АТТЕСТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКЗАМЕНА
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: «Основы социологии и политологии»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Черпакова Н. В.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 32 час.
Г. Н. Тагил,
Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии» проводится на втором курсе в устной форме.
Комплект билетов и тематика рефератов учитывают требования ГОС СПО к общегуманитарной подготовке студентов, а так же регионального компонента государственного образовательного стандарта. В пояснительной записке к программе «Основы социологии и политологии» изложены основные требования к уровню подготовки студентов.
Содержание билетов и тематика рефератов основывается на следующем
нормативно-методическом обеспечении:
o Примерные экзаменационные билеты по уч. дисциплине «Основы социологии и политологии» для проведения устной промежуточной аттестации студентов, / Л. А. Куликов. Учебное пособие для студентов СПО «основы социологии и политологии», М. 1997 г.
o Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080302 «Коммерция» (по отраслям), утвержден приказом Министерства образования РФ от 13.02. 2002 г. № 11-0608-Б
o Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 150203 «Сварочное производство», утвержден приказом Министерства образования РФ от 15.03. 2002 г. № 04-1207-Б
o Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», утвержден приказом Министерства образования РФ от 18. 03. 2002 г № 04-1806-Б
o Примерная программа учебной дисциплины «Основы социологии» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) под редакцией Л омтев Ю.А., Данилов Д.Н., Гуреева О.Б., Бочарова Л.Н. С-69 Социология: Сборник методических материалов. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.
o Примерная программа учебной дисциплины «Основы политологии» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) М: 2002 г. Институт проблем развития среднего профессионального образования.
o Региональный (областной) компонент ГОС НПО и СПО СО 2006 г.
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине ставит своей целью: установление соответствие уровня подготовки студентов требованиям государственного стандарта и регионального (областного компонента).
Задачи:
· Оценить уровень сформированности общих компетенций студентов
· По полученному результату провести корректировку собственной профессиональной деятельности
Промежуточная аттестация студентов основывается на проверке знаний по следующим содержательным линиям:
Тема 1. Социология как наука
Тема 2. Становление и развитие социологической науки.
Тема 3. Методология, методика и техника социологического исследования.
Тема 4. Общество как целостная система
Тема 5. Социальная структура общества. Социальная стратификация
Тема 6. Социология национальных отношений
Тема 7. Социальные институты и организации
Тема 8. Личность как субъект и объект социального развития.
Тема 9. Культура в общественной системе
Тема 10. Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения
Тема 11. Предмет политологии, методы изучения.
История политической мысли
Тема 12. Государство и гражданское общество
Тема 13. Политическая жизнь и политическая система общества
Тема 14. Политические режимы.
Тема 15. Президент и парламент в структуре политической власти
Тема 16. Политические партии и партийные системы
Политические коммуникации
Тема 17. Политическая элита и политическое лидерство
Тема 18. Внешняя политика и международные отношения
Выбор форм промежуточной аттестации происходит путем соотнесения соответствия текущей аттестации по учебной дисциплине в течение семестра, и рекомендуются преподавателем. По выбранной форме, студенту своевременно проводятся разъяснения требований к аттестации, консультирование, предоставление им возможностей упражнений в выбранной форме аттестации.
Студентам предложены следующие формы завершающей аттестации:
1) по билетам
2 ) защита реферата
Подготовка и защита реферата, данная форма аттестации может быть рекомендована студентам, активно и с интересом, занимающимся по предмету, имеющим навыки самостоятельной работы с научно-популярной литературой и другими источниками получения информации.
Время на подготовку ответа во время проведения экзамена отводится не менее 15 мин. на одного студента.
Оценивания ответов учащихся происходит с использованием критериев по общим компетенциям (см. Лист оценки общих компетенций)
Рейтинговая шкала оценивания ответов переводится в традиционную пятибалльную систему (см. лист оценки ключевых компетенций):
Требования к достижению организационно-технологического уровня деятельности для студентов СПО
От 16- 14 баллов (оценка «5» отлично)– повышенный расширенный уровень (овладение методологической основами технологической деятельности)*
От 13-11 баллов (оценка «4» хорошо) – повышенный оптимальный уровень (овладение новыми технологиями деятельности и взаимодействия)**
От 10 – 8 баллов (оценка «3» удовлетворительно) - базовый уровень (овладение известными способами деятельности и технологиями взаимодействия)***
Менее 8 баллов (оценка «2» неудовлетворительно) – организационно - технологический уровень студентом не достигнут
*овладение методологической основами технологической деятельности: самостоятельное применение методики написания реферата или самостоятельной подготовкой к устному ответу по билетам)
** овладение методикой работы над рефератом под руководством преподавателя; налаживание конструктивного взаимодействия при подготовке к устному опросу по билетам; самостоятельность в решении поставленных проблем.
*** овладение методикой работы над рефератом под постоянным руководством и контролем преподавателя; налаживание конструктивного взаимодействия при подготовке к устному опросу по билетам
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. История формирования предмета социологии.
2. Сущность позитивного метода О. Конта.
3. Принцип эволюционизма в социологии Г. Спенсера.
4. Социология К. Маркса
5. Социология М. Вебера
6. Социология Э. Дюркгейма
7. Необходимость социологических исследований и их методология.
8. Теории постиндустриального общества.
9. Гражданское общество: специфика становления в России.
10. Информационное общество: перспективы развития в России.
11. Структурно-функциональный подход Т. Парсонса.
12. Проблемы модернизации российского общества.
13. Общество рисков У. Бека
14. Трансформация социальной структуры российского общества конца ХХ начала ХХ1 вв.
15. Социальная мобильность и социальная миграция.
16. Состав, качество и предпосылки формирования среднего слоя в российском обществе.
17. Сетевая организация общества. Э. Кастельс.
18. Особенности функционирования института экономики в информационном обществе.
19. Особенности функционирования института образования в информационном обществе.
20. Особенности экономики, основанной на знаниях.
21. Сущность бизнес-инкубатора и направления его деятельности.
22. Корреляция трансформации институтов экономики и образования и остальных сфер общественной деятельности.
23. Индивидуализированное общество З.Баумана.
24. Семья и личность в современном обществе.
25. Проблемы управления человеком в информационном обществе.
26. Причины и результаты трансформации ценностей россиян.
27. Социализация в информационном обществе.
28. Девиантное поведение в современном обществе
29. Феномен аномии в России
30. Особенности социального контроля в информационном обществе
31. Специфика девиантного поведения в организации
32. Девиация и фанки-бизнес («новая экономика»)
33. Глобализация как основной элемент сглаживания дифференциации в современном обществе
34. ТНК как строительный материал структуры нового общества
35. Проблемы корреляции процессов глобализации и регионализации
36. Влияние глобализации на изменение институциональной среды общества
37. Основные тенденции развития политических систем в современном мире
38. Синергетический эффект взаимодействия репрезентативной и партиципаторной демократий
39. Современная либеральная концепция
40. Современная социал-демократическая концепция
41. Особенности многопартийной системы в России
42. Основные стадии избирательного процесса
43. Имидж лидера
44. Политический популизм
45. Проблематика отношений правового и социального государства.
Вопросы по социологии.
1. Социология и её место в системе современных наук. Основные функции социологии.
2. Основные методы социологического исследования.
3. Ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии XIX - начала XX века.
4. Основные этапы развития социологической науки в России.
5. Общество и его основные типы, различия между понятиями «общество», «страна» и «государство».
6. Западная теория трех стадий: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Законы «ускорения ритма истории» и неравномерности развития стран.
7. Понятие модернизации обществ; модернизация первичная и вторичная. особенности модернизации российского общества.
8. Эволюция, революция и реформы развития общества: основные позиции социологов в оценках социальной революции.
9. процесс и регресс в развитии общества и их проявление в реальной действительности; основные черты мирового социального прогресса.
10. Понятие социальной структуры. Социальные общности и их основные виды.
11. Социальная стратификация: сущность, три основные системы и главные критерии стратификации современных обществ.
12. Социальная мобильность людей и её основные виды; возможности для вертикальной мобильности в различных обществах.
13. Этнические общности: сущность и основные формы. Процесс развития этносов и многонациональность современных стран.
14. Национализм и его формы; основные проявления воинствующего и защитного национализма.
15. Основные причины и проявления острых межэтнических проблем на территории бывшего СССР.
16. Две тенденции в развитии национальных отношений: дифференциация и интеграция этносов в современных обществах.
17. Социальные институты: сущность, структура, виды и функции, понятие институционализации.
18. Понятие культуры общества, материальные и духовные ценности, проблема взаимоотношений культур разных этносов.
19. Социальные ценности и социальные нормы общества, нормы формальные и неформальные.
20. Формы культуры: культура элитная, народная и массовая, доминирующая культура, субкультура и контркультура; основные функции культуры в обществе.
21. Понятие цивилизации. Две исторические линии и место России в потоке мировых цивилизаций.
22. Процесс социализации индивида. Социальный и личный статусы и социальная роль людей.
23. Девиантное поведение: сущность, виды, факторы и возможная реакция общества. Основные проявления аномии с сегодняшней России.
24. Сущность и основные причины социальных конфликтов. Типы конфликтов и их роль в жизни людей.
25. Особенности социальной стратификации бывшего советского общества и сегодняшней России.
Вопросы по политологии.
1. Государство и гражданское общество, структура, предпосылки и процесс развития гражданского общества.
2. Государство как политический институт и три ветви государственной власти; теоретические версии о происхождении государства.
3. Монархия, её основные формы, роль монархии в современном мире.
4. Тоталитарное государство, основные черты. Историческая несостоятельность тоталитарно – коммунистического государства в СССР.
5. Правовое государство и его основные принципы. Основные права и свободы личности в правовом демократическом государстве.
6. Политические партии и общественно-политическое движения. Партии кадровые и массовые, демократические и тоталитарные, правящие и оппозиционные.
7. Основные типы политических лидеров: лидеры формальные и неформальные; традиционные, рационально-легальные и харизматические; авторитарные, либеральные и демократические.
8. Демократия: сложность определения и недостатки её практических форм. Основные черты современных демократических государств.
9. Партийные системы и их основные типы; плюсы и минусы двух- и многопартийных систем. Особенности многопартийности в современной России.
10. Республика и две основные её формы: президентская и парламентская.
11. Политология и ключевые этапы развития; роль и значение политологии в обществе.
12. Основные принципы демократических выборов. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки.
13. Политика и основные слагаемые политической деятельности; необходимость, задачи и формы политики.
14. Глобальные социально-экономические проблемы: экономическая отсталость и демографический дисбаланс в мировом сообществе.
15. Глобальные проблемы продовольствия и природных ресурсов; основные проявления и пути решения социально-экологических проблем.
16. Основные линии глобальных проблем человека. Прогнозы на будущее человечества в свете обострения глобальных проблем.
17. ООН: создание, цели и принципы, главные органы и специализированные учреждения ООН.
18. Мировое сообщество и международные отношения. Современные тенденции в развитии отношений между странами.
19. Политический режим и его формы. Краткая сравнительная характеристика трех основных форм типов государства по политическому режиму.
20. Авторитарное государство: основные признаки и историческая судьба.
21. Глобальные социально-политические проблемы; негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения и конверсии.
22. Национально-территориальное устройство государств: унитарное государство, федерация и кон федерация. Новые формы государственных объединений.
23. Роль средств массовой информации в демократическом обществе; негативные проявления в деятельности современных СМИ.
24. Основные типы парламентских парий и организация деятельности депутатов парламента, понятие лоббизма.
25. Современные показатели политического веса стран в международных делах. Место России в мировом сообществе.