Совершение молитвы у могил, в их сторону, избрание могил в качеств мечетей и зажжение над ними светил.




Положение клятвы не Аллахом, молитвы у могил и некоторых других действий.

 

Автор:

Шейх аль-ислям Абу аль-Аббас ибн Теймия (да помилует его Аллах).

 

Вступление.

 

Вся хвала — многочисленная, благая, — принадлежит Аллаху, господу миров, так, как любит наш Господь, как Он этим доволен и как подобает щедрости Его лика. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение. Вы спросили о некоторых вещах, и, отвечая на них, я написал то, что облегчил Аллах.

 

 

Клятва не Аллахом.

 

Что касается клятвы кем-то/чем-то, помимо Аллаха, то относительно этого от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) установлен строгий запрет:

 

Передается от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как Умар (да будет доволен им Аллах) поклялся своим отцом, на что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах запрещает вам клясться своими отцами. Если один из вас клянется, то пусть клянется Аллахом или молчит» (Аль-Бухари 6108 и Муслим 4257);

 

В версии этого хадиса, которую передает Муслим (4254), говорится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах запрещает вам клясться своими отцами», — после этого Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, с тех пор, как я услышал слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует), я не делал этого»;

 

Передается, что Умар (да будет доволен им Аллах) однажды сказал: «Нет, клянусь моим отцом!» — тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Перестань! Поистине, тот, кто поклялся кем-то/чем-то, помимо Аллаха, придал Ему сотоварища» (Ахмад 329).

 

Передается, что Ибн Умар (да будет Аллах доволен им и его отцом) услышал, как один мужчина сказал: «Нет, клянусь Каабой!», — на что он возразил: «Не клянись кем-то, помимо Аллаха, ведь я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто поклялся кем-то/чем-то, помимо Аллаха, проявил неверие или придал Ему сотоварища» ». (Ат-Тирмизи (1535), и он назвал его достоверным. Также достоверным этот хадис посчитал аль-Хаким, затем с ним согласился имам аз-Захаби).

 

От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не клянитесь ни своими отцами, ни своими матерьми, ни сотоварищами. Не клянитесь никем, помимо Аллаха, и не клянитесь Им, кроме как будучи правдивыми» (Ан-Насаи (3800), аль-Альбани назвал этот хадис достоверным).

 

От Кутейлы бинт Сайфи аль-Джухании (да будет доволен ею Аллах) передается, что однажды к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел иудей и сказал: «Поистине, вы придаете Аллаху сотоварищей и равных, ведь вы говорите: «То, что пожелал Аллах и ты», — и говорите: «Клянусь Каабой» », — после этого пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел сподвижникам говорить: «Клянусь Господом Каабы», — когда они желают поклясться, и говорить: «То, что пожелал Аллах, а затем ты». (Ахмад 27093, аль-Альбани назвал этот хадис достоверным в «Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха» 136).

 

В сборнике ан-Насаи передается, что один мужчина сказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «То, что пожелал Аллах и ты», — на что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возразил: «Неужели ты приравнял меня к Аллаху? Напротив, лишь то, что пожелал Аллах». (Ан-Насаи в «Ас-сунан аль-кубра» 10759, аль-Альбани назвал этот хадис достоверным в «Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха» 139).

 

 

Насколько нам известно, ученые из числа сподвижников и их последователей из следующего поколения, а также остальные имамы единогласны в неприязни к клятве не Аллахом, запрете этого действия и относительно того, что клятва не вступает в силу, если человек поклялся в ней кем-то/чем-то, помимо Всевышнего, и нет нужды в искуплении этой клятвы, если она будет нарушена. Однако среди них произошло разногласие именно относительно клятвы пророком (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Затем, среди последователей ранних имамов есть те, которые сказали, что клясться не Аллахом лишь нежелательно, но не запретно, а остальные решительно сказали о запрете, и это есть истина, потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что Аллах предостерегает нас от клятвы не Им, а то, от чего нас предостерегает Аллах, является запретным, если нет постороннего довода, указывающего на то, что конкретное предостережение указывает лишь на нежелательность. Также пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что это — многобожие и неверие, а всѐ, что названо таковым, является, как минимум, запретным.

 

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал подобную клятву многобожием, потому что клятва кем-то/чем-то, помимо Аллаха, может даваться, лишь если то, чем клянется человек, является божеством, поэтому тот, кто поклялся чем-то, помимо Аллаха, придал Ему сотоварища и равного.

 

Если человек сделал это с целью поклонения тому /чему, кем/ чем он поклялся, то он становится неверующим. А если такой цели не было, то его придание Всевышнему сотоварища лишь словесное, то есть он не впал в многобожие, которое выводит его из религии, и это то, что называется «многобожие, которое меньше многобожия [выводящего из религии]».

 

К последнему типу относятся слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Показуха — многобожие». [Этот хадис передается со слов Шаддада ибн Авса. Его передали Ахмад (5/428), аль-Бейхаки в «Аш-Шуаб» (6412). Ибн Хаджар в «Булюг аль-марам» (1277) посчитал его хорошим, а аль-Альбани в «Ас-сахиха» (951) — достоверным].

 

— И относительно этого Всевышний сказал: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом». [Сура «Аль-Кахф», 110 аят].

 

К клятве не Аллахом относятся и такие выражения как «клянусь своей жизнью», «клянусь твоей жизнью», «клянусь жизнью такого-то», «клянусь могилой такого-то», «клянусь могилой моего отца», «клянусь могилой твоего отца», «клянусь могилой такого-то шейха», «клянусь милостью правителя».

 

— Кто использует эти или все прочие клятвы, которые используют некоторые люди, тот ослушался Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Тот, кто клянется, пусть клянется лишь Аллахом», — и вошел в число тех, о ком посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто поклялся кем-то /чем-то, помимо Аллаха, придал Ему сотоварища».

 

Ибн Масуд — а он один из самых великих сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — сказал: «Поклясться Аллахом, будучи лжецом в своей клятве, любимее мне, чем поклясться не Аллахом, будучи правдивым», — это сообщение передает Харб аль-Кирмани с хорошей цепочкой передатчиков.

 

Аль-Касим ибн Мухаймира сказал: «Нет разницы для меня между тем, поклялся я жизнью какого-то человека или же поклялся крестом», — эти слова передал Саид ибн Мансур.

 

Аль-Касим пояснил, что клятва не Аллахом подобна клятве ложными божествами, как крест и прочее, и именно поэтому Абдуллах ибн Масуд сказал: «Поклясться Аллахом, будучи лжецом в своей клятве, любимее мне, чем поклясться не Аллахом, будучи правдивым», — потому что, если он поклянется не Аллахом, то придаст Всевышнему равного. Даже если это придание не доходит до уровня, выводящего из религии, оно всѐ равно является более тяжким грехом, чем ложь. Если человек поклянется Всевышним, будучи лжецом, то на нем будет грех лжи, но при этом он будет единобожником в своей клятве, и большой грех с наличием единобожия лучше, чем благодеяние с наличием многобожия.

 

______________________________________

 

Совершение молитвы у могил, в их сторону, избрание могил в качеств мечетей и зажжение над ними светил.

 

Достоверно установлены от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и других имамов порицание и строгий запрет всего перечисленного, а также проклятие тех, кто сделал это. Как и упоминание того, что они — худшие творения, и это передается в высшей степени достоверности и распространенности от ученых, обладающих знанием пророческих изречений, хотя многие люди об этом не знают.

 

Джундуб ибн АбдуЛлаха аль-Баджали (да будет доволен им Аллах) передает, что слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) за пять до своей смерти сказал: «Поистине, те, которым даровано писание до вас, делают могилы своих пророков и праведников мечетями, так не делайте же вы из могил мечети, поистине, я запрещаю вам это», — этот хадис передает Муслим в своем «Сахихе».

 

Аиша (да будет доволен ею Аллах) передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал во время предсмертной болезни: «Да проклянет Аллах иудеев и христиан, — они превратили могилы своих пророков в мечети». Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Если бы не это, он бы выделил свою могилу [то есть сделал видной], однако он побоялся, что из нее сделают мечеть». Это сообщение передает аль-Бухари.

 

От нее также передается, что одна из жен пророка (да благословит его Аллах и приветствует) упомянула храм, который увидела в Эфиопии и который назывался «Мария». Умм Саляма и Умм Хабиба (да будет доволен ими Аллах) бывали в Эфиопии и упомянули красоту этого храма и изображения, которые в нем были. Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднял голову и сказал: «Эти люди строят мечеть над могилой праведного человека, когда он умирает, и устанавливают там изображения, — они худшие творения в день суда», — этот хадис передают аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах».

 

От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да погубит Аллах иудеев! Они сделали из могил своих пророков мечети», — как передают аль-Бухари и Муслим.

 

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да погубит Аллах иудеев и христиан! Они сделали из могил своих пророков мечети», — как передают аль-Бухари и Муслим.

 

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да проклянет Аллах женщин, посещающих кладбища, и тех, кто сделал из могил мечети и установил над ними светила», — передают Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, и он сказал, что этот хадис хороший.

 

От Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Из худших творений те, которых застанет судный день при их жизни, и те, которые делают из могил мечети», — этот хадис передал Ахмад с достоверной цепочкой передатчиков.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег за пять до своей смерти от того, чтобы люди делали из могил мечети, и разъяснил, что те, которые были до нас, делали из могил пророков и праведников мечети и что он (да благословит его Аллах и приветствует) запретил нам делать из могил мечети, чтобы никто не был убежден в том, что в этом надо следовать

за теми, кто был до нас.

Поистине, Аллах сообщил об этом в следующем аяте: «А те, которые отстояли свое мнение, сказали: «Мы непременно воздвигнем над ними мечеть»» (Сура «Аль-Кахф», 21 аят).

 

Также он (да благословит его Аллах и приветствует), когда настало время предстать пред Господом, проклял людей писания, которые сделали из могил мечети, чтобы люди это учли и не были сделаны ни из его могилы, ни из могилы кого-то еще мечети. Поэтому, когда он умер, он был похоронен в своем доме, и его могила не была никак выделена, чтобы люди не приходили туда для совершения молитвы и чтобы они не делали из нее мечеть.

 

Передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, не делай мою могилу идолом, которому поклоняются».

 

Также он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не делайте мою могилу местом постоянного посещения [местом празднества] и не превращайте свои дома в могилы. Благословляйте меня, где бы вы ни были, ведь, поистине, ваше благословение доходит до меня».

 

Изначально комната Аиши (да будет доволен ею Аллах) была вне мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует), затем аль-Валид ибн Абд аль-Малик во время своего правления выкупил некоторые комнаты жен пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и расширил мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует), присоединив к ней эти комнаты, также он закрыл комнату Аиши стенами, направив построенную стену не в сторону киблы, а конец этой стены сделал приподнятым — все это для того, чтобы никто не молился ни в этом месте, ни повернувшись в его сторону.

 

Несмотря на это, Саид ибн аль-Мусайаб и другие высказали свое порицание аль-Валиду за то, что он разрушил комнаты и присоединил их к мечети.

 

Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил совершать молитву у могилы и совершать ее, повернувшись к могиле.

 

От Абу Марсада аль-Ганави (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не молитесь, повернувшись к могилам, и не сидите на них», — хадис передают Муслим в своем «Сахихе» и другие.

 

От Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вся земля, кроме кладбищ и мест купания — мечеть», — как передают Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Цепочка передатчиков этого хадиса хорошая.

 

Ат-Тирмизи и Ибн Маджа передают, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нельзя молиться в семи местах», — и в их числе он упомянул кладбище.

 

Это — то, что передается от пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

 

 

Что же касается того, что передается от сподвижников, их последователей из следующего поколения, а также прочих имамов, то этого очень много, и мы ограничимся упоминанием лишь некоторых сообщений:

 

Аль-Бухари передает в своем «Сахихе», что Умар увидел, как Анас (да будет доволен ими обоими Аллах) молился у могилы, и сказал: «Могила, могила!» Анас говорил: «После этих слов я отошел от могилы».

 

Как упоминает АбдуЛлах ибн Хамид, Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не молятся в местах купания и на кладбище».

 

От Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал: «Худшие творения — те, которые делают из могил мечети». Это предание также передается от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и его упоминает Абд ар-Раззак.

 

От Ибн Умара и Ибн Аббаса передается неприязнь в отношении молитвы на кладбище.

 

Передается, что у Зейда ибн Сабита умер сын. Тогда их прислуги купили гипс и обожженный кирпич. Зейд, увидев это, спросил: «Что ты собираешься сделать с этим?» На что ему был дан ответ: «Я хочу покрыть его могилу гипсом, а затем построить там мечеть». Зейд запретил это и не разрешил строить там мечеть. Это предание передает Харб аль-Кирмани.

 

Хадисов относительно этого много.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также запретил возвеличивать могилы, воздвигать над ними постройки и велел сравнять их землей.

 

От Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал Абу Хаяджу: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем однажды отправил меня посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Он велел мне не оставлять возвеличенную могилу, не сравняв ее с землей, и не оставлять скульптуру, не разрушив ее», — это сообщение передает Ахмад, Муслим в «Сахихе» и другие.

 

В версии Ахмада от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) сказано, что однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был на похоронах и сказал: «Кто из вас отправится в Медину и разрушит идолы, сравняет с землей возвеличиваемые могилы, и запачкает изображения?» Тогда один мужчина сказал: «Я, о посланник Аллаха», — он отправился, затем вернулся и сказал: «О посланник Аллаха, я не оставил там идола, не сломав его, не оставил возвеличиваемой могилы, не сравняв ее с землей, и не оставил изображения, не запачкав его». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто вновь начнет делать эти вещи, тот не уверовал в то, с чем пришел Мухаммад».

 

От Джабира ибн АбдуЛлаха (да будет доволен им Аллах) передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил воздвигать над могилами строения, как это передает Муслим в своем «Сахихе».

 

Также сначала пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил сподвижникам посещать могилы, затем дозволил это, обучив их тому, что нужно говорить.

 

От Бурейды ибн аль-Хусайба (да будет доволен им Аллах) передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучал сподвижников говорить при посещении могил: «Мир вам, о обитатели земель из числа верующих и мусульман. Поистине, мы примкнем к вам, если на то будет воля Аллаха. Мы просим у Аллаха благополучия для нас и вас».

 

Сам пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также, посещая кладбище «Бакыъ» и прочие, говорил это. Есть и другие передачи, содержащие в себе иные варианты мольб.

 

Эта и прочие мольбы содержат приветствие покойных, мольбу за них и за посетившего кладбище, — это то, чему пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучил своих сподвижников, и то, с чем пришла сунна, а Аллаху известно лучше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: