Развитие двигательных качеств у пловцов






 


круга относительно простых пока­зателей.

Вполне очевидно, что если опре­деленная работа связана с величи­ной МПК или кислородного долга, то работоспособность пловцов в решающей мере зависит от их аэ­робных или анаэробных возмож­ностей. Ниже приводятся наиболее простые и доступные для широкого использования тесты, позволяющие оценить анаэробные и аэробные возможности пловцов.

При оценке алактатных ана­
эробных возможностей
наилуч­
шими являются тесты, основанные
на выполнении специфической ра­
боты с максимально доступной ин­
тенсивностью в течение 30 —45 с.
Это могут быть результаты в плава­
нии на отрезке 75 м и в плавании
на привязи в течение 30 —45 с. В
первом случае определяется пока­
затель отношения средней скорос­
ти прохождения отрезка к уровню
абсолютной скорости, во втором —
показатель отношения силы тяги в
конце работы к значению, получен­
ному в ее начале (чем ближе отно­
шение к 1, тем выше алактатные
анаэробные возможности). Иссле­
дования показывают, что эти тесты
достаточно информативны и на­
дежны. *

Для оценки лактатных ана­эробных возможностей целесооб­разно применять тесты, основанные на интервальном режиме работы: 4 — 6x50 м с максимально доступной скоростью и паузами 10—15 с. Оценка результатов производится таким же образом, как и в предыду­щей группе тестов. Результаты тес­тов тесно связаны с величинами об­щего и лактатного кислородного долга и достаточно надежны.

Косвенная оценка аэробных воз­можностей может быть осущес­твлена по расстоянию, которое пре­одолевает спортсмен за 10—12 мин. Однако по техническим причинам не всегда легко точно установить расстояние, которое преодолевает пловец за указанное время. Поэто­му более популярны тесты, осно-


ванные на проплывании с макси­мально доступной скоростью стро­го нормированных дистанций -800, 1000 или 1200 м. Показатели выносливости в указанных тестах тесно связаны с величинами МПК. Например, работоспособность по данным теста, рекомендуемого для оценки аэробных возможностей пловцов (проплывание дистанции 1000 м с максимально доступной скоростью), тесно связана с уров­нем МПК (мл-кг-1; г — 0,82) и уров­нем максимальной вентиляции лег­ких (л-мин-1; г = 0,78).

Экономичность работы наилуч­шим образом может быть оценена по уровню энерготрат при выпол­нении стандартной работы. У плов­цов высокой квалификации эконо­мичность работы успешно может быть оценена по описанным выше тестам, применяемым для оценки специальной выносливости, при условии, что скорость прохожде­ния отрезков будет строго стандар­тизирована (например, 90 % макси­мальной скорости, доступной при прохождении отрезка теста). В ка­честве показателя экономичности работы наиболее целесообразно использовать величины энер­готрат, что, однако, связано с опре­деленными трудностями. Поэтому в спортивной практике эконо­мичность работы лучше оценивать по косвенным показателям — об­щему кислородному долгу или ко­личеству лактата в крови после прохождения отрезков. Например, двум пловцам, имеющим одина­ковый результат на дистанции 400 м, было предложено выполнить программу теста: 3 х 200 м с пауза­ми 1 мин и скоростью 90 % макси­мально доступной. После проплы-вания отрезков у одного из плов­цов был зарегистрирован кисло­родный долг в объеме 9 л (129 мл-кг-1), а у другого — 5,6 л (80 мл-кг-1) при одинаковой рабо­тоспособности. Результаты теста позволяют дать более высокую оценку экономичности работы вто­рого пловца: тот же результат он



ГЛАВА 22


Развитие выносливости


 


показал при значительно меньшей активизации неэкономичных ана­эробных процессов, меньшем пси­хическом напряжении.

Экономичность работы может быть косвенно оценена и по ЧСС в процессе работы. Например, при прочих равных условиях меньшая средняя ЧСС в процессе проплыва-ния длинных дистанций свидетель­ствует о большей экономичности работы пловца.

Тесно связана с экономич­ностью работы способность плов­цов использовать потенциал важ­нейших функциональных систем в процессе соревновательной дея­тельности. Чем больше у спортсме­на доля экономичного аэробного пути в общем объеме энергообес­печения работы, тем в более выгод­ных условиях он находится в про­цессе соревнований. В этом плане интерес представляет регистрация двух показателей. Первый из них — количество кислорода, потребляемо­го в процессе соревновательной де­ятельности (мл-кг-'-мин"1), — опре­деляет экономичность выполняемой работы, свидетельствуя об участии аэробных процессов в обеспечении работы. Второй показатель — отно­шение величины потребления кис­лорода при прохождении соревно­вательной дистанции к уровню МПК. Чем выше этот показатель, тем эффективнее используются спортсменом в соревновательной деятельности имеющиеся аэробные возможности.

Оба показателя, несмотря на ряд общих черт, не являются синонима­ми: коэффициент корреляции меж­ду ними для различных видов спор­та колеблется в пределах 0,45 — 0,65, что говорит об относительной их не­зависимости. Допустим, два пловца высокого класса при проплывании дистанции 1000 м потребляют по 50 мл-кг^'-мин-1 кислорода. Однако один из них непосредственно после работы в состоянии потребить 83 мл-кг-' кислорода в 1 мин, а дру­гой — 65. Показатель эффективнос­ти дыхания у первого спортсмена


относительно низок (50:83 — 0,60), у второго — высок (50:65 = 0,77).

Предложить для оценки про­дуктивности дыхания простые и доступные для широкого практи­ческого применения тесты весьма затруднительно. Можно только ре­комендовать заменить величины потребления кислорода величинами легочной вентиляции. Это намного упростит обследование пловцов и незначительно скажется на точнос­ти результата, так как известна тес­ная связь между МПК и максималь­ной вентиляцией легких (МВЛ).

В табл. 22.13 приведены основ­ные показатели, при помощи кото­рых можно всесторонне оценить возможности системы энергообес­печения мышечной работы. Харак­терным для представленных пока­зателей является то, что они отра­жают способности, в значительной мере определяющие уровень вы­носливости при проплывании дис­танций различной протяженности, а также то, что для совершенство­вания указанных способностей имеется достаточное количество обоснованных и эффективных средств и методов.

Важным моментом в системе контроля выносливости пловцов по данным различных специальных тестов является соответствие зада­чам тестирования на различных этапах макроцикла.

Например, характеристика вы­носливости пловцов, специализиру­ющихся на дистанции 200 м, на I этапе подготовительного периода осуществляется преимущественно при помощи тестов аэробного ха­рактера, на II этапе — при помощи тестов смешанного аэробно-ана­эробного и анаэробного гликолити­ческого характера, в соревнова­тельном периоде — преимущес­твенно при помощи тестов анаэроб­ного гликолитического характера (табл. 22.14). При оценке результа­тов теста наряду со скоростью пла­вания регистрируются показатели ЧСС во время и сразу после рабо­ты, содержания лактата в крови,





Читайте также:
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.01 с.