Седьмой период: 590 – 651 гг. Военное поражение. Кризис наследования. Завоевание арабами




24. Правление Хосрова II Парвиза (590, 590 – 628), 39 лет. Длительное

Внук Хосрова I, Хосров II, вошел в историю как величайший персидский правитель.

Он удержался на престоле благодаря поддержке Византии, в которой в это время правил император Маврикий (582 – 602).

В начале 90-х годов VI в. представитель лагеря соперников – Бахрам Чубин, опирался на поддержку тюрок. Как видим, мирные периоды в византийско-иранских отношениях были исключениями, вызванными чрезвычайными политическими обстоятельствами.

Но в будущем сам Хосров II использовал убийство византийского императора Маврикия (582 – 602) как предлог для начала новой большой войны с Империей. Ослабление центральной власти позволило персом одержать целый ряд крупных побед над Византией, в который стал править император Фока (602 – 610).

В 603 г. война возобновилась. Фока ослабил армию, казнив полководца Нерсеса и поставив на его место верного ему Леонтия. Тогда же греческая армия дважды потерпела поражение. В 605 г. пал г. Дара, в 606 г. персы осуществили ряд удачных походов в Сирию, Палестину, Финикию, вывозя оттуда материальные ценности. В 607 г. персы захватили Армению, Галатию и в 608 г. достигли Халкедона. Фока не мог организовать сопротивления, он был занят подавлением внутренних заговоров, пирами, разгулом. Число его противников росло.

После позорной казни Фоки персы не переставая наращивали преимущество. Византийский император Ираклий I (610 – 641), родом каппадокийский армянин, опытный полководец (сын полководца Ираклия, экзарха Африки) попытался организовать сопротивление персам.

В 611 г. армия Хосрова захватила Антиохию.

В 613 г. Иераклий сам возглавил армию, но у стен Антиохии был разбит и отступил в Киликию, из которой позже был вынужден бежать. А персы заняли г. Дамаск. Победа была облегчена тем, что местное население исповедовало христианство монофизитского толка и видело в персах на захватчиков, а освободителей от гнета византийцев-ортодоксов.

В 614 г. Хосров занял Иерусалим, где вырезали большую часть населения (ок. 17 000 человек), захватили патриарха Захарию и вывезли Истинный крест (на котором, как считалось был распят Сын Божий Иисус).

Окрыленный успехом Хосров шел дальше – в 619 г. (УТОЧНИТЬ ДАТУ – ЕСТЬ ВАРИАНТЫ: 616, 618 гг.) благодаря опять же содействию монофизитов персидскому полководцу Шахину удалось занять основную житницу империи – Египет. В Константинополе начался голод.

После этого границы персидского государства практически расширились до границ державы Ахеменидов, последствия походов Александра Македонского и распространения греческого влияния на Восток были, казалось ликвидированы – персы вернули себе Месопотамию, Сирию, Малую Азию и Египет.

Силы греков были на исходе, границы их владений за два неудачных правления существенно сократились. Ведь кроме персов им приходилось воевать с аварами, которые в 619 г. подошли к Константинополю. А персидские войска, кстати, в это время стояли по ту сторону Босфора и наблюдали за происходящим.

Ираклий, несмотря на то, что его преследовали неудачи, не пал духом. Он был настроен самым решительным образом. В 621 г. он решил начать решительную борьбу с персами и начал подготовку. Сначала путем внутреннего займа собрал деньги, затем начал комплектование и в течение 622 г. занимался обучением армии. Осенью он занял Каппадокию, а в 623 г. начал наступление. При этом не пошел, как предполагал Хосров, на столицу г. Ктесефон, а двинулся на север, прошел через Армению и вторгся в персидскую провинцию Антропатену, взял ряд крупных городов и занял отдельные области (например, Нахичеван) и отошел в Албанию.

Весной 624 г. Ираклий получил возможность продемонстрировать свои полководческие таланты. Расскажем об этой кампании подробнее. Хосров выслал на встречу ему войска полководцев Шахрабараза и Шахина. Первый преградил путь грекам, а второй разбил лагерь у них в тылу. Ираклий, оценив ситуацию, стал действовать на опережение и не дал двум армиям соединиться. Он разбил Шахина и отступил в Нахичиван. Было ясно, что здесь прорваться не удастся. Персидский полководец попытался устроить засаду на императора в г. Арчем, но тот узнал об этом и внезапным нападение захватил город и уничтожил персидское войско, спасся только сам Шахрабараз. Греки перезимовали к северу от оз. Ван. Ираклий вошел в Сирию в районе верховий Тигра. С ним стала сближаться армия Шахрабараза. Здесь Ираклий применил излюбленную тактику степняков, неожиданно развернулся и сделал вид, что бежит. Персы потеряли бдительность и поплатись за это, их армия была разбита. В 626 г. Ираклий в союзе с хазарами безуспешно осаждал Тбилиси, а персидский полководец во второй раз пошел к Константинополю, в это время авары и славяне вновь начали осаду города, но были разбиты и бежали.

В 627 г. Ираклий, включив большую часть хазарских воинов в свою армию, пошел вглубь Персии. Греки дошли до развалин бывшей ассирийской столицы – Ниневии. Им противостояла армия персидского полководца Рахзада. Наконец дело дошло до решающего сражения, две армии выстроились друг против друга. Рахзад вызвал императора на единоборство. Тот согласился и вместе со своими оруженосцами быстро направился к месту схватки. Перс начал стрелять из лука и дважды ранил Ираклия, в третий раз выстрелить не успел, сначала оруженосец ранил его мечом, затем Ираклий отсек ему голову. Ираклий сражался в гуще боя, персам было нанесено поражение и Ираклий подошел к столице – г. Ктесифону. Греки захватили пригородные дворцы шаха, в одном из них, кстати хранились знамена разбитых ранее римских армий. Сам Хосров бежал в столицу и повелел разрушить мосты через канал Нахраван. Без них переправа была невозможна и подойти к Ктесифону было нельзя. Он начал отводить армию не предпринимая усилий занять столицу. Возможно, это связано с тем, что Ираклий знал о том, что в столице персов началась усобица и борьба за власть. Действительно, скоро стало известно, что произошел переворот, во главе которого стояли персидские полководцы. Хосров и его сорок сыновей были убиты. Власть перешла к его старшему сыну Кабаду, который тут же заключил с греками мир.

 

До Йездегерда I череда кратких правлений. Все они проходили уже на фоне усиливающейся агрессии арабов, в истории которых интенсифицировались процессы государствообразования.

 

25. Правление Кобада II (628), 1 год Краткое

Кобад II, участник заговора против отца, запросил у греков мира. По его условиям персы теряли все завоевания – был отдан Египет и другие завоеванные при Хосрове земли, а также был возвращен священная реликвия христиан Крест, на котором, по преданию был распят Иисус.

На этом война завершилась.

 

26. Правление Арташира III (628 – 629), 2 года. Краткое

 

27. Правление Боран (629 – 630), 2 года. Краткое

28. Правление Бурандухт (631-632). Краткое.

Во время его правления начались вторжения кочевых племен бакритов на территорию Ирана.

Начало арабских завоеваний можно отнести к 632(33) г.

 

29. ПравлениеАзармдухта (630 – 632), 3 года. Краткое

 

30. Правление ЙездегердаIII (632 – 651), 20 лет. Длительное

Его восшествию на шаханшахский престол предшествовала борьба различных группировок придворной знати. От имени шестнадцетилетнего царя царей управлял регент. Об отсутствии единства власти и подчинения свидетельствует иранские археологические материалы: практически полное отсутствие монет первых лет правления Йездегерда. Это признак игнорирования его власти на территории Ирана.

Он не мог противостоять армии, нарождавшегося арабского государства, которое могло возникнуть и существовать только на территории двух империй Византии и Персии. Основной удар пришелся по Персии, Византия отделалась «меньшей кровью», она только потеряла свое влияние в Северной Африке и в Сиро-Палестинском регионе.

В кочевом племени Бакритов происходят коренные изменения — их предводитель Мусана принял ислам. Причиной такого решения стал геополитический интерес: Мусана обратился за военной поддержкой к халифу Абу Бакру и стал мусульманином, потому что у них были общие интересы в Месопотамии и Вавилонии.

В 633 году арабы вели активные военные действия в районе нижнего Междуречья, пытались захватить Хиру.

Марзбан Хиры, Азадбех, рассчитывал на помощь Сасанидов, но внутренняя борьба за престол между представителями династии и придворной знатью отвлекли их внимание от внешних проблем. Хира на время была завоевана арабами. Это была важная победа – Хира явилась опорной точкой, вокруг которой продолжались арабские завоевания.

В 634 году в умер халиф Абу Бакр, теперь Мусана контактировал с новым халифом Омаром ибн ал-Хаттабом. С его воцарением начался новый виток арабских завоеваний в Иране.

Тем временем, в районах завоеванных арабами, начались бунты ополченцев. Эти события заставили мусульман собирать и укреплять свои военные силы.

В октябре-ноябре 634 года произошла битва при Кусс ан-Натифе, закончившаяся разгромом мусульманских войск. Мусана после этого поражения не решался отправиться в Хиру, и вынужден был уйти на запад от Ефрата для пополнения войска.

В сражении при Бувайбе, состоявшемся в ноябре 635 года, войскам Мусанны была оказана поддержка христианскими отрядами. Мусульмане одержали победу, которая имела важное значение для арабов: они оказались фактическими хозяевами нижнего Междуречья.

636 год был тяжелым для мусульман – активизировались антиарабские движения на завоеванных ими территориях. Но в руках арабов оказалась еще одна стратегически важная область – древнее поселение в устье Тигра и Ефрата было превращено в укрепленный город Басру, который не затронули ополченческие волнения.

 

В течение первых лет правления Йездегерда III на территории Ирана не было полного единства и подчинения главному центру. Причина лежала в междоусобной войне и борьбе группировок за власть. Для противостояния угрозе внешней экспансии необходима была общая консолидация, которая и произошла к 636 году.

В конце сентября 636 года произошло сражение при Кадисии, длившееся несколько дней. Этой битве предшествовала переговоры между сторонами: мусульмане во главе с Са’адом выступали с предложением принять ислам, но иранцы, возглавляемые полководцем Рустамом, отказались, после чего битва была неизбежна. Хотя иранская сторона и использовала самое сильное оружие – боевых слонов, победу одержали мусульмане. Сражение было долгим и тяжелым, значительные потери понесли обе стороны.

Следующей важной точкой в завоевании Ирана была столица – Ктесифон. Омар предпочел не откладывать наступление и распорядился войскам продвигаться дальше. Халиф внес некоторые изменения: в этот поход он приказал не брать женщин и детей, поскольку мусульманскому войску предстояло углубиться в земли им еще незнакомые и тем более опасные, где требовалась бы большая мобильность.

На пути продвижения арабского войска от Кадисии к Ксетифону ими были захвачены ряд крепостей, где находились иранские гарнизоны, такие как: Хира, Вавилон, Куса, Сабат. Серьезное сопротивление мусульманскому войску в течение нескольких месяцев оказывал гарнизон крепости Бех Ардашир, город был хорошо укреплен рвами и каналами. Осада продолжалась с начала по март 637 года.

Потеря этой крепости показала серьезность угрозы существования Иранского государства. После взятия Бех Ардашира шаханшах Йездигерд III покинул Ктесифон. Вскоре арабы вступили в столицу сасанидов. К концу 637 года Вавилония была полностью завоевана мусульманами. Для закрепления своих позиций в 638 году неподалеку от Хиры был основанн военный лагерь – Куфа. Таким образом арабы сосредоточили рычаги управления над регионам в своих руках: юг - выход в Персидский залив контролировался Басрой, а север – Куфой.

Завоевание Хузистана (провинции, расположенной к востоку и северу-востоку от общего русла Тигра - Евфрата) продолжалось в течение 638 года. Источники говорят нам о смене нескольких полководцев в стане мусульман в процессе завоевания этой территории.

 

Отсутствие точных дат в порабощении иранских земель арабами, объясняется расхождениями в описании и датировке событий авторами источников, такими как Балазури, Табари, Ибн ал-Асира. Так, нет единого мнения, по-поводу времени завоевания Мидии, центральной горной части Сасанидского государства.

Кровопролитное сражение у Джалуды в 637 году явилось отравной точкой наступления арабов на город Хулван. Командующий мусульманскими войсками Хашиб ибн Утба и новоиспеченный наместник Джалуды, Джарир ибн Абдаллах Баджали, по приказу Са’да выступили по направлению к Хулвану. Когда войска были уже недалеко от города, Йездигерд III бежал в Спахан. Хулван был подчинен на договорных условиях: жителям была предоставлена гарантия неприкосновенности, а желающие покинуть его, могли сделать это беспрепятственно. Балазури датирует эти события 640 годом, хотя велика вероятность, что происходило все немногим раньше.

Следующим важным местом покорения арабами Ирана явился город Нехавенд, расположенный в центре Мидии. Сражение при покорении этого города было достаточно крупным, сравнимым с битвой при Кадисии. Оно произошло весной-летом 642 года. Для осуществления этого похода требовалась серьезная подготовка как со стороны арабов, так и со стороны сасанидов.

Халиф Омар даже обращался к местным арабским племенам за помощью в содействии, последние откликнулись. Со стороны арабов войска возглавлял один из сподвижников пророка, занимавший в то время пост главного налогового чиновника округа Кашкар, Ну'мана ибн Мукаррина. На случай гибели ему на замену было предписано несколько приемников. К сожалению, источники не называют нам имени главнокомандующего иранским войском. Есть лишь упоминания имен в локальных формированиях сасанидской армии: начальник конной гвардии шаханшаха Бундар и др. Важным последствием этой битвы был факт крупного проигрыша не где-то на окраине, а в глубине сасанидского государства. Это обстоятельство нанесло серьезный ущерб моральному духу сасанидов.

Следующей провинцией на пути завоевателей был Табаристан, расположенный в прикаспийском регионе. К сожалению источники расходятся в описании не только хронологии событий, но и в упоминании действующих лиц. Поэтому синхронизировать информацию сложно. В 643г был заключен мирный договор на взаимовыгодных условиях между арабскими военачальником и правителем Табаристана. Характер соглашения весьма типичный: местные обязывались придерживаться военного нейтралитета, а арабы предоставляли гарантии неприкосновенности и полную независимость сасанидам. Куда более сложнее оказалось договорится с правителем Парсы – важного округа, расположенного на море. В 644 году была предпринята очередная попытка овладеть городом со стороны арабов. Их возглавлял Осман ибн ал-Аса. По распоряжению халифа Омара в помощь ему были направлены войска наместников Бахрейна и Басры. Поход в этот раз увенчался удачей для арабов. В Парсу были назначены наместники. Но как только основная часть мусульманских военных отрядов покинула округ, местное население вышло из поминовения. С 646 года началась цепочка восстаний, с закономерным изгнанием мусульманских ставленников и назначением своих. Но уже в 647 году арабы вновь выдвинули серьезную силу против неповиновения: из Басры выступило войско которым командовал Абу Муса ал-Аш’ари, во главе авангарда стоял Осман ибн Абу-л-Ас. Со взятием арабами Бишапура это восстание окончательно было подавлено.

Вплоть до 656 года продолжались локальные восстания, которые поэтапно подавлялись арабами. Последняя расправа в Стахре обескровила иранскую оппозицию и утвердила на земле Парса военное господство ислама.

Паралельно завоевания происходили на территории областей Кермана, Систана и Хорасана. Источники датируют начало завоевания в Кермане 644 годом. Арабов возглавляли Сухайлом ибн Ади и Абдаллах ибн Итбан. Поход увенчался успехом, после чего у мусульман появилась возможность продвигаться в глубь округа.

Эскпидиция в Сакастан (Систан и Сиджистан) была снаряжена в 644 году халифом Омаром. Отряды Асима ибн Амра и Абдаллаха ибн Умайра разбили иранское войско. Успех арабского продвижения во многом зависел и от наличия междоусобной борьбы между местными феодельными правителями. Последнее стало возможным ввиду отсутствия крепкой и сильной центральной власти, так как шаханшах Йездигерд, покинув столицу, перемещался по стране, всю глубже и глубже убегая от войск завоевателей.

В истории Сасанидского государства существует линия повествования, особенностью которой является рассказ, ориентированный на жизнь последнего царственного отпрыска Сасанидов. Йездигерд III перемещался по стране в сопровождении войска, отступая от арабского продвижения в дальше и дальше в глубь страны. Хорасана – это северо-восточная четверть Сасанидского государства. После завоевания Парсы арабы целью дальнейшего продвижения видели теперь и захват шаханшаха, поэтому и следовали за ним. Йездигерд для своего расположения избрал город Мевр. Для выполнения задачи по захвату шаханшаха халиф Омар назначил Ахнафа ибн Кайса.

После того, как два близко расположенных от Мевра города Нишапур и Сарахса были сданы арабам без боя, практически вся военная мощь этого похода отправилась на взятии Мевра. Йездигерд был вынужден вновь покинуть город и отправиться в Мервуд, откуда он разослал гонцов к ханкану тюрков, царям Согда и Китая с просьбой предоставить военную помощь.

Для халифа и его администрации захват Хорасана не являлся плановым. Как подчеркивают источники, Хорасана рассматривалась как нейтральная территория, буферная зона, разделяющая Халифат и кочевников. Завоевание этой области делало арабов непосредственными соседями беспокойных и непредсказуемых тюрков.

Дальнейшие происходившие события описываются в источниках по-разному.

Согласно версии Сайфа ибн Омара, Йездигерд III видя неудачи, окончательно решает покинуть пределы своего государства и отправиться в хаканат или Китай. Войско не разделяло его рвения, и предпочло отобрать казну у шаханшаха. Затем оно передало казну Ахнафу ибн Кайсу и приняло покровительство мусульман.

Иранская версия по определению несет в себе куда более благоговейный настрой по отношению к шаханшаху – «царю царей». Поэтому, Йездигерд направился в Хорасану для того чтобы собраться с силами и заручиться поддержкой, обязанного ему своим возвышением, марзбана (глава Мервуда) Махуйи. Однако последний, по каким-то причинам, затеял заговор против Йездигерда. Шаханшах вынужден был спасаться бегством, практически в полном одиночестве.

 

***

В истории Ирана начался новый период – вхождения в состав Халифата.

Завоевание Ирана арабами в VII веке имело своим следствием миграцию за пределы страны на восток, части населения поверженной Сасанидской державы. Источники сохранили упоминание о зороастрийских общинах в Индии, Средней Азии, Китае. Также установлено, что волна иранской миграции докатилась до берегов Японии.

Социальное устройство

Шло дробление сословий (пешак). Существовали главы сословий (пеш ак-е сар даран): например, мобедан мобед (глава зороастрийского духовенства), вастриошан салар (глава сословия земледельцев) и др.

В результате укрепления центральной власти, возрастала роль чиновничества, которое рассматривалось как особое сословие.

Позднесасанидское время, наступившее после событий маздакитского движение и реформ Хосрова 1, характеризуется появлением раннефеодальных отношений и ломкой древнеиранских социальных институтов, связанных с архаичными сословиями.

В VI в. общинники стали формировать особую категорию — рам (простонародье). Процесс превращения членов общин в категорию рам был чрезвычайно сложным и происходил при сохранении в официальном праве старых сословных форм. В то же время выделяется общинная верхушка. В период маздакитского движения конца V – первой трети VI в. они подорвали значение древних знатных родов Ирана, ранее господствовавших в державе, и постепенно заняли их место.

 

Экономическая история

Важнейшей сферой экономической, политической и культурной жизни сасанидского Ирана были города. Для этого времени характерен расцвет городов и городской жизни, что представляет резкий контраст с ситуацией на территориях, граничивших с Ираном с запада. Крупнейшим городом была столица, Тизбон, расположенная по обоим берегам Тигра. Это был большой, населенный город, с рынками, ремесленными кварталами, царскими дворцами и богатыми строениями.

Было несколько типов городов: настоящие города, со значительным торговым и ремесленным населением (преимущественно на торговых путях), и административные центры-крепости с небольшими посадами, население которых занималось сельским хозяйством.

 

Религиозная ситуация

Самой массовой религией сасанидского Ирана, как и парфянского, был зороастризм. Сасаниды уделяли ей большое внимание, противопоставляя христианству как религии своего основного соперника - Византии. При Сасанидах в III–IV вв. была кодифицирована Авеста – сложный комплекс зороастрийских текстов. При Сасанидах возникла значительная религиозная зороастрийская литература (Денкарт, Бувдахишн).

В пределах Ирана встретились крупнейшие религии той эпохи. Здесь еще в парфянский период появились христианские общины. При Сасанидах число христиан, особенно в областях с арамейским населением росло. После осуждения ереси Нестора на Эфесском соборе 431 г. несториане бежали в пределы Сасанидского государства, и несторианская церковь, как гонимая в Византии, пользуется покровительством шаханшахов. В Месопотамии издавна было большое число иудейских общин. В восточных областях Ирана получил распространение буддизм.

Следствием взаимодействия зороастризма и христианства явилось манихейство, связанное с деятельностью Мани (III в.). Шапур I сначала допустил проповедь Мани, однако позднее он был схвачен и замучен. Последователи Мани распространились по всему Ирану, оттуда в Среднюю и Центральную Азию. Манихейство оказало влияние на Маздака и его последователей, а так же впоследствии на многие ереси средневековья: богомилов, катаров и т.п.

 

Светская культура

Сасанидская цивилизация представляла сложный синтез культуры иранских народов с элементами индийской, арамейской, греческой культур. Культура сасанидского Ирана оказала огромное влияние на формирование арабской культуры.

В последний период правления Сасанидов возникли исторические сочинения, которые назывались Хвадай-намакв («Книги владык»). Эти сочинения содержали историю сасанидских шахов, изложение велось по годам их правления. Существовали и другие исторические произведения, прежде всего биографии (Арташира 1, Маздака, Бахрама Чубина и т.д.). Из них сохранилась первая «Карнамак-е Артахшир-е Папакан» («Книга деяний Артамира, сына Папака»), написанная около начала УII в. Эта книга излагает легендарную биографию основателя династии Сасанидов.

При Сасанидах возникла и художественная литература, которая питалась иранским эпосом. Перерабатывались произведения, пришедшие из Индии и других стран: книга «Хазар афсане» («Тысяча сказок»), ее арабский перевод стал основой знаменитой «Тысячи и одной ночи». Высокого уровня достигли переписка и оформление рукописей.

Значительное развитие получило право. Существовали специальные школы правоведов. Сохранился один памятник комментариев к законам – «Матагдан-е хазар датастан» («Книга тысячи решений»), составленный в последние годы существования Сасанидского государства.

Возникла и научная литература (медицинская, географическая и т.д.). При Хосрове I в Иране нашли убежище сирийские и греческие врачи, основавшие в г. Гундешапуре медицинскую школу. На персидскую медицину большое влияние оказывала и индийская медицинская наука.

От географической литературы сасанидского времени в оригинале сохранился только трактат «Шахрастаниха-йе Эран» («Города Ирана»).

Высокого уровня достигли в Иране строительная техника и архитектура. Об этом свидетельствуют развалины столицы, Ктеcифона, крепостные сооружения Дербента, построенные в основном в VI в.

Военные деяния сохранились на рельефах. Уровня искусства достигла в сасанидском Иране чеканка по серебру.

 


[1] В написании лекции принимала участие студентка СТБГУ Ирина Афанасьева (2013 г.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: