Итоговый контроль знаний




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Инновационный менеджмент »

для специальности 060105 – Стоматология (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3

ТЕМА:« Инструменты генерирования инноваций »

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № 2 от «20» октября 2012 г.

 

Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор________Россиев Д.А.

 

Составители:

доцент ________________Мягкова Е.Г.

д.м.н., профессор_______Россиев Д.А.

ст. преп. _______________Кичигина Е.И.

ст. преп. _______________Ратова М.Р.

 

 

Красноярск

Практическое занятие №3

1. Тема: Инструменты генерирования инноваций. Проведение учебного мозгового штурма («брейнсторминг»)

2. Значение изучения темы:

· Учебное – владение знаниями в области организации и управления инновационной деятельностью необходимы для анализа и синтеза новых идей и инновационных методов при принятии решений в будущей профессиональной деятельности.

· Профессиональное – выработка умений и навыковв проведении мозгового штурма для важны в практической деятельности будущего специалиста

· Личностное – развитие творческого мышления

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

  • об «инструментах» генерирования инноваций
  • правила проведения мозгового штурма

 

4. План изучения темы:

4.1 Самостоятельная работа:

Инструктаж:

· По правилам проведения мозгового штурма

Исходный контроль знаний (устный опрос)

Входящий контроль базовых знаний (устный опрос).

4.3 Самостоятельная работа по теме:

· Проведение мозгового штурма

· Обсуждение полученных результатов.

· Подведение итогов

Итоговый контроль знаний

Устный опрос и оценка по результатам мозгового штурма

5. Основные понятия и положения темы:

Порождение ценных идей – процесс творческий и совершенно непредсказуемый. В ожидании музы можно бесполезно провести очень много времени. Однако активные люди не привыкли "ждать милостей от природы", они учатся управлять своим вдохновением, тем более, что потребность в хороших идеях сейчас как никогда велика, так же велико требование к оперативности их генерации(время - деньги!).

МОЗГОВОЙ ШТУРМ - это:

• новаторский метод решения проблем;

• максимум идей за короткий отрезок времени;

• расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);

• отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);

• это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

НЕМНОГО ИСТОРИИ, ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ

Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны – в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс – он был капитаном одного из этих кораблей – живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! – а вдруг чья-то "дикая" идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса – мимо пройдет...

Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, "мощнымдувом" торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован – но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться... Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу "Управляемое воображение". С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА

КАТЕГОРИИ УЧАСТНИКОВ

• Жестких ограничений нет, но лучше включать в группу работников с относительно небольшим опытом работы - они еще не имеют выработанных стереотипов.

• При решении специфических задач необходимо приглашать специалистов (но они будут приглашенными, а не участниками).

• Рекомендуется формировать смешанные группы (из мужчин и женщин). Как правило, наличие представителей разного пола оживляет атмосферу работы.

• При проведении мозгового штурма желательно, чтобы количество активных и умеренных членов группы было примерно поровну.

• Необходимо, чтобы разница в возрасте, служебном положении между членами группы была минимальной. Присутствие начальства также сдерживает и ограничивает ход протекания мозгового штурма.

• Не рекомендуется приглашать на проведение мозгового штурма скептически настроенного руководителя, даже при условии его участия в роли наблюдателя.

• Целесообразно время от времени вводить в группу новых людей, новые люди вносят новые взгляды, идеи, стимулирующие мышление.

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное число - 7.

• Не рекомендуется разбивать участников группы на более мелкие (2 и более).

• Количество людей в группе также зависит от количества в ней активных и умеренных членов. Если больше активных, то количество людей в группе должно быть меньше, больше умеренных - наоборот.

ОБСТАНОВКА, МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Для проведения мозгового штурма целесообразно использовать аудиторию или отдельную комнату, вдали от постороннего шума. На стене рекомендуется повесить плакат с основными правилами проведения мозгового штурма.

• Желательно иметь магнитофон: человек может не успеть вникнуть в идею и упустить ее.

• Желательно иметь доску, которую участники могут использовать для отображения своих идей. Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа небольшая (5 - 6 человек) — наиболее удобен круглый стол.

• Не забывайте, что юмор во время собрания необходим. Это способствует созданию непринужденной обстановки и творческой атмосферы.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ВРЕМЯ

Как правило, продолжительность проведения мозгового штурма колеблется в пределах 40 - 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.

• При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения - 10-15 минут.

Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма - утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Основные функции руководителя заключаются в информировании всех участников о правилах мозгового штурма, в контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.

• Важно, чтобы руководитель сам участвовал в генерировании идей. Он одновременно должен выполнять роль стимулятора или катализатора в случае замедления темпа генерирования идей. Хороший руководитель, как правило, должен заранее иметь список возможных решений проблемы.

• Роль руководителя заключается также в подборе участников мозгового штурма.

• Эффективный руководитель постоянно подбрасывает «дикие» и безрассудные идеи и предложения, чтобы продемонстрировать, что они поощряются.

• Иногда бывает, что группе участников трудно избавиться от традиционных подходов, стереотипов в решении проблемы. В этом случае рекомендуем использовать маленькую хитрость: руководитель останавливает ход мозгового штурма и вводит ограничения: в течение 2 - 3 минут предлагать только непрактичные, самые необычные идеи.

• Часто бывает, что участники продолжают генерировать интересные идеи и после проведения собрания. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.

ОЦЕНКА ИДЕЙ

Для оценки идей необходимо выбрать критерии. Критериями оценки могут быть актуальность, практическая реализация, решаемость собственными силами, новизна и т. д.

• Оценка идей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же группой участников, то, как правило, она производится через несколько дней.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА

Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма. Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже самые сумасшедшие, могут служить отправной точкой для развития мыслительного процесса других участников. В этом и заключается преимущество коллективного мышления над индивидуальным. Любая, даже самая малая, оценка высказанной идеи может повлиять на весь процесс проведения мозгового штурма. Он будет успешным, если каждый участник направит свои усилия в конструктивное русло.

Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей Целью мозгового штурма, как коллективного творческого процесса, является поиск нестандартных, нетрадиционных идей. В противном случае этот процесс может превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.

Для появления творческих идей необходим определенный настрой, когда мысли свободно проносятся в нашей голове. Это состояние характеризуется включением в работу нашего подсознания. Для появления такого настроя участников мозгового штурма следует проводить специальную разминку с задачами на анализ и синтез, ассоциативные связи и т.д.

Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти эффективное решение.

Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей Как уже упоминалось, для проведения мозгового штурма наиболее важно количество высказанных идей, чем их качество. Та как генерировать идеи участники должны (и могут) в течение небольшого ограниченного времени, то они должны научиться использовать уже высказанные другими участниками идеи для быстрого обдумывания и предложения новых.

В практике работы таких групп можно отметить, что целью проведения мозгового штурма является выдвижение более 100 идей за 20 минут. Самым продуктивным (успешным) мозговым штурмом является тот, при проведении которого за 20 минут предлагается 200 - 250 идей.

Правило 4: Обязательная фиксация всех идей. При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется. Все участники группы должны видеть все зафиксированные идеи, поэтому следует заранее к этому подготовиться. Обычно идеи записывают маркерами на больших листах бумаги. Развесить х лучше заранее, перед началом мозгового штурма и разместить на стенах таким образом, чтобы они были хорошо видны каждому участнику.

Правило 5: Инкубация идей

После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Зачем нужен этот этап? Дело в том, что инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением проблемы. Перерыв в трудной проблеме позволяет также забыть несоответствующие подходы к ней.

Решению проблемы может мешать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода человек забывает старые и безуспешные способы ее решения. Опыт показывает, что в период инкубации человек продолжает работать над задачей бессознательно. Кроме того, во время перерыва в процессе решения проблемы может происходить реорганизация материала.

УЧЕБНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ

ФОРМУЛА: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

Перечислим дидактические ценности УМШ:

ТЕХНОЛОГИЯ

Обычно штурм проводится в группах численностью 7 – 9 обучающихся.

До штурма:

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма – НИКАКОЙ КРИТИКИ!

В группе выбирается или назначается преподавателем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.

Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).

2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

3. Преподаватель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.

Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся "дикими". Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение. Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...

Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.

Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое "дикое".) В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

ТЕХНИКА ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ

Часто после 3—5 минут проведения мозгового штурма темп подачи идей ее участниками снижается, и он начинает затухать. Что делать в этом случае? Руководителю рекомендуется иметь под рукой вопросник для генерирования идей. Если мозговой штурм проводится один на один с проблемой, то вопросник окажет незаменимую помощь. В

Вопросник А. Осборна для генерации идей.

1. Ищите другие пути использования. Где бы это еще применить? Новые пути использования того, что есть. Какие еще применения исследуемого объекта возможны, как его модифицировать?

2. Что приспособить? Что есть похожего, что можно скопировать? На какие еще идеи наводит этот объект? Проведите параллели между идеями, фактами, вещами, процессами.

3. Что увеличить? Что добавить? Больше времени? Увеличить частоту? Размеры? Добавить к составляющей еще одну часть? Продублировать? Умножить?

4. Что модифицировать? Измените значение, цвет, движение, порядок, форму, объем, что и как еще можно изменить?

5. Что уменьшить? Сжать? Разделить? Миниатюризироватъ? Исключить? Сделать меньше, легче, медленнее? Расщепить?

6. Что заменить? Что использовать вместо этого? Другой инструмент? Другой процесс? Другой вид энергии? Изменить место? Время? Другой подходя проблеме?

7. Как реорганизовать? Поменять местами компоненты? Другая последовательность! Порядок? И можно ли заменить какую-то часть объекта? Ввести другую планировку? Поменять местами стоимость и эффективность?

8. Реверсировать? Поменять местами положительные и отрицательные факторы? Применить метод, поменяйте роли. Включите в обратном направлении.

9. Комбинировать? Что, если использовать сплав, смесь, ассорти? Комбинируйте цели, подходы, идеи!

 

Примеры тем для проведения мозгового штурма.

Эксперименты должны быть оригинальными и результаты полезными.

Пример.

а) Проблемы очередей в поликлиниках. Предложите идеи, которые позволят уменьшить очереди.

б) Проблема курения среди населения. Предложите идеи, которые помогут людям бросить эту пагубную привычку.

в) Лестницы, особенно каменноцементные, очень опасны в гололед. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.

г) Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.

д) Гололед – причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: