Сравнение моделей развития




Модель развития Характер изменений в процессе развития Причины развития Законы развития человека Законы развития животного
Эволюционная        
Детерминистская        
Адаптационная        
Диалектическая        

 

4.Разбейте на группы (классы) известные вам подходы (теории) к пониманию психического развития человека.

Объясните принцип вашей классификации. Каковы критерии различения подходов к психическому развитию человека?

Ответьте на вопросы с точки зрения вашей классификации:

· В тех группах теорий, которые вы выделили, признается ли специфичность закономерностей развития человека (отличны ли законы развития человека от законов развития животного, или это есть один и тот процесс?)

· Как можно назвать теории, которые не разграничивают развитие человека и животных?

· Признается ли активность самого человека как причина развития?

· К чему приводит игнорирование этого фактора; какие факторы детерминируют развитие; как называются теории в этом случае?

 

5.Сравните теории психического развития по следующим параметрам: движущие силы, условия, закономерности развития. Результаты оформите в таблице:

 

Название теории, автор Основные закономерности развития Движущие силы, механизмы развития Условия развития
Теория психосексуального развития      
Теория развития интеллекта      
Эпигенетическая теория развития личности      
Бихевиоризм      
Культурно-исторический подход      
Теория социального научения      

 

Литература.

1. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000.

3. Психология развития. Учебное пособие для студентов / Под ред. Е.Н.Богданова. – М.: Высшая школа психологии, 20011.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

6. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Ред.-сост. Д.Б.Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

 


 

Тема 2. Психоаналитические теории детского развития.

 

Вопросы для обсуждения.

 

1.Теория З.Фрейда.

· Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе;

· Социализация личности.

2.Эпигенетическая теория Э.Эриксона.

· Периодизация полного жизненного пути развития личности;

· Закон биполярности в развитии;

· Проблема ритуализаций в поведении человека.

 

Задания для самостоятельной работы.

 

1.Опишите особенности личностной структуры на каждой стадии развития (в теории З.Фрейда). Соотнесите структуру личности с этапом психосексуального развития, заполнив таблицу:

 

Стадия развития Сформированные личностные структуры Природа структуры (наследственно зафиксировано или формируется) Содержание личностной структуры
       

 

2.Охарактеризуйте наиболее значимые (в теории З.Фрейда) защитные механизмы личности. Приведите примеры действия каждого из них.

 

3.Изучите динамические особенности Вашего самосознания (или образа Я). Для этого Вам нужно дать себе характеристику с помощью слов, обозначающих качества личности следующим образом:

· сначала выбрать слова, характеризующие вас в данный момент, ваше настоящее Я;

· затем из этого же списка выбрать качества, характеризующие вас с точки зрения вашего представления о будущем: каким я поставил себе целью стать;

· из того же списка выбрать слова, в которых раскрывается ваше знание о том, каким вы должны быть с точки зрения моральных норм и образцов;

· слова, характеризующие возможное Я, — каким, вам кажется, вы становитесь;

· и наконец, каким вы стремитесь казаться другим.

Каждый ряд составляется по такому принципу: первым ставится слово, которое обозначает качество, присущее вам в меньшей степени, затем ставится слово, обоз­начающее качество, выраженное в несколько большей степени, и т. п. Последнее место в ряду должно занимать слово, обозначающее качество, выраженное в наиболь­шей степени. Так составляются все ряды. Сопоставив их между собой, вы получите представление об особенностях своего самосознания.

Список слов:

впечатлительность, гордость, грубость, завистливость, мстительность, обидчивость, осторожность, отзывчивость, привязанность, равнодушие, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, сентиментальность, страстность, трусость, упорство.

Сделайте выводы об особенностях вашего самосознания.

 

4.Сравните теорию развития личности Э.Эриксона с теорией З.Фрейда. Какие принципиальные различия Вы можете выделить в трактовке законов личностного развития?

5.Дайте понятие ритуализации. Приведите примеры ритуализаций, охарактеризуйте их роль в процессе социализации личности.

 

Литература.

1. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000.

3. Психология развития. Учебное пособие для студентов / Под ред. Е.Н.Богданова. – М.: Высшая школа психологии, 20011.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

6. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Ред.-сост. Д.Б.Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: