Тема. Гуморальная регуляция функций. Гипоталамо-гипофизарная система
Мотивация изучения темы: Гормональная регуляция обеспечивает поддержание на оптимальном уровне базовых функций организма, делает возможным физическое, умственное и половое развитие. Необходимый уровень гормонов поддерживается механизмом саморегуляции с участием гипоталамо-гипофизарной системы. Знание общих закономерностей гуморальной регуляции и эффектов действия гипоталамо-гипофизарной системы необходимы врачу любой специальности для оценки функционального состояния управляющих систем организма
Цели занятия:
Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности «лечебное дело» ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать » - особенности гуморальной регуляции, свойства и механизм действия гормонов, саморегуляторный принцип выделения гормонов, физиологические эффекты гормонов гипоталамо-гипофизарной системы
«Уметь»- анализировать и оценивать эффекты действия гормонов гипоталамо-гипофизарной системы в эксперименте (программа «Виртуальная физиология») и при решении ситуационных задач
«Владеть » - анатомо-физиологическим понятийным аппаратом
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
1. Строение гипоталамо-гипофизарной системы (кафедра анатомии человека)
2. Клеточный состав аденогипофиза (кафедра гистологии и эмбриологии)
3. Химические свойства гормонов (кафедра химии)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки:
1. Особенности гуморальной регуляции.
2. Функциональное значение и свойства гормонов. Классификация гормонов.
3. Механизм действия гормонов.
4. Регуляция выделения гормонов.
5. Гипоталамо-гипофизарная система. Рилизинг-факторы. Основные эндокринные оси.
6. Гормоны гипофиза и эпифиза.
7. Типы взаимодействия гормонов.
Домашнее задание:
1.Зарисовать схему саморегуляции выделения гормонов с участием гипоталамо-гипофизарной системы.
2.Составить таблицу влияния гормонов гипоталамо-гипофизарной системы на функции организма по следующей схеме:
Отделы гипоталамо-гипофизарной системы | гормоны | Место действия (органы -мишени) | Физиологический эффект |
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие биологически-активные вещества относятся к гормонам?
2. Какие гормоны относятся к группе стероидов?
3. Каков механизм действия стероидных гормонов?
4. К какой группе относятся гормоны аденогипофиза?
5. Каков механизм действия гормонов белково-пептидной природы?
6. Что является органом мишенью тиреотропного гормона?
7. Как отразится на функции гипоталамо-гипофизарной системы введение гормона периферической железы?
8. Какой эффект можно ожидать при введении АКТГ?
9. Какие гормоны относятся к гонадотропным?
10. Какой главный принцип регуляции выделения гормонов?
Этапы проведения практического занятия
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
Вводная часть занятия | |||
Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин. | |
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин | |
Основная часть занятия | 80-90% | ||
Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний | 30 мин | |
Задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе | 5 мин. | |
Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 25 мин. | |
Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин. | |
Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля | 15 мин | |
Заключительная часть занятия | 5-10% | ||
Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 3 мин. | |
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин. |
Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время
задание | объект | Программа действия | Ориентировочные основы действия |
Выявление влияния тироксина, тиротропина и пропилтиоурацила на метаболизм | Крыса (виртуальная физиология) | Определяют уровень потребленного кислорода и коэффициент обмена веществ до и после введения тироксина, тиротропина, пропилтиоурацила у здоровой крысы, у крысы с удаленной щитовидной железой и у красы с удаленным гипофизом | В выводе обосновать полученные результаты, акцентируя внимание на физиологических эффектах тиреотропного гормона гипофиза (тиротропина) и тироксина щитовидной железы |