Особенные учреждения Государственного совета




 

I. УСТРОЙСТВО ДЕПАРТАМЕНТОВ

 

1) Число департаментов и их предметы

 

§ 1. Совет разделяется на четыре департамента:

I. Законов.

II. Дел военных.

III. Дел гражданских и духовных.

IV. Государственной экономии.

§ 2. В департамент законов входит все то, что по существу

своему составляет предмет закона. Комиссия законов будет

представлять в сей департамент все первоначальные начертания

законов, в ней составляемых.

§ 3. В департамент военных дел будут входить предметы

министерств военного и морского.

§ 4. В департамент гражданских и духовных дел будут входить

дела юстиции, управления духовного и полиции.

§ 5. К. департаменту государственной экономии будут

принадлежать предметы общей промышленности, наук, торговли,

финансов, казначейства и счетов.

 

2) Звание председателя Государственного совета

 

§ 6. Председатель Государственного совета имеет в общих его

собраниях первое место и подпись.

§ 7. Председатель открывает и закрывает собрание.

§ 8. Он назначает каждую неделю дела, подлежащие уважению

Государственного совета.

§ 9. При рассуждениях Совета он охраняет надлежащий порядок

и единство предмета, в случае разнообразия мнений для соглашения

их излагает существо и силу вопроса и потом объявляет мнение,

большинством голосов принятое.

§ 10. Все рассуждения членов обращаются к лицу председателя.

§ 11. При конце заседания он возвещает предметы будущего

собрания.

 

3) Звание председателей департаментов

 

§ 12. Председатели в департаментах имеют первое место и

подпись.

§ 13. Они открывают и закрывают собрание департаментов. 66

§ 14. Председатели назначают каждую неделю дела, подлежащие

рассуждению департамента.

§ 15. При рассуждениях они излагают существо и силу вопроса

и охраняют надлежащий порядок и единство предмета.

§ 16. Все рассуждения членов департамента обращаются к лицу

его председателя.

§ 17. При конце заседания председатель департамента

возвещает предметы будущего собрания.

 

4) Звание государственного секретаря

 

§ 18. Государственный секретарь управляет государственной

канцелярией.

§ 19. На ответственность его возлагается точность сведений,

предлагаемых Совету, и надлежащая ясность их изложения.

§ 20. На его ответственность возлагается изготовление всех

исполнительных бумаг по журналам Совета, как в общем его

собрании, так и по департаментам.

 

5) Звание статс-секретарей и их помощников

 

§ 21. При каждом департаменте Совета находится один

статс-секретарь и несколько помощников.

§ 22. Статс-секретари и их помощники причисляются к

государственной канцелярии и отправляют в ней дела по их

департаментам.

§ 23. Помощники статс-секретарей назначаются по

департаментам министров.

§ 24. Главная обязанность их состоит в собрании

дополнительных сведений, нужных для пояснения дел, от

министерства поступающих.

 

II. ОБРЯД ВСТУПЛЕНИЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА И ИХ ЗАСЕДАНИЯ

КАК В ДЕПАРТАМЕНТАХ, ТАК И В ОБЩИХ СОБРАНИЯХ

 

§ 25. При открытии Государственного совета и потом при

вступлении каждого члена в сие сословие подписывается им присяга

по установленной форме.

§ 26. Заседания членов Совета в департаментах учреждаются по

старшинству их, но председатель в департаменте всегда сохраняет

первое место.

§ 27. Заседание членов в общих собраниях учреждается

следующим порядком: 1) В отсутствие его императорского величества

председатель занимает место в середине, по правую его сторону

занимают места члены, не принадлежащие к особенным департаментам,

а по левую – министры. Против председателя Совета, начиная от

места, назначаемого для чтения дел, по обеим сторонам занимают 67

места председатели департаментов, а за ними последуют тех

департаментов члены. 2) Статс-секретари и их помощники имеют

особенные столы и в обыкновенных собраниях занимают свои места, в

чрезвычайных же не присутствуют.

§ 28. Заседания как в департаментах, так и в общих собраниях

в положенные дни начинаются с 10 часов утра. Сверх сих заседаний

члены департаментов могут учреждать между собою по удобности все

нужные по делам сношения по назначению председателей. В делах,

требующих общего двух или трех департаментов уважения, они могут

учреждать частные собрания по сношению их председателей.

 

III. ОЗНАЧЕНИЕ ДЕЛ,

ПОДЛЕЖАЩИХ УВАЖЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

 

§ 29. В порядке государственных дел, от разрешения и

утверждения верховной императорской власти зависящих, следующие

предметы поступают предварительно на уважение Государственного

совета: 1) Все предметы, требующие нового закона, устава или

учреждения. 2) Предметы внутреннего управления, требующие отмены,

ограничения или дополнения прежних положений. 3) Дела, требующие

в законах, уставах и учреждениях изъяснения истинного их смысла.

4) Меры и распоряжения общие, приемлемые к успешнейшему

исполнению существующих законов, уставов и учреждений. 5) Общие

внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые. 6) Объявление

войны, заключение мира и другие важные внешние меры, когда по

усмотрению обстоятельств могут они подлежать предварительному

общему соображению. 7) Ежегодные сметы общегосударственных

приходов и расходов, способы их уравнения, назначение новых

издержек, в течение года встретиться могущих, и чрезвычайные

финансовые меры. 8) Все дела, по коим отсуждается какая-либо

часть государственных доходов или имуществ в частное владение.

9) Дела о вознаграждении частных людей за имущества, на

государственные нужды взимаемые. 10) Отчеты всех министерств в

управлении принадлежащих к ним частей.

§ 30. Из всех сих предметов изъемлются: 1) Те дела, кои

особенно предоставлены будут непосредственному докладу министров.

2) Дела, кои по общему министерскому наказу подлежать будут

соображениям министерского комитета.

 

IV. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛ,

РАССМОТРЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ИХ В ДЕПАРТАМЕНТАХ

 

§ 31. Все дела, предоставленные соображению Государственного

совета, сначала поступают в департаменты его по свойству их и

принадлежности.

§ 32. Из сего изъемлются те дела, кои общими положениями, 68

ниже сего изображенными, или особенными высочайшими повелениями

предназначатся непосредственному уважению общих Совета собраний.

§ 33. Дела в департаменты поступают или от министров, или по

особенным высочайшим повелениям; те и другие изготовляются к

докладу в государственной канцелярии и предлагаются или

государственным секретарем, или статс-секретарем того

департамента, или же в отсутствие его одним из его помощников.

§ 34. Порядок рассуждения в департаменте учреждается,

применяясь к тем правилам, какие для общего собрания ниже сего

постановлены.

§ 35. Положения, большинством голосов принятые, вносятся в

журнал. Члены, не согласные с общим решением, в течение недели

представляют особенное мнение, которое и прилагается в подлиннике

к журналу.

§ 36. Журналы подписываются председателем и потом членами по

старшинству их.

§ 37. Министры, хотя и не обязаны присутствовать в

департаментах по делам их, но когда признают нужным, могут

представлять изъяснения их или лично, или через директоров,

управляющих частями.

§ 38. Директоры оставляют собрание, как скоро окончены будут

нужные по делам изъяснения.

§ 39. Положения департаментов, заключающие в себе изъяснения

точного разума существующих законов и приложение их к частным

случаям и не предполагающие нового закона, устава или учреждения,

ни отмены прежних постановлений или дополнения их, не поступают в

общие собрания, но представляются в журналах их непосредственно

на высочайшее усмотрение.

§ 40. Все другие дела, по окончании их рассмотрения в

департаменте, входят на уважение общего собрания.

§ 41. Во всех положениях департамента по делам частным

заключение Совета изображается в общем виде закона или

учреждения, дабы разрешением одного случая можно было объять все

другие, с ним однородные.

 

V. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛ,

РАССМОТРЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ИХ В ОБЩЕМ СОБРАНИИ

 

§ 42. Заседания в общем Совета собрании открываются чтением

постановлений, получивших высочайшее утверждение.

§ 43. Дела поступают в общие собрания Совета или из

департаментов, или вносятся по особенным высочайшим повелениям.

§ 44. Следующие два рода дел вносятся в общие собрания

Совета, не поступая предварительно в департаменты: 1) общие

внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; 2) внешние 69

важные меры, когда по существу их признано будет нужным

предоставить их предварительному общему уважению Совета.

§ 45. Дела по порядку предыдущего их назначения предлагаются

государственным секретарем, а в отсутствие его – одним из

статс-секретарей или их помощников по его назначению.

§ 46. Чтение никем не прерывается до самого его окончания.

§ 47. По окончании чтения председатель того департамента, к

коему принадлежит дело, присовокупляет нужные объяснения и

устанавливает существенные предметы рассуждения. Государственный

секретарь дополняет их или повторением нужных статей чтения, или

объяснением приложений, в деле находящихся. Сим основываются

вопросы, к разрешению подлежащие, и существо дела.

§ 48. В делах, входящих непосредственно в общие собрания,

объяснения принадлежат председателю Совета.

§ 49. По прочтении дела каждый член Совета может требовать

пояснения или повторения тех статей, которые представятся

неясными. Государственный секретарь обязан представить сии

изъяснения.

§ 50. После сего начинаются рассуждения по порядку статей

или вопросов, к разрешению подлежащих.

§ 51. Председатель Совета охраняет сей порядок, полагая один

вопрос после другого.

§ 52. Рассуждение, удаляющееся от вопроса и существа дела,

обращается к оному председателем Совета, который при повторении

сих отступлений прекращает самое рассуждение и обращается к

предмету последующему.

§ 53. Когда все статьи рассуждения таким образом будут

пройдены и предмет довольно уважен, председатель закрывает

рассуждение, вопрошает о мнениях и объявляет то, которое

большинством голосов будет принято. Сие мнение вносится в журнал.

§ 54. Члены, не согласившиеся с общим заключением, в течение

недели доставляют к государственному секретарю их мнения, кои и

прилагаются в подлиннике при журнале.

§ 55. В том только случае мнения сии вторично предлагаются

Совету, когда последует на сие особенное высочайшее повеление, и

в сем случае Совет полагает по оным вновь свое заключение.

§ 56. Никакое дело, Совету предложенное, не может быть

сообщено вне оного без особенного на то высочайшего дозволения,

но каждый член может истребовать дело, для особенного прочтения в

самом Совете.

§ 57. Журналы в общем собрании Совета суть двояки: в первый

вносятся все постановления, высочайше утвержденные и Совету

предъявленные. Сей журнал подписывается одним председателем и

государственным секретарем. Во второй вносятся все положения

Совета по делам, уважению его представляемым. Сей журнал

подписывается председателем, потом всеми членами по старшинству 70

их и скрепляется государственным секретарем.

§ 58. Если дело на уважение Совета поступило из

департамента, то положение общего собрания присоединяется к тому

же журналу, в коем изображено мнение департамента.

§ 59. В журналы дела вносятся по департаментам, не сливая

одного с другим.

§ 60. В обыкновенных собраниях Совета министры, по другим их

упражнениям, могут не присутствовать, но отсутствие их не

прерывает течение дела.

§ 61. Они могут для объяснения дел представлять директоров,

особенно управляющих теми частями, к коим принадлежит предмет

рассуждения.

§ 62. Для сего о делах, назначаемых к докладу в общем

собрании Совета, дается каждый раз знать министрам.

§ 63. Директор в сих случаях занимает место подле

государственного секретаря.

§ 64. Обязанность директоров есть представлять все нужные

объяснения по делам, к части их принадлежащим, но они не имеют

совещательного голоса и оставляют собрание, как скоро окончатся

требуемые от них объяснения.

§ 65. Журналы подписываются сначала председателем, а потом

членами по старшинству их и представляются государственным

секретарем на высочайшее усмотрение.

§ 66. Словесные высочайшие повеления объявляются Совету

председателем. В департаментах Совета то же право принадлежит их

председателям. Государственный секретарь, для предложения их

Совету, сообщает оные письменно по принадлежности.

 

VI. ОСОБЕННЫЙ ПОРЯДОК

РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОВ, УСТАВОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ

 

§ 67. Все предварительные начертания гражданских и уголовных

законов, также уставов и учреждений, составляемых вне комиссии,

особенно для сего учрежденной, вносятся прежде всего через

государственного секретаря в сию комиссию и потом с мнением ее

поступают в департамент законов.

§ 68. Начертания законов, уставов и учреждений, в комиссии

составляемые, вносятся все без изъятия в департамент законов.

§ 69. Директор комиссии имеет место и совещательный голос в

сем департаменте по своему званию.

§ 70. Он предлагает начертание законов, уставов и учреждений

и представляет по оным надлежащие изъяснения.

§ 71. По рассмотрении и исправлении их в департаменте Совета

они вносятся в общее собрание в том самом виде, какой получат в

департаменте. Государственный секретарь предлагает их в общем

собрании, а директор комиссии представляет надлежащие по оным

объяснения.

§ 72. Законы, уставы и учреждения, таким образом в общем

собрании Совета рассмотренные, входят на высочайшее усмотрение и 71

потом поступают в порядок совершения, им предназначенный.

 

VII. ФОРМЫИЗДАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

 

§ 73. Все предметы, содержащие в себе закон, устав или

учреждение, имеют форму манифестов и излагаются в следующем виде:

Божиею милостью мы и проч., и проч.

Введение, в коем излагаются кратко причины:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: