№ п.п. | Наименование разделов и дисциплин (модулей) | Всего часов | Итоговая аттестация |
ПС | Основы клинической когнитивно-поведенческой психотерапии в практике работы врача и психолога | Экзамен | |
1. | Когнитивно-поведенческое направление психотерапии и современная когнитивная психология. 1.1. Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии и когнитивная психологии в медицине. Когнитивно-поведенческая психотерапии в современной медицине и медико-психологической помощи. Теоретические основы когнитивно-поведенческого направления психотерапии и три типа научения. Классическое обуславливание (работы И.П. Павлова и В.М. Бехтерева, Д. Уoтcoнa, Д. Boльпe, Э. Сальтера, Г. Aйзeнкa и др.). Оперантное обуславливание (работы Ф.Скиннера, Э. Торндайка, О. Линслея, Т. Айлона). Социальное научение (социальное моделирование) (работы А. Бандуры, Р.Х. Уолтерса и др.). 1.2. Этапы развития когнитивно-поведенского направления психотерапии и когнитивной психологии Пповеденческая психотерапия, когнитивная психотерапия А.Бэка и А.Эллиса, неоповеденческие методы, «третья волна» и зачатки «четвертой» в когнитивно-поведенческой психотерапии. 1.3. Норма и патология в когнитивно-поведенческой парадигме психотерапии. Понимание психического и личности в когнитивно-поведенческой психотерапии. Когнитивная концептуализация пограничного расстройства. Принципы когнититвно-поведенческой интервенции в психотерапии и психологии с позиции трех видов научения. | Зачет | |
2. | Практическое использование теорий обусловливания в поведенческой психотерапии 2.1. Современная поведенческая (бихевиоральная) психотерапия. Теоретические основы научения и принципы классического обуславливания. Теоретические основы оперантного научения: позитивное и негативное подкрепление. Теоретические основы научения по принципам социального моделирования. 2.2. Техники и практика поведенческой (бехевиоральной) психотерапии (обзор технологий и подходов). Обзор методик поведенческой психотерапии: • систематическая десенсибилизация Д. Вольпе • методика «наводнения» • методика имплозивной психотерапии • парадоксальная интенция В. Франкла • тренинг самоинструкций и «прививка против стресса» Д. Мехенбаумана • методика вызванного гнева • скрытое моделирование Д. Каутела • методы релаксации • тренинг уверенного поведения А. Бандуры • методика оперантного обуславивания (жетонное система вознаграждения) Ф. Скинера Отработка техник поведенческой психотерапии. • реципрокная ингибиция • методы релаксации • оперантное обуславивание (жетонного подкрепления) 2.3. Области применения поведенческой психотерапии в клинике. Применения поведенческая психотерапия в лечении и реабилитации пациентов с психическими расстройствами и зависимостями. Разбор пациента. | Зачет | |
Основы классической когнитивной психотерапии. 3.1. Когнитивная революция в психотерапии А. Бэка и А. Эллиса. Определения когнитивной психотерапии. Краткая история развития когнитивной психотерапии. Теоретические основы когнитивной терапии А. Бека и Дж. Бек, А.Эллиса. Теоретические принципы когнитивной психотерапии: «АВС – формула» когнитивной психотерапии, отражающая связь поведенческого стимула, когниций и эмоциональной (поведенческой) реакции; понятие психического и личности в когнитивной психотерапии, когнитивные схемы, объективная «карта» мира и личная «территория»; два плана когнитивных процессов – осознаваемые и неосознаваемые когниции; нормальные и иррациональные когниции; неосознаваемые когнитивные регулятивные механизмы; «автоматизированные» когниции и когнитивные ошибки. 3.2. Принципы когнитивной психотерапии. Психотерапевтическое взаимодействие и психотерапевтиеское сотрудничество. Структура диагностического интервью. Три типа когнитивных техник: «поведенческие», «когнитивные» и «эмоциональные» (техники ориентированные на работу смиптомами-мишенями). Практическая отработка и освоение техник: · Обнаружение дисфункциональныхкогниций и когнитивных ошибок. · Когнитивная репетиция и «когнитивная сборка». Когнитивная реатрибуция. Реконструкция иррациональных установок. 3.3. Принципы применения классических моделей когнитивной психотерапии А. Бэка и А. Эллиса в лечении пациентов с невротическими, депрессивными и личностными расстройствами. | Зачет | ||
Личностно-центрированный тренинг на модели когнитивно-поведенческая группы. 4.1. Когнитивно-поведенческая групповая психотерапия: теория, технология и практика. Отбор пациентов на когнитивную группу. 4.2. Участие в тренинге на модели когнитивно-поведенческой группы. 4.3. Рефлексия участия в тренинге. | Зачет |
После прохождения этого цикла обучения Вы освоите и будете знать:
· Суть, принципы, особенности и методологию современной когнитивно-поведенческой психотерапии и основы современной когнитивной психологии.
· Технологии приобщения клиента (пациента) к данному методу работы – сможете несколькими способами донести до клиента (пациента) сущность данного метода, основываясь на сложностях, смыслах и понятиях самого обращающегося за помощью человека.
· Вы прояснимте для себя нюансы и отличия позиций когнитивано-поведенческого психотерапевта от позиций психотерапевтов других психотерапевтических направлений.
· Освоите механизмы лечебного действия, разберетесь в том, что именно помогает человеку и почему в когнитивно-поведенческой психотерапии.
· Изучите мишени психотерапевтического воздействия и ответите себе на вопросы «С чем может работать когнитивно-поведенческий психотерапевт?» и «Что такое поведение человека?». Это понимание будет системным: Вы освоите этот уникальный метапредмет когнитивно-поведенческой психотерпии не просто как метафору, а как сложнейшую психологическая реальность, отражающее единство внутреннего и внешнего, интегрирующего психологические функции человека (клиента, пациента) в биопсихосоциальной модели его природы, развития, благополучия и нарушения здоровья.
· Освоите техники поиска основных групп убеждений (автоматических мыслей, руководящих убеждений). А также технологии и алгоритмы работы с автоматическими мыслями – как и зачем их учиться отслеживать, и что с ними можно делать дальше.
· Вы изучите основные алгоритмы применения различных подходов когнитивно-поведенческой психотерапии (трех «волн») современной когнитивно-поведенческой психотерапии.
Вы будете уметь:
· Информировать пациента о сути, принципах когнитивно-поведенческой психотерапии и отвечать на поставленные клиентом (пациентом) вопросы, то, что называется формированием «компетентного клиента (пациента) к психотерапии» и формирует его мотивацию к самоиследованию и изменениям;
· Применять технологии приобщения клиента (пациента) к психотерапевтической работе, что позволит человеку стать полноценным партнером для Вас и творцом изменений для себя;
· Реализовывать технологии когнитивно-поведенческого прояснения сложной ситуации/проблемы – четкими, понятными, простыми, при этом позволяющими масштабно взглянуть на проблему вопросами и потенцирующие клиента (пациента) на размышления и переосмысления;
· Проводить работу над автоматическими мыслями (АМ), обеспечивая симптомцентрированный уровень психотерапевтической помощи. Работа над автоматическими мыслями приводит к снижению актуального психоэмоциального напряжения и уменьшению интенсивности переживаний пациента;
· Выдерживать позицию когнитивно-поведенческого терапевта, понимая границы компетентности как собственные, так и пациента. Разделять ответственность в процессе терапии и о результате совместной работы, о принципах формулирования домашних заданий и их контроле и многом другом.
· Применять основные (базовые) технические приемы классической бихевиоральной и когнитивной психотерапии.
Учебный план второго цикла:
№ п.п. | Наименование разделов и дисциплин (модулей) | Всего часов | Итоговая аттестация | Преподаватели |
ПС 1 | Актуальные вопросы клинической (медицинской) психологии. Клинико-психологическая диагностика и интервенция; | Экзамен | ||
1.1. | Введение в медицинскую (клиническую) психологию. · Введение в компетентностный подход и специальность. Основы психологического обеспечения лечебно-диагностического процесса; · Биопсихосоциальный подход в клинической и медицинской психологии: современные представления о расстройствах; · Личностный подход в медицинской психологии: виды психологической интервенции; | Зачет | Назыров Р.К. Бубнова И.В Царева Т.О. | |
1.2. | Методы психологической диагностики. Организация и проведение психологического исследования. · Практическое использование патопсихологических методов для выявления признаков распада психической деятельности; · Исследование эмоционально-личностной сферы. Целостный анализ личности. Структура личности в норме и патологии; · Организация и проведение психологического исследования; | Зачет | Бубнова И.В. Царева Т.О. | |
1.3 | Медицинская модель психотерапии и клинико-психологическая интервенция. · Основы медицинской модели психотерапии и клинико-психологической интервенции. · Личностный подход в психотерапии и клинико-психологической интервенции · Основные виды клинико-психологической интервенции | Зачет | Залевский Г.В. Климов А.А. | |
1.4 | Личностно-ориентированных тренинг динамической психотерапевтической группы. · Основы динамической психотерапевтической группы. Отбор на группу, знакомство; · Принятие групповых правил. Фаза ориентировки и агрессии; · Фаза сплочения. Рабочая фаза. Завершение группы. | Зачет | Толстых А.Т. Москвин М.Ю. |
Завершив программу, Вы сможете:
· Определять границы специальности, ориентироваться в предмете, задачах, научных методах и понятиях медицинской (клинической) психологии;
· Понимать современные нормы функционирования психических процессов и личности пациента;
· Организовывать и проводить комплексную клинико-психологическую диагностику, интегрирующую в себя патопсихологическое исследование, исследование эмоционально-личностной сферы и нейропсихологическое исследование на до-экспериментальном, экспериментальном и пост-экспериментальном этапе;
· Исследовать высшие психические функции, исследовать личность, определять цель и задачи исследования, проводить структурное психологическое интервью.
· Проводить клинико-психологическое исследование с целью установления дефекта, дифференциальной диагностики расстройств, определения реабилитационного потенциала, прогноза курабельности, а также результатов лечения и эффективности психотерапии;
· Осуществлять исследование индивида и личности, семьи, группы, терапевтической диады (врач / пациент), полипрофессиональной бригады и организации;
· Точно формулировать цель и задачи исследования, исходя из запроса заказчика (лечащего врача или самого пациента), а также уметь переводить направление врача в плоскость клинико-психологических задач;
· Подбирать необходимые методики и порядок их проведения;
· Рассчитывать и обосновывать трудозатраты в часах и необходимые организационные условия;
· Планировать и проводить исследования, фиксируя не только результат выполнения методик, но и данные клинико-психологического метода – наблюдение за пациентом и особенности контакта с ним;
· Составлять психологическое заключение, соблюдая все необходимые правила описания результатов методик, учитывая особенности донесения материала до заказчика;
· Осуществлять клинико-психологическую интервенцию в медицинской модели оказания психологической помощи;
· Осознанно выбирать направление психотерапии и заимствовать технические приемы основных направлений исходя из задач;
· Применять различные виды клинико-психологической интервенции (консультирование, психокоррекция, психологическое сопровождение, психотерапия) исходя из задач;
· И, конечно, «настроить» главный инструмент клинического психолога – собственную личность, участвуя в личностно-ориентированном тренинге динамической психотерапевтической группы!
Учебный план третьего цикла
№ п.п. | Даты | Наименование разделов и дисциплин (модулей) | Всего часов | Итоговая аттестация | ПРЕПОДАВАТЕЛИ |
ПС2 | 13-25 ноября | Психотерапия, психологическое вмешательство и дифференциальная диагностика в практике работы медицинского психолога | Экзамен | Бубнова И.В. Назыров Р.К. | |
1.1. | 13-15 ноября | Средства психотерапевтического воздействия. Личностный подход в психотерапии. Логика развития и краткая история психотерапии. Основные понятия современной психотерапии: · Психотерапевтическое воздействие. · Психотерапевтический процесс. · Психотерапевтическая помощь. · Факторы психотерапии. · Личностный подход в психотерапии. · Личность в психотерапии, с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии; · Основные направления, формы и виды психотерапии. · Условия оказания психотерапевтической помощи. · Место психотерапии в клинике. Невротическое расстройство, как объект психотерапии, психогенез невротических расстройств. | Зачет | Назыров Р.К. Залевский Г.В. Подсадный С.А. Климов А.А. | |
1.2. | 16-18 ноября | Введение в общую и частную психиатрию. · Основные клинические группы психических расстройств, основы психопатологии, бригадное взаимодействие в плоскости «врач-психиатр – клинический психолог», координация пациента к врачу-психиатру | Зачет | Брылев В.А. Климов А.А. | |
1.3 | 20-22 ноября | Дифференциальная психодиагностика. Экспертиза в работе психолога · Основы дифференциальной нейропсихологической диагностики. Топический диагноз. Экспертиза в работе клинического психолога. Дифференциальная патопсихологическая диагностика. Патопсихологические симптомокомплексы. | Зачет | Бубнова И.В. Толстых А.Р. Климов А.А. | |
1.4 | 23-25 ноября | Тренинг профессиональной коммуникации Основы психотерапевтического контакта и контракта. «Сложные» пациенты в практике клинического психолога. | Зачет | Бубнова И.В. Климов А.А. |
Завершив цикл, Вы сможете:
· Применять на практике базовые психотерапевтические умения;
· Распознавать психическую патологию;
· Определять влияние психотропных препаратов на психику;
· Проводить психологическую экспертизу дееспособности, трудоспособности и патологического аффекта пациента;
· Осуществлять психологическую плоскость функциональной диагностики в клинике. (Сможете формировать гипотезы о нозологической принадлежности пациента);
· Проводить дифференциальную нейропсихологическую и патопсихологическую диагностику. Как и какие психофармакологические препараты влияют на психологические функции;
· Освоить основы психиатрической экспертизы.