Загадка пятая, пока последняя




Загадка первая

Посмотрев на цветовыбор приветливо улыбающтся мне больной в больших очках, я спрашиваю:

Вы были в гневе недавно?

— Была, ~ говорит она и снимает очки, показывая синяк под глазом. — Это случилось вчера.

— Нет, — утверждаю я. — Сутки еще не прошли. Сейчас 4 часа дня. Когда произошла ситуация, вызвавшая гнев?

Оказывается, что муж («автор» синяка) был вчера в 6 часов вечера у пациентки в больнице, и они поспорили.

— Видите, сутки еще не прошли!

Я всегда радуюсь могуществу цветовой диагностики. Ответ: Она предпочла синий, черный и красный цвета.

Загадка вторая

Я вхожу в палату и вижу нового пациента. Тот проводит цве­товыбор, а я спрашиваю:

Вы имеете отношение к искусству?

Имею, — заявляет он важно.

— Вы руководитель?

— Я дирижер, — с благородным достоинством сообщает он. Отвещ; Его цветовыбор: фиолетовый, зеленый, красный.

Загадка третья

В палате лежит пациент. Он — врач, хирург-онколог. Изучив его цветовыбор, я спрашиваю:

 

— Вы играете на гитаре?

Трудно описать ошеломление мужчины.

— Вы меня поразили. Дело в том, что я всю жизнь играю на гитаре. Сумел даже «переложить» Лунную сонату Л. ван Бетховена для исполнения на ней.

Ответ: Фиолетовый цвет он выбрал первым.

Загадка четвертая

Выбор цвета сделан...

Не произошло ли в эти два дня то, что резко повлияло на Вашу жизнь? спрашиваю я пациента.

— Да, я сегодня принял решение, уйти из большого спорта из-за болезни, говорит он с большим удивлением.

Ответ: Он выбрал красный и коричневый.

Загадка пятая, пока последняя

В зале находится 30 человек. Я показываю пару цветов и спра­шиваю, кому она приятна.

Из зала поднимается одна рука. Это был начальник. Его-то я и искал, предлагая именно эти два цвета.

Ответ: Я показал зеленый и красный цвета.

У меня редкая для нашей страны профессия — музыкотера-певт. Я убедился, что создатели великих мелодий — это могучие целители, которые способны помочь человеку не хуже любого прославленного экстрасенса. С особым упоением последние 10 лет я занимаюсь музыкотерапией, проводя тысячи сеансов для взрос­лых и детей. Музыка — по словам Л. ван Бетховена, высекающая огонь из человеческой души — помогала мне снять трагические состояния, стрессы, установки на самоубийство, отчаяние. Мне удавалось добиваться перелома в течении ряда заболеваний, «сни­мать» речевые нарушения и отклонения в поведении, устранять неврологические симптомы.

Я практикую не только как врач, но и как музыкант, способ­ный исполнить для пациента на рояле желанную музыку, вплоть до скрипичных концертов Н. Паганини. Я увидел, как музыка ока­зывала духовное и телесное целительное действие.

Постепенно во мне росла уверенность, что существует связь между предпочтением определенного цвета и восприятием музыки. Причем это не связано с наличием музыкального слуха. Если чело­век предпочитает определенный цвет, то соответствующий аккорд

ему приятнее других. Мелодии в тональности этого аккорда особенно отрадны для данного человека и мощно воздействуют на него.

Каждый человек, и ты, благородный читатель, интуитивно по­добен Скрябину и связывает предпочитаемый цвет с определенным аккордом. Многие, подобно Чюрленису, слушая желанную музыку с закрытыми глазами видят яркие образы.

Моя цель — чтобы читатель узнал о возможностях цве-тологии.

Мне хотелось, чтобы психологу помогли образы шедевров искус­ства. Пусть афоризмы, картины, мелодии и сюжеты жизни творцов искусства станут резервом психотерапии искусством.

После всех этих удивительных примеров — вперед за мной, дорогой читатель, в поразительную страну цветовых аккордов, контуры которой обозначились в Индии, в опытах Гете и в кни­гах Макса Люшера, на встречу с наукой будущего XXI и XXII веков — цветологией!

Рядом находится другая духовная страна - назовем ее ноосфе­ра, — там живут замыслы и образы искусства.

Там над горами Скрябина светится небо Чюрлениса, грозовые перевалы Бетховена гремят над соборами Баха. Там, по словам Пау­стовского, можно смеяться вместе с Пушкиным, пожать сухощавую руку Диккенса и найти в ручье голубые цветы Офелии.

Читатель ознакомится с шедеврами искусства, способными оказать помощь страдающему человеку.

Вперед, благородный читатель!

Цветология - наука о цвете

Все живое возникло и растет под солнцем. Все мы — дети Солнца и частицы солнечной энергии. Из 4 цветов, 4 видов энергии соткан солнечный луч. Цвета солнца — желтый и красный.

Зеленый цвет связан с растениями. Свет попадает на листья травы, кустарников и деревьев, превращая солнечную энергию в кислород, благодаря которому мы существуем. Наша планета со своей атмосферой — голубая. Об этом писал М. Ю. Лермонтов: «Спит земля в сиянье голубом». Спустя десятки лет это увидели космонавты. Образы, связанные с цветом, пронизывают всю циви­лизацию и культуру. Можно залюбоваться мозаикой цвета.

10

Индия. Философия Индии связала цвета с энергетическими центрами — чакрами человека, которые располагаются от его основа­ния тела до макушки. С каждой из них связан определенный цвет. Окраска чакр меняется от яркого красного в основании тела — до фиолетового, подобно радуге. Объективно существование чакр не доказано, но их положение полностью соответствует расположению желез внутренней секреции.

Расшифровка целителями Индии эмоционального наполнения цветовой гаммы крайне похожа на образы европейской цветологии, что не удивительно, если вспомнить о происхождении индоевро­пейской группы народов.

Китай. Мудрость Китая связала все явления мира с 5 элемента­ми. Символами этих 5 элементов стали явления природы — дерево, огонь, земля, воздух (металл), вода.

С основными элементами сочетаются также цвета, эмоции и внутренние органы человека.

Индия говорила об энергетических программах цвета, а «геро­ями» цветовой символики Китая стали внутренние органы. Китай полагал основой заболеваний чрезмерность, нарушение гармонии. Китайская медицина дала психосоматический ключ, указывая нам, какие органы могут пострадать при чрезмерности проявления оп­ределенных эмоций.

Китай связывает с элементом «дерево» зеленый цвет, гнев и один из внутренних органов — печень. Огонь соответствует красному цвету, радости и сердцу. Образ земли связывается с желтым цветом, размышлением и желудком. Элемент «металл» («воздух») ассоциируется с белым цветом и печалью. Последний элемент «вода» связывается с черным цветом, эмоцией страха и почками.

Мудрость Китая говорит нам, что гнев поразит печень, чрезмер­ные волнения — сердце, постоянные и напряженные размышления опасны желудку, печаль поражает легкие, а страх — почки.

Европа. Европейская цивилизация 4 цвета связала с четырьмя темпераментами — типами существования человека. Их создала греческая цивилизации. .Впервые «темп жизни» был осмыслен великим врачом Гиппократом, который увидел смысл в изучении интенсивности жизни, определяющей тип отношения с миром и самовосприятия.

11

Возникла идея, что красный цвет связан с образом огня, тем­пераментом холерика и гневом. Желтый цвет пронизан воздухом и сочетается с характером сангвиника, радостью. Зеленый цвет сим­волизируется образом дерева и земли, темпераментом флегматика с отличительной особенностью — размышлять. Синий цвет тради­ция Европы связала с образом воды, темпераментом меланхолика, печалью и страхом.

Цветовое восприятие Индии и Европы оказывается во мно­гом сходным, ведь индоевропейская группа народов имеет много общих корней.

Красный цвет в истории и культуре человечества ассоци­ируется с кровью и огнем. Во многих культурах мира красный цвет символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни; с другой стороны, он связывается с агрессивностью и эротическими желаниями.

Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и прекрасное. Красному цвету приписывали целительные свойства. В России кроватку больного ребенка окружали красной материей. У многих народов красный цвет символизировал юг, пламя и жару. Символическое значение красного цвета переноси­лось на растения с красными цветами или плодами, особенно на розу, гвоздику, рябину и калину. «Красная» в славянском фольк­лоре — это знак красоты.

Красный цвет становится символом власти и величия.

На знаменах он символизирует борьбу за независимость.

У многих племен Африки, Америки и Австралии воины раскра­шивали тело и лицо в красный цвет. В Византии только императри­ца имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. Повстанцы Китая называли себя «красные воины». Вождя английских крестьян Уота Тайлера величали Красный Всадник.

Вспомним войну Алой и Белой Розы в Англии. Красный — цвет знамен революционной России.

Завершим описание энергичного красного цвета стихотворени­ем Омара Хайама:

Метнул рассвет на кровли сноп огня И кинул в кубок шар владыки дня.

Пригубь вино! Звучит в лучах рассвета Призыв любви, Вселенную пьяня.

Желтый цвет производит теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает из себя цвет и почти осяза­емо приближается к зрителю.

С другой стороны, желтый цвет беспокоит, возбуждает вообра­жение и в итоге может действовать подавляюще на психику. Как отмечал Гете в своих исследованиях цвета, незначительные примеси в желтом цвете вызывают отвращение и неудовольствие.

Желтый цвет — это цвет золота, который с древности воспри­нимался как застывший солнечный свет. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев, но также — и цвет болезни.

Желтый цвет стал символом буддизма. В Европе желтый или черно-желтый цвет часто был знаком карантина при чуме. В России желтый считается цветом измены. На Тибете — «желтым глазом» называли ревность.

Устойчивыми стали выражения: «желтая пресса» и «желтый дом».

Все-таки чаще всего желтый цвет — это образ радости и надеж­ды. Завершим впечатление от радостно солнечного цвета стихотво­рением Хайама:

Все радости желанные — срывай, Пошире кубок счастью подставляй, Твоих лишений Небо не оценит, Так лейтесь, вина, песни через крап.

Синий, цвет — это море и небо. Он сочетает в себе возбужде­ние и покой, вызывает ощущение холода и напоминает о тени.

Вспомним слова: «Посинел от холода».

Синие очки носят слепые. Синяя поверхность кажется удаля­ющейся от человека и увлекает взгляд в глубину.

Гете называл синий цвет «чарующее ничто». У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность.

В христианской культуре он связывался с вечной истиной, для романтиков синий — цвет мечты и тоски по идеалу. Например — голубой цветок романтиков.

Синий может символизировать доброту, верность. В геральдике он обозначает целомудрие, честность.

13

Выражение «голубая кровь» говорит о благородном происхож­дении. Синий цвет близок к черному и получает сходные символи­ческие значения, он считался траурным в древнем Египте, у ряда народов Южной Америки.

Французы называют ужас синим страхом (вспомним сказку о Синей бороде). «Синим чулком» насмешливо именуют определен­ный тип людей.

Синий цвет связан с образами доброты и мягкости, блаженно­го покоя и созерцания. Стихотворение Хайама передаст этот круг эмоций и образов:

К устам кувшина жадно я приник, Я долгой жизни в нем искал родник, Уста кувшина мне шепнули тайно — Я был как ты, побудь со мною миг.

Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он сим­волизировал юность, надежду, незрелость. Зеленый цвет предель­но материален и действует успокаивающе. Иногда зеленый цвет становится символом жизни, но может производить и угнетающее впечатление. Не случайно тоску называют зеленой; считали, что человек от гнева зеленеет. В то же время зеленый цвет — цвет рас­тительной жизни, весеннего обновления, юности, плодородия.

Отрицательные образы зеленого цвета — зеленый змей, тоска зеленая, зелье. В Древнем Египте это цвет бога Осириса, конфуцианская традиция Китая связала зеленый цвет со свой­ством гуманности.

В Индии есть храм изумрудного Будды. Ислам считает зеле­ный цвет святым, это цвет оазиса в пустыне, а райские сады зелены. Ирландию называют изумрудным островом. Одежды Робин Гуда, любимого героя английского народа, всегда были зелеными.

Философ Шненглер называл европейскую цивилизацию фаус­товской и связывал с зеленым цветом.

Зеленый цвет — любимый цвет Шекспира и Мольера. Люди леса — зеленые, так называли себя лесные братья и те, кто укрывался в лесах. Люди, желающие спасти природу, называют себя Зелеными.

Постараемся мудрость, связанную с образом зеленого цвета, выразить стихотворением Хайама:

14

Светоч мысли, сосуд понимания — мы, Средоточие высшего разума мы, Изреченье на этом божественном перстне, На бесценном кольце мироздания мы.

Таким образом, каждый цвет связан с определенным кругом ассоциаций, образов. Их можно назвать программами. У каждой программы есть положительные и отрицательные стороны.

Мозаика цветологии

Знания о психологическом значении цвета и влиянии его на человека обширны, в этом море сведений блистают имена знамени­тых ученых, художников, поэтов: И. Ньютона и Гете, Кандинского и Клее, Р. Штайнера и Шпенглера. Интерес к этой проблеме (на­зовем ее словом <<цветология>>) не угасает.

Существуют обобщающие работы о цвете (Серов).

Для ориентации в проблеме психологического и физиологичес­кого влияния цвета на человека мы будем использовать наиболее яркие знания о цвете.

Громадную роль в науке о цвете сыграл великий ученый Иса­ак Ньютон, который поставил на пути солнечного луча призму и обнаружил, что тот распался на знакомую всем радугу. Четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) И. Ньютон воспринял как части солнечного света.

Гениальный ученый и писатель Гете разделил цвета на теплые (красный и желтый) и холодные (зеленый, синий и фиолетовый). Он понял, как цвета дополняют друг друга, что создает в искусстве ощущение гармонии.

Эффекты живописи основаны на законах цвета. Знание этих законов помогает понять существующую связь между цветовым спек­тром и психологическими явлениями. Первый закон гласит о том, что существуют три основных цвета - красный, желтый и синий. Второй закон рассматривает состав цвета. Так, сочетание красного и желтого создает оранжевый, который является зоной перехода от красной части спектра к желтой. Желтый и синий цвета создают зеленый — зону для перехода от желтого участка спектра к синему. Сочетание красного и синего создает фиолетовый цвет. Третий закон гласит о гармоничном слиянии трех главных цветов — красного,

15

желтого и синего. Четвертый закон объясняет эффект дополнитель­ных цветов, который впервые открыл Гете. Он обнаружил, что если мы созерцаем предмет красного цвета и потом закрываем глаза, то в воображении появляется предмет зеленого цвета.

Гармонично слияние трех основных цветов (красный, желтый и синий). Каждый основной цвет имеет свой дополнительный (состав­ной) цвет. Красный цвет дополняется зеленым. Поскольку зеленый цвет — это сочетание желтого и синего, то такое дополнение создает сумму трех основных цветов — красный, желтый и синий.

Дополняют друг друга оранжевый и синий цвета. Вспомним, что оранжевый цвет — это составной цвет из красного и желтого. В сочетании с синим он создает опять сумму трех основных цветов.

Фиолетовый цвет дополняет желтый. Напомним, что фиоле­товый является сочетанием красного и синего цвета. Дополнение к фиолетовому цвету желтого опять создает трехцветность из ос­новных цветов.

фиолетовый

Красный

Синий

оранжевый

Желтый

зеленый

Мы видим изменение цветов по радуге, расположив их по кругу.

Выделены основные цвета. Составные цвета находятся в месте перехода от одного основного цвета к другому. Дополнительные цвета расположены напротив. Заметим, что основной цвет всегда дополняется составным из двух остальных цветов.

Изучения цвета проводились на физиологическом уровне.

Интересные факты получены в исследованиях английских физи­ологов о влиянии цвета на организм. В одном из проведенных ими экспериментов люди с закрытыми глазами находились раздетыми в помещении с. разной окраской стен.

Было установлено, что красный и желтый цвета ускоряли частоту сердечных сокращений. Синий цвет замедлял частоту сердечных сокращений, а зеленый не оказывал подобного воздействия. Синий цвет вызывал у испытуемых состояние релаксации. Опыт обнаружил различия во влиянии теплых и холодных цветов.

Ч.етыре постулата клинической цветологии АЛ. Аюоиераи J'. Клара

Особое место в здании знаний о психологии цвета следует при­знать за методом М. Люшера и уникальными наблюдениями Г. Клара. Была проведена диагностика сорока тысяч человек, которым предос­тавили возможность для интуитивного цветопредпочтения.

Для проведения цветовой диагностики желательно придержи­ваться основных требований:

— лучше расположить перед испытуемым цветовые образцы на белом фоне;

— расположить вперемешку светлые и темные цвета;

— надо обнаружить интуитивное предпочтение — выбрать самый отрадный для глаза цвет при сравнении всех предложенных цветов, не связывая выбор с какими-либо ассоциациями, понятиями;

— избегать спора о названии предложенных цветов. Аналогично бессмысленны дискуссии о желанности цветов и их оттенков;

— затруднения с выбором цвета могут быть связаны с пробле­мами выбора у этого человека.

Из восьми цветов человек, не задумываясь, выбирает один — наиболее желанный, затем — лучший из оставшихся, и так далее до последнего выбора.

Восемь цветов:

Яркие цвета (основные) Темные цвета (дополнительные)
1. Красный 1. Черный
2. Желтый 2. Серый
3. Зеленый 3. Коричневый
4. Синий 4. Фиолетовый

17

Постепенно мы узнаем цветовые предпочтения: от выражен­ного предпочтения до отвержения. Совершаемый цветовыбор позволяет узнать желания и проблемы человека, наличие напря­женности, состояние здоровья человека, особенности характера, модель поведения.

Ответы (значения интуитивного цветовыбора) — это энциклопе­дия эмоциональной жизни человека, и они поразительно верны.

У цветового психолога - длинный эмпирический путь. Много лет назад мне предложили совершить первый в жизни цветовы­бор, и я поразился верности его результатов. В то время у меня, как врача-инфекциониста, была возможность тестировать больных клиники, потом я переключился на всех знакомых и малознакомых людей. Каждому встреченному, если он не был кошкой или собакой, я предлагал сделать цветовыбор.

При этом я опрашивал пациентов: согласны ли они с тем, что написано про их цветовыбор? Это занимало много времени.

Больные относились к игре с цветами иронично; выходя из палаты, я часто слышал обидный смех. Однако, упорно продолжал свои наблюдения и поражался верности ответов.

Под дружный смех пациентов увеличивался мой опыт.

Я начинал запоминать, как трагически выглядит человек, по­ставивший черный и серый цвета первыми. Остро ироничным был взгляд человека, выбравшего первыми черный и зеленый цвета. По-особому смеялся пациент, поставивший первым желтый цвет.

Постепенно я познакомился со всеми вариантами цветовыбора. Запоминал тех, кто выбрал то или иное сочетание, как себя вели эти люди, что с ними происходило.

Прошли годы, и мое положение диагноста изменилось.

Ко мне приходит пациент.

— Доктор, я выписываюсь, а вы мне не предлагали выполнить цветовой тест.

Я был приятно удивлен, что в его голосе не было смеха или злой иронии. Цветные квадратики вызывали у людей не насмешку, а ин­терес.

Я разложил перед ним цвета. По результатам цветового тес­та спросил:

— Что произошло у тебя со здоровьем два дня назад (коричне­вый цвет занял 2-е место)?

— Болел желудок, настороженно ответил он.

— Что у тебя стряслось 4 дня назад (черный цвет занял 4-е

место)?

~ Дед умер 4 дня назад, — с опаской ответил он.

— Какие события произошли два месяца назад? Кто-то пытал­ся повлиять на твою волю (зеленый цвет занимал в его цветовыборе

6-е место).

Два месяца назад меня чуть не посадили, - с легкой паникой

сообщил он мне.

11рактика показывала поразительную верность отвегов цвегавыбора по методике М. Люшера и Г. Клара. Возникало представление об уникальной возможности для психолога изучать эмоциональное состояние человека. Создавалась цветовая энциклопедия человеческих эмоций.

Цветовыбор — это разговор с подсознанием человека на языке цветовых символов, значения цветовыбора — словарь к этому языку.

Всю систему знаний о значении цветопредиочтения можно свести к 4 постулатам.

/ постулат цветологии

Наше психологическое состояние влияет па восприятие основных цветов. Интуитивный выбор цвета отражает наше психологичес­кое состояние.

Предпочтение цвета соответствует определенной психологи­ческой программе, которая состоит из установок, желаний, типа самовосприятия и восприятия мира, типа поведения, желанных

образов человека.

Главный закон цветовой психологии гласит: если человек пред­почитает цвет, то он «принимает психологическую программу» этого цвета. Отрицание цвета — отрицание программы цвета.

Существуют четыре психологические программы цветового

предпочтения:

красный — энергетичность;

• желтый оптимизм;

• зеленый — воля преодоления;

• синий — удовлетворение, доброта.

Каждая психологическая программа проявляется в опреде­ленных словах людей, которые выбирают первым основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

19

Эти ключевые слова опираются на мнение 40000 человек, де­лавших свой цветовыбор.

Люди, выбирающие красный цвет (30% испытуемых), говорили: «Я энергичен», «Хочу успеха», «Стремлюсь к победе», «Предпри­нимаю усилия».

Выбирающие солнечный и радостный желтый цвет (около 12% отвечающих) говорили об «изменении жизни», «осуществлении на­дежды», «поиске новизны». В их словах звучит психологическая программа оптимизма, стремления к общению.

Предпочтение зеленого как цвета гармонии и мудрости (20% респондентов) из всех восьми предложенных выражалось в желании людей «преодолевать препятствие своей сильной волей», «настойчи­вости». Это программа воли к преодолению сопротивления, тесно связанная с интеллектом.

Люди, выбравшие нежный синий цвет (12% из 40 тысяч обследо­ванных), говорили: «Я доволен». Становится очевидным, что выбор синего цвета выражает стремление к покою, довольство. Это мало-энергетичная психологическая программа. Наслаждение, блаженство, покой, доброжелательность связаны с выбором синего цвета. Все это можно определить лозунгом: «Я принимаю». О синем цвеге существует меткое выражение Гете: «Синий цвет — чарующее ничто».

Итак, для диагностики запомним ключевые программы каж­дого цвета:

• энергия красного;

• оптимизм желтого цвета;

• волевое преодоление зеленого;

• довольство синего цвета.

Глоссарий цветопредпочтения. Глубже почувствовать психоло­гические программы выбора цветов поможет глоссарий, в котором представлены высказывания людей, выбравших определенный цвет из 8 предложенных при выполнении малого клинического теста М. Люшера.

Выбор синего цвета

Главная психологическая установка людей, которые оказали предпочтение синему цвету (1-2-е место предпочтения), выражена в их же словах: 1) тихое, мирное состояние; 2) спокойная обстанов­ка; 3) спокойная удовлетворенность, безопасность.

20

Главный мотив, стиль жизни и тип взаимоотношений с людь­ми проявляется в следующих высказываниях: 1) понимание; 2) ува­жение; 3) помощь; 4) мягкое и дружеское обращение; 5) близкие, теплые отношения; 6) спокойствие в группе людей.

Недостатки психологической программы людей, предпочитаю­щих синий цвет, тоже очевидны — чувствительность, подвержен­ность чужому влиянию.

В последние годы я стал замечать, что пришедшие ко мне пациенты, слушатели, просто знакомые (а тест Люшера я ставлю каждому, кто мне встретится) не выбирают

синий цвет.

Отрицание синего цвета - знак беспокойства, отсутствия внутренней гармонии, как реакция на наше беспокойное время.

Я провожу лекцию по музыкотерапии и предлагаю слу­шателям сделать выбор между двумя аккордами что приятней: первый аккорд связан с зеленым цветовыбором, второй — с синим.

Когда я стал искать людей, возлюбивших аккорд си ма­жор, соответствующий синему цветовыбору, поднял руку мой знакомый, музыкотерапевт, поэт, увлеченный христианством, человек добрый и спокойный. Кротко и доброжелательно смот­рел он на меня. На нем была рубашка синего цвета.

Я прошу показать выбранную картину он поднимает выбранную картину: она вся наполнена синевой.

Вы6ор зеленого цвета

Зеленый цвет на первом (втором) месте среди всех цветовых предпочтений означает следующие установки человека: 1) решитель­ная воля; 2) преодоление препятствий; 3) упорство; 4) самоутверж­дение (вплоть до честолюбия); 5) рассудительность; 6) стремление к контролю, 7) осторожность.

Стиль жизни таких людей можно охарактеризовать словами: «смысл», «порядок», «жизнестойкость».

Во взаимоотношениях с людьми будет встречаться описание их независимости, самостоятельности, гордости, самоуважения.

Среди психологических недостатков у людей с данной цвето­вой программой окажутся эгоцентризм, чувство превосходства,

своевольность, упрямство; консерватизм; стремление к власти даже по мелочам.

Если я изучаю цветовыбор человека, в работе и в жизни которого необходима структурность, воля, интеллект, кото­рый является лидером, часто обнаруживаю зеленый цвет на первом или втором месте.

Если человек занимается математикой, экономикой, пре­подает, организует, является руководителем, он обязан быть структурным, его профессия требует воли, рациональности, и чаще всего он поставит зеленый цвет первым.

Воля и ум — главные программы, думаю я про себя.

Если зеленый цвет отрицается — значит, человек пережил ситуацию, испытывая давление на волю обстоятельств жизни.

Женщина поставила зеленый цвет на последнее место. У нее — неприятности с работой.

Нет ли у Вас работы?

желтого цвета

Желтый цвет на первом и втором месте означает: 1) оптимизм; 2) воображение; 3) установку на будущее; 4) ожидание радостных изменений.

Стиль жизни людей с желтой цветовой программой отражен в словах — «ищу выход», «надеюсь на новые возможности», «хочу изменить обстановку».

В общении с людьми проявляется их интерес к окружающим, стремление устанавливать новые отношения, умение легко приспо­сабливаться к другим в самых различных ситуациях.

У человека, выбирающего первым желтый цвет, возможны недостатки. Среди них — 1) ориентация на других; 2) мечтатель­ность; 3) беспечность; 4) суетливость; 5) зависимость от внешних положительных впечатлений.

Ко мне приходит маленькая девочка со славными банти­ками и выбирает первым желтый цвет.

Ты хочешь куда-то ехать? — спрашиваю я милое дитя.

Никуда она ехать не собирается, уверенно сообща- em мама, но дочка ее перебивает.

Неправда, мама! Я смотрела фильм «Тропиканка» и мечтаю поехать в Бразилию.

22

Вы не знаете своего ребенка, подвожу я итог этого удачного предсказания.

Я пришел к пациентам и раскладываю свои цвета. Один из них, увидев чудака с цветными квадратиками, начинает трястись от хохота; он пытается сдержать­ся, чтобы не обидеть врача, но не может совладать с собой. Виновато смотрит на меня, продолжая прыс­кать от давящего его веселья.

Я все-таки узнаю его цветовыбор — первый, ко­нечно, желтый, — это весельчак подтвердил правоту цветодиагностики; и кроме того, он быстрей других поправится, как показывает мой опыт. Смеющийся и через железо пройдет, говорит мудрость желтого

цвета.

Он не является предметом моих забот, не нуж­дается в арттерапии.

Невежды судят только так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк, утешает себя осме-

Выбор красного цвета

Выбор красного цвета связан также с определенной «психо­логической программой человека», которая выражена в словах: 1) «удовольствие от действия»; 2) «активность»; 3) «энтузиазм».

Стиль жизни такого человека включает в себя 1) стремление к жизни, богатой впечатлениями; 2) устремленность к желанным целям; 3) желание быть причиной происходящих событий; 4) уста­новку на успех и победу.

Недостатки такой цветовой программы очевидны. Их можно описать в словах «хочу поступать по-своему»; «неугомонный», «им­пульсивный», «деятельность ради деятельности», «пренебрегает опасностью», «не думает о последствиях», «хороша экспансия».

Я звоню женщине-врачу. Сила воли у нее невероят­ная, ее отличает мощная, просто сатанинская энергия. Дама работала в армии с умирающими людьми, и цель ее была сделать так, чтобы они выжили. Она показывает мне фото — там много военных, у некоторых ордена и звания.

Она единственная женщина среди них. Но самое мощное и сильное лицо именно у нее. Я звоню ей и прошу выбрать лучший среди основных четырех цветов:

Конечно, красный, Владимир Михайлович, - гово­рит пациентка сразу.

Я беседую с. девушкой, которая только что поступи­ла в больницу с диагнозом «острый гепатит». Ее кожа — желтого цвета, она стала похожа на китаянку. Обычно заболевшие выбирают черный, серый или коричневый цвет. Она предпочла цвета победы — красный и зеленый. Такие цвета понравятся капитану спортивной команды.

Кто Вы такая? — спрашиваю я с уважением u удивлением. Ее ответ потряс меня, и надеюсь, потрясет

и Вас:

Я чемпион России по контактному карате.

Вы узнали главные слова, с помощью которых можно попытать­ся понять цветовые программы человека. Они нужны не только для диагностики, но и для психологической коррекции, позволяющей восстанавливать и гармонизировать одновременно существующие четыре цветовые программы нашей жизни:

• красная — энергия;

• желтая — развитие, перспектива;

• зеленая — смысл, порядок;

• синяя — наслаждение жизнью.

Цветовые портреты

Более десяти тысяч наблюдений позволили определить самые распространенные варианты психологических программ у людей, выбирающих первым один из восьми предложенных цветов. Так, «красные» часто бывают спортсменами. «Желтые» собираются куда-то ехать или хотя бы мечтают об этом, стремятся что-то поменять. «Зеленые» люди структурны и умны, смотрят спокойно и холод­новато. «Синие» — добры и ласковы. «Фиолетовые» имеют отно­шение к искусству, они излучают обаяние. «Коричневые» недавно болели, хотят покоя. «Серые» мечтают, чтобы их оставили в покое. «Черные» пережили какой-то стресс.

// постулат цветологии

Можно выделить четыре уровня эмоциональной жизни челове-кй, их определяет место выбора цвета.

1-2-е место цветовыбора позволяет анализировать спонтанные желания, которые часто скрываются от окружающих людей и вы­ражаются в словах: «Хотел бы. Желал бы».

Цвета, которые мы выбираем на третье и четвертое места, отра­жают реально существующие эмоции, желания. В этих случаях через выбор цвета человек определяет достижимые в своей жизни возмож­ности. Происходит своеобразная внутренняя классификация, резуль­татами которой ставится вывод: «Это я смогу себе позволить».

Пятое (шестое) место в цветовыборе занимают цвета, благода­ря которым цветолог будет изучать нереализованные резервные желания человека.

На этом, 3-м, уровне эмоции являются недостаточно диффе­ренцированными. Возникает образ перепутья, когда герой своих чувств размышляет: «Хочу или не хочу?»

На 7-8-м месте (4-я пара) оказываются нежеланные, отрицае­мые цвета. Их выбор означает наличие определенных психологичес­ких проблем, страхов. В этом случае мы ведем себя нерационально, просто заявляя себе: «Не хочу».

4 уровня эмоций:

Спонтанные желания — «Хотел бы»;

Реалистические желания — «Смогу себе позволить»;

Резервные желания - «Не ясно, хочу или нет»;

Отрицательные эмоции — «Не хочу».

Наша эмоциональная жизнь кипит в стенах четырехэтажного здания. Мы всегда испытываем не одну эмоцию, а целый эмоцио­нальный аккорд. Одновременно с чем-то желаемым у нас существует абсолютно отвергаемое, неприемлемое.

Эмоциональный импульс (1-й уровень эмоций) провоцирует нас на мгновенное действие, а оценка реальности (2-й уровень эмо­ций) останавливает и заставляет хорошенько все продумать. Словно для собственного самоуспокоения созданы резервные желания (3-й уровень), которые начнут принимать более отчетливые очертания в определенных жизненных ситуациях. В подвале Дома эмоций спрятаны (увы!) не сокровища, а наши психологические проблемы (4-й уровень эмоций), которые предстоит еще решать.

Как же звучат эмоциональные аккорды человека в соответ­ствии с выделенными 4 уровнями эмоций? Все очень просто и в

25

жизни часто встречается. Например, мы открыто выражаем свои положительные чувства к человеку ив то же время боимся его по­терять. Встречается целый ряд людей, у которых эмоциональный порыв сразу провоцирует поступок. Последствия такого поступка будут осознаны намного позже. Многие из нас склонны проявлять спонтанные эмоции, но обязательно до начала действий соотнесут желания (1-й уровень эмоций) с реальными возможностями (2-й уровень эмоций).

«Дом эмоций» — это подарок цветологии для тех, кто изучает психологию. Понимая специфику каждого эмоционального этажа, мы сможем избегнуть будущих неприятностей, оценить реальность своих желаний, эффективно устранить негативные факторы, созда­ющие у нас психологические проблемы.

Итак, первая цветовая пара цветовыбора будет отражать все желания человечества. Таких желаний окажется 56. Подсчет до­вольно прост.

Цвет на первом месте всегда будет рассматриваться в ряду всех остальных цветов. Комбинация красный-желтый может меняться на любую другую цветовую пару. Каждый цвет может составить пару в сочетании с каждым из 7 остальных цветов, в малом клини­ческом тесте М. Люшера 8 цветов и каждый сочетается с семью остальными. В итоге возможно 56 вариантов цветовых пар.

В цветологии первые два цвета содержат в себе самые разно­образные желания: от желания съесть целый торт до суицида.

Последний цвет, который мы выбираем, отражает наличие пси­хологических проблем. В связи с анализом месторасположения цвета первым или последним в цветологии существует интересная гипотеза: спонтанные желания человека компенсируют его проблемы — следова­тельно, эмоции первого и четвертого уровней тесно взаимосвязаны.

Знание данной особенности эмоциональной жизни человека позволит обоснованно оказывать ему необходимую психологичес­кую помощь.

Анализируя первую пару цветов, М. Люшер сформулировал интересную гипотезу: первый цвет выражает средство достижения цели, а второй цвет — саму цель.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!