Такому-то повелеваем присутствовать в Государственном совете
по такому-то департаменту.
Высочайшее имя.
С подлинным верно: государственный секретарь.
§ 79. Когда предлагаются на уважение Совета какие-либо
особенные высочайшие примечания, они имеют следующий вид:
Его императорское величество, уважив... предлагает
Государственному совету обратить внимание на следующие предметы:
Подпись председателя Государственного совета.
VIII. УСТАНОВЛЕНИЯ, К ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ 72
§ 80. При Государственном совете состоят следующие
установления:
1) Комиссия составления законов.
2) Комиссия прошений.
3) Государственная канцелярия.
1) Комиссия составления законов
§ 81. Труды комиссии управляются ее директором.
§ 82. Комиссия делится на отделения.
§ 83. Каждое отделение имеет своего начальника и нужное
число помощников.
§ 84. Все начальники отделений составляют общую конференцию
под председательством директора.
§ 85. План трудов каждого отделения составляется
начальником, рассматривается в конференции и по утверждении
директором обращается к исполнению.
§ 86. По плану сему составляются проекты законов, уставов и
учреждений, рассматриваются директором и вносятся в
Государственный совет.
§ 87. Число отделений и чиновников определяется по мере
предлежащих трудов ежегодным штатом.
2) Комиссия прошений
§ 88. Для принятия прошений, приносимых на высочайшее имя,
находится особенный статс-секретарь.
§ 89. Все получаемые им прошения разделяются по родам их и
вносятся в комиссию прошений.
§ 90. Из сего исключаются:
1) Те бумаги, кои под общим видом прошений могут содержать в
себе дела особенной важности. Сии бумаги вносятся непосредственно
к высочайшему усмотрению.
2) Прошения, по коим сделан уже был отказ.
3) Жалобы на решения, высочайше конфирмованные или именными
указами оконченные, разве бы жалоба относилась не к самому
решению, но к представлению, на коем оно основано.
4) Жалобы или прошения без подписи имени.
§ 91. В сих трех последних случаях прошения оставляются без
всякого дальнейшего движения.
§ 92. Комиссия состоит под председательством одного члена
Совета из лиц, к сему определенных.
§ 93. Статс-секретарь есть член сей комиссии и управляет ее
письмоводством.
§ 94. Для успешнейшего течения дел председатель разделяет 73
прошения между членами, кои, рассмотрев их, вносят в комиссию на
общее рассуждение.
§ 95. Прошения разделяются на три рода: 1) жалобы,
2) прошения каких-либо наград или милостей, 3) проекты.
§ 96. Если прошение содержит в себе все сии три свойства или
два из них вместе, то относится оно к тому или другому роду, судя
по важности того или другого предмета.
I. О жалобах
§ 97. Следующие жалобы оставляются комиссией без уважения:
1) Все жалобы на места средние и лица подчиненные,
приносимые мимо высшего их начальства.
2) Все жалобы по тяжебным делам, решенным в общем Сената
собрании.
§ 98. Жалобы на решения департаментов Сената до
окончательного образования судебной части хотя и допускаются, но
с тем, чтобы при жалобе было решение, на которое оно приносится.
§ 99. Из решения сего комиссия если усмотрит, что
действительно было к жалобе основание, то соберет по оной справки
и сделает свое заключение о мерах, коими решение может быть
исправлено и дело обращено в свой порядок.
§ 100. Заключения комиссии должны быть решительны и не могут
состоять единственно в отсылке дела на рассмотрение.
§ 101. По жалобам на министерства комиссия собирает от них
нужные изъяснения и полагает заключение о мерах исправления.
§ 102. По всем сим жалобам комиссия, означая в журналах свои
заключения, подносит их через статс-секретаря на высочайшее
усмотрение.
§ 103. Если заключение комиссии состоять будет в отмене
сделанного в министерстве или в департаменте Сената решения,
тогда журнал и дело поступит в Государственный совет тем же
порядком, коим дела вносятся от министров.
§ 104. В противном случае именем комиссии через
статс-секретаря объявляется отказ.
II. О прошениях наград и милостей
§ 105. При вступлении прошений о наградах наблюдаются те же
правила, как и при представлении жалоб, и не вносятся в комиссию:
1) Прошения о наградах подчиненных лиц, приносимые без
ведома их начальств.
2) Прошения, по коим сделан уже был отказ. 74
§ 106. По всем другим прошениям о наградах собираются
сведения от начальства и заключение комиссии означается в ее
журналах.
§ 107. Из журналов сих составляются списки каждые полгода и
представляются на высочайшее усмотрение для назначения по оным
удовлетворения, если по сношению с министерством финансов
окажутся к тому возможные способы в остатках.
§ 108. Прошения о милостях могут единственно относиться к
единовременным подаяниям, в пособие бедности или приключившегося
несчастия.
§ 109. Прошения о единовременных подаяниях и помощи людям,
жительствующим здесь в столице, исключая тех, коим сделается
отказ, посылаются в особенное общество, для таковых вспоможений
здесь учрежденное, и удовлетворяются по прилежному его
рассмотрению и по мере ежегодных его доходов.
§ 110. В случаях, особенное какое-либо уважение
заслуживающих, комиссия делает свое заключение о мерах пособия и
представляет их на особенное высочайшее усмотрение.
III. Проекты
§ 111. Не вносятся в комиссию проекты, заключающие в себе
очевидную несовместимость или недоразумение.
§ 112. Все прочие проекты, кои комиссия признает
уважительными, отсылаются к министрам по их принадлежности.
§ 113. Министры поручают рассмотрение их особенным комитетам
или комиссиям, для таковых соображений при них учрежденным, и по
заключениям таковых комитетов дают надлежащее движение тем из
них, кои заслуживают особенное уважение.
3) Государственная канцелярия
I. Предмет учреждения и состав ее
§ 114. Государственная канцелярия учреждается для
производства всех дел, входящих и исходящих из Совета.
§ 115. Она составляется из государственного секретаря,
статс-секретарей, докладывающих в департаментах Совета, и их
помощников.
II. Разделение дел
§ 116. По разделению дел в Государственном совете канцелярия
имеет следующие отделения:
1) Военных и морских дел. 75
2) Дел гражданских и духовных.
3) Государственной экономии.
4) Содержание и хранение журналов, постановлений и архив.
5) Особенные поручения.
Примечание. Поелику для письмоводства по составлению законов
существует комиссия, то в канцелярии и не полагается по сим
предметам особенного отделения, но статс-секретарь, занимающийся
сею частью в департаменте Совета, принадлежит к составу
государственной канцелярии.
III. Образ производства дел
§ 117. Все дела, в Государственный совет поступающие, входят
в государственную канцелярию и присылаются на имя
государственного секретаря.
§ 118. В делах, поступающих от разных министерств,
государственный секретарь наблюдает, чтоб действие
Государственного совета не было затрудняемо: 1) делами, не
оконченными в средних или высших местах управления; 2) делами,
коих разрешение зависит от министров или властей, им подчиненных;
3) делами, зависящими от решения Сената; 4) теми делами, кои
представлены министерскому комитету; 5) наконец, делами текущими,
когда не представлено при них общего положения к разрешению
подобных случаев и на будущее время.
Примечание. Точное понятие дел текущих определяется в
министерском наказе.
§ 119. Государственный секретарь сверх того наблюдает, чтоб
при каждом деле приложено было:
1) Краткая записка, существо его излагающая.
2) Все сведения, к ней принадлежащие в приложениях.
3) Решительное заключение министра.
4) Проект постановления, учреждения, указа или общего
предписания.
§ 120. Дела, в сем виде поступившие, разделяются по
отделениям их, где они и приуготавливаются к докладу надлежащими
изъяснениями и дополнениями.
§ 121. Статс-секретари требуют сих дополнений из разных
департаментов посредством их помощников, в самих тех
департаментах служащих.
§ 122. Для сего статс-секретари снабжают их помощников
записками за своим подписанием.
§ 123. Дело, сим образом изготовленное, представляется
государственному секретарю для удостоверения точности в сведениях
его и порядке изложения.
§ 124. Каждое изложение дела, в Совет вносимое, 76
подписывается государственным секретарем и статс-секретарем того
департамента, к коему оно принадлежит.
§ 125. О делах, таким образом приуготовленных, каждую неделю
посылается список и перечень содержания их к председателям
департаментов, к каждому по принадлежности, для назначения оных к
докладу. Государственный секретарь таковой же список доставляет
председателю Совета по делам, следующим в общее собрание.
§ 126. По назначении дела к слушанию как в департаменте, так
и в общем собрании извещаются о нем те министры, к коим оно
принадлежит.
§ 127. Рассуждения Совета и заключения, большинством голосов
принятые, излагаются в журналах его заседаний.
§ 128. Журналы по предназначенной им форме составляются в
департаментах статс-секретарями, а в общих собраниях –
государственным секретарем.
§ 129. Все журналы, по подписании их, поступают к
государственному секретарю и представляются им на высочайшее
усмотрение.
§ 130. Журналы департаментов по тем предметам, в коих
окончательное заключение предоставлено общему собранию Совета,
вносятся в оное непосредственно и потом уже с присоединением его
заключения представляются на высочайшее усмотрение.
§ 131. По высочайшим решениям составляются в государственной
канцелярии окончательные исполнения по установленным формам и
вносятся государственным секретарем к высочайшему утверждению.
§ 132. Постановления, высочайше утвержденные, предъявляются
Совету и вносятся в общий журнал, который подписывается
председателем Совета и скрепляется государственным секретарем.
§ 133. Соединение всех сих журналов в государственной
канцелярии составляет общую книгу всех высочайших повелений, по
делам Совету предлагаемым.
§ 134. Все журналы вообще хранятся в государственной
канцелярии по отделениям их предметов.
§ 135. Подлинники постановлений также хранятся в
государственной канцелярии, а списки с них за скрепою
государственного секретаря доставляются к министрам по
принадлежности для дальнейшего исполнения.
§ 136. Подлинные приложения дел, внесенных от министров,
возвращаются к ним по принадлежности. Записки же и прочие
сведения вместе с журналами поступают для хранения в архив.
§ 137. В журналах, составляемых по делам, на уважение Совета
входящим, означается: 1) содержание дела, 2) главные предметы
рассуждения, 3) причины, уваженные Советом, 4) заключение.
§ 138. Заключение в журнале должно быть изложено так точно, 77
как оно должно быть внесено в окончательное постановление.
§ 139. Журналы будут иметь вид, при сем прилагаемый.
§ 140. Государственная канцелярия в переписке своей
наблюдает формы, при сем издаваемые.
§ 141. Архив государственной канцелярии составляется: 1) из
собрания самых положительных сведений по делам государственным
прежних лет; 2) из сведений самых полных о настоящем каждой части
положении, собранных по их отделениям; 3) из журналов
Государственного совета и последовавших по оным высочайших
решений.
§ 142. Государственная канцелярия имеет свою особенную
печать.
§ 143. Число чинов, их оклады и содержание государственной
канцелярии определяются особенным положением.
§ 144. Настоящие особенные учреждения Государственного
совета и его установлений имеют быть дополняемы по усмотрению
нужд и обстоятельств, на основании коренных законов Совета.
Форма журналов по делам
Государственный совет в I. Министерство такое-то представило
департаменте государ- и проч. или по высочайшему
ственной экономии. повелению внесено дело такое-то.
10 генваря 1810. II. Государственный совет, выслушав
№ мнение департамента такого-то или
Государственный совет рассмотрев дело о том-то, по вы-
в общем собрании. сочайшему повелению внесенное,
10 генваря 1810. принял в уважение следующие причи-
№ ны и положил: следует заключение.
Форма журналов по высочайшим постановлениям
Государственный 1) Слушано постановление, По журналу Совета
совет в общем высочайше утвержденное 8 генваря 1810.
собрании. о том-то. №
10 генваря 1810. 2) Мнение Государственного По журналу депар-
совета, высочайше кон- тамента граждан-
фирмованное о том-то. ских дел.
3) Высочайшее повеление о 7 генваря 1810.
том-то. №
Форма переписки 78
Государственной канцелярии Г. председателю Государственного
отделение такое-то. совета.
Содержание отношения. Г. министру NN или председателю
такого-то департамента
10 генваря 1810. Подпись государственного секретаря.
Министерство NN. Г. государственному секретарю.
Ответ или содержание дела.
10 генваря 1810. Подпись министра.
Государственной канцелярии
отделение. К дополнению такого-то дела нужны
№ следующие сведения.
10 генваря 1810. Подпись статс-секретаря.
Министерство такое-то.
Департамент или отделение При сем доставляется сведение
такое-то. такое-то.
Ответ на записку государ-
твенной канцелярии. Подпись директора или управляющего
11 генваря 1810. департаментом.