Автономная некоммерческая организация




ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ

Автономная некоммерческая организация

ул. Латвийская, 45-254, г. Екатеринбург, 620007; тел. +7 (343) 264-81-05, +7 922 109 94 03;

e-mail: institutspi@inbox.ru

ОКПО 81178323, ОГРН 1076600005932, ИНН/КПП 6672233159/6672010

 

« Институт социально-педагогических инноваций и образования» совместно со Свердловским государственным областным Дворцом народного творчества в рамках образовательного проекта «Школа лечебной педагогики» реализуемого при поддержке Международного Образовательного круга медицинской секции свободной высшей школы гуманитарных наук в Гётеануме (г. Дорнах, Швейцария) проводят очередной набор слушателей и приглашают получить дополнительное профессиональное образование по специальности «Лечебная педагогика».

Продолжительность обучения - 3 года. После окончания полного курса обучения слушатели проходят стажировку в зарубежных лечебно-педагогических учреждениях.

Форма обучения: очно-заочная, по 4 недельных сессии в год.

Особенностью предлагаемой программы является акцент на современные артпедагогические технологии развития детей, использующие различные виды искусства как гармонизирующего и лечебно-педагогического средства, при сохранении всех дисциплин базовой подготовки лечебного педагога.

Преподаватели: на семинареработают более 20 зарубежных и отечественных преподавателей, имеющих большой опыт преподавания и практической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Среди них: Девид Ньюбат – художник,арт-терапевт, доцент семинара по подготовке лечебных педагогов в г. Абердин, Шотландия; Анежка Янатова – доктор психологии, специалист в области драматерапии, руководитель Академии социального искусства в г. Прага, Чехия; Сента Штайн – социальный терапевт учебного центра Векельвайлер, Германия; Тамара Исаева – к.п.н., доцент дефектологического факультета МГПУ им. М.А. Шолохова; Елена Черепанова – эвритмист, лечебный эвритмист, г. Санкт Петербург и др.

Сессия состоится с 04.01.2013 по 10.01.2013 г. В программе сессии:

  • Антропологические основы лечебной педагогики.
  • Учение о человеке и нарушенном развитии в свете современных научных концепций.
  • Феноменология
  • Музыка и музыкальная терапия.
  • Ремесло и рукоделие (плетение, ткачество)

 

Срок подачи заявок: до 31 декабря 2012 года – по телефону 8 912-038-95-37; 8 908-638-76-27; или E-mail institutspi@inbox.ru

Место проведения: г. Екатеринбург, ул. Амундсена 68-а, МОУК ДОД «Детская школа искусств № 4»; Проезд: Автобусами 21, 23, 43, 50, 52; троллейбусом № 14; остановка – «Онуфриева», Автобусами 37, 42, 46, 76 до остановки «Амундсена».

Стоимость обучения ( одна сессия) – 6 000 рублей. Участникам необходимо иметь при себе: паспорт.

Командировочные расходы - за счет направляющейстороны.

Время проведения занятий - с 9:00 до 18:30. Регистрация участников 3.01.11. в 8:30

 

 

«Школа лечебной педагогики и социальной терапии»

 

Актуальность:

На современном этапе модернизации российского образования к личности педагога, к уровню его профессиональной компетентности предъявляются высокие требования. Именно от учителя зависит успех реализации новых образовательных стандартов, переориентация педагогического процесса на деятельностно-компетентностную образовательную модель, становление новой школы. Новая школа сегодня – это по-новому работающий учитель.

В России в настоящее время около 10 млн. людей – это инвалиды, то есть каждый десятый человек является инвалидом. Количество инвалидов в стране постоянно растет. В Российской Федерации 1,7 млн. детей - это дети с ограниченными возможностями здоровья (т.е. 4,5% всей детской популяции). В Свердловской области 13816 детей-инвалидов, которым требуются специальные условия для получения образования, в 68 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 8349 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 68% специальных (коррекционных) образовательных учреждений области реализуют специальные (коррекционные) программы для обучающихся с умственной отсталостью.

В последнее время в нашей стране для детей с ограниченными возможностями здоровья происходит много значительных положительных перемен, однако положение этих детей продолжает оставаться сложным.

Вместе с тем, лечебная педагогика, которая предлагает для детей с ограниченными возможностями здоровья целый ряд средств содействия, благодаря которым становится возможным их индивидуальное физическое, душевное и духовное развитие, достойная жизнь и самоопределение, интеграция в человеческое общество, реальный вклад людей с ограниченными возможностями здоровья в развитие общества и осознание этого вклада другими членами общества, остается за рамками образовательного процесса российских вузов и учреждений дополнительного профессионального образования.

Кроме того, лечебно-педагогическая работа требует от специалистов особой профессиональной компетенции, которая складывается из знаний, умений, эмоционального интеллекта, критичности, эмпатии, креативности, адаптивности. Наряду с приобретением знаний, умений и навыков целью подготовки и повышения квалификации специалистов должно стать их личностное развитие.

Как показывает опыт, хорошие знания своего предмета, владение методикой его преподавания еще не гарантируют в полной мере успеха в профессиональной деятельности учителя. Чтобы обеспечить механизм саморазвития каждому ученику как уникальной, неповторимой индивидуальности, учитель должен выявить его личностные (познавательные) особенности; дать им развиться, устояться, устойчиво проявиться. При этом педагог должен опираться на сильные позитивные стороны индивидуального развития, не «подгоняя» ее к типовому варианту. Такие задачи посильны только творческому учителю.

Молодые учителя, придя в школу, имеют теоретические знания своего предмета, но испытывают трудности в организации учебной деятельности учащихся и установлении психологического контакта и взаимодействия с учащимися на уроке. Таким образом, сегодня необходим непрерывный комплексный процесс повышения квалификации педагога, предполагающий актуализацию его собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей.

 

Pезультаты:

«Школа лечебной педагогики и социальной терапии» Института социально-педагогических инноваций и образования (Автономная, некоммерческая организация) - это форма повышения квалификации (переподготовки) для специалистов, которые работают (или будут работать) с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Основной целью организации образовательного процесса является подготовка специалиста способного эффективно действовать в различных областях лечебно-педагогической и социально-терапевтической работы. Результатом реализации проекта «Школа лечебной педагогики и социальной терапии» должно стать знакомство слушателей с лечебной педагогикой и социальной терапией; освоение ими новых методов работы с детьми и взрослыми людьми с ограниченными возможностями здоровья; развитие профессиональных и личностных качеств и компетенций слушателей, а именно:

Компетенций, относящихся к сфере лечебно-педагогической и социально-терапевтической деятельности - готовность и способность выполнять задачи, решать проблемы и оценивать результаты своей работы последовательно и независимо в соответствии с целями, на основе предметных знаний и навыков.

Общие когнитивные компетенции – наблюдательность, способность думать и эффективно действовать, решать возникающие проблемы. Они являются предпосылкой для того, чтобы развить предметные компетенции, которые включают как познавательные, так и функциональные компетенции, то есть профессиональные умения. Профессиональные умения формируются в процессе практической деятельности. В межсессионный период обучающиеся в Школе лечебной педагогики слушатели работают на своих рабочих местах с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, где они применяют полученные знания.

Личностные компетенции - готовность и способность понимать, анализировать и оценивать возможные пути развития, требования и ограничения в личной, трудовой и общественной жизни, развивать собственные навыки так же успешно, как и выбирать и реализовывать жизненные планы. Они включают такие свойства личности как «независимость», «критические способности», «уверенность в себе», «надежность», «ответственность», «чувство долга», «чуткость», «эмпатия», «готовность к работе с детьми и взрослыми, нуждающимися в помощи», наряду с профессиональными и этическими ценностями.

Социальные компетенции - готовность и способность создавать и поддерживать отношения, идентифицировать и понимать возможные выгоды и угрозу в отношениях, а также способность рациональным и честным способом взаимодействовать с другими людьми, включающим развитие чувства социальной ответственности и солидарности.

Творческие способности.

Сутью обучения является не столько теоретически или практически изученное, сколько индивидуальный уровень развития каждого. Слушателям в процессе обучения не менее трех раз предлагается заполнить анкеты по самооценке развития таких качеств как сопереживание, эмоциональный контроль, поведенческий контроль, ответственность, сотрудничество, речь, коммуникабельность, способность к адаптации, гибкость и др.

Развитие профессиональных и личностных качеств слушателей должно, в конечном итоге, привести к повышению качества их работы с детьми и взрослыми людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Выпускники получают возможность работать в самых различных учреждениях, включая лечебно-педагогические и интегративные детские сады, лечебно-педагогические школы и центры, интернаты, центры реабилитации и т.д.

 

Инновационность:

Содержание повышения квалификации имеет три основных направления: теоретическое, профессионально-практическое, художественное.

Лечебно-педагогическое образование базируется на гуманистическом понимании человека и вытекающих из этого понимания методике и дидактике. Теория, практика и искусство признаются одинаково важными составными частями образования. Развитые в конкретной деятельности умения и навыки объединяются посредством художественных упражнений с приобретенными на теоретических занятиях знаниями, что, в конечном счете, приводит к подлинной индивидуальной идентичности профессиональной деятельности.

Тройственный подход в образовании позволяет сохранять баланс между слишком сильным теоретизированием и лишенной рефлексии деятельностью. Усиление роли искусства и практики в образовании должно привести к постоянному переосмыслению учебного содержания.

Реализация образовательной программы «Школы лечебной педагогики и социальной терапии» опирается на следующие принципы:

- интеграция теории и практики;

- широкое использование творческих видов деятельности в качестве средства обучения;

- образование, ориентированное на деятельность;

Таким образом, в основе обучения лежит компетентностный подход, нацеленный на становление и развитие когнитивных, функциональных и социальных компетенций специалиста.

Мы пытаемся содействовать индивидуальному развитию обучающихся посредством сопровождения личностных и социальных процессов, личностно-ориентированного содержания образования, персональных бесед и переговоров. Задача первого учебного года - обучение слушателей непредвзятой способности восприятия (наблюдения). На втором учебном году содержание и методика обучения содействуют обучению сслушателей готовности к диалогу, восприятию социальных процессов, видения в целом различных областей практики, теории и искусства, из этого на третьем году обучения развиваются способности постановки лечебно-педагогического диагноза, разработки и реализации мер лечебно-педагогической помощи.

На третьем и четвертом году обучения организуются специальные практикумы. Они могут быть организованы в летнем лагере, в интегративном детском саду, в лечебно-педагогической школе, в производственных и терапевтических мастерских, в психиатрической клинике и в других учреждениях.

Методы исследования на практике:

- Наблюдение.

- Обсуждение ребенка (детская конференция).

- Педагогические советы (совещания).

- Художественное упражнение.

- Саморефлексия.

 

 

Лечебная педагогика – это наука и практика помощи детям и подросткам с особыми потребностями, то есть людям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Такие ситуации могут быть вызваны болезнью, стрессом или потрясением, неблагополучным социальным окружением. Лечебная педагогика основывается на целостном подходе к детям с особыми потребностями и рассматривает человека не как объект помощи, а как субъект развития. Лечебная педагогика по своей сути идёт от ребёнка и направлена на поддержку его самостоятельной активности. Она предполагает принятие ре­бенка и уважение к его личности, в каком бы тяжелом состоянии он ни нахо­дился. Специфика лечебной педагогики в неманипулятивности ее методов. Главная цель лечебно-педагогической работы с ребенком — способствовать его интеграции в обще­стве. При этом инте­грация представляется не как благоустройство и комфорт, а как максимальное использование возможностей ребенка для его адаптации к жизни в обычном социуме.

При этом основное внимание направляется на удовлетворение фундамен­тальных потребностей - не только в пище, питье и воздухе, жизненная необхо­димость которых очевидна, не менее важны и сенсорные потребности: для нормального развития ребенку необходимо большое разнообразие зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений. Обязательное условие развития — это полноценное личностное об­щение с особым ребенком. Такие дети нуждаются в любви, душевной заботе и ласке, а не только в профессиональном уходе. С потребностью в человеческом об­щении связано и то внимание, которое должно уделяться сфере отношений в целом. От того, насколько удается выстроить отношения между детьми в группе, от­ношения педагога и ребенка, отношения педагогов между собой, в значитель­ной степени зависят результаты работы. Не менее важной потребностью является потребность в познании, т.е. развитии через понимание. Правиль­но организованное обучение, которое удовлетворяет познавательные потребно­сти ребенка и создает у него ощущение успешности, приводит к улучшению как психического, так и соматического состояния.

Таким образом, основной задачей лечебной педагогики является выстраивание развивающей среды, чтобы ребенок не просто встречался с группой детей и взрослых, осваивал определенные навыки, а набирал потенциал, который позволит ему продолжать развитие и обучение дальше. При этом должна быть реали­зована присущая каждому ребенку способность к творчеству.

Часто борьба за права инвалидов ставит целью предоставление им максимальных льгот и освобождение от необходимости работать. Однако лишая человека возможности трудиться, мы отнимаем у него право на взрослую жизнь, право стать состоявшейся личностью. Такая забота о слабых является своего рода дискриминацией. Для того чтобы человек с нарушениями мог работать, нуж­но помочь ему овладеть какой-то профессией, найти или создать для него ра­бочее место. Помощью взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья занимается социальная терапия.

Профессия лечебного педагога и социального терапевта предполагает достаточно серьезную работу над собой, го­товность к внутреннему изменению, внутреннему развитию. Здесь равноправную значимость имеют профессионализм, открытость к зна­ниям и отношение к ребенку. Очень важно разделять характерный для лечеб­ной педагогики подход к ребенку, утверждающий, что в нем на каком-то уровне есть целостное неповрежденное ядро; на этом уровне он вполне здоров и яв­ляется не менее совершенным, чем другие люди. Все проблемы, поломки, нарушения воз­никают на пути от ядра к видимому уровню, поэтому ребенок проявляет себя очень непонятным и странным образом. Принципиально важная часть лечебно-педагогической работы — нащупать каким-то внутренним образом это ядро, скрытую сердцевину личности ребенка. Только тогда можно ожидать, что занятия будут плодотворными, а иначе даже самая профессиональная работа результатов не принесет.

В настоящее время лечебно-педагогический взгляд становится акту­альным для многих педагогов. С одной стороны, на нас обрушилась лавина трудных детей, искалеченных судеб. С этими детьми нелегко вступить в контакт, понять, почему они так странно себя ведут. Специалисты зачастую в бессилии опускают руки. С другой стороны, сис­тема образования все меньше ориентируется на педагогическое мастерство, уделяя основное внимание подготовке квалифицированных учителей-предмет­ников. И учитель утрачивает умение найти подход к каждому ребенку, постро­ить такие отношения, чтобы даже «трудные» дети научились общать­ся и были успешными. Вместо этого стало нормой их вытеснение, исключение из среды нормально развивающихся сверстников. Школа лечебной педагогики и социальной терапии пытается восстановить прерванную педагогическую традицию и помочь учителям, воспитателям, другим специалистам овладеть собственно педагогическими зна­ниями. Гуманистический характер лечебной педагогики, глубокое проникновение в природу развивающегося ребёнка, сущность отклонений и нарушений его развития, ориентация обучения на раскрытие творческого потенциала слушателей должны привлечь внимание широкого круга специалистов, работающих в учреждениях образования, культуры и социальной защиты населения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, внимание специалистов учреждений высшего профессионального образования, родителей, представителей общественных организаций, осуществляющих помощь людям, имеющим ограниченные возможности здоровья.

 

 

Библиографический список

· Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утверждена президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010. Пр-271

· Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[с изменениями и дополнениями] – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2006.- 52 с.

· Митина Л. М., Модернизация российского образования и профессиональное развитие педагога // Библиотечка «Вестника образования России». № 5, 2006 -С. 5 -8.

· Митина Л. М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя [электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.hr-portal.ru/article/psikhologicheskie-osobennosti-vnutrilichnostnykh-protivorechii-uchitelya

· Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.

· Тушева Е.С. Послевузовская профессиональная подготовка в системе специального образования Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук коррекционная педагогика (олигофренопедагогика) Москва 2003

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: