Управление МКД в проектах застройки.




ТЕЗИСЫ

Выступления Русанова С.А. на пленарном заседании

Всероссийского семинара-конференции «ЖКХ будущего 2019»

(ответ руководству ЖКХ и политикам, радеющим за судьбу отрасли)

Г.

Выступить на форуме о проблемах настоящего и о будущем нашей отрасли меня побудила информация о различного рода инициативах Минстроя и Комитета ЖКХ Государственной думы с очередными изменениями в Жилищный кодекс. Они касаются порядка проведения общих собраний собственников и полномочий этих мероприятий.

 

Работая «на земле», непосредственно с проблемами и противоречиями организации управления многоквартирными домами, подобные обсуждения видятся весьма странными, и вызывают серьезную обеспокоенность профессионального сообщества: а знают ли там наверху о реальных проблемах сегодняшнего дня? Как рассуждать о будущем отрасли, фундаменты которой, закладываемые сегодня, весьма кривые.

Видимо сильно оторвались они от реалий. По выступлениям здесь вижу, что наше отраслевое министерство радеет за великое цифровое будущее наших городов, увлечено тенденциями урбанизации и фантазиями на тему умного дома. Согласен, это тоже надо. Но, а как же день сегодняшний? Что, проблемы ЖКХ, о которых сегодня не говорит только ленивый - это теперь скучная и заезженная тема? Дескать, что там сложного, кинем пару-тройку изменений закона и рассосется сама?

Утверждаю: “Так точно не рассосется, а скорее, после череды ее «косметического травмирования» законодателями, окончательно превратится в инвалида, требующего пособий”. Давайте попробуем, что называется, «смахнуть пыль с ушей» - пройдемся вновь по всем этим «скучным» проблемам управления МКД, дабы подсказать отраслевому руководству, где мы сейчас ожидаем их первостепенных полезных усилий вместо пиаровских футурологических замыслов и изображений бурной деятельности.

 

Общие собрания.

 

Ну правда, сколько можно уже «толочь воду в ступе» о проведении общих собраний собственников помещений (далее - ОСС) многоквартирных домов (далее – МКД)? Практикам ЖКХ, сталкивающимся с такими собраниями регулярно, давно очевидно, что не работает этот мертворожденный механизм в системе управления МКД. Основная причина – менталитет наших собственников жилья: в массе своей, они равнодушны к такой процедуре. Зато та их активная, весьма малочисленная часть, которая желает и стремится к участию в управлении своим домом, зачастую ведет себя излишне эмоционально, политически безграмотно, стремясь к целям, мало общего имеющим к комфортному и безопасному проживанию в доме.

Как не ужесточай процедуру проведения ОСС, все равно она остается преимущественно формальной и реально используется только теми, в интересах кого эти собрания проводятся - органы местного самоуправления, управляющие компании, лихие активисты МКД, стремящиеся к деньгам населения и иным преференциям, открывающимся при доступе к управлению МКД. За редким-редким исключением, когда неимоверными усилиями, процедуру ОСС надлежащим образом организованным собственниками помещений в доме, где действительно никто не стремится к удовлетворению своих узкокорыстных политических, управленческих или экономических амбиций, удается все-таки пройти.

Вижу постоянно, как после оценки временных, эмоционально-психологических и финансовых затрат таких собраний у многих, участвовавших в них активистов-жителей надолго, если не на всегда, пропадает желание связываться с этим.

Я ранее утверждал, и буду предлагать впредь изменить компетенцию ОСС: убрать из нее все профессионально-производственное, кроме выборов представительных общественных органов.

 

Политизация ЖКХ.

 

Важно подчеркнуть фактор политизации производственной отрасли, возникший из-за этих ОСС. Почему никому из законодателей не приходит в голову мысль о том, что этими своими выборами управляющих компаний (УК), ТСЖ/ ТСН и советов МКД они сформировали в нашей стране новый политический выборный орган, который в иерархии государственной политической системы: Президент РФ – Государственная дума – субъектные выборные органы – муниципальные выборные органы, подпирает ее снизу, став т.о. первичной выборной ячейкой всей политической системы демократии для граждан нашей страны. Но хорошо ли это, когда выборы на ОСС не увязаны законодателем в общую систему государственных выборов, т.е. «живут своей жизнью» и проводятся «как Бог на душу положит», а самое главное – нужны ли эти выборы и такая политизация производственной сферы управления МКД?

Я частенько наблюдаю, как получившие такой мандат своих избирателей УК и ТСЖ, уверенно вступают в политическую борьбу с местными, а иногда и субъектными властями, мешающими им (как возможно им кажется) осуществлять их лицензионную деятельность. Того и гляди - поведут за собой людей на баррикады против роста цен на ЖКХ, против конкурентных особенностей властей на местах. Известны примеры, проведения митингов протеста собственников помещений в Марьино и, особенно, в Басманном районе г. Москвы, в г.п. Октябрьский Люберецкого р-на, в г. Дзержинский и Одинцово Московской области при попытках смены управления в МКД на лояльную властям УК.

А зачем эта эмоциональная возня в социально важной для человека, наряду со здравоохранением и образованием отрасли - ЖКХ? Рассказать вам, как возникающая из-за этого смута в домах не позволяет осуществлять сбор платежей населения за предоставляемые услуги, о том, как качество самих услуг УК (далее – ЖКУ) из-за этого сильно страдает, как когда-то дружные и мирные соседи вдруг превращаются в непримиримых врагов, со всеми вытекающими последствиями для них и членов их семей? Поезжайте в Басманный район Москвы, в г. Одинцово МО и вы все это увидите там! Можно эти картинки найти и в сетях интернета, но тут есть опасность попасть на пиаровские искривления информационных войн, которые сейчас в ЖКХ – новая опасная реальность!

 

Информационные войны.

 

Пиар, как известно, является основой любой политики. Вся политическая жизнь вокруг допуска к управлению МКД выплескивается в СМИ, на поля интернета, нанося тяжелый имиджевый ущерб ее участникам. Мало кто знает, что в этой сфере уже давно идут целенаправленные, четко организованные заказные информационные войны, где слабость законодательства позволяет ее участникам пускать в ход самые низкопробные, оскорбительно-клеветнические, запугивающие и шельмующие средства. Где-то даже слышал устойчивый термин, характеризующий информационно-клеветнические и постановочно-заявительные мероприятия – «зерновщина / зерновщинка», по имени известно блогера-клеветника из г.п. Октябрьский Люберецкого района МО Зернова О.И., принимающего платные заказы на шельмование в сетях и «жалобы по всем инстанциям» на неугодные коммерческие предприятия, особенно ЖКХ. Зерновщинкой не брезгуют и местные власти, стремящиеся избавиться от неугодных управляющих компаний, как некогда в том же г. Дзержинском МО, в пос. Андреевка Солнечногорского района, г.п. Октябрьский Люберецкого район МО, да и по всей стране повсеместно!

Хочется спросить законодателей: «Вам важно было отвлечь избирателей от других государственных проблем, вовлекая их в политическую возню в ЖКХ, или зачем всё это?» А может лучше было оставить производство жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) населению, в покое от политики? Это просто - достаточно отказаться от ОСС, как основы управления в МКД. Возможно, им останется при этом единственная компетенция – выборы представительного общественного органа контроля и заказа. Сформировать из них некий Комитет общественного самоуправления МКД, по образу и принципам муниципальных Советов депутатов, передав остальные компетенции (определение УК, утверждение ставки содержания ОИ, перечня основных работ по ней и др. профессиональные вещи) государству, как это определено в нашей стране для остальных форм собственности граждан, кроме помещений МКД.

 

Управление МКД в проектах застройки.

 

Зная, что проект застройки МКД должен предусматривать вопросы управления домом, я тем не менее, хотел бы обратить внимание на проектирование и строительство МКД в будущем таким образом, чтобы управление этим домом или комплексом застройки из нескольких домов, было приемлемо для управляющей компании (в качестве единого лота) для будущего конкурса ОМСУ на право управления новостройкой. Такой конкурс, с изменением требований на реальные, но не те, над которыми «куры смеются» и позволяющие при завышении стоимости работ претендентом доходить до космических сумм, должен в будущем стать основой выбора УК вместо ОСС. Ведь зачастую вместо реальных выборов УК происходит обычная политическая профанация, сталкивающая лбами соседей, и последующая покупка в Жилинспекции решения о внесении изменений в Реестр лицензий!

При этом, проектом застройки важно учесть, что МКД одного куста ЦТП или ГРП, или др. распределителя коммунальной услуги должны в будущем составлять один лот для управления УК, дабы не получалось, как сейчас: на одном ЦТП группа домов в одной УК, а далее по сетям этой же ЦТП – в другой. Или еще хуже: два дома на общей платформе инженерных коммуникаций, где часть общих коммуникаций в одном доме, а часть в другом, но этими домами управляют разные УК, жестко конфликтующие между собой (пример из Зеленограда – МКД 2305А и 2305Б района Крюково). И таких примеров масса, когда жители домов становятся заложниками конкуренции управляющих компаний из-за несовершенства закона.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: