ОСНОВЫ ЛОГИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ




Начать разговор уместнее всего с усвоения РОЛИ ИНТОНАЦИИ как основы чтецкого ремесла. Именно она делает выпуклыми все тонкости логики. Драматург А.Н. Островский, режиссер К.С.Станиславский были "помешаны" на любви к интонации. А.Н. Островский вообще свои пьесы не смотрел, а слушал из-за кулис. "Если интонация актера меня убеждает, - говорил драматург-то, значит, он и играет правильно". Станиславский доводил актеров до изнеможения, добиваясь от них предельно жизненной интонации, то есть высшей речевой убедительности. Вполне возможно, что нам с вами такой уровень мастерства излишен, но умело применять хотя бы азы интонационной мелодики очень полезно. Во времена массового пренебрежения к более или менее выразительному чтению это позволяет читающему у микрофона человеку сразу же стать заметным.

ВИДЫИНТОНАЦИЙ

В жизни мы пользуемся интонациями не задумываясь, а у микрофона врожденное умение говорить, как правило, сильно уменьшается. Глубоко заблуждается тот, кто считает, что у микрофона нужно читать как угодно, но только не так, как мы говорим в жизни. У микрофона надо уметь обычно говорить, соблюдая при этом несколько условий: говорить логически верно, приемлемым для вещания голосом, с не вызывающей раздражения у слушателей дикцией и грамотно. Интонационное же разнообразие речи присутствовать должно непременно. Главных интонаций всего четыре.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Без овладения этой интонацией речь будет примитивной. Вот вам простая фраза: "Я сегодня больше никуда не пойду". Исходя из вашего настроения, выделяйте в ней любое слово, но в конце предложения ваш голос должен очень отчетливо опуститься вниз, всей своей тональностью давая понять, что вы фразу завершили и поставили точку. После вашей интонации "с точкой" собеседник уже не должен ждать продолжения фразы.

ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

"Мне сегодня надо сходить на завод, взять интервью, посмотреть отснятый материал, смонтировать его, озвучить и выдать в эфир". Слова "на завод", "интервью", "материал", "смонтировать его" и "озвучить" надо произнести интонацией, которую Станиславский называл "квакающей". Она и впрямь своим "подскоком" на перечисляемом слове похожа на кваканье. Перечисляя, вы словно загибаете поочередно пальцы и киваете при этом головой: мол, я обязан сделать т о -то, т о -то, т о -то-и, завершив перечисление, опять же ИНТОНАЦИЕЙ, резко уходящей ВНИЗ, поставьте точку.

ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Задайте любой вопрос. Что вы сделали со словом, которым хотели "вопросить"? Вы его резко "подбросили" своей интонацией. Совсем не так, как вы подбрасывали слова при перечислении, но "подпрыгнули" голосом впечатляюще. Возьмем простенькое предложение: " Мы сегодня пойдем в Большой театр". Пока оно - сугубо повествовательное. Но, в зависимости от того, ЧТО вы хотите спросить, вы будете резко подпрыгивающей интонацией выделять нужное вам слово: "Мы сегодня пойдем в Большой театр?". Ответ может быть разным. "Нет, пойдут соседи, а мы будем торчать дома". Двигаемся со своими вопросами дальше: "Мы сегодня пойдем в Большой театр?". Вы слышите свою интонацию? Вы правильно ее применили? Собеседник поймет, о чем вы его спросили? В обычной жизни вы совершенно безошибочно выделяете нужное слово и блестяще применяете интонацию. Так же надо делать и у микрофона, если вам приходится задавать вопрос. Тренируясь, можете в любом повествовательном предложении уточнять вопросительную интонацию.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Она характерна либо сильным (до "баса") понижением голоса на нужном слове, либо резким повышением его (словно вы капризничаете). Но не спутайте ненароком с интонацией вопроса. Впрочем, в жизни это невозможно. Попробуйте перенести свой опыт и в речь у микрофона: "Мы сегодня (!) пойдем в Большой театр!", "Мы сегодня пойдем (!) в Большой театр!". Восклицать, как вы понимаете, можно каждым словом. Это зависит от вашего настроения. Попробуйте воскликнуть каждым словом поочередно.

Но помимо "фундаментальных" интонаций есть и другие. С их помощью можно "рисовать" голосом текст, заключенный в кавычки, в скобки, давать понять, что вы прочитали вводное предложение, а потом вернулись к основному. Давайте попробуем разъяснить, как же можно голосом рисовать "нечто".

КАВЫЧКИ

"Министр назвал новое постановление "тяжелым, но совершенно в настоящее время необходимым", указав при этом, что оно вскоре "либо может быть изменено, либо отменено вовсе". Выделенные слова (закавыченные) следует читать чуть громче, чуть медленнее, более четко, чем основной текст предложения. И тональность тоже должна быть несколько иной, чтобы была слышна разница между цитатой и авторским текстом.

СКОБКИ

"Сто миллионов тонн зерна (а именно столько мы предполагали собрать в этом году) бывшим колхозам собрать никак не удастся". Как "нарисовать" голосом текст, заключенный в скобки? Начав "нормальным" голосом читать предложение, очень резко поднимите вверх слово "зерна". После этого значительно понизьте голос и текст в скобках прочитайте быстрее, чем текст вне скобок. Теперь слова "бывшим колхозам" прочитайте точно в той же тональности, какую до этого вы придали слову "зерна". Поняли? Слово "зерна" должно быть произнесено так, чтобы его интонационная окраска обязательно запомнилась слушателям своей резкой отчетливостью, а потом точно такую же окраску придайте словам "бывшим колхозам", то есть вернитесь интонационно к слову "зерна". Я не стал бы так подробно об этом рассказывать, если бы не знал, как трудно иногда бывает на уроках добиться желаемого результата.

Точно таким же понижением голоса и таким же ускоренным чтением текста можно "рисовать" вводные предложения, словно убирая их на второй план по сравнению с основным текстом информации (или любого другого текста): "И вот автомобиль, виляя и подпрыгивая, выскочил, наконец-то, на шоссе". Слова "автомобиль" и "выскочил" должны быть произнесены с совершенно одинаковой (высокой) тональностью, а текст, заключенный в запятые ("виляя и подпрыгивая"), надо сказать побыстрее и голосом пониже.

Сделав эти небольшие интонационные "хитрости" привычными для себя, вы значительно обогатите выразительность своей профессиональной речи. Разумеется, в жизни к этим основным интонациям примешивается масса эмоциональных оттенков речи: горечи, удивления, радости, раздражения, нежности, пренебрежения, скепсиса, ярости, недоверия, загадочности, намеков, нетерпения, недоумения, недопонимания и так далее. Для чтения у микрофона нам бывает необходим лишь намек на это эмоциональное разнообразие, да и то не в официальных материалах, а в авторских. Но, тем не менее, ваш намек на то или иное настроение, заложенное в тексте, слушатель должен ощущать.

Разумеется, применять это надо к месту и с чувством такта. Ведь будет странно, если вы придадите "ехидный" оттенок заслуженной похвале в чей-то адрес или весело прочитаете о похоронах. Понятно, что мы не актеры, в образ нам входить не надо. Но читать мы обязаны ясно, четко и, конечно, с верным настроением.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

Логический центр - это главное слово (или несколько слов), заключающее в себе основной смысл предложения. Поиск главного слова можно начать с очень простого действия: готовясь к чтению у микрофона, знакомясь с текстом, постоянно задавайте себе вопрос: "О ЧЕМ в данном предложении идет речь?". О ЧЕМ? И, отвечая на него, определяйте главное слово. " Открылся очередной сезон в городском драматическом театре. Первой премьерой будет спектакль по пьесе Чехова "Иванов". В нем заняты лучшие силы театра. Показ спектакля намечен на декабрь ".

Первое предложение в любой информации - это своего рода "афиша", "приманка" для слушателя. Поэтому читать его надо медленнее и явственнее, чем весь остальной текст. А о чем речь идет во втором предложении? О том, что будет поставлена пьеса Чехова " Иванов ". А в третьем? О лучших силах. И в четвертом - показ в декабре.

Помимо этого правила, поиск логических центров в предложениях предполагает хорошее знакомство еще с рядом несложных правил, которые далеко не все и не всегда соблюдают.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

Если предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, то выделяются ОБА СЛОВА. Мальчик ушел. Редакция работает. Журналисты разбежались. Сеанс начался.

Постарайтесь запомнить, что в словах: принялс я, началс я, заперс я, отперс я, занялс я и нанялс я - ударение стоит на последнем слоге. Остальные произносятся так: подн я лся, уд а лся, отн я лся, зад а лся, отд а лся, нарв а лся, сорв а лся, дорв а лся и так далее. В общем, как вы поняли, я рекомендую запомнить шесть слов из этой огромной серии, и вы окажетесь в рамках литературной нормы нашего языка. Разумеется, если вы случайно скажете "удалс я ", это будет не так страшно, как если, к примеру, вы скажете: " о тдался" или "нач а лся". Кстати сказать, еще лет тридцать тому назад нормой считалось ударение на конце в подавляющем большинстве приведенных мною выше слов. Потом норма была отменена.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

Если подлежащее и сказуемое поменялись местами, то выделять следует ТОЛЬКО ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Гремел гром. Лил дождь. Закрылась телестанция. Составлен каталог.

О словах, оканчивающихся на -лог. Вам наверняка прекрасно известны слова: астр о лог, иде о лог, ге о лог, уф о лог, би о лог и т.п. Не менее известны и такие: диал о г, монол о г, катал о г, некрол о г. Менее известны: апол о г, мартирол о г. И может так стать, что вас удивит слово минерал о г. Не минер о лог, а именно минерал о г!

Что во всем этом интересно? То, что в первой группе слов (идеолог, астролог) - только профессии. Во второй: каталог - список предметов, диалог - разговор двух и более лиц, монолог - речь одного лица, некролог - слово об умершем, аполог - краткое иносказательное повествование о животных с моралью, положившее начало такому жанру, как басня. И только минералог "затесался" в эту компанию инородным телом. Причину этого попробуйте поискать самостоятельно.

И в заключение этого краткого отступления от главной темы несколько слов о фамилии, которая вам, может быть, никогда не попадется в передачах, но я много раз слышал, как ее неправильно произнося т. Речь идет о Софье Палеол о г... Вы обратили внимание на ударение?... Софья была женой русского царя Ивана III. Она была из греческого рода Палеологов, но никак не Палеологов!

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ

Если при глаголе стоит слово (или несколько слов), отвечающее на вопросы: как, куда, где, когда, - то центральным будет то слово, которое отвечает на один из этих вопросов: "Мальчик вышел на крыльцо", "Театр будет построен в будущем году", "Дума переехала в новое здание".

Если мы будем "ударять" по глаголу, то получится не повествование, а восклицание: "Мальчик вышел на крыльцо!". Или возможен вопрос: "вышел?".

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ

Противопоставление ВСЕГДА находится под ударением: "Я советую тебе обратиться не к рядовому, а сразу к главному врачу", "Речь идет не о реформах, а только об оперативных постановлениях", "Мы говорим не обо всей партии товара, а только об отдельных парах носков".

Не забывайте, пожалуйста: есть: носки, но нет носков;

чулки, но нет чулок;

банты, нет бантов, с бантами;

торты, нет тортов, с тортами;

туфли, нет туфель, с туфлями;

брелок, нет брелока, с брелоками;

подол, нет подола, с подолами

(во всех значениях: нет подола у одежды и нет подола - городского района).

ПРАВИЛО ПЯТОЕ

И сравнения, и сопоставления находятся под ударением: "Петр Иванович Петров, как хорошо натренированный боксер, быстро усмирил своих политических противников", "Заря, словно изощренная обольстительница, покорила даже самые черствые сердца", "На стенах, неожиданно принявших на себя роль гигантских экранов, показались самые причудливые картины".

Постарайтесь запомнить,

как видоизменяются слова: стена',

полоса, сторона, борозда', доска,

скамья, а также степь и мост. Есть

"родственное" правило использования

ударений в таких словах:

стена, по стенам, о стенах, стенами,

но: как о'б стену горох, лезть на стену

от злобы;

сторона, по сторонам, сторонами, о сторонах

обе стороны, обе договаривающиеся стороны,

но: договаривающиеся стороны;

борозда, по бороздам, о бороздах, бороздами;

скамья, по скамьям,о скамьях, скамьями;

доска', по доскам, о досках, досками;

сте'пь, по степям, о степях, степями,

в степи,

но: о степи и по степи.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ

Прилагательное при существительном не выделяется. Директорская комната. Очередная планёрка. Талантливые журналисты. Бесстрашные пожарные. Кстати говоря, вас не удивляет слово планёрка! Тогда тем более непонятно, почему многие говорят: "планер" и "Планерная", - в то время как говорить надо: планёр и Планёрная.

Но продолжим разговор о шестом правиле. Если в предложения, которые приведены в качестве примера к этому правилу, вмешивается противопоставление, то главные слова МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ: "Эта планёрка очередная, а через час будет чрезвычайная", "Сегодня прекрасная погода, а вчера была отвратительная", "В прошлый раз приезжали ловкие пожарные, а вчера были какие-то усталые".

"Пожарный" и "пожарник" нынче, в общем, одно и то же, но еще не так давно слово "пожарник" было оскорбительным для пожарных. Да и сегодня профессионалы называют себя именно пожарными. Дело в том, что некоторые помещики посылали зимой своих крестьян в города на заработки. Те приезжали в плохой одежде, на обгорелых телегах и говорили, что они - погорельцы. Горожане быстро раскусили этих лжецов и прозвали их "пожарниками", что в общем мнении было презрительным словом.

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ

Если хотят выделить ИМЕННО ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, то его ставят ПОСЛЕ определяемого слова... "Мне нужна работа очень интересная", "Я заинтересован в карьере честной", "На нашем канале новости обязаны быть только самые свежие", "Я предпочитаю говорить кратко и ясно, с ноги на' ногу в разговоре не переминаясь".

Чтобы не путаться, когда ставить ударение на на' а когда непосредственно на подлежащем, запомните одно простое правило:

если вы употребляете то или иное выражение в ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ, то "ударяйте" на' а если в БУКВАЛЬНОМ, то ставьте ударение на подлежащем. Вот примеры:

"Робко начав карьеру, он затем быстро стал на'ноги".

Но: "На ноги ему положили очень теплый плед".

"Да что ты переминаешься с ноги на ногу? Говори, что тебе надо?" (А человек в это время вообще может сидеть, но образное выражение вполне придется кстати).

Но: "Переступая с ноги на но'гу, можно давать ногам временный отдых".

"От этой новости стало тяжко на сердце".

Но: "Операция на сердце завершилась блестяще".

"Мошенника схватили за руку на месте преступления". Но: "Мать вела ребенка за руку".

"Поговорим с глазу на глаз". Но: "На глаз наложили чистую повязку".

"На'душу грех не бери, пожалуйста!". Но: "От молитвы на душу словно радость проливается".

И еще об одной тонкости. "Я живу за городом" (то есть не важно где точно, но, за городом),

но: "За городом совершенно нет лесов". "Пошли гулять за'реку", но: "За реку попасть не так-то просто".

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ

Если мы перечисляем прилагательные с одинаковыми признаками, то выделяем ТОЛЬКО ПОСЛЕДНЕЕ прилагательное, стоящее непосредственно перед главным словом: ''На столе лежали синие, красные, зеленые и черные карандаши".

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ

Но если идет перечисление РАЗНОРОДНЫХ понятий, то выделять нужно КАЖДОЕ: "У нас в редакции работают толстые, расторопные, красивые и добрые журналисты", "В этом году в школу пришли работать молодые, хорошо подготовленные, современно мыслящие учителя".

Надо иметь в виду, что в школе есть учителя, а основоположники великих учений, религий, теорий называются учители.

И еще: у жён есть мужья, а большие государственные деятели не мужья, а мужи.

И еще один пример: награжденные люди носят ордена, но в мире существуют также монашеские ордены.

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ

Если при существительном стоят слова в родительном падеже, то они и являются главными: "Шум моря доносится до самого дальнего поселка", "Волны Невы бьются о гранит набережной", "Дом лесника стоит на опушке леса", "Этот поселок не имеет даже водопровода.

Поговорим о том, сколько у нас "проводов", "проводов" и "проводов".

Начнем с самого знакомого, в котором никто не сделает неправильного ударения. Я имею в виду "водопровод". Надеюсь, что и вы ни разу не слышали, чтобы кто-нибудь сказал "водопровод". Так почему же к иным "...проводам" почтения нет?

Поэтому запомните, пожалуйста, что все "прово'ды", что' бы они ни проводили, имеют одно и то же ударение на "во'".

Назову несколько "прово'дов": нефтепровод,газопровод, мусоропровод, повидлопровод (есть и такой!), валопрово'д, ле'сопровод, углепровод, маслопровод, путепровод, аммиака-прово'д, винопровод, грунтопровод, дымопровод, продуктопровод, кормопро-в6д,конденсатопровод, фру'ктопровод, се'мяпровод и еще, по крайней мере, около двадцати разных "проводов". И у всех одно и то же ударение - на "во"!

Разумеется, не надо при этом путать "про'воды в армию" с электропроводами.

Понятно, что у всех "прово'дов" и производные одинаковые: "га'зопровсГ-дная сеть", "нефтепрово'дное хозяйство" и так далее. В общем, "меряйте" все по водопроводу и водопроводному крану и не ошибетесь во всех других "проводах". Разумеется, если новобранцев лишат "приводов" в армию, а начнут пересылать в военные городки и по какому-нибудь механическому устройству, то тогда у нас появится

И не иначе.

ПРАВИЛО ОДИННАДЦАТОЕ

Новое понятие обязательно выделяется как главное: "Дом Ивана стоит на опушке леса. Крыша дома видна издалека. Справа от крыши маячит шест с антенной. За антенной можно увидеть трубу сауны. Кроме сауны во дворе был еще и курятник. Однако курятник хозяин сломал, а кур отдал соседу".

Постарайтесь запомнить ударения в следующих словах: подал, отдал, задал, преподал, продал, роздал, перепродал, пе'редал, придал (чему-нибудь движение), предал, обдал, не дал, поддал, но: издал, воздал, наддал.

ПРАВИЛ ОСТАЛОСЬ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО, но мы поговорим о них чуть позже, а сейчас остановимся на повальном увлечении говорящих у микрофона людей выбором главного слова в предложениях.

Оказывается, можно весьма бойко читать текст, вообше не задумываясь над поиском главного слова. Просто надо делать главным каждое последнее слово предложения. Вот простенькая информация. Она являет собой прекрасное пособие на тему: "Как не надо читать у микрофона". Подчеркнутые мною слова диктор делал главными:

"Съезд народных представителей прошел вчера в Чечне. На нем были обсуждены самые острые проблемы, стоящие перед республикой. На съезде был создан представительный комитет этого горного края. Он будет решать самые оперативные задачи Чечни. "

Диктор читал торопливо, нудно, но очень громко выделял последние слова. Ничем нельзя было более ярко выразить полное непонимание задачи диктора, чем таким чтением. А ведь логические центры в информации были совсем иные.

Итак, первое предложение. Оно, как мы уже с вами условились, должно быть прочитано все целиком ясно и понятно, потому что это заявка темы, повод привлечь внимание слушателей к информации. "Проболтаешь" первое предложение, разозлишь слушателя, он дальше вообще слушать не будет.

Первое предложение - это своего рода реклама новости. Ведь слушатель еще не знает, о чем пойдет речь, и вы его должны познакомить с предметом разговора.

Так о чем же шла речь в первом предложении? О том, что "нечто" произошло там-то и тогда-то: съезд народных представителей прошел в Чечне вчера. Не обратить внимание слушателей на такое событие никак нельзя.

А во втором предложении о чем речь? Не о республике (мы уже слышали, что дело происходит в Чечне), а о том, что на съезде обсуждались проблемы. Это и надо было выделять.

Третье предложение. И в нем речь шла не "о горном крае", а о том, что съезд выбрал "представительный комитет".

Четвертое предложение. Что комитет создан в Чечне, мы уже знаем, а что он будет решать "самые оперативные задачи", нам было очень важно узнать. Это и надо было подчеркнуть. Итак, если повторить кратко информацию, то она имеет следующие главные слова: В ЧЕЧНЕ ПРОШЕЛ СЪЕЗД, он ОБСУДИЛ ПРОБЛЕМЫ, СОЗДАЛ КОМИТЕТ, который будет решать ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ. Слова: "эта республика", "горный край", и еще раз "Чечня" - уже не нуждаются в подчеркивании. Это знакомые понятия.

Сообщение о курсе доллара. Как его иногда читают? Опять-таки часто выделяют последнее слово: "Сегодня утром курс был 17 рублей за один доллар. К вечеру надо было платить уже 19 рублей за один доллар". В такой информации важны цифры "17" и "19", а не слова "за один доллар".

Вообще, в эфире часто "пробрасывают" цифры как нечто неважное даже в сводках погоды: "В Красноярске 18 градусов мороза, в Новосибирске 21 градус холода, в Перми 17 градусов ниже нуля". Получается, что "мороза", "холода" и "ниже нуля" - новые понятия, а важны-то градусы. Вот если где-нибудь, среди общих морозов, вдруг вынырнула бы теплая погода, то тогда обязательно следовало бы подчеркнуть слово "тепла".

И еще один пример бездумного чтения: "Арестован рецидивист Иван Петров. Неделей раньше был арестован его отец Василий Петров". Ясно, что во втором случае надо было выделять имя, а не фамилию...

Итак, понятно, что делать главным каждое последнее слово в предложении - это самый легкий способ заслужить славу "нелогичного чтеца".

Произносите фамилии отчетливо. Иногда слушателю бывает очень важно расслышать фамилию. При знакомстве непременно называйте себя предельно разборчиво.

И еще об отчествах. Их произношение зависит от положения, занимаемого человеком, и от ситуации, в которой речь идет о данном лице. Бестактно, например, во время торжественных событий говорить: Петр Иваныч, Ольга Альсанна, Сергей Михалыч. Во время беседы молодого журналиста с человеком видным, незнакомым, пожилым этика требует произносить отчество полностью: Михайлович, Иванович, Александровна. Во время беседы двух равных людей и с обоюдного согласия вполне возможно обойтись просто именем.

Не говорите: "коллега по работе". "Коллегой" может быть только ваш сотрудник (или соученик). Знакомые из соседнего ТВ уже не коллеги, а люди одной с вами специальности.

ПРАВИЛО ДВЕНАДЦАТОЕ

Не отождествляйте НОВОЕ ПОНЯТИЕ с НОВЫМ СЛОВОМ. Чтобы избежать такой логической ошибки, постарайтесь запомнить следующий пример из "НЕПРАВИЛЬНОЙ" чтецкой практики. Как и в предыдущих случаях, подчеркнутые мною слова ведущий усиленно выделял голосом: "На совещание в Москву прибыли пятьдесят шахтеров, двадцать восемь станкостроителей, сорок металлургов, восемнадцать студентов и еще несколько (почти выкрикивая) человек".

На вопрос, почему с таким неоправданным нажимом было выделено слово "человек", ведущий ответил: "Так ведь это же НОВОЕ понятие!". По его логике получается, что шахтеры, станкостроители, металлурги и студенты - не люди.

По поводу женского рода некоторых мужских профессий. Например, прижились и не вызывают у нас неприятных ощущений такие словесные пары, как: учитель-учительница, актёр-актриса, лётчик-лётчица, крановщик-крановщица, танцовщик - танцовщица, тракторист-трактористка. Но можно ли у микрофона говорить: "врачиха", "дикторша", "токариха", "репортёрша", "доцентша","конструкторша", "химичка"? Нет. Лучше этого избегать. Анна Ахматова, например, категорически восставала против слова "поэтесса", считая, что в мире есть только "поэт". Она и против отчества на титульных листах книг поэтов восставала: "Все знают поэта Александра Пушкина. И я тоже никакая не Анна Андреевна. В беседе - пожалуйста, а на обложке книги - Анна Ахматова".

С некоторыми "мужскими" профессиями вообще может выйти смешная история, если мы попытаемся превратить ее в женскую. Врач-глазник (окулист). А женщина? Глазница? Мужчина-машинист. А она? Машинистка? Поэтому будьте внимательны к женскому роду "мужских" профессий.

ПРАВИЛО ТРИНАДЦАТОЕ

Существуют многословные понятия, выделять в которых нужно как раз ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО, и только его: "Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко", "Председатель арбитражного суда Нижегородской губернии Иван Иванович Соловьёв", "Великая Отечественная война сорок первого - сорок пятого годов".

Помните об особенности произношения предложений подобного рода. Нередко в эфире можно услышать: "В правой и левых руках", "В Тамбовской и Смоленских областях". Но ведь не бывает человека с двумя левыми руками, как нет у нас и двух Смоленских областей. Поэтому

читайте: "Законодательная и исполнительная власти", "В первом и втором кварталах", "На первом и седьмом этажах", "В первом, третьем, десятом и сорок четвертом рядах было много пустых мест". Значит, пока что-то перечисляется в единственном числе, то оно и должно так перечисляться до главного завершающего слова.

ПРАВИЛО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

При повторении одинаковых слов последующие подчеркиваются всё сильнее: "Родину, свою Родину, очень люблю!", "А я говорю вам нет, нет и НЕТ", "Я баловался,

балуюсь и буду баловаться!".

Несмотря на наличие слова "баловень", слова: балуюсь, баловаться, баловать, балуешься, балуемся, балуем, балуется - подчиняются (по своим уда -рениям) тем же правилам, что и слова: любуюсь, любуешься, любоваться, целуешься, целуемся, целоваться, волнуюсь, волнуешься, волнуемся и т.п.

ПРАВИЛО ПЯТНАДЦАТОЕ

Местоимения НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ. Читать надо так: "Были изготовлены тракторы, а также запасные части к ним", "Завтра будет парад, а сегодня проводится только репетиция перед ним". Ни "к ним", ни "перед ним" и никакое другое местоимение не подлежат ударению голосом, словно их в тексте и не существует.

ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

1. Вводящие предложения следует непременно отделять паузой от последующего текста. Примеры: "Как стало известно, (пауза) в будущем году начнется строительство нового вокзала", "Как пишет газета (пауза), раковая опухоль уже стала разъедать и военную промышленность".

К сожалению, у многих текст звучит так: "Как стало известно в будущем году... начнется строительство нового вокзала", "Как пишет газета раковая опухоль (пауза)...", "Как мы уже сообщали послезавтра в Кремле (пауза) состоится совещание...".

УМЕЙТЕ СЛЫШАТЬ то, что произносите, не изобретайте газету "Раковая опухоль" и прочие несуразицы.

2. Подлежащее нужно отделять паузой от сказуемого: "Тщеславие и честолюбие (пауза) мешали ему стать приятным человеком в обществе", "Иван Иванович Иванов (пауза) рассказал нашему корреспонденту...","Люди искусства, их талант и творения (пауза) имеют право быть широко популярными".

3. Если имя собственное стоит в начале предложения, то его желательно отделить паузой от остального текста: "Иванов (пауза), председатель межведомственного комитета, выступил очень неудачно", "Максим Виноградов (пауза), солист городской оперы, был сегодня не в голосе", "Депутат Думы Сергеев (пауза) потребовал отзыва лицензий у частных торговцев водкой".

Обратите внимание на то, что есть слово отзыв (рецензия на книгу) и есть'отзыв (депутата из Думы, лицензии). А между тем, это слово кровный родственник таким словам, как: призыв, созыв, зазыв и позыв.

4. Когда определяющее слово стоит перед именем собственным, то имя собственное паузой НЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ: "Певец городской оперы Максим Виноградов (пауза) на этот раз был в прекрасной вокальной форме".

5. Слова, разъясняющие или дополняющие основной текст, полезно выделять небольшими паузами: "Во время приема: (пауза), прошедшего в очень теплой обстановке (пауза), водки никто так и не попросил", "В Чечне (пауза), несмотря на все старания (пауза), мира так и не добились".

6. Пропуск подразумеваемого слова выделяется ПАУЗОЙ: "Воздух и вода (пауза) - наша природная жизненная среда".

7. Умейте предвидеть "коварное" построение предложения и обязательно делайте паузу в нужном месте. Вот один из примеров: "У Жени (пауза) надо спросить". А, будучи небрежным, можно прочитать и так: "Уже не надо спросить".

8. Текст, взятый в скобки или кавычки, неплохо выделять небольшими паузами. Хочу особо подчеркнуть: когда речь идет о паузе, то это не означает, что надо делать длинную паузу. Нынче принято читать новости в стремительном темпе, и настоящая пауза там нежелательна. Но и во время быстрого чтения надо уметь сделать еле заметную мини-паузу. Разумеется, еще есть и так называемые "психологические паузы", но для информационных текстов они излишни.

Запомните, перед что, чтобы, который, какой ПАУЗУ ДЕЛАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ, так как она нарушает логику предложения. Поэтому читайте СЛИТНО: "Надо приложить немало усилий, чтобы такое устройство сделать", "Из этого документа становится ясно, что не все потеряно".

ТЕХНИКА РЕЧИ

Полный курс по технике речи в учебных заведениях рассчитан, как правило, на три года. Целый семестр уходит на постановку правильного дыхания, еще один семестр на соединение освоенного дыхания со все более совершенствуемой дикцией. Немало времени уходит на укрепление голоса, расширение его диапазона. Потом очень вдумчиво осваивают законы логического чтения и так далее. Практика показывает, что заниматься техникой речи можно и самостоятельно. При этом важно внимательно и последовательно выполнять рекомендуемые упражнения и ни в коем случае нельзя экспериментировать самому. Более того: если вы заметили, что те или иные упражнения доставляют вам неприятные ощущения (жжение связок, возникновение сипоты, чрезмерной сухости в горле и т.п.), то следует их оставить и возвратиться к более легким. Правильно же выполняемые упражнения могут дать первые вполне положительные результаты уже через несколько недель или месяцев. Методика, которую я привожу в пособии, разработана моим педагогом Е.А.Юзвицкой и продолжена ее учениками З.К.Груздевой и С.Н.Куцкой. Мне знакомы и симпатичны многие рекомендации, содержащиеся в учебных пособиях С.К.Макаровой и очень интересного педагога из Екатеринбурга Э.М.Чарели.

Это пособие дает основные упражнения, которые (судя по моей многолетней практике работы с совсем "зеленой" молодежью) способны дать занимающимся возможность укрепить свой речевой аппарат, устранить значительные недостатки в дыхании, голосе, дикции и логике чтения. Эта Доза знаний и умения выделит вас из среды неподготовленных коллег, снабдит определенным опытом, освободит от налета самодеятельности в выбранной профессии.

ДЫХАНИЕ

Дыхание не только обеспечивает жизнедеятельность организма, дыхание еще определяет "срок годности", долголетия в нашей профессии. От дыхания зависят тембр голоса, прелести и погрешности дикции и, наконец, способность произносить в случае необходимости длинные фразы на одном дыхании, словно играючи. И, повторяю, дыхание позволяет голосу профессионала долго не стареть, оно оздоровляет легкие, а следовательно, и весь организм человека.

Различают несколько типов дыхания.

КЛЮЧИЧНОЕ

Самое неглубокое и потому малоэффективное. Оно приподнимает плечи, а ключицы в это время сдавливают основание шеи, затрудняя свободное звукообразование. Полость груди не становится резонатором, придающим голосу большую звучность, объемность.

ГРУДНОЕ

Более полное, чем ключичное, но и оно недостаточно подключает к дыханию самую обширную, нижнюю часть легких. У этого дыхания есть еще один недостаток - частое поднимание и опускание грудной клетки утомляет человека.

ДИАФРАГМЕННОЕ

Его еще называют реберно-диафрагменным. Многие педагоги считают это дыхание самым предпочтительным. Я решительный сторонник такого дыхания. Именно в нем залог долгой свежести голоса. Грудь, плечи, шея, ключицы при таком дыхании абсолютно не напряжены, ничто не сдавливает мышц гортани, воздух минует путь свободно, мягко, плавно и продолжительно, не раздражая связок. Мой педагог Е.А.Юзвицкая говорила, что при диафрагменном дыхании "хоть трехчасовой доклад читай! Мышцы живота устанут, а связки будут свежими"! И я проверял это неоднократно на своем опыте.

Как усвоить такое дыхание?

Если есть возможность, покажитесь хотя бы для первого урока знающему дело педагогу. Если такого педагога у вас нет, то начинайте учиться самостоятельно. Упорство и последовательность должны принести хороший результат.

Итак, начнем.

Встаньте.

Ладонь левой руки положите на верх живота. Ладонью правой руки обхватите нижние ребра (большой палец обхватывает их со спины, остальные спереди). Вдохните носом. Живот (под ладонью левой руки) должен выпятиться вперед. Задержите дыхание на две секунды. Подтяните внутрь самый низ живота. Нижние ребра от этого слегка раздвинутся. Теперь начинайте выдох. Рот слегка открыт, выдыхайте беззвучно, мягко, медленно. Приложите ладонь ко рту. Она должна ощущать тепло и даже легкую влажность. Сначала постепенно должен опадать живот, а под самый конец выдоха и нижние ребра.

Трудно?

Да.

Но на первых порах.

Если будете заниматься внимательно и регулярно, то через какое-то время это дыхание станет для вас автоматическим.

Если правильно набирать дыхание стоя у вас не получается, лягте на плоский диван, делайте вдох - живот должен подняться. Потом это будет у вас получаться и стоя.

Почему этот тип дыхания так важен для человека читающего? Он подключает к дыханию нижние участки легких, которые при других типах дыхания почти не задействованы. А именно нижние части легких являются истинным "резервуаром" для большого запаса воздуха. Ведь что такое диафрагма? Это своего рода мускулистый купол над желудком. Когда вы набираете воздух, диафрагма становится плоской, освобождая место для набора воздуха в нижнюю часть легких. Легкие при этом прекрасно вентилируются, а мы получаем возможность читать длинные фразы без напряжения.

ПОМНИТЕ: вдыхать надо через расширенные ноздри. Педагог Э.М.Чарели, например, считает, что вдох через рот деформирует лицо, которое становится от этого длиннее. Я уже не говорю о том, что при дыхании через рот в организм попадает масса вредных частиц воздуха.

Вдыхая, следите за тем, чтобы при этом ни в коем случае не поднимались плечи, не вздымалась грудь, чтобы были неподвижными клю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: