Федеративное государство.




Реферат по дисциплине: «Конституционное право»

Реферат на тему: «Понятие, формы и признаки государственного устройства Республики Беларусь»

 

Выполнила:

студентка 2 курса

группы ПХ-23

Равинская Анастасия

Проверил: старший преподаватель

кафедры теории государства и права:

Данилова Н. Ф.

 

Барановичи, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, ПРИНЦИПЫГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………….…...…4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………….8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……………9

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. [1, с. 80]

Как определено в Конституции, естественным условием существования и пространственным пределом самоуправления народа, основой его благосостояния и суверенитета является территория Республики Беларусь (ст. 9). Территория Беларуси едина и неотчуждаема. В ст. 9 Основного Закона предусмотрено деление территории на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. [3]

Целью данной работы является изучение административно-территориального и государственного устройства Республики Беларусь.

Объектом исследования является административно-территориальное, а также государственное устройство Республики Беларусь.

Принципами административно-территориального устройства являются: примерное равенство размеров территории и численности населения; гласность; учет общественного мнения, исторических традиций и географических факторов; единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь; сочетание единой государственной власти с местным самоуправлением и др.

Актуальность данного исследования заключается в правильности деления территории Республики Беларусь на административно-территориальные единицы и эффективности его использования. [1, с. 81]

ПОНЯТИЕ, ФОРМЫИ ПРИНЦИПЫГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Государственно-территориальное устройство – это конституционно-правовой институт, содержание которого составляет совокупность норм, закрепляющих политико-территориальную организацию государства в целом и его частей, принципы их взаимоотношений и разграничение компетенций между ними.

Государственно-территориальное устройство – это внутренняя территориальная организация государства, предусматривающая его деление на республики, края, области, губернии, провинции, департаменты и прочие.

В пределах территории государства существуют различные формы территориально-политического устройства. Обычно характер взаимоотношений государства как целого с его составными частями определяется тремя основными формами государственно-территориального устройства:

1. унитарное государство

2. федеративное государство

3. конфедерация. [2, с. 137]

Унитарное государство.

Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире.

У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов.

1. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

2. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом.

3. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным если во главе местных органов власти стает назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы. (например Финляндия). В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония), где глав администраций частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене.

4. Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.

5. Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности.

Федеративное государство.

Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.

1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.

2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.

3. Территория федерации состоит из:

а) Субъектов, которые по-разному называются.

б) Соответственно субъекты из административно- территориальных единиц.

4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.

5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.

6. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.

7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, они выступают на международной арене от имени федерации.

Конфедерация.

Конфедерация - форма государственного устройства, при которой госyдаpства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Признаки конфедерации:

1) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных, оборонных вопросов, но не для управления конфедерацией.

2) Конфедерация не затрачивает гражданства тех государств, которые находятся во временном союзе.

3) Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти.

4) Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования.

5) Обычно в конфедерациях создается “прозрачные” границы, для пересечения которой не требуется специальных документов.

6) Но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации.

В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь- унитарное, демократическое, социальное, правовое государство».

Унитарное государство - это единое, неделимое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчинены центральным органам государственной власти и признаками суверенитета не обладают. [1, с. 86]

Унитарное государство обладает рядом признаков:

1.единая Конституция;

2.единое законодательство;

3.единая централизованная система органов исполнительной власти;

4. единая судебная система;

5.единое гражданство;

6.единая денежная система;

7.деление территории государства на административно-территориальные единицы, у которых статус органов власти определяется нормами общегосударственного права;

8.наличие единых Вооруженных Сил, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;

9.все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

Статус отдельных составных частей и в унитарных и в федеративных государствах зачастую отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с этим государственно-территориальное устройство может быть как простым (симметричным), так и сложным (асимметричным). Простое симметричное государственно-территориальное устройство характеризуется равным статусом его составных частей. Так, например все области Республики Беларусь имеют равный юридический статус.

С точки зрения организации публичной власти, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные унитарные государства- те государства, где нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, в децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Кроме того существуют сверхцентрализованные унитарные государства, то есть такие государства в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Таким образом, Республика Беларусь - унитарное государство с симметричным государственно - территориальным устройством и централизованной государственной властью. [4, с. 166]

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии со статьей 9 Конституции «территория республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь». [3]

На основе данной работы можно прийти к выводу, что территориальное деление является основой построения органов власти, органов местного управления и самоуправления.

Разумное деление территории страны, а вместе с ним и деление органов власти, позволяет осуществлять эффективное управление, обеспечивать гражданам доступность к местной власти, развивать хозяйственные связи, строить систему органов местного управления и самоуправления. Именно благодаря правильному административно-территориальному делению обеспечивается законность и правопорядок, реализация прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Беларусь – унитарное государство, поэтому ее территория делится только на административные единицы. К ним относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Разумное и эффективное административно-территориальное деление нужно для стабильного экономического, политического и социального развития Республики Беларусь. [1, с. 86]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: