РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ
(наименование учебного предмета)
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
образовательная область
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ступень обучения
Девятый)
(класс)
Срок реализации программы 2016-2017 г
(учебный год)
Программу составил (а) М.В.Белозерская, учитель русского языка и литературы
(Ф.И.О. учителя, должность)
Маралиха, 2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Биология» VIII вида для 89 класса составлена на основе:
- Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273,приказ №41-4ст.79 ФЗ
- Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой.
- Учебного плана МБОУ «Маралихинская СОШ» на 2016-2017 учебный год пр № 28 от 02.08.2016 г
- - Положения о рабочей программе МБОУ «Маралихинская СОШ» пр № 28 от 31 мая 2016г
- Положения «О текущем и промежуточном контроле» пр № 56/1 от 31.08.2012г
Для реализации данной программы используется учебник И.В.Романова, И.Б.Агафонова «Биология. Человек. 9 класс»: учебник для СКОУ VIII вида. – М.: «Дрофа», 2010 г.
Место предмета в БУП.
Преподавание предмета «Биология» ведется по Авторской программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. – ООО «ВЛАДОС» 2012 г, с 2-х часовой недельной нагрузкой. Авторская программа конкретизирует содержание предметных тем, но не указывает количество часов на каждую тему, поэтому рабочая программа составлялась с опорой на учебник. Данная программа учитывает психофизические особенности развития учащихся 9-го класса, уровень их знаний и умений и предусматривает обязательный личностно-ориентированный и дифференцированный подход исходя из возможности школьников.
Согласно Приказу №7930 от 13.10.2010 г «Об организации индивидуального обучения на дому» были внесены изменения в базисном учебном плане школы. В 2016-2017 г на изучение биологии в 9 классе VIII вида отводится 17 часов в год, по 0,5 часов в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Цель: формирование представлений учащихся о человеке как биосоциальном существе.
Задачи:
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей;
• соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов,
Общая характеристика учебного процесса
В разделе «Человек» человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека изучаются, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы. За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи.
Методы:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
- Наглядные - наблюдение, демонстрация
- Практические – упражнения.
- Методы изложения новых знаний
- Методы повторения, закрепления знаний
- Методы применения знаний
- Методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
- Комбинированный урок
Применяются ТСО: презентации, видео.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.
Перечень знаний и умений, формируемых у школьников
Учащиеся должны знать:
· Название, строение и расположение основных органов организма человека;
· Элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
· Влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольныз напитков на организм;
· Основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
· Применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
· Соблюдать санитарно-гигиенические правила;
Содержание тем учебного курса можно представить в виде таблицы
Учебный план
«Биология. Человек»
Класс | Объем учебного времени | Тема раздела | Количество часов |
34 ч | Введение | 1ч | |
Общий обзор организма человека | 1 ч | ||
Опора тела и движение | 5 ч | ||
Кровь и кровообращение | |||
Дыхание | |||
Пищеварение | |||
Почки | |||
Кожа | |||
Нервная система | |||
Органы чувств | |||
Охрана здоровья человека в РФ | |||
Резерв | 1 ч |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Планируемые результаты освоения темы: знать, понимать, уметь использовать | Материально-техническое обеспечение |
Введение – 1 ч | |||||
1/1 | Место человека среди млекопитающих | Что такое человек? Как он устроен? Человек – единственное разумное существо. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животного. Науки, изучающие человека (анатомия, физиология, гигиена) | Знать науки, изучающие человека; понятие «общественное существо». Уметь называть основные отличия человека от остальных животных | ||
Общий обзор организма человека – 3 ч | |||||
2/1 | Строение клетки. Химический состав и жизнедеятельность клетки. | Общий обзор организма человека Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека. | Знать строение клетки (основные части), основные свойства клетки. Уметь объяснять связь функции клетки и особенности ее строения. | ||
3/2 | Ткани. Органы. | Знать что такое ткань, орган; типы тканей и их основное свойство. Уметь называть органы человека. | |||
4/3 | Система органов. Организм. | Знать системы органов и их функции. Уметь рассказывать о работе организма. | |||
Опора тела и движение – 5ч | |||||
4/1 | Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. | Опора тела и движение Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей. | Знать отделы скелета человека, свойства костей, особенности их соединений. Уметь определять значение опорно-двигательной системы; виды костей. | ||
6/2 | Скелет головы. Скелет туловища. | Знать отделы черепа, скелета, соединение костей черепа; позвоночника. Уметь объяснять значение черепа, грудной клетки, позвоночника; отличие позвоночника человека от позвоночника животного | |||
7/3 | Скелет конечностей. Первая помощь при нарушении опорно-двигательной системы. | Знать отдела верхних и нижних конечностей, их соединение между собой и скелетом туловища. Уметь оказывать первую помощь при растяжении, вывихе, ушибе, переломе. | |||
8/4 | Строение и значение мышц. Основные группы мышц. Работа мышц. | Знать строение и значение мышц. Уметь определять работу разных групп мышц. | |||
9/5 | Осанка и здоровье человека. Значение физических упражнений. | Знать что такое осанка человека, причины ее нарушения, способы сохранения осанки; знать правильную позу школьника. Уметь следить за своей осанкой; выполнять специальные упражнения для сохранения осанки. | |||
Кровь и кровообращение – 5ч | |||||
10/1 | Значение крови и ее состав. | Кровь и кровообращение Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего. Лабораторные работы 1.Микроскопическое строение крови. 2.Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег). | Знать функции крови, ее состав; органы кровеносной системы. | ||
11/2 | Строение и работа сердца. | Знать местоположение сердца, строение, работу. Уметь объяснять роль сердца в жизнедеятельности человека. | |||
12/3 | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. | Знать большой и малый круг кровообращения, виды кровеносных сосудов. Уметь объяснять отличительные особенности венозной и артериальной крови, ее взаимоизменяемость; измерять пульс. | |||
13/4 | Первая помощь при кровотечениях. | Знать виды кровотечений, их причины. Уметь отличать виды кровотечений, оказывать первую помощь при различных кровотечениях. | |||
14/5 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. | Знать основные причины поражений сердечно-сосудистой системы; меры их предупреждения. | |||
Дыхание – 3ч | |||||
15\1 | Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | Дыхание Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе. | Знать органы дыхательной системы, ее значение; строение легких. Уметь рассказывать, как происходит газообмен в легких и тканях. | ||
16\2 | Дыхательные движения. Болезни органов дыхания и их предупреждение. | Знать дыхательные болезни и их предупреждение. Уметь предохранять себя от заражения при общении с больным человеком. | |||
17\3 | Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. Охрана воздушной среды. | Знать что такое искусственное дыхание. Уметь следить за чистотой воздуха в квартире; оказывать первую помощь при нарушении дыхания. | |||
Пищеварение- 5 ч | |||||
18/4 | Значение и состав пищи. Органы пищеварения. | Пищеварение Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений. Демонстрация опытов: 1.Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле. 2.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке. 3. Действие слюны на крахмал. 4. Действие желудочного сока на белки. | Знать значение пищи, состав продуктов, систему органов пищеварения. Уметь определять наличие белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах. | ||
19/1 | Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости. | Знать строение и значение зубов. Уметь правильно ухаживать за зубами; описывать процесс пищеварения в ротовой полости. | |||
20/2 | Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. | Уметь описывать процесс пищеварения в желудке, кишечнике. | |||
21/3 | Гигиена питания. Нормы питания. Витамины. | Знать правильный режим питания, его значение для организма; витамины. Уметь составлять режим питания для себя. | |||
22/4 | Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний, отравлений. | Знать причины заболеваний пищеварительной системы, правила личной гигиены. Уметь оказывать первую помощь при пищевом отравлении. | |||
Почки - 1 | |||||
23/1 | Строение и значение почек. Предупреждение почечных заболеваний. | Почки Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний. | Знать органы выделительной системы, их работу и значение для организма; причины их заболевания. Уметь определять на своем теле место расположения почек. | ||
Кожа – 2ч | |||||
24/1 | Значение и строение кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и ги гиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. | Знать строение, функцию и значение кожи для организма; причины нарушения терморегуляции организма. Уметь оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе. | ||
25/2 | Закаливание организма человека. Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. | Знать правила ухода за кожей, волосами и ногтями; гигиенические требования к одежде и обуви. Уметь ухаживать за кожей, одеждой, обувью. | |||
Нервная система – 3ч | |||||
26/1 | Значение и строение нервной системы. Спинной мозг, его строение и значение. Головной мозг, его строение и значение. | Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг,). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение. | Знать строение, значение нервной системы; спинного и головного мозга; роль отделов головного мозга. | ||
27/2 | Гигиена нервной системы. Режим дня. | Знать главные правила ухода за нервной системой. Уметь составлять для себя режим дня. | |||
28/3 | Сон и его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. | Знать значение сна для организма человека; причины нарушения сна. Уметь соблюдать гигиену сна. | |||
Органы чувств – 2ч | |||||
29/1 | Значение органов чувств. Органы зрения. Гигиена зрения. | Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. Демонстрация моделей глазного яблока и уха. | Знать какие органы чувств развиты у человека, их значение для сохранения организма. Уметь соблюдать правила гигиены зрения. | ||
30/2 | Органы слуха. Предупреждение нарушений слуха. | Знать строение слухового аппарата. Уметь соблюдать правила гигиены слуха. | |||
Охрана здоровья человека в РФ – 3ч | |||||
31/1 | Система здравоохранения в РФ. | Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Меры профилактики различных болезней. | Знать какие возможности существуют у современной медицины для лечения людей; куда обращать в случае заболевания. | ||
32/2 | Здоровье человека и современное общество. Болезни цивилизации. | Знать правила здоровой жизни. Уметь применять их в своей жизни для сохранения своего здоровья. | |||
33/3 | Повторение за курс 9 класса. | Знать правила здоровой жизни. Уметь применять их в своей жизни для сохранения своего здоровья. | |||
34/1 | РЕЗЕРВ |
Литература
1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой.
2. Учебник И.В.Романова, И.Б.Агафонова «Биология. Человек. 9 класс»: учебник для СКОУ VIII вида. – М.: «Дрофа», 2010 г.