Развитие театра как вида искусства




Из двух видов театральной деятельности– создание и показ спектаклей – определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок. Выбор репертуара, репетиционная работа при подготовке нового спектакля – основные составляющие творческого процесса. Количество новых постановок в российском репертуарном театре определяется множеством факторов, включая возможности труппы, потребности зрителей, ограниченность ресурсов и др. Но театр, не уделяющий должного внимания подготовке новых постановок, неминуемо оказывается в состоянии творческой стагнации.

Важным элементом развития театрального искусства являются экспериментальные постановки. Такие постановки не всегда ориентированы на успех у массового зрителя, поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. При этом наличие в театре права на эксперимент является чрезвычайно важным как для развития театрального искусства, так и для культуры в целом.

Индикаторы развития театрального искусства определяются в сообществе самих театральных деятелей в сотрудничестве с театральной критикой. В этом процессе важную роль играют театральные фестивали, как российские, так и международные. Для признания новаций отечественного театра важную роль играют зарубежные гастроли российских театров.

4.1. Репертуар

В 2008 году по статистическим данным в репертуаре драматических театров спектакли по произведениям современных отечественных авторов составили 34,3 %. На втором месте - спектакли по произведениям современных зарубежных авторов –23,9 %, русская классика составила 19,3 %, зарубежная – 11,3 %, другие – 11,2 %.

При этом необходимо признать, что критерии отнесения произведения к «современным» при статистическом учете весьма устарели. К «современным отечественным» статистика относит, в том числе пьесы, написанные в 1960-х – 1980-х годах. Эти, по сути ставшие классическими пьесы занимают главное место в рубрике «современные отечественные». А произведений, созданных в последние годы, в репертуаре театров чрезвычайно мало.

Развитие сценического искусства требует актуального, художественно полноценного современного драматургического или музыкально-драматического текста. Несмотря на значение классического репертуара, театр не может обойтись без произведений, проникнутых проблематикой настоящего момента. Зритель должен иметь возможность видеть на сцене современных людей, вместе с ними переживать сегодняшние коллизии и конфликты. Без этого направления невозможно полноценное развитие всех видов театрального искусства. Именно поэтому оно нуждается в объемной, целенаправленной, постоянной поддержке государства.

В целях продвижения к сцене произведений современных авторов Министерство культуры Российской Федерации, региональные органы управления культурой в сотрудничестве с общественными организациями реализуют комплекс соответствующих мер. Наряду с адресной поддержкой постановок по современной драматургии, приобретаются авторские права на произведения для их реализации в театрах-заявителях. Вместе с тем, приходится констатировать, что происходит это в небольших объемах и недостаточно эффективно. Другим направлением является поддержка специальных мероприятий, результатом проведения которых становится появление новых драматургических произведений. Известны и примеры активного сотрудничества театров с драматургами.

Таким образом, на сегодняшний день существуют механизмы поддержки различных составляющих процесса создания и продвижения современной драматургии – от лабораторий и семинаров, в рамках которых появляются новые тексты, до постановки спектаклей и демонстрации их на специализированных смотрах.

Однако следует признать, что данная работа не носит системного характера, не осмысливается и не анализируется как единый процесс. Несмотря на предпринимаемые усилия, российские театры недостаточно активно включают современные произведения в свой репертуар. Это связано как с объективными особенностями формирования современной драматургии – энергично развивающиеся направления «новой драмы» и «документальной драмы» не всегда могут быть реализованы в форме спектаклей репертуарного театра, так и с отсутствием непосредственного общения театров и современных авторов.

Недостаточно динамично развиваются специализированные периодические издания, публикующие пьесы современных авторов. Именно отраслевые журналы могут вести постоянный диалог с драматургами, принимать непосредственное участие в проведении наиболее важных фестивалей, конкурсов, семинаров и лабораторий современной драматургии, отслеживать и анализировать намечающиеся тенденции. Они должны стать системообразующим центром работы с авторами, способным объединить и осмыслить все формы взаимодействия драматургов с театрами, связать в единый комплекс проведение специализированных мероприятий, проводить постоянный мониторинг востребованности современной драматургии и пр.

Общая проблема дефицита современных текстов серьезно сказывается на репертуаре национальных театров. Им требуются авторы, в произведениях которых нашли бы отражение проблемы и реалии входящих в состав Российской Федерации республик. На современном этапе именно отсутствие достойной драматургии существенно затрудняет развитие профессиональных театров в национальных республиках Российской Федерации.

Острая нехватка спектаклей для подростков – не только культурная, но и важная социальная проблема российского театрального искусства. Оставляя в этом сложном переходном возрасте подростков фактически без театрального предложения, театр рискует остаться в будущем без театрального зрителя, а общество – лишиться духовно развитых людей. Действующие механизмы стимулирования российских драматургов, композиторов для создания драматических и музыкально-драматических произведений для подростков, а театров – для постановки таких спектаклей недостаточны.

Инициация создания и продвижения к сценическому воплощению современных драматических и музыкально-драматичеких произведений должна стать одной из важных задач государственной поддержки театрального процесса.

Поддержка создания новых спектаклей, в том числе, произведений по современной драматургии должна включать в себя следующее:

- экономическое стимулирование учредителями театров всех уровней подготовки новых спектаклей, в том числе, с учетом художественной миссии театра, и произведений современных авторов в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий, в иных формах;

- расширение объемов и форм федеральной и региональной поддержки создания произведений, предназначенных для постановки в театрах Российской Федерации. В их числе, проведение Министерством культуры Российской Федерации совместно с Союзом театральных деятелей Российской Федерации, другими творческими союзами и объединениями, региональными и местными органами управления культуры конкурсов на написание и постановку в театрах Российской Федерации драматических и музыкально-драматических произведений, в первую очередь, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию;

- финансовую поддержку из федерального бюджета и региональных бюджетов драматургических фестивалей, мастер-классов, а также специализированных периодических изданий, публикующих пьесы современных авторов;

- издание по заказу Министерства культуры Российской Федерации с последующей рассылкой информационных бюллетеней о новых пьесах, операх, балетах, мюзиклах.

Театральные фестивали

Театральный фестиваль – важная форма мониторинга развития театрального искусства. Конкурсы, как правило, проводимые в рамках фестивалей, стимулируют творческий поиск.

За два последних десятилетия количество проводимых в стране фестивалей выросло в десятки раз. По информации Союза театральных деятелей Российской Федерации в России 256 постоянно действующих театральных фестивалей, которые проводятся почти в 100 городах России. Это фестивали драматических театров, оперного и балетного искусства, театров кукол, театров для детей и юношества, профессиональных театральных школ, многожанровые фестивали и др. Наибольшее число фестивалей проводятся в Москве (50), Санкт-Петербурге (31), в Вологде и Омске – по 10, в Екатеринбурге и Новосибирске – по 9, в Красноярске, Нижнем Новгороде – по 8, в Перми, Самаре, Уфе, Якутске – по 7.

Закономерно, что большая часть фестивалей организуется в театральных городах, где много театров, где не ослабевает художественный поиск, где концентрируются лучшие театральные силы, где есть понимающий и ценящий искусство театра зритель.

Поскольку многие из проводимых в России фестивалей носят международный характер, то они становятся и мировым смотром достижений отечественного театрального искусства, а также открывают возможность участия российских театров в фестивалях за рубежом.

Большинство фестивалей находит экономическую поддержку в виде субсидий из бюджетов разных уровней. Для их проведения активно привлекаются и спонсорские средства.

Экономический кризис уже отразился на фестивальном движении. В отдельных регионах минимизируются бюджетные субсидии на проведение фестивалей, в силу понятных причин сократились возможности поддержки фестивального движения и со стороны бизнеса.

С учетом этих обстоятельств в условиях кризиса необходимо найти адекватные меры для сохранения наиболее важных для развития театрального искусства международных, всероссийских и региональных театральных фестивалей.

5. Российский театр в мировом театральном процессе

Театры России занимают все более заметное положение в мировом театральном процессе. Высокий уровень российского театра признается авторитетными представителями мирового театрального сообщества.

Объем зарубежных гастролей российских театров непрерывно растет, начиная с конца 1980-х годов. В период с 2003 по 2007 год количество спектаклей, показанных российскими театрами за рубежом, выросло с 975 до 1275.

Для большинства российских театров выезд за рубеж связан с участием в международных фестивалях. 27 российских театра из 94, выезжавших в 2008 году за рубеж, показали там один-два спектакля. Но количество театральных коллективов, которые приглашаются зарубежными театральными менеджерами и продюсерами на репертуарные гастроли тоже с каждым годом растет.

Среди театров, регулярно выезжающих за рубеж, превалируют театры двух столиц и Московской области. В 2008 году участвовали в зарубежных гастролях 29 московских театров (30,8%), 11 петербургских (11,7%) и 12 театров Московской области (12,8%). Доля всех остальных государственных и муниципальных театров России в зарубежной гастрольной деятельности составила 44,7%.

Значительными экспортными возможностями обладают российские театральные учебные заведения. Граждане стран Европы, Америки, Азии составляют до 20% студентов российских театральных вузов. Рост их числа сдерживается чисто технологическими причинами. Профессорско- преподавательский состав этих вузов активно привлекается к педагогической деятельности за рубежом.

Россия представлена во многих международных театральных организациях. В их числе: Международный институт театра (MIT), Международная Ассоциация любительских театров (AITA), Международный Союз деятелей театра кукол (UNIMA), Международная Ассоциация театров для детей и молодежи (ASSITEJ), Международная организация сценографов, техников и театральных архитекторов (OISTAT), Европейская сеть центров по обучению администраторов в сфере культуры (ENCATC). Деятели российского театра, театрального образования не только принимают активное участие в их работе, но и входят в руководящие органы этих организаций.

Российское театральное сообщество выступило учредителем влиятельных международных организаций. В их числе – Международная конфедерация театральных союзов.

Особая задача российского театрального дела на международной арене – это поддержка и развитие русского театра в странах СНГ и Балтии, сохранение русской культуры за рубежом; формирование единого культурного пространства на территории бывшего Советского Союза. Сегодня в странах ближнего зарубежья существует около 80-ти активно действующих русскоязычных театров. И все они считают своими главными проблемами оторванность от русской культуры.

С этой целью при государственной поддержке ежегодно проводится ряд крупных фестивальных акций, собирающих русскоязычные театры стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, организуются гастроли ведущих российских театров, проводится ряд образовательных проектов, направленных на сохранение на сцене русскоязычных театров правильной русской речи. В 2004 году по инициативе Союза театральных деятелей Российской Федерации при государственной поддержке был создан Центр поддержки русского театра за рубежом.

Центр ведет работу параллельно по нескольким направлениям: это и образовательные программы, наиболее масштабной из которых является Международная летняя театральная школа СТД РФ,программа гастролей русских театров в российских регионах, и формирование постановочных групп в помощь русским театрам зарубежья, и фестивальная деятельность, и работа экспертов, направленная на выявление проблем каждого театра и определение путей решения этих проблем.

В ноябре 2005 года в Москве прошел Первый международный театральный конгресс «Сегодня и завтра русского театра за рубежом», на котором было принято решение о создании Всемирной ассоциации русских театров (ВАРТ).

Целью развития русских театров в странах ближнего зарубежья должно стать создание полномасштабных культурных центров, становление того, что во многих странах именуется Русским Домом.

Развитие творческой активности российских театров на международном уровне должно обеспечивать формирование и укрепление положительного образа страны в ближнем и дальнем зарубежье.

Экспортный потенциал российских театров и театральных учебных заведений должен получить поддержку и реализацию как внутри страны (театр, как фактор формирования туристического спроса, театральное образование иностранцев в российских вузах), так и за рубежом (зарубежная гастрольная и педагогическая деятельность).


6. Финансовая поддержка театрального искусства

 

Общий объем финансовых поступлений государственных и муниципальных театров в период с 2003 по 2008 год вырос с 11,8 млрд. руб. до 34,2 млрд. руб., т.е. увеличился в 2,9 раза, при этом бюджетное финансирование увеличилось с 7,8 млрд. руб. до 26,3 млрд. руб. - с 66,1% до 76,9 % от общей суммы поступлений. Доходы от основных видов уставной деятельности увеличились с 3,2 млрд. руб. до 6,6 млрд. руб., т.е. в 2 раза, прочие доходы увеличились с 0,8 млрд. руб. до 1,3 млрд. руб. Однако доля собственных доходов в общей сумме финансовых поступлений снизилась с 33,9% до 23,1%

Опережающий рост бюджетного финансирования по сравнению с собственными доходами театров носит объективный характер. Повышение собственных доходов за счет увеличения цен на билеты при низком среднем уровне доходов населения и высоких темпах инфляции приводит к снижению спроса и соответствующему снижению доходов театров. Замена предоставлявшихся ранее бесплатно или за доступную плату услуг на платные по свободной рыночной цене, резко негативно воспринимается людьми, и они часто просто отказываются от этих услуг. Поэтому существование некоммерческого репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного субсидирования. Государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики.

Государственные и муниципальные театры на сегодняшний день и в предстоящем десятилетии составляют основу российского театрального дела. До 2007 года все государственные и муниципальные театры существовали исключительно в форме бюджетного учреждения и финансировались по смете из бюджетов соответствующих уровней через казначейства. На основании федерального закона «Об автономных учреждениях», некоторые государственные и муниципальные театры уже приобрели статус автономных учреждений. Они получают финансирование из бюджета на выполнение задания учредителя с учетом содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных за счет выделенных им средств.

Преобразуя бюджетное учреждение в автономное, государство снимает с себя бремя субсидиарной ответственности, которое оно несет в соответствии с гражданским законодательством по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения автономным учреждением предназначенной ему социальной миссии.

Современным бюджетным законодательством Российской Федерации в качестве основного способа выделения средств из бюджета государственным и муниципальным учреждениям определяется финансирование государственного (муниципального) задания.

Важно, чтобы данная модель финансирования не сводилась к разработке общих показателей, отражающих итоговые результаты деятельности организаций. В ряде отраслей социально-культурной сферы конструирование такого рода показателей особых трудностей не вызывает. Но в отношении театра задача эта до сегодняшнего дня не нашла решения ни в отечественной, ни в мировой экономической науке, ни в практике театрального дела каких-либо стран. Театр принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить реальные «результаты работы», не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно, а, может быть, в режиме актуального времени и вовсе невозможно.

Художественный результат, создаваемый в театре, потребляется в непосредственном контакте исполнителей и публики, но это не означает, что этот результат связан лишь с каждым отдельным показом спектакля. Одним из важнейших результативных характеристик деятельности российского театра является его репертуар в совокупности. Именно через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры.Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава. Поэтому подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг. Здесь важно учитывать и самоценность мер, направляемых на сохранение и развитие творческого потенциала, как каждого отдельного театра, так и их совокупности, т.е. театрального дела страны.

Принципы государственного финансирования должны учитывать ключевую особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как, собственно, художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства, оба – в равной степени должны быть им поддержаны.

В процессе предстоящих реформ необходимо учитывать, что учреждая театры для выполнения определенной миссии, с которой рынок справиться принципиально не способен, государство берет на себя бюджетные обязательства по финансированию их текущей деятельности, и тем самым принимает ответственность за функционирование на благо общества всего отечественного театрального дела. Поэтому финансирование государственных театров не может быть переориентировано на отдельные проекты, имеющие определенную длительность и конкретное содержание.

Иначе обстоит дело с частными театральными организациями, учредителем которых государство не является и потому не ставит перед ними какие-либо цели и соответственно не имеет перед ними никаких бюджетных обязательств. Социальная полезность их деятельности должна быть поддержана государством. В этом случае наиболее приемлемыми являются проектное финансирование и конкурсный порядок распределения бюджетных средств.

Последними изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предопределено, что в ближайшей перспективе бюджетные учреждения потеряют право самостоятельно распоряжаться средствами от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. Эти денежные средства будут поступать непосредственно в доход бюджета соответствующего уровня.

Обоснование такого решения определяют тем, что доходы, зарабатываемые учреждением с использованием имущества учредителя, должны принадлежать собственнику, то есть государству, создавшему это учреждение и передавшему ему в оперативное управление соответствующее имущество.

При этом не учитывается, что внебюджетные доходы многих бюджетных учреждений и в первую очередь – театров в значительной мере обусловлены «человеческим капиталом» этих организаций, а не имуществом их учредителей. Потенциал «умения», «знания как» и «бренд» конкретных театров, относящиеся к интеллектуальной собственности их работников, обеспечивают этим организациям дополнительные доходы, включая и помощь, которую они получают от спонсоров.

Несмотря на то, что собственные доходы театров отстают в росте от размеров бюджетного финансирования, они играют существенную роль в экономике театра, стимулируют его деятельность. Поэтому отказ театру – бюджетному учреждению в праве распоряжения собственными средствами – это антирыночная мера, которая не будет способствовать развитию театрального дела в России.

В предстоящем десятилетии в области государственного (муниципального) финансирования российских театров на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления необходимо:

- предпринять в условиях мирового финансового кризиса чрезвычайные меры, направленные на сохранение творческого потенциала и материального комплекса российских театров;

- принять изменения в законодательство, позволяющие сохранить за бюджетными учреждениями право самостоятельно распоряжаться средствами от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности;

- разработать и утвердить нормативы затрат на содержание имущества и нормативы затрат на оказание услуг физическим и (или юридическим) лицам федеральными театрами, а также подготовить и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по определению вышеуказанных нормативов для региональных и муниципальных театров применительно как к бюджетным, так и автономным учреждениям. Исходить при этом из целевых ориентиров, установленных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», предполагающих увеличение расходов бюджетной системы на развитие человеческого потенциала с 8,6 % валового внутреннего продукта в 2007 г. до 11,7% в 2020 г.;

- при разработке проектов Бюджета Российской Федерации предусматривать необходимые объемы субсидий субъектам Российской Федерации, направленных на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении доступности театрального искусства для населения;

- предусматривать в рамках федеральных адресных инвестиционных программ финансирование (софинансирование) строительства новых и реконструкции имеющихся зданий театров, а также театральных учебных заведений, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной собственности;

- осуществлять государственную поддержку мероприятий по повышению конкурентоспособности российских театров в мировом театральном пространстве.

Министерству культуры Российской Федерации в целях формирования единой государственной политики оказывать методическую помощь региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в вопросах государственной поддержки развития театрального искусства.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: