Как научиться правильно списывать.




1. Прочитай слово по слогам так, как оно пишется.

2.Повтори его, не заглядывая в текст.

3. Пиши, диктуя себе по слогам.

4.Проверь: читай слово в тетради и это же слово в учебнике.

 

Наиболее сложными для детей являются третья и четвёртая операции. Для отработки умения записывать слова с проговариванием можно сохранить на некоторое время шёпотное произнесение, постепенно заменяя его на проговаривание про себя.

§ Орфографическое проговаривание слов по слогам.

Необходимо учить детей орфографически проговаривать текст не только до начала письма, но и во время записи текста.

Во время орфографического чтения обращается внимание детей на слова, произношение которых расходится с написанием. С этой целью используются следующие приёмы: 1) выделяются слова другим цветом, если текст написан на доске; 2) подчёркивание слова; 3) выделение в слове букв, на чёткое произнесение которых надо обратить внимание; 4) подчеркивание этих букв.

Собственное проговаривание слов при их записи даёт значительный эффект в случае отсутствия у учеников грубых нарушений фонематического слуха или звукопроизношения. При нарушении звукопроизношения необходимо проговорить слова вместе с учеником.

§ Развитие самоконтроля при письме.

Считается важным - научить учащихся контролировать своё письмо. Для этого используются такие приёмы, как «Проверь работу товарища», «Проверь свою работу». В этих случаях ученики самостоятельно сверяют запись на доске с написанным в тетрадке.

Выполнение вышеперечисленных приёмов работы направлено на формирование у школьников навыка списывания. Развитие навыка - залог того, что ученики в дальнейшем смогут грамотно писать как под диктовку, так и самостоятельно. Если списывание происходит правильно, то в памяти учащихся остаются зрительные и моторные образы слов. Кроме того, сам механизм правильного списывания должен привести к реализации самодиктовки, которая лежит в основе любого письма.

 

Рассмотрим основные трудности при формировании навыка списывания и пути их преодоления на уроках обучения грамоте.

Анализ литературы и наблюдения учителей отмечают большое количество ошибок у первоклассников, которые они допускают при списывании. Поскольку у детей основные затруднения возникают в связи с несовершенством аналитико-синтетической деятельности в области зрительного, фонематического восприятий и речедвигательного контроля за процессом работы, то при формировании навыка списывания и грамотного письма у учащихся первого класса проводится следующая коррекционно-развивающая работа. (Таблица 1)

Таблица 1

Основные трудности Причина Коррекционно – развивающая работа
Искажения при списывании с рукописного текста Неточность зрительного восприятия образца. · Звуковой и зрительный анализ слова; · Наблюдение учеников за процессом написания слов учителем; · Предварительное обведение контура списываемого слова
Пропуск букв, перестановка, и т.п. Недоразвитие фонематического восприятия. · Звуко-буквенный анализ слова; · Деление слов на слоги; · Проговаривание слов при их записи.
Перевод печатных букв в рукописные Несформированность зрительно- пространственных образов букв. Упражнения в подборе к печатным буквам и слогам их дубликатов в рукописном начертании.
Неряшливое письмо, грязь. Несформированность личностных качеств, аккуратности. Выработка соответствующих качеств.

 

В зависимости от усвоения учебного материала по обучению грамоте можно выделить следующие группы учащихся.

1 группа (сильные). Ученики достаточно легко овладевают звуко- буквенным анализом, первоначальными навыками письма и чтения. Не испытывают больших затруднений при списывании текста, легко переводят печатный шрифт в рукописный, задания выполняют безошибочно; наблюдается аккуратное ведение тетрадей.

2 группа (средние). Учащиеся достаточно успешно обучаются. Но испытывают трудности в звуко - буквенном анализе слов. Допускают ошибки при списывании, самостоятельно найти и исправить их затрудняются.

3 группа (слабые). С трудом усваивают материал, нуждаются в различных видах помощи. При списывании допускают большое количество ошибок. Забывают рукописное начертание букв, испытывают трудности в переводе печатного шрифта в рукописный.

Учитывая всё это, покажем фрагмент урока по формированию навыка списывания с печатного и рукописного шрифта на уроке обучения грамоте.

Тема: Звук [б], буква Б. Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур.

Цель: учить учащихся составлять и записывать слова из усвоенных слоговых структур; формировать навык списывания с рукописного и печатного текста;

корригировать речь через ответы на вопросы, мелкую моторику рук через специальные упражнения, развивать приёмы анализа и синтеза посредством звуко - буквенного анализа слов;

воспитывать аккуратность, трудолюбие.

1. Списывание с рукописного текста.

Прочитайте предложение на доске.

- Борис рыбак.

О ком говорится в предложении? Кого называют рыбаком?

Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Как оно пишется. Прочитаем его по слогам.

Назовите второе слово? Сколько в нём слогов? Какой первый слог? Какой второй? Прочитайте слово.

Прочитайте предложение. Запомните его. Повторите, закрыв глаза. Внимательно спишите предложение в тетрадь.

Прочитайте предложение в тетрадке.

2. Списывание с печатного текста.

- Прочитайте предложение, написанное на карточке (текст написан на карточках 1-2 вариант- печатным шрифтом, 3 вариант- рукописным).

О ком говорится в предложении? Что делал Борис?

Сколько слов в предложении?

С какой буквы начинаем писать предложение?

Что нужно поставить в конце предложения?

- Давайте хором прочитаем предложение. Постарайтесь запомнить его. Закройте глазки, повторите предложение.

Запишите предложение.

- Прочитайте, какое предложение вы записали.

Анализ работ учащихся в конце первого класса показал, что обучение списыванию способствует повышению уровня грамотности первоклассников. Об этом свидетельствуют качественные показатели опытного обучения. Остается только надеяться, что сформированное умение при дальнейшем обучении в старших классах не исчезнет у детей, а еще и укрепится.

Таким образом, при формировании навыка списывания у учащихся младших классов идёт целенаправленная работа по преодолению недостатков, препятствующих активному развитию навыков грамотного письма умственно отсталых учащихся. Система упражнений по формированию навыка списывания оказывает положительное воздействие на грамотность учащихся, аккуратность выполнения письменных упражнений, овладение анализом записываемого слова, на усвоение основных грамматических и орфографических понятий.

 

Список литературы.

Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в I - IV классах вспомогательной школы [Текст] / В.В. Воронкова. - Москва «Школа- Пресс», 1995-128 с.

Коломыткина, И.В. Развитие способов списывания у умственно отсталых школьников [Текст] / И.В. Коломыткина // - Дефектология – 1984. - № 6.

Янова, В.А. Обучение умственно отсталых первоклассников списыванию с печатного и рукописного шрифтов [Текст] / В.А. Янова // - Дефектология.- 1994.- № 2. - С.28-32.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: