Живущие в помощи Вышняго




 

Работая реставратором в Троице‑Сергиевой Лавре, Елена не могла весь день находиться рядом со своим пятилетним сынишкой Мишей. Поэтому осенью она отдала его в один из детских садиков Сергиева Посада. Среди всех своих сверстников он оказался самым худеньким и маленьким.

В садике у Миши возникли проблемы. Они были связаны с его твердыми православными убеждениями. Мальчик всегда открыто молился перед едой и после нее. Некоторые воспитательницы смеялись над ним, и им вторили дети. Потешались над Мишей даже двое детей из священнических семейств. Однако Миша по характеру был незлобивый и не обижался ни на тетенек, ни на своих товарищей. Наоборот, он жалел их за то, что они не понимают, зачем надо молиться, и постоянно объяснял им смысл молитв.

С началом зимы на воспитанников детского сада обрушились простудные заболевания. Позднее их захлестнула эпидемия гриппа. Все дети из группы, которую посещал Миша, за зимний период болели неоднократно, а он — ни одного раза. Да и во всем детском садике Миша оказался единственным ребенком, который в течение зимы ничем не болел. К весне такая невосприимчивость Миши к болезням при его очевидной общей хрупкости и слабости поразила персонал. Некоторые из воспитательниц пришли к выводу, что мальчику помогает не иначе как Сам Бог. Одна из воспитательниц, которая раньше уговаривала Мишу перестать молиться вслух, чтобы не вызывать насмешки окружающих, повела свою дочь в храм причащаться.

Самого же Мишу Елена причащала каждое воскресенье.

 

* * *

 

Однажды Елена реставрировала потолок притвора Успенского собора Троице‑Сергиевой Лавры. Верхний ярус строительных лесов, на котором она стояла, располагался на высоте нескольких метров от пола. Сосредоточенная на работе, Елена сделала неловкое движение, потеряла равновесие и упала между дощатыми щитами. Пролетев несколько метров, она рухнула на стол, стоявший на полу притвора. Когда Елена пришла в себя от удара, она немного полежала, не шевелясь и пытаясь понять, что именно сломано, разбито или разорвано в ее теле. Однако боли, верного признака любого повреждения, женщина не ощутила. Тогда она осторожно села, а затем и встала. Самочувствие при этом у нее было совершенно нормальным. Осмотрев себя, Елена не обнаружила на своем теле ни одного синяка.

Как тут не вспомнить слова Священного Писания, обращенные к истинным рабам Божиим: «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» (Пс. 90:10—12).

Падение с лесов в притворе Успенского собора не было для Елены последним в ее жизни. Еще одно падение с высоты она пережила в городе Запорожье, куда ездила навестить мать и сестру.

Старшая сестра Елены Татьяна жила в Запорожье постоянно. На ее иждивении находились малолетний сын и старенькая мать. Жили они бедно. Подспорьем являлся огород, на который Татьяна тратила много сил. В год приезда римского папы на Украину в Запорожье свирепствовали ураганы. Деревья вырывало с корнями, ливни смывали уже посаженную огородную рассаду, град побивал плоды на деревьях. Людям пришлось сажать овощи вновь. Когда огороды были засажены во второй раз, установилась небывалая жара, которая держалась более месяца. Ртутный столбик часто переваливал за сорокаградусную отметку, а в некоторые дни даже доходил до пятидесяти градусов.

Когда помидоры начали созревать, Татьяна с Еленой стали закрывать их от испепеляющих солнечных лучей специальным защитным покрытием. Однажды неожиданно налетел ураганный ветер, который сорвал с грядок это покрытие длиной в пятнадцать метров. Рядом с домом Татьяны стоял деревянный остов электрического столба с расщепленной верхушкой. Огородное покрытие, поднявшись на воздух, зацепилось за верхушку, после чего ветер обмотал его вокруг столба.

Когда ветер утих, Татьяна, Елена и их старенькая мать подошли к столбу и с печалью посмотрели на покрытие, висевшее на недосягаемой для них высоте. Если бы не бедность, с ним можно было бы расстаться. Однако при их скудном семейном бюджете потеря покрытия — невосполнимая утрата. Поэтому женщины решили попробовать его достать, хотя и понимали, что сделать это собственными усилиями почти нереально. Но, как известно, невозможное для людей возможно Богу и его святым угодникам.

К столбу приставили лестницу. Елена взяла жердь и стала подниматься вверх. В это время внизу, чтобы заручиться помощью свыше, ее мать начала читать канон святителю Николаю, а сестра — творить Иисусову молитву.

Забравшись на верх лестницы, Елена попыталась жердью скинуть покрытие вниз. Куда там! Покрытие прочно облегало расщепленную верхушку столба, а конец жерди еле‑еле доставал до его нижнего края. Слишком высоко! Вдруг у Елены, тянувшейся жердью вверх, неожиданно подвернулась нога, и она полетела вниз с криком:

— Святитель Николай, помоги!

Охваченные ужасом, мать и сестра подбежали к лежащей на земле Елене. Что с ней? Покалечилась или разбилась насмерть?! Они нагнулись над ней и несказанно обрадовались: с помощью Божией всё обошлось благополучно. Елена жива и здорова. Не успели женщины перевести дух, как вдруг сверху к их ногам упало огородное покрытие! Каким образом оно размоталось и слетело со столба, никто из них не заметил.

 

* * *

 

В Запорожье Елену пригласили расписывать храм в честь Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. Двери этой церкви в течение всего дня не запирались. Поэтому в храм время от времени заходили люди помолиться, возжечь свечи и приложиться к иконам.

Как‑то раз Елена с высоты лесов увидела вошедшую в храм женщину, которая несла на руках девочку с костылями. Войдя в церковь, женщина поставила девочку на пол и, держа ее за плечи, горько заплакала. Елена спустилась с лесов, подошла к плачущей женщине и спросила, в чем причина ее горя. Та сказала, что плачет из‑за жалости к дочке, у которой больные ноги. Елена как могла утешила женщину и посоветовала ей помолиться перед чудотворной иконой Божией Матери, которая находилась в храме. Затем Елена взяла на руки ребенка, оставив костыли матери. Она помогла девочке приложиться к чудотворной иконе, помазала ее маслом из лампады и поставила на пол. Немного отойдя от ребенка, Елена сказала:

— Ну, теперь иди.

— Я не могу, я боюсь, — ответила девочка.

— Не бойся. Делай, делай шаг, — ободрила ребенка Елена.

Девочка сделала шаг, другой и потихоньку пошла к матери. Женщина замерла от удивления. Широко раскрыв глаза, она смотрела на дочь, а потом громко зарыдала.

— Что с вами? — спросила Елена, не понимая, чем так поражена женщина.

— Дочка исцелилась! — воскликнула мать.

— А что, разве она долго болеет? — уточнила Елена.

— Она с рождения не ходила, только стояла, опираясь на костыли!

Елена, ставшая соучастницей чуда, изумилась. Когда она брала девочку на руки, то и не подозревала, что та так серьезно больна.

Женщина покинула храм, держа в одной руке костыли, а в другой ладошку дочки, идущей рядом.

 

Василий

 

Василий живет в небольшом городке Мантурово, расположенном в Костромской области. Его дом находится на окраине. Василий работает на одном из местных заводов и, как все рабочие, получает такую маленькую зарплату, что прожить на нее трудно. В эпоху общего экономического кризиса значительная часть населения Мантурова, как, впрочем, и всей России, не умерла от голода только благодаря подсобному хозяйству.

Василий и большинство его соседей держат скотину: коров и свиней. Из‑за этого во всех дворах множество крыс. Досаждали они и Василию. Прежде чем кормить поросят, он сначала отгонял от них крыс. Всё время, пока поросята ели корм, ему приходилось стоять рядом с ними. Если куда‑нибудь отходил, поросята оставались голодными: крысы сжирали корм подчистую.

Неожиданно со двора Василия крысы исчезли. Соседи стали спрашивать его: «Василий, почему у тебя крысы пропали?» В ответ он простодушно рассказал историю исчезновения крыс, но соседи ему не поверили. А история следующая.

Как‑то, перебирая сено на хозяйственном дворе, Василий обнаружил крысиное гнездо. Смотрит — крысят штук пятнадцать, все голые, еще слепые. Хотел было их убить, да стало ему жалко эти беззащитные существа. Что толку в их смерти? Ведь крысиное полчище всё равно никуда не денется. Василий перенес гнездо в дальний угол двора. Через несколько дней крысы исчезли. Неделю их нет, вторую. Пробежит ненароком по двору одна‑другая и всё — больше нет. Даст Василий корм поросятам, так ни одна крыса даже и не пытается его сожрать. Василий дивился — куда эти твари подевались? Думал‑думал, пытаясь понять, отчего крысы ушли с его двора, да так и не пришел ни к какому выводу. Догадка осенила его только тогда, когда соседи заметили исчезновение крыс и стали об этом спрашивать. Понял, что крысы ушли в благодарность за то, что он пожалел их выводок.

 

* * *

 

Василий родом из Прибалтики. Около десяти лет назад он принял Православие, а до этого был католиком. Сейчас ему около пятидесяти лет. Он женат и воспитывает троих детей. Когда в Мантурово не было храма, Василий ездил на богослужение в церковь, которая находится в семидесяти километрах от их городка.

Василий очень любит посещать святые места. Особенно ему нравится бывать на святых источниках. Он расспрашивает верующих людей об известных им святых местах и пешком совершает туда паломничества. Попутными машинами он никогда не пользуется. Часто Василий уходит от дома на несколько десятков километров. Если на дворе лето, пару последних километров перед местом паломничества он иногда проходит на коленях.

Однажды кто‑то рассказал Василию, что между городками Мантурово и Макарьев есть святой источник, почитаемый многими православными людьми. Этот источник расположен на месте ныне не существующего монастыря, а знаменит он тем, что близ него являлась Божия Матерь. Услышав рассказ, Василий сразу загорелся желанием посетить святой источник. Однако на дворе был март, а до источника надо было идти более десяти километров, причем последние пять — по полному бездорожью. К тому же у Василия в это время из‑за обострившегося радикулита очень болела спина.

Несмотря ни на что, Василий отправился в путь. Когда дорога кончилась, перед его взором открылось огромное поле, занесенное снегом, по которому ему предстояло идти последние километры. Снег — по пояс. Василий смело сошел с дороги и начал пробиваться через снежные заносы к святому источнику. Однако вскоре он понял, что таким образом до заветной цели ему не дойти. Тогда Василий решил идти по руслу ручья, который вытекал из источника.

День был морозный, и местами ручей покрывал лед. Василий двигался по колено в воде, а когда шел по льду, несколько раз проваливался в воду по пояс. Откуда у него взялись силы дойти до источника, он и сам не знал. Однако когда Василий всё же дошел до цели, то настолько окоченел от холода, что подумал: здесь ему, видно, суждено помереть.

Вся одежда промокла насквозь. Мороз. Надо было как‑то просушить её. Делать нечего. Василий снял с себя одежду и развесил вокруг источника, а сам встал на колени помолиться. Может быть, последний раз в жизни. Сколько времени молился — не помнит. Впал как бы в забытье. Когда же пришел в себя, пощупал одежду и не поверил собственным пальцам. Вся одежда оказалась совершенно сухой. К тому же и боль в спине исчезла. Чудеса!

Василий, радуясь, оделся в сухую одежду, но тотчас и опечалился. Ведь возвращаться ему придется прежним путем — другой дороги назад нет. Когда Василий вновь пошел по ручью, опять промок в ледяной воде. Выбиваясь из последних сил, он думал: «Вот теперь‑то я наверняка простыну насмерть. Приду домой и сразу помру».

Однако, добравшись домой, Василий не умер и, более того, даже не заболел.

 

* * *

 

Однажды Василий шел по своему городку и увидел молодого мужчину, который с мрачным видом сидел на скамейке. Другой прошел бы мимо: зачем лезть в душу незнакомца? Но Василий рассуждает по‑другому: человеку плохо, что‑то неладное творится у него в душе, значит, надо ему помочь. Поэтому Василий подошел к мужчине и заговорил.

Надо сказать, что сам Василий — человек простой и многих условностей во взаимоотношениях с другими людьми не соблюдает. Так, как‑то раз, попав в роскошный особняк, он обошел его шикарно обставленные комнаты и заявил хозяевам:

— Плохо вы живете!

— Мужик, ты что говоришь? — удивились и оскорбились владельцы особняка. — Ведь ты — простой работяга. Посмотри кругом: какой дом, какие вещи!

— Дорогих вещей у вас много, но живете вы плохо: у вас икон нет, — объяснил Василий.

Так вот, Василий разговорился с угрюмым незнакомцем и пригласил его к себе домой. Оказалось, что тот — наркоман. Впал в отчаяние и решил застрелиться. Пистолет лежал у него в кармане. Василий поговорил с ним по душам, утешил. Как смог, наставил его на путь спасения. Мужчина воспрянул духом и покинул гостеприимный дом уже в мирном настроении, выбросив из головы мысль о самоубийстве.

На следующий день этот человек уезжал из города. Когда он шел на вокзал, его путь пролегал мимо дома Василия. Сам же хозяин дома в это время молился у себя в комнате. И охватил Василия в тот момент такой молитвенный порыв и духовный восторг, что он почувствовал себя словно вознесенным на Небо.

Среди молитвы Василий вдруг услышал, что кто‑то звонит во входную дверь. Однако он не пошел открывать ее, чтобы не выходить из молитвенного состояния. Подумал: «Наверняка не ко мне пришли, пусть жена открывает». После молитвы Василий лег на кровать и уснул так крепко, что проспал тот ранний час, в который обычно вставал, чтобы накормить скотину и выгнать коров в стадо. Проснулся в шесть часов утра! «Ну, сейчас мне от жены достанется», — подумал Василий. Ан нет. Супруга ласково предложила ему:

— Вася, ты завтракать будешь?

— Ну, давай чайку попью, — настороженно согласился Василий, думая, что вот сейчас‑то жена и начнет ругаться. Однако она стала собирать на стол, не произнося ни слова. Василий тоже молчал и ожидал упреков. Наконец жена заговорила, но все тем же ласковым голосом:

— Ты слышал вчера звонок в дверь?

— Слышал.

— Что же не спрашиваешь, кто приходил?

— Надо будет — сама скажешь.

— Ну, ты спроси, кто приходил?

— Ладно, — согласился Василий, — скажи, кто приходил?

— Помнишь, ты позавчера домой человека приводил? — напомнила супруга. — Так он шел вчера мимо нашего дома на вокзал и увидел, что у нас чердак горит. Бросился нам в дверь звонить. Я выбегаю, смотрю, и вправду полыхает. Когда же присмотрелась, удивилась — дыма‑то нет. Огонь есть, а дыма нет. Вокруг тишина, никакого треска от огня. Побежала домой, запаха гари нигде не чувствуется. Выбежала опять на улицу. Смотрим с мужчиной на крышу: пламя есть, но какое‑то оно особенное. Сначала с испугу не обратила внимания на то, что оно больше похоже на сияние, чем на обычный огонь. Крыша вроде бы горит, да ведь не сгорает! Я с тем человеком ходила вокруг дома примерно полчаса, пока сияние не исчезло. Тебя беспокоить не стала и ему объяснила, что, когда ты молишься, лучше тебя не отвлекать.

Порассуждал Василий с женой о необыкновенном огне и решил, что Господь этим чудом вразумлял наркомана. Он услышал в их доме наставления о благочестивой жизни, и чудо должно было его убедить, что это не пустые слова.

 

Лестница

 

Молодой мужчина всем сердцем воспринял православную веру и вслед за собой привел в Церковь свою жену и дочь. С большим усердием он занимался духовной жизнью и познавал истины Православия. Однако после нескольких лет благочестивой жизни его вера начала заметно ослабевать. У него появились сомнения относительно многих церковных традиций и даже основных догматов христианства. Вместе с тем в его душе проснулся интерес к восточным культам, которыми он увлекался еще до своего обращения ко Христу.

Несмотря на отход от церковной жизни главы семьи, жена и дочь оставались верными чадами Церкви. Они очень переживали за него. А он часто подшучивал над их верой.

Однажды, когда семейство обосновалось во вновь построенном доме, для его освящения пригласили знакомого священника. Батюшка прочел положенные молитвы и пошел по просторному двухэтажному дому кропить помещения святой водой. Когда он подошел к лестнице, ведущей на второй этаж, глава семейства, не скрывая иронии, сказал:

— Батюшка, покропите лестницу получше, а то вдруг кто‑нибудь с нее упадет!

Жену и дочь эти слова покоробили. Священник же, не чувствуя издевки, покропил лестницу и поднялся по ней на второй этаж. Туда же устремились и все остальные. Когда второй этаж был освящен, направились вниз. Последним шел глава семейства. Жена, дочь и священник благополучно спустились на первый этаж. Мужчина же оступился на одной из верхних ступенек высокой лестницы и, выделывая невероятные акробатические фигуры, полетел вниз. У дочери от страха замерло сердце, и она, как потом вспоминала, подумала, что сейчас у папы переломится позвоночник. Однако мужчине каким‑то невероятным образом удалось зацепиться рукой за перила и избежать неминуемой травмы.

Супруга и дочь стояли, замерев от страха. Тем не менее, когда они увидели лицо главы семейства, то дружно и громко засмеялись. Хотя повода для смеха вроде бы и не было: на его побелевшем лице выделялись неестественно широко раскрытые глаза, наполненные страхом.

— Ну вот, папа, — сказала дочь, — понимаешь, что сейчас произошло бы с тобой, если бы батюшка не окропил лестницу святой водой?

Мужчина высказал жене и дочери недовольство по поводу их смеха и объяснил свое падение тем, что он поскользнулся именно на святой воде. Однако такое объяснение не удовлетворило дочь, и она сказала:

— Мы втроем спустились по лестнице и не поскользнулись. Подумай всё же, папа, почему упал именно ты?!

 

Шум в комнате

 

Как‑то раз на одной из улиц Сергиева Посада меня остановила пожилая женщина. Поздоровалась и спросила:

— Помните, батюшка, недавно я у вас в храме отпевала заочно своего брата Константина?

Да, некоторое время назад человека с таким именем отпевали в нашем храме. Что‑нибудь случилось? Женщина рассказала, что Константин жил вместе с семьей сына. В старости он имел две привязанности: любил выпить и много читал.

Когда Константин умер, его похоронили, не отпев в церкви. После похорон в комнате, где жил Константин, стал постоянно раздаваться какой‑то шум. То послышится щелчок выключателя, будто кто‑то зажег в комнате свет, то — звук от кнопки телевизора, словно кто‑то его включил. Родственники покойного тотчас заходили в комнату, но там стояла тишина и никого не было.

Часто из комнаты доносились шаги чьих‑то ног, обутых в шлепанцы. Проходя мимо двери, родственники слышали шелест переворачиваемых книжных страниц. Маленькая внучка Константина через несколько дней настолько привыкла к звукам, доносившимся из комнаты, что, услышав какой‑нибудь шум, стала говорить:

— Слышите? Дедушка опять пришел!

Сначала родственники ничего не предпринимали и думали, что странный шум прекратится сам собой. Через две недели их терпение закончилось, и они решили заочно отпеть Константина в церкви. После того как сестра покойного закопала в могилу лист с разрешительной молитвой, все необычные явления в квартире прекратились.

Выслушав рассказ женщины, я подумал, что, конечно, заочное отпевание совсем не традиционно для литургической жизни Церкви. Правильно говорят: давно пора изъять из приходской практики такую форму отпевания. Однако по милости Божией, как видно, и заочное отпевание приносит душам усопших некую пользу.

 

Двадцать минут

 

В праздник Богоявления в храм за святой водой приходит много людей, которые в течение года посещают его очень редко. Эти люди иногда привносят с собой в церковь мирские привычки. Поэтому после освящения воды и проповеди я обратился к людям, стоящим в храме, с просьбой. Я попросил прихожан, ожидающих в очереди получения святой воды, ни в коем случае не разговаривать, не раздражаться и не толкаться. Я предложил им пропустить самых нетерпеливых вперед и минут двадцать провести в молитве. За это время тот, кто торопится, уйдет, и остальным можно будет получить святую воду в мире и благоговении.

Раба Божия Любовь через несколько дней после праздника рассказала, что в то время, когда я с амвона обращался к прихожанам с просьбой, рядом с ней стояли две дамы не очень церковного вида. Услышав мою просьбу, одна из них с возмущением обратилась к другой:

— Это же надо?! Мы тут уже два часа болтаемся и терпим, а нам говорят: еще двадцать минут потерпите!

Раба Божия Любовь повернулась к женщинам и сказала:

— Дорогие мои, вы же в храме находитесь и слава Богу, что здесь уже два часа молитесь. Радуйтесь, что вам предлагают еще двадцать минут помолиться во спасение ваших душ. Кто знает, будет ли у вас еще такая возможность?

Женщины посмотрели на Любовь и, ничего ей не ответив, встали в конец очереди за святой водой. Кроме этой очереди, к большому баку с освященной водой тянулось еще несколько очередей. Каждую из них обслуживал особый наливщик воды. В заполненном людьми храме трудно было определить, какая очередь длиннее, а какая короче. Любовь, стоявшая в другой очереди, подошла к баку значительно быстрее своих новых знакомых. Думая, как бы они окончательно не потеряли терпение, она предложила им:

— Переходите в мою очередь, я вас пропущу вперед.

К ее удивлению, притихшие и задумчивые женщины ответили:

— Не надо, не надо, мы еще постоим здесь, в храме.

 

Нательный крест

 

Случаи, о которых пойдет речь, протодиакон Валериан обычно рассказывает или совсем неверующим людям, или сомневающимся в силе нагрудного креста. Он говорит таким людям:

— Ваше дело верить или не верить моим словам. Но эти случаи произошли лично со мной, и я рассказываю о том, что испытал сам. Эти происшествия сильно повлияли на мою жизнь и во многом определили мою дальнейшую судьбу.

В 1982—1984 годах будущий протодиакон работал в Москве шофером на автобазе издательства «Правда». Присмотревшись к молодому человеку, начальство назначило его персональным водителем главного редактора дочернего издательства «Плакат».

Однажды в начале января в половине восьмого утра Валериан, как обычно, выехал с автобазы к дому главного редактора, чтобы отвезти его на работу в издательство. Маршрут был хорошо знаком, и ничто не предвещало неожиданностей. Валериан ехал на «Волге» с небольшой скоростью по еще полупустым улицам. Внезапно перед ним возник самосвал. Может быть, молодой человек расслабился за рулем, может быть, еще как следует не проснулся, но появление этого автомобиля было для него совершенно неожиданным.

Самосвал затормозил и начал поворачивать налево. Автомобиль же Валериана на полной скорости въехал под его кузов. Впоследствии Валериан анализировал, как же такое могло произойти, и пришел к выводу, что водитель самосвала, видимо, не подал сигнал о повороте, иначе бы он смог среагировать на торможение этого автомобиля и аварии не произошло бы. Однако что случилось, то случилось. Виновником аварии был признан Валериан. В вину ему вменили несоблюдение надлежащей дистанции.

После разбирательств обстоятельств аварии на месте происшествия и на автобазе Валериан вернулся домой и пошел в ванную комнату умыться. Около умывальника на полочке он вдруг увидел свой нательный крестик, который забыл надеть, принимая накануне душ. В то время Валериан, когда мылся в ванной, всегда снимал с себя крест. Он разделял мнение некоторых людей о том, что вода с креста не должна попадать в трубы канализации. Валериан надел на себя крестик, и у него в уме промелькнула мысль, что, может быть, авария случилась с ним из‑за отсутствия креста. Однако тогда он не придал этому большого значения. Только после второго происшествия Валериан твердо убедился, что многие неприятности случаются с христианином именно из‑за отсутствия на груди нательного креста.

Через несколько месяцев после столкновения с самосвалом Валериан вновь попал в аварию. Однако на этот раз он не был виноват. Валериан ехал на автомобиле по правой стороне дороги, а по левой, чуть впереди, двигалось такси. На перекрестке таксист неожиданно повернул направо и столкнулся с автомобилем, за рулем которого находился Валериан. Хотя в этом столкновении Валериан был неповинен, авария есть авария: для любого водителя это — нервное потрясение. Хорошо, что всё обошлось без телесных повреждений.

И на этот раз Валериан, придя домой, обнаружил на полке в ванной комнате свой нательный крест. Как и в первом случае, он забыл надеть его после принятия душа. Смотря на крест, Валериан понял, что аварии, в которые он попадает, не случайны. Все они происходят, когда на нем нет нательного креста!

Позже Валериан прочел в одной из книг о том, что в древности на Руси люди всегда мылись с нательными крестами на груди. Перед мытьем они снимали свои медные, серебряные, золотые кресты и цепочки, а вместо них надевали деревянные крестики на веревочках. Таким образом люди поступали для того, чтобы металлические цепочки и крестики, раскаляясь от жара, не жгли кожу. Наши предки считали, что нагрудный крест должен быть надет на человеке постоянно. И посещение бани этому не препятствие. Тем более, кто знает, может быть, именно во время мытья Господь призовет человека к Себе на суд, а умереть без креста совсем нежелательно.

После второй аварии Валериан решил не снимать с себя крест никогда и ни при каких обстоятельствах. Однако как‑то раз во время мытья он снова снял его по привычке и забыл надеть. Шла зима 1985 года. В это время Валериан уже учился в семинарии. В Москве около полуночи он задним ходом выезжал на «Ниве» со двора многоквартирного дома на проезжую часть улицы. В ночной час дорога была пустынной, однако Валериан внимательно смотрел по направлению движения своей машины. Тем не менее неожиданно сзади раздался удар. Опять столкнулся с такси! Как эта машина оказалась на его пути, Валериан так и не понял. Таксист сказал, что ожидал клиента, а «Нива» из подворотни наскочила на его автомобиль.

Дома в ванной комнате Валериан обнаружил нательный крест на полке! Трижды он забывал его надеть и каждый раз попадал в аварии!!! После этого Валериан больше никогда не снимал с себя крест. Вспоминая случившиеся с ним аварии, протодиакон Валериан всегда благодарит Господа, Который вразумлял его, но при этом хранил от всяких травм.

В полемике с различными сектантами, отрицающими значение креста, отец Валериан непременно рассказывает эти случаи из своей жизни. Обычно сектанты или замолкают, или переводят разговор на другую тему.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: