Женевская школа структураплизма.




 

Альбер Сеше. Ф. де Соссюра

Необходимо дополнить схему и расширить ее. "Речь имеет отношение одновременно и к синхронии и к диахронии, так как речь уже содержит в зародыше все возможные изменения. Соответсвенно Сеше предлагает различать не две, а три лингвистические дисциплины: синхронную лингвистику, диахроническую (историческую), лингвистику организованной речи. Объектом последней служат явления, промежуточные между синхроническими и диахроническими факторами.

 

Лингвистика организованной речи изучает функционирование языка, которое связано с условиями жизни социума. Сеше предлагает исследовать язык с точки зрения говорящего и с точки зрения слушающего, при чем отношения между этими фигурами рассматриваются им как антиномические. Говорящий и слушающий важны одинаково.

 

"Одна сила охраняет грамматическую систему и ее традиционно основывают на коллективном соглашении. Другая сила вызывает в системе постоянные инновации и адаптации"

 

 

15. Морфема в трактовке И. А. Бодуэна де Куртене.

 

Понятие "внешней" и "внутренней формы" отдельного знака в "языковом сознании", противопоставленном "внеязыковому сознанию" как инструменту отражения мира и осуществления логических операций, введенное Гумбольдтом, дало возможность Потебне вычленить "минимум внутренней формы", служащей для намека с помощью знака на определенный элемент внеязыкового сознания. Соответствующий минимуму внутренней формы минимум внешней формы, т.е. набор тех психических команд, которые позволяют воспроизвести и опознать знак речевого потока, Бодуэн называл морфемой, а соответствующий ей элемент внутренней формы – значением. Те единицы внеязыкового сознания, которые, через ассоциации со значениями, становятся выраженными с помощью морфем, Бодуэн назвал "оязыковленными единицами внеязыкового сознания", или "смыслами".

Но чаще всего морфема трактуется подобно бодуэновскому определению как наименьшая значимая часть слова, являясь, таким образом, родовым понятием для корней и аффиксов.

 

16. Ностратические языки.

 

Компоративистика 20в. Ее целью является определение языковых групп, языковых семей, и, в конечном счете - единого праязыка. В современном языкознании сформулирована ностратическая теория (Иллич-Свитыч). В основополагающей работе Иллича-Свитыча к ностратическим относятся алтайские, картвельские, дравидийские, индоевропейские, уральские и афразийские языки. гипотетическая макросемья языков

Устанавливаются генетические связи между семьями языков. Метод системного подхода.

Внутренняя – одноязыковая – восстановление древних форм не с ориентацией на праязык а путем интерпретации фактов, относящимся к синхронно взятым состояниям исследуемого языка. Даст возможность строго отграничивать архаизмы от инноваций в истории языка.

гипотетическая макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки, в том числе алтайские, картвельские, дравидийские, индоевропейские, уральские, иногда также афразийские и эскимосско-алеутские языки. Все ностратические языки восходят к единому ностратическому праязыку.

 

17. Понятие иллокуции. Перлокутивный эффект.

 

Создатели теории речевого акта Дж. Остин, Дж. Серль исходили из того, что основной единицей коммуникации является не предложение, а выполнение определенного рода действий, таких как приказ, выражение благодарности,

Понятие иллокуции соотносится с коммуникативной интенцией говорящего. Так, произнося Я приду, мы можем просто констатировать факт, планируемый в будущем обещать, угрожать, предупреждать, т.е. произносить одно и то же предложение с разной иллокутивной силой. Каждая иллокутивная сила состоит из упорядоченной последовательности определенных элементов. Так, иллокутивная сила утверждения отличается от иллокутивной силы вопроса следующими критериями: иллокутивной целью (сообщение информации/ запрос информации),

Адекватно реализованное предложение достигает цели в виде Перлокутивнoгo эффекта. Перлокутивный эффект – это воздействие, которое данное высказывание оказывает на адресата, при этом имеется в виду не сам факт понимания адресатом смысла высказывания, а те изменения, которые являются результатом этого понимания: адресат испугается, поверит в свою неправоту, совершит требуемый поступок

 

18. Праязык, праформа.

 

А. Шлейхер был парвым языковедом, предложившим генетическую классификацию родственных языков индоевропейской языковой семьи. Он считал, что невозможно установить общий праязык всех языков земного шара; скорее всего существовало множество праязыков, но родственные языки всегда происходят из одного языка-основы.

Праязык (язык-основа) – это древнейший из родственных языков, реконструируемый путем применения сравнительно-исторического метода, мыслимый как источник всех языков, составляющих общую семью (группу) и развившихся на его основе. Праязык индоевропейский. Праязык общеславянский.

Праязык и его реконструкция. Шлейхер считал индоевропейский язык единой системой форм (он даже в шутку сочинил на индоевропейском языке басню). Однако праязык был для него неисторической реальностью, а представлением о звуковой системе и системе форм слова — всего лишь моделью, которая необходима для динамического рассмотрения разнообразного материала индоевропейских языков; исторический принцип понимается, подчеркнуто ретроспективно.
Поскольку современные индоевропейские языки возникли путем разветвления и умножения, поскольку древнейший звуковой состав был простым, а структура корня и слова — однотипной, постольку возможно его восстановление — на основе наблюдений над всеми древнейшими индоевропейскими языками.
Задача компаративистики, по Шлейхеру, как раз и состоит в том, чтобы восстанавливать проформы на основе сохранившихся остатков индоевропейского праязыка в древних индоевропейских языках. Форму, которая в действительности не встречается, а только предполагается, Шлейхер обозначал звездочкой. Так, слово со значением отец засвидетельствовано в таких формах: санскр. pita, лат. pater, готск. fadar, др. — исл. factir. Исходя из этого общей формой могла бы быть форма pate или pater. Но Шлейхера такой эмпиризм не удовлетворяет: он восстанавливает идеальную проформу. Поскольку в индоевропейском языке предполагалось три гласных (a, i, и), а именительный падеж имени имел показатель -s, постольку идеальная проформа должна быть представлена как *patars, хотя это и противоречит реальным фактам индоевропейских языков.
Поэтому значение работ Шлейхера не в конкретных реконструкция, а в создании методики реконструкции, требовавшей восстановления идеальной проформы. «У естествоиспытателей, — подчеркивал подчеркнул Дельбрюк, — построенный тип ики

 

 

19. Принцип речевой кооперации.

 

Г.П. Грайс в работе «Логика и речевое общение» утверждает, что основу речевой коммуникации составляет принципкооперации, предполагающий готовность собеседников действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора. Иначе говоря, принцип кооперации — это готовность партнеров к сотрудничеству.

Принцип кооперации обусловливает основные правила речевой коммуникации. Автор определяет их как четыре категории (максимы).

1​максима количества (полноты) информации;

2​максима качества информации;

3​максима отношения (релевантности);

4​максима способа выражения (манеры).

реальное речевое общение не вполне и не всегда соответствует этим правилам: люди бывают многословны; не обязательно говорят то, что думают; отклоняются от темы разговора; их речь бывает неясной, отрывочной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается определенный уровень понимания.

 

 

20. Родословное древо А. Шлейхера.

 

Шлейхер создал теорию родословного древа индоевропейских языков. Греко итало кельтская.

Хотел создать индоевропейский праязык. Историческое соотношение между языками Шлейхер определяет по тому, в какой степени каждая из ветвей сохраняет черты праязыка. Согласно Шлейхеру, менее всего эти черты сохранились в славяно-литовских языках. Следовательно, эти языки ранее всего отделились от праязыка. Опираюсь на материал компендиума, Шлейхер создаёт реконструкции для каждой из языковых ветвей для каждой группы языков. Необходимость конструкции праязыка объясняется у шлейхера тем, что ни один из существующих языков не сохранил древнейшие формы в их прежнем виде. Реализация этой реконструкции осложняется тем, что дошедшие до нас языки представлены в различных возрастах своего развития. Следовательно, согласно шлейхеру, необходимо устранять разницу в возрасте сравниваемых языков. Для этого следует из массива форм, встречающихся во всех языках, высчитать тот объём, который относится к истории развития отдельных языков. Полученный результат и будет языковой праформой. Выделял 9 падежей, 3 числа, 3 рода. Сильно опирался на санскрит.

Другой важной концепцией Шлейхера было так называемое родословное древо (в неявном виде из нее исходили и раньше). Согласно этой концепции, развитие индоевропейской семьи (как и других языковых семей) шло исключительно путем дробления ранее единого праязыка на несколько языков. Такое дробление могло быть многократным в связи с постепенным прекращением связей между разными частями ранее единого народа вследствие миграций, захвата части территории пришельцами и др

 

 

21. Синтетический и аналитический подход к описанию языка.

 

Синтетические языки – языки в кот грамм значения выражаются в пределах самого слова, аффиксация, внеш внутр флексия. Лекс и грамм значения выражены в пределах 1 слова столов стол –лексич ов –граматич (древнегреч, лат, русс, нем)

Аналитические языки – языки в кот отношения между словами в предложении выражаются не их формами а служебными словами, порядком знаменательных слов, интонацией (англ, в, ит, датск)

 

22. Синхрония и диахрония (Ф. де Соссюр.).

Диахрония и синхрония — два противопоставленных аспекта исторической лингвистики. Наиболее подробно их рассмотрел Фердинанд де Соссюр.

Диахрони́я (от греч. δια «через, сквозь» и греч. χρονος «время») — рассмотрение исторического развития тех или иных языковых явлений и языковой системы в целом как предмет лингвистического изучения.

Противопоставляется синхронии (от греч. συν «совместно» и греч. χρονος «время») — рассмотрение состояния языка как установившейся системы в определенный момент времени. Термин получил распространение также в семиотике,литературоведении и других общественных науках в значении исторического подхода к исследуемым явлениям.

Основной тезис де Соссюра состоит в том, что «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность и продукт прошлого»

Синхрония – это как бы горизонтальный срез, т. е. состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, которые обладают ценностью, или значимостью (valeur де Соссюра), независимо от их происхождения, а только в силу соотношений между собой внутри целого – системы.

Диахрония – это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории.

 

23. Системные отношения в языке (Ф. де Соссюр, Л. Ельмслев).

 

С описывает отношения между элементами языка, кот понимает как строгую систему «язык есть система, все эл-ты которой образуют целое, а значимость одного эл-та проистекает только из одновременного наличия прочих»

1тип отношений основ на линейном хар-ре знака- отношения эл-тов, кот выстраиваются один за другим в потоке речи – синтагматические отношения и+и+и

2тип проявл в том что языков ед-цы ассоциируются в нашей памяти по формальному или смысловому сходству или противоположению – ассоциативные отношения – парадигматические

Или+или+или

 

Поскольку, по определению де Соссюра, в каждом данном состоянии языка все «покоится» на отношениях, а отношения эти сводятся либо к синтагматическим, либо к тем, к-рые ои называл ассоциативными (лишь позднее Ельмслев предложил назв. «парадигматические»), описать

 

 

24. Соотношение языка и речи (Ф. де Соссюр).

 

Два уровня языка:

Язык – это соц продукт, это набор опред условностей принятых коллективом. Язык – явление социальное, достояние всех говорящих. Язык (langue) – социален, не связан с акустикой, не зависим от манифистации, вкл в себя все существенное важное, синхроническая система./ парадигматич отнош

Речь – индивидуальна, связана с физической стороной (акустика – звучащая речь), побочное случайное/ индивид актуализация исп грамм фонет систем в речи/ синтагматические отнош

Изучение языка по С предполаг устранение из лингвистики все физиологическое, и обращение к его структуре. Язык состоит из знаков.

что иное, как система чистых значимостей». Все, относящееся к лингвистической системе, для Соссюра есть взаиморасположение элементов системы. В «Курсе общей лингвистики » Соссюр среди различных определений языка дает следующее: «Язык – это система знаков, в которой

изучаться языковедами. Одна из главн.антиномий Соссюра: язык и речь.5 признаков,по кот.они отличаются:1)язык-система,а речь-асистемна(язык имеет законченное кол-во ед-ц,а речь бесконечна. Язык-грам.система и словарь,а речь-исп-ие их в целях общения); 2)язык-явление социальное,а речь-индивидуальное; 3)язык потенциален,речь-реальна(реализация этой потенции); 4)язык пассивен,речь-активна; 5)язык-существенное, речь-случайное. Язык устойчив, долговечен, речь-неустойчива, однократна. Речь не относится к области языкознания=>язык как предмет языкознания-социальная абстрактная сущность,характеризуемая системностью и потенциальностью.

 

25. Стилистика в понимании Ш. Балли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: