I. УСТРОЙСТВО ДЕПАРТАМЕНТОВ
1) Число департаментов и их предметы
§ 1. Совет разделяется на четыре департамента:
I. Законов.
II. Дел военных.
III. Дел гражданских и духовных.
IV. Государственной экономии.
§ 2. В департамент законов входит все то, что по существу
своему составляет предмет закона. Комиссия законов будет
представлять в сей департамент все первоначальные начертания
законов, в ней составляемых.
§ 3. В департамент военных дел будут входить предметы
министерств военного и морского.
§ 4. В департамент гражданских и духовных дел будут входить
дела юстиции, управления духовного и полиции.
§ 5. К. департаменту государственной экономии будут
принадлежать предметы общей промышленности, наук, торговли,
финансов, казначейства и счетов.
2) Звание председателя Государственного совета
§ 6. Председатель Государственного совета имеет в общих его
собраниях первое место и подпись.
§ 7. Председатель открывает и закрывает собрание.
§ 8. Он назначает каждую неделю дела, подлежащие уважению
Государственного совета.
§ 9. При рассуждениях Совета он охраняет надлежащий порядок
и единство предмета, в случае разнообразия мнений для соглашения
их излагает существо и силу вопроса и потом объявляет мнение,
большинством голосов принятое.
§ 10. Все рассуждения членов обращаются к лицу председателя.
§ 11. При конце заседания он возвещает предметы будущего
собрания.
3) Звание председателей департаментов
§ 12. Председатели в департаментах имеют первое место и
подпись.
§ 13. Они открывают и закрывают собрание департаментов. 66
§ 14. Председатели назначают каждую неделю дела, подлежащие
рассуждению департамента.
§ 15. При рассуждениях они излагают существо и силу вопроса
и охраняют надлежащий порядок и единство предмета.
§ 16. Все рассуждения членов департамента обращаются к лицу
его председателя.
§ 17. При конце заседания председатель департамента
возвещает предметы будущего собрания.
4) Звание государственного секретаря
§ 18. Государственный секретарь управляет государственной
канцелярией.
§ 19. На ответственность его возлагается точность сведений,
предлагаемых Совету, и надлежащая ясность их изложения.
§ 20. На его ответственность возлагается изготовление всех
исполнительных бумаг по журналам Совета, как в общем его
собрании, так и по департаментам.
5) Звание статс-секретарей и их помощников
§ 21. При каждом департаменте Совета находится один
статс-секретарь и несколько помощников.
§ 22. Статс-секретари и их помощники причисляются к
государственной канцелярии и отправляют в ней дела по их
департаментам.
§ 23. Помощники статс-секретарей назначаются по
департаментам министров.
§ 24. Главная обязанность их состоит в собрании
дополнительных сведений, нужных для пояснения дел, от
министерства поступающих.
II. ОБРЯД ВСТУПЛЕНИЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА И ИХ ЗАСЕДАНИЯ
КАК В ДЕПАРТАМЕНТАХ, ТАК И В ОБЩИХ СОБРАНИЯХ
§ 25. При открытии Государственного совета и потом при
вступлении каждого члена в сие сословие подписывается им присяга
по установленной форме.
§ 26. Заседания членов Совета в департаментах учреждаются по
старшинству их, но председатель в департаменте всегда сохраняет
первое место.
§ 27. Заседание членов в общих собраниях учреждается
следующим порядком: 1) В отсутствие его императорского величества
председатель занимает место в середине, по правую его сторону
занимают места члены, не принадлежащие к особенным департаментам,
а по левую – министры. Против председателя Совета, начиная от
места, назначаемого для чтения дел, по обеим сторонам занимают 67
места председатели департаментов, а за ними последуют тех
департаментов члены. 2) Статс-секретари и их помощники имеют
особенные столы и в обыкновенных собраниях занимают свои места, в
чрезвычайных же не присутствуют.
§ 28. Заседания как в департаментах, так и в общих собраниях
в положенные дни начинаются с 10 часов утра. Сверх сих заседаний
члены департаментов могут учреждать между собою по удобности все
нужные по делам сношения по назначению председателей. В делах,
требующих общего двух или трех департаментов уважения, они могут
учреждать частные собрания по сношению их председателей.
III. ОЗНАЧЕНИЕ ДЕЛ,
ПОДЛЕЖАЩИХ УВАЖЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
§ 29. В порядке государственных дел, от разрешения и
утверждения верховной императорской власти зависящих, следующие
предметы поступают предварительно на уважение Государственного
совета: 1) Все предметы, требующие нового закона, устава или
учреждения. 2) Предметы внутреннего управления, требующие отмены,
ограничения или дополнения прежних положений. 3) Дела, требующие
в законах, уставах и учреждениях изъяснения истинного их смысла.
4) Меры и распоряжения общие, приемлемые к успешнейшему
исполнению существующих законов, уставов и учреждений. 5) Общие
внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые. 6) Объявление
войны, заключение мира и другие важные внешние меры, когда по
усмотрению обстоятельств могут они подлежать предварительному
общему соображению. 7) Ежегодные сметы общегосударственных
приходов и расходов, способы их уравнения, назначение новых
издержек, в течение года встретиться могущих, и чрезвычайные
финансовые меры. 8) Все дела, по коим отсуждается какая-либо
часть государственных доходов или имуществ в частное владение.
9) Дела о вознаграждении частных людей за имущества, на
государственные нужды взимаемые. 10) Отчеты всех министерств в
управлении принадлежащих к ним частей.
§ 30. Из всех сих предметов изъемлются: 1) Те дела, кои
особенно предоставлены будут непосредственному докладу министров.
2) Дела, кои по общему министерскому наказу подлежать будут
соображениям министерского комитета.
IV. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛ,
РАССМОТРЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ИХ В ДЕПАРТАМЕНТАХ
§ 31. Все дела, предоставленные соображению Государственного
совета, сначала поступают в департаменты его по свойству их и
принадлежности.
§ 32. Из сего изъемлются те дела, кои общими положениями, 68
ниже сего изображенными, или особенными высочайшими повелениями
предназначатся непосредственному уважению общих Совета собраний.
§ 33. Дела в департаменты поступают или от министров, или по
особенным высочайшим повелениям; те и другие изготовляются к
докладу в государственной канцелярии и предлагаются или
государственным секретарем, или статс-секретарем того
департамента, или же в отсутствие его одним из его помощников.
§ 34. Порядок рассуждения в департаменте учреждается,
применяясь к тем правилам, какие для общего собрания ниже сего
постановлены.
§ 35. Положения, большинством голосов принятые, вносятся в
журнал. Члены, не согласные с общим решением, в течение недели
представляют особенное мнение, которое и прилагается в подлиннике
к журналу.
§ 36. Журналы подписываются председателем и потом членами по
старшинству их.
§ 37. Министры, хотя и не обязаны присутствовать в
департаментах по делам их, но когда признают нужным, могут
представлять изъяснения их или лично, или через директоров,
управляющих частями.
§ 38. Директоры оставляют собрание, как скоро окончены будут
нужные по делам изъяснения.
§ 39. Положения департаментов, заключающие в себе изъяснения
точного разума существующих законов и приложение их к частным
случаям и не предполагающие нового закона, устава или учреждения,
ни отмены прежних постановлений или дополнения их, не поступают в
общие собрания, но представляются в журналах их непосредственно
на высочайшее усмотрение.
§ 40. Все другие дела, по окончании их рассмотрения в
департаменте, входят на уважение общего собрания.
§ 41. Во всех положениях департамента по делам частным
заключение Совета изображается в общем виде закона или
учреждения, дабы разрешением одного случая можно было объять все
другие, с ним однородные.
V. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛ,
РАССМОТРЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ИХ В ОБЩЕМ СОБРАНИИ
§ 42. Заседания в общем Совета собрании открываются чтением
постановлений, получивших высочайшее утверждение.
§ 43. Дела поступают в общие собрания Совета или из
департаментов, или вносятся по особенным высочайшим повелениям.
§ 44. Следующие два рода дел вносятся в общие собрания
Совета, не поступая предварительно в департаменты: 1) общие
внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; 2) внешние 69
важные меры, когда по существу их признано будет нужным
предоставить их предварительному общему уважению Совета.
§ 45. Дела по порядку предыдущего их назначения предлагаются
государственным секретарем, а в отсутствие его – одним из
статс-секретарей или их помощников по его назначению.
§ 46. Чтение никем не прерывается до самого его окончания.
§ 47. По окончании чтения председатель того департамента, к
коему принадлежит дело, присовокупляет нужные объяснения и
устанавливает существенные предметы рассуждения. Государственный
секретарь дополняет их или повторением нужных статей чтения, или
объяснением приложений, в деле находящихся. Сим основываются
вопросы, к разрешению подлежащие, и существо дела.
§ 48. В делах, входящих непосредственно в общие собрания,
объяснения принадлежат председателю Совета.
§ 49. По прочтении дела каждый член Совета может требовать
пояснения или повторения тех статей, которые представятся
неясными. Государственный секретарь обязан представить сии
изъяснения.
§ 50. После сего начинаются рассуждения по порядку статей
или вопросов, к разрешению подлежащих.
§ 51. Председатель Совета охраняет сей порядок, полагая один
вопрос после другого.
§ 52. Рассуждение, удаляющееся от вопроса и существа дела,
обращается к оному председателем Совета, который при повторении
сих отступлений прекращает самое рассуждение и обращается к
предмету последующему.
§ 53. Когда все статьи рассуждения таким образом будут
пройдены и предмет довольно уважен, председатель закрывает
рассуждение, вопрошает о мнениях и объявляет то, которое
большинством голосов будет принято. Сие мнение вносится в журнал.
§ 54. Члены, не согласившиеся с общим заключением, в течение
недели доставляют к государственному секретарю их мнения, кои и
прилагаются в подлиннике при журнале.
§ 55. В том только случае мнения сии вторично предлагаются
Совету, когда последует на сие особенное высочайшее повеление, и
в сем случае Совет полагает по оным вновь свое заключение.
§ 56. Никакое дело, Совету предложенное, не может быть
сообщено вне оного без особенного на то высочайшего дозволения,
но каждый член может истребовать дело, для особенного прочтения в
самом Совете.
§ 57. Журналы в общем собрании Совета суть двояки: в первый
вносятся все постановления, высочайше утвержденные и Совету
предъявленные. Сей журнал подписывается одним председателем и
государственным секретарем. Во второй вносятся все положения
Совета по делам, уважению его представляемым. Сей журнал
подписывается председателем, потом всеми членами по старшинству 70
их и скрепляется государственным секретарем.
§ 58. Если дело на уважение Совета поступило из
департамента, то положение общего собрания присоединяется к тому
же журналу, в коем изображено мнение департамента.
§ 59. В журналы дела вносятся по департаментам, не сливая
одного с другим.
§ 60. В обыкновенных собраниях Совета министры, по другим их
упражнениям, могут не присутствовать, но отсутствие их не
прерывает течение дела.
§ 61. Они могут для объяснения дел представлять директоров,
особенно управляющих теми частями, к коим принадлежит предмет
рассуждения.
§ 62. Для сего о делах, назначаемых к докладу в общем
собрании Совета, дается каждый раз знать министрам.
§ 63. Директор в сих случаях занимает место подле
государственного секретаря.
§ 64. Обязанность директоров есть представлять все нужные
объяснения по делам, к части их принадлежащим, но они не имеют
совещательного голоса и оставляют собрание, как скоро окончатся
требуемые от них объяснения.
§ 65. Журналы подписываются сначала председателем, а потом
членами по старшинству их и представляются государственным
секретарем на высочайшее усмотрение.
§ 66. Словесные высочайшие повеления объявляются Совету
председателем. В департаментах Совета то же право принадлежит их
председателям. Государственный секретарь, для предложения их
Совету, сообщает оные письменно по принадлежности.
VI. ОСОБЕННЫЙ ПОРЯДОК
РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОВ, УСТАВОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
§ 67. Все предварительные начертания гражданских и уголовных
законов, также уставов и учреждений, составляемых вне комиссии,
особенно для сего учрежденной, вносятся прежде всего через
государственного секретаря в сию комиссию и потом с мнением ее
поступают в департамент законов.
§ 68. Начертания законов, уставов и учреждений, в комиссии
составляемые, вносятся все без изъятия в департамент законов.
§ 69. Директор комиссии имеет место и совещательный голос в
сем департаменте по своему званию.
§ 70. Он предлагает начертание законов, уставов и учреждений
и представляет по оным надлежащие изъяснения.
§ 71. По рассмотрении и исправлении их в департаменте Совета
они вносятся в общее собрание в том самом виде, какой получат в
департаменте. Государственный секретарь предлагает их в общем
собрании, а директор комиссии представляет надлежащие по оным
объяснения.
§ 72. Законы, уставы и учреждения, таким образом в общем
собрании Совета рассмотренные, входят на высочайшее усмотрение и 71
потом поступают в порядок совершения, им предназначенный.
VII. ФОРМЫИЗДАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
§ 73. Все предметы, содержащие в себе закон, устав или
учреждение, имеют форму манифестов и излагаются в следующем виде:
Божиею милостью мы и проч., и проч.
Введение, в коем излагаются кратко причины: