по ее мнению, причина здорового долголетия матери. Женщина подумала и сказала, что всю свою жизнь матушка отличалась очень мирным характером. Она никогда ни на кого не гневалась, тотчас прощала обиды и всегда мирила враждующих. За это, видимо, Господь наградил ее и долголетием, и здоровьем. Дочь рассказала:

— Недавно я помогала матери мыться. Она мне говорит: «Знаешь, дочка, самочувствие у меня, как у молодой!» Эти слова даже напугали меня.

 

* * *

 

Как‑то раз я отпевал женщину по имени Евгения, умершую на девяностом году жизни. Подивился тому, что хоронить усопшую будут шестого января, в день памяти ее небесной покровительницы преподобной мученицы Евгении. Подумалось: в этот день умершей будет радостно видеть небесное торжество в честь святой Евгении, которая не оставит ее без помощи в загробном мире.

В конце отпевания хотел спросить родственников, чем усопшая Евгения удостоилась чести быть погребенной в день своего тезоименитства. Однако они опередили меня своим вопросом. Оказывается, в 1943 году, во время Отечественной войны, родители Евгении скончались в один и тот же день, четвертого января, в течение нескольких часов, друг за другом. И вот спустя пятьдесят девять лет в этот же день, четвертого января, умерла их дочь Евгения. Почему такое произошло?

— Да, удивительное совпадение. Чем его объяснить, не знаю, — говорю я. — Однако не менее удивительно, что Евгению будут погребать в день памяти ее небесной покровительницы. Наверное, чем‑то она заслужила такую честь. Вы ее хорошо знаете, скажите, какими чертами характера она отличалась?

— Добрейший была человек! — хором ответили родственники.

— И смиреннейший, — добавила одна из них.

 

Небесный помощник

 

Во времена перестройки, когда советское правительство разрешило заниматься мелким предпринимательством, Николай устроился работать в Москве в кооператив по изготовлению железных дверей и оконных решеток. Немного разбогатев, кооператоры купили для служебных целей автомобиль «Жигули». Однако очень быстро этот автомобиль у них угнали. Машины тогда стоили дорого, и для членов кооператива потеря была весьма ощутимой.

Обратились в правоохранительные органы, но безрезультатно. В те времена, как, впрочем, и сейчас, разыскать угнанный автомобиль удавалось крайне редко. Погоревав, кооператоры безнадежно махнули рукой на поиски пропавшей машины. Однако Николай не оставил надежду на возвращение автомобиля и молился о его нахождении. Однажды знакомая верующая женщина, узнав от Николая об угоне, посоветовала ему съездить в Черниговский скит при Троице‑Сергиевой Лавре и помолиться там перед иконой мученика Иоанна Воина.

Николай послед



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: