Перечень знаний и умений, формируемых у школьников




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ

(наименование учебного предмета)

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

образовательная область

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ступень обучения

Девятый)

(класс)

 

Срок реализации программы 2016-2017 г

(учебный год)

Программу составил (а) М.В.Белозерская, учитель русского языка и литературы

(Ф.И.О. учителя, должность)

 

Маралиха, 2016г

Пояснительная записка

Рабочая программа «Биология» VIII вида для 89 класса составлена на основе:

- Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273,приказ №41-4ст.79 ФЗ

- Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой.

- Учебного плана МБОУ «Маралихинская СОШ» на 2016-2017 учебный год пр № 28 от 02.08.2016 г

- - Положения о рабочей программе МБОУ «Маралихинская СОШ» пр № 28 от 31 мая 2016г

- Положения «О текущем и промежуточном контроле» пр № 56/1 от 31.08.2012г

Для реализации данной программы используется учебник И.В.Романова, И.Б.Агафонова «Биология. Человек. 9 класс»: учебник для СКОУ VIII вида. – М.: «Дрофа», 2010 г.

Место предмета в БУП.

Преподавание предмета «Биология» ведется по Авторской программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. – ООО «ВЛАДОС» 2012 г, с 2-х часовой недельной нагрузкой. Авторская программа конкретизирует содержание предметных тем, но не указывает количество часов на каждую тему, поэтому рабочая программа составлялась с опорой на учебник. Данная программа учитывает психофизические особенности развития учащихся 9-го класса, уровень их знаний и умений и предусматривает обязательный личностно-ориентированный и дифференцированный подход исходя из возможности школьников.

Согласно Приказу №7930 от 13.10.2010 г «Об организации индивидуального обучения на дому» были внесены изменения в базисном учебном плане школы. В 2016-2017 г на изучение биологии в 9 классе VIII вида отводится 17 часов в год, по 0,5 часов в неделю. Срок реализации программы 1 год.

Цель: формирование представлений учащихся о человеке как биосоциальном существе.

Задачи:

•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов,

Общая характеристика учебного процесса

В разделе «Человек» человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека изучаются, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы. За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи.

Методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация
  • Практические – упражнения.
  • Методы изложения новых знаний
  • Методы повторения, закрепления знаний
  • Методы применения знаний
  • Методы контроля


Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
  • Комбинированный урок

Применяются ТСО: презентации, видео.

Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.

Перечень знаний и умений, формируемых у школьников

Учащиеся должны знать:

· Название, строение и расположение основных органов организма человека;

· Элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

· Влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольныз напитков на организм;

· Основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

· Применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

· Соблюдать санитарно-гигиенические правила;

 

Содержание тем учебного курса можно представить в виде таблицы

Учебный план

«Биология. Человек»

Класс Объем учебного времени Тема раздела Количество часов
  34 ч Введение
Общий обзор организма человека 1 ч
Опора тела и движение 5 ч
Кровь и кровообращение  
Дыхание  
Пищеварение  
Почки  
Кожа  
Нервная система  
Органы чувств  
Охрана здоровья человека в РФ  
Резерв 1 ч

 

 

Тематическое планирование

№ урока Тема урока Кол-во часов Основное содержание Планируемые результаты освоения темы: знать, понимать, уметь использовать Материально-техническое обеспечение
Введение – 1 ч
1/1 Место человека среди млекопитающих   Что такое человек? Как он устроен? Человек – единственное разумное существо. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животного. Науки, изучающие человека (анатомия, физиология, гигиена) Знать науки, изучающие человека; понятие «общественное существо». Уметь называть основные отличия человека от остальных животных  
Общий обзор организма человека – 3 ч
2/1 Строение клетки. Химический состав и жизнедеятельность клетки.   Общий обзор организма человека Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека.   Знать строение клетки (основные части), основные свойства клетки. Уметь объяснять связь функции клетки и особенности ее строения.  
3/2 Ткани. Органы.   Знать что такое ткань, орган; типы тканей и их основное свойство. Уметь называть органы человека.  
4/3 Система органов. Организм.   Знать системы органов и их функции. Уметь рассказывать о работе организма.  
Опора тела и движение – 5ч
4/1 Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей.   Опора тела и движение Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей. Знать отделы скелета человека, свойства костей, особенности их соединений. Уметь определять значение опорно-двигательной системы; виды костей.  
6/2 Скелет головы. Скелет туловища.   Знать отделы черепа, скелета, соединение костей черепа; позвоночника. Уметь объяснять значение черепа, грудной клетки, позвоночника; отличие позвоночника человека от позвоночника животного  
7/3 Скелет конечностей. Первая помощь при нарушении опорно-двигательной системы.   Знать отдела верхних и нижних конечностей, их соединение между собой и скелетом туловища. Уметь оказывать первую помощь при растяжении, вывихе, ушибе, переломе.  
8/4 Строение и значение мышц. Основные группы мышц. Работа мышц.   Знать строение и значение мышц. Уметь определять работу разных групп мышц.  
9/5 Осанка и здоровье человека. Значение физических упражнений.   Знать что такое осанка человека, причины ее нарушения, способы сохранения осанки; знать правильную позу школьника. Уметь следить за своей осанкой; выполнять специальные упражнения для сохранения осанки.  
Кровь и кровообращение – 5ч
10/1 Значение крови и ее состав.   Кровь и кровообращение Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего. Лабораторные работы 1.Микроскопическое строение крови. 2.Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег). Знать функции крови, ее состав; органы кровеносной системы.  
11/2 Строение и работа сердца.   Знать местоположение сердца, строение, работу. Уметь объяснять роль сердца в жизнедеятельности человека.  
12/3 Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам.   Знать большой и малый круг кровообращения, виды кровеносных сосудов. Уметь объяснять отличительные особенности венозной и артериальной крови, ее взаимоизменяемость; измерять пульс.  
13/4 Первая помощь при кровотечениях.   Знать виды кровотечений, их причины. Уметь отличать виды кровотечений, оказывать первую помощь при различных кровотечениях.  
14/5 Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды.   Знать основные причины поражений сердечно-сосудистой системы; меры их предупреждения.  
Дыхание – 3ч
15\1 Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.   Дыхание Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе. Знать органы дыхательной системы, ее значение; строение легких. Уметь рассказывать, как происходит газообмен в легких и тканях.  
16\2 Дыхательные движения. Болезни органов дыхания и их предупреждение.   Знать дыхательные болезни и их предупреждение. Уметь предохранять себя от заражения при общении с больным человеком.  
17\3 Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. Охрана воздушной среды.   Знать что такое искусственное дыхание. Уметь следить за чистотой воздуха в квартире; оказывать первую помощь при нарушении дыхания.  
Пищеварение- 5 ч
18/4 Значение и состав пищи. Органы пищеварения.   Пищеварение Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений. Демонстрация опытов: 1.Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле. 2.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке. 3. Действие слюны на крахмал. 4. Действие желудочного сока на белки.   Знать значение пищи, состав продуктов, систему органов пищеварения. Уметь определять наличие белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах.  
19/1 Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости.   Знать строение и значение зубов. Уметь правильно ухаживать за зубами; описывать процесс пищеварения в ротовой полости.  
20/2 Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике.   Уметь описывать процесс пищеварения в желудке, кишечнике.  
21/3 Гигиена питания. Нормы питания. Витамины.   Знать правильный режим питания, его значение для организма; витамины. Уметь составлять режим питания для себя.  
22/4 Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний, отравлений.   Знать причины заболеваний пищеварительной системы, правила личной гигиены. Уметь оказывать первую помощь при пищевом отравлении.  
Почки - 1
23/1 Строение и значение почек. Предупреждение почечных заболеваний.   Почки Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний. Знать органы выделительной системы, их работу и значение для организма; причины их заболевания. Уметь определять на своем теле место расположения почек.  
Кожа – 2ч
24/1 Значение и строение кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.   Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и ги гиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. Знать строение, функцию и значение кожи для организма; причины нарушения терморегуляции организма. Уметь оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе.  
25/2 Закаливание организма человека. Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.   Знать правила ухода за кожей, волосами и ногтями; гигиенические требования к одежде и обуви. Уметь ухаживать за кожей, одеждой, обувью.  
Нервная система – 3ч
26/1 Значение и строение нервной системы. Спинной мозг, его строение и значение. Головной мозг, его строение и значение.   Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг,). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение. Знать строение, значение нервной системы; спинного и головного мозга; роль отделов головного мозга.  
27/2 Гигиена нервной системы. Режим дня.   Знать главные правила ухода за нервной системой. Уметь составлять для себя режим дня.  
28/3 Сон и его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.   Знать значение сна для организма человека; причины нарушения сна. Уметь соблюдать гигиену сна.  
Органы чувств – 2ч
29/1 Значение органов чувств. Органы зрения. Гигиена зрения.   Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. Демонстрация моделей глазного яблока и уха. Знать какие органы чувств развиты у человека, их значение для сохранения организма. Уметь соблюдать правила гигиены зрения.  
30/2 Органы слуха. Предупреждение нарушений слуха.   Знать строение слухового аппарата. Уметь соблюдать правила гигиены слуха.  
Охрана здоровья человека в РФ – 3ч
31/1 Система здравоохранения в РФ.   Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Меры профилактики различных болезней. Знать какие возможности существуют у современной медицины для лечения людей; куда обращать в случае заболевания.  
32/2 Здоровье человека и современное общество. Болезни цивилизации.   Знать правила здоровой жизни. Уметь применять их в своей жизни для сохранения своего здоровья.  
33/3 Повторение за курс 9 класса.   Знать правила здоровой жизни. Уметь применять их в своей жизни для сохранения своего здоровья.  
34/1 РЕЗЕРВ        

 

 

Литература

1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой.

2. Учебник И.В.Романова, И.Б.Агафонова «Биология. Человек. 9 класс»: учебник для СКОУ VIII вида. – М.: «Дрофа», 2010 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: