Кина не будет: о фильмах, запрещённых или снятых с проката в Беларуси




Сегодня на широкие экраны выходит фильм «Крым», события которого разворачиваются на фоне “крымской весны” 2014-го года. С самого начала съёмок картина вызвала широкий резонанс, усилившийся этим летом, когда первый её трейлер стали показывать в минских кинотеатрах. Украинское посольство этим фактом возмутилось, подготовило ноту протеста и в белорусский прокат фильм так и не попал.

По случаю премьеры противоречивой картины я решил узнать подробности этого инцидента и вспомнить о других громких случаях недопуска художественных фильмов на белорусские экраны.

«Крым» https://www.kinopoisk.ru/film/krym-2017-984364/ (2017)

Режиссёром и идейным вдохновителем проекта о событиях, приведших к присоединению Крыма к России, стал Алексей Пиманов, известный по своей телепрограмме «Человек и закон ». По словам (https://ria.ru/culture/20170925/1505478259.html) Пиманова, в марте 2014-го года он находился в Крыму, был очевидцем происходящего и увиденное его потрясло настолько, что он почти сразу приступил к разработке картины, которая бы отразила событие “планетарного масштаба”.

По понятным причинам, картина вызвала волну возмущений в Украине, о прокате ленты в которой не шло и речи. Пиманов предпринял попытку добиться выдачи его фильму прокатного удостоверения и направил украинскому правительству открытое письмо (https://tvzvezda.ru/storage/news_other_images/original/2017/07/18/49f348773b6c4e1f8e0982d1a7fff70e.jpeg). Попытка, как и следовало ожидать, была безрезультатной.

Беларусь, как страна-посредник в разрешении конфликта в Луганске и на Донбассе, оказалась в затруднительном положении, усугубившемся в июле. Перед показом фильма «Блокбастер » в минских кинотеатрах зрителям демонстрировали трейлер (https://youtu.be/Wl6GUxIphDo) ленты Пиманова, и уже в считанные дни Министерство иностранных дел Республики Беларусь получило от своих украинских коллег дипломатическую ноту. Посол Украины Игорь Кизим тогда пояснил (https://news.tut.by/economics/553986.html), что фильм оправдывает захват полуострова и его показ в Беларуси негативно скажется на отношениях двух государств.

Позднее представители минского киновидеопроката вовсе опровергли (https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201707171524-uqq1.htm) намерение показывать «Крым » в Беларуси, подчеркнув, что трейлер был неотъемлемой частью российского фильма " Блокбастер " и прикреплён к нему правообладателями фильма. В свою очередь российская компания-прокатчик «Парадиз » заявила (https://afisha.tut.by/news/anews/551481.html), что переговоры о белорусской премьере скандального фильма всё же велись.

Как бы там ни было, на широких экранах белорусские зрители «Крым» не увидят. И это не единичный пример, когда политические, религиозные и иные обстоятельства становились на пути у фильмов.

«Код Да Винчи» (2006)

Экранизацию одноимённого романа-бестселлера Дэна Брауна встретили сокрушительной критикой как в христианских, так и в исламских странах. Например, в России православные общественные организации устраивали пикеты и стояния; а представители Московского Патриархата вовсе призывали обратиться в Прокуратуру. Несмотря на возмущения и безусловный резонанс, вызванный интерпретацией библейских событий, фильм с проката так и не сняли. По итогам (https://kinobusiness.com/total/2006/) 2006-го года «Код… » оказался в пятёрке самых прибыльных лент, демонстрировавшихся в российских кинотеатрах.

В Беларуси же наблюдалась совершенно противоположная ситуация. Здесь картина Рона Ховарда исчезла из кинотеатров через четыре дня после премьеры. Директор унитарного предприятия «Киновидеопрокат» Василий Коктыш заявил (https://news.tut.by/culture/68530.html), что причиной тому послужило оскорбление чувств верующих: о фильме в негативном ключе высказалась Белорусская православная церковь, а в католическом Минском костёле св. Симеона и Елены проводились посты в связи с показом ленты.

«Телепорт» (2008)

Картина Дага ЛайманаМистер и миссис Смит ») должна была появиться на белорусских экранах в начале 2008-го года. Вовсю шла его рекламная кампания, по городу были развешены плакаты, однако накануне премьеры фильм из прокатной сетки пропал – ему на смену пришли выпущенные ранее фильмы ужасов «Глаз » с Джессикой Альбой и «Я легенда » с Уиллом Смитом.

Официальных комментариев мне отыскать не удалось. Предположу, что всё дело в срыве договорённостей с российскими партнёрами-прокатчиками. Хотя версия о вреде показа в Беларуси фильм о том, что можно запросто телепортироваться в любое желаемое место, выглядит куда забавней.

«Диктатор» (2012)

Пародийно-сатирический фильм Саши Бэрона Коэна встретил острое неприятие, в основном, в странах Средней Азии. В Таджикистане фильм попал под запрет официально. В Казахстане его сняли с проката через несколько недель после премьеры. В Пакистане и Узбекистане в кинотеатрах показали сокращённую, подвергшуюся цензуре версию картины. Беларусь тоже упоминается в числе стран, столкнувшейся с определёнными трудностями в принятии решения о выдаче ленте прокатного удостоверения. Здесь фильм «Диктатор » просто проигнорировали.

Разумеется, за подобным решением усмотрели политическую подоплёку. Хотя директор Киновидеопроката В.Коктыш ссылается (https://news.tut.by/culture/290393.html) на совершенно другие причины: фильм, мол, низкопробный, снят на грани фола; плюс ко всему, его демонстрация требовала цифрового оборудования, которого на тот момент в столичных кинотеатрах попросту не хватало.

«Номер 44» (2015)

Фильм о расследовании серии убийств детей в сталинской России должен был снимать Ридли Скотт с Кристином Бэйлом в главной роли. Позже Скотт ограничился лишь продюсерскими функциями, на посту постановщика его сменил Даниэль ЭспинозаКод доступа “Кейптаун” »), а роль сыщика досталась Тому Харди.

Картина стала экранизацией романа «Child 44 », к слову, изданного на русском языке ещё в 2008-ом году и, буквально в считанные дни перед запланированной премьерой (в России и Беларуси она должна была состояться в один день) была снята с проката. Причиной тому послужило решение компании-прокатчика Централ партнершип, принятое по итогам закрытого показа ленты, на котором присутствовали представители Министерства культуры России.

Позже с официальным заявлением (https://ria.ru/analytics/20150415/1058721017.html) выступил министр культуры России Вл.Мединский, объяснивший, что лента искажает исторические факты: «Не страна, а Мордор, с физически и морально неполноценными недочеловеками, кровавое месиво в кадре из каких-то орков и упырей — вот в такой стране происходит действие фильма от 30-х до 50-х годов ХХ века. Так показана наша страна — та самая, которая только что победила в Великой войне, вырвалась в число мировых лидеров и вот-вот запустит первого человека в космос… Такие фильмы, как "№44", не должны выходить в нашей стране в массовый кинопрокат, зарабатывая на нашем кинозрителе, ни в год 70-летия Победы, ни когда бы то ни было ещё ».

Запрет на показ в России привёл к запрету и на белорусский прокат. Директор минского Киновидеопроката Василий Коктыш тогда пояснил (https://naviny.by/rubrics/culture/2015/04/16/ic_articles_117_188688), что это стало следствием решения Централ партнершип: «Они приняли такое решение. Мы, конечно же, его поддержали. Зачем нам эти проблемы и вопросы?! Фильм того не стоит. Мы его даже не хотели брать в прокат, но сделали это по просьбе «Централ Партнершип ».

Вместо переведённого и озвученного «Номера 44 », ещё накануне имевшего прокатное удостоверение и широкую рекламную кампанию, белорусским зрителям добавили дополнительные сеансы очередной части «Форсажа ».

«Пила», «Фредди против Джейсона» и ещё 100 фильмов

От снятых и недопущенных к белорусскому прокату фильмов перейду к списку картин, который в своё время наделал в прессе немало шума. Речь об официальном списке нежелательных картин, составленном Экспертной комиссией при Министерстве культуры Беларуси. Список существовал довольно длительное время, и на него любили ссылаться СМИ (https://www.interfax.by/article/41755) и даже республиканские общественные организации (https://vbrsm.by/news/244/).

В последующем, видимо, пришло осознание, что перечень хоть и носит рекомендательный характер, но в глазах общественности выглядит, скорее, продуктом цензуры. А потому с официального сайта эта информация пропала. Напоминанием о ней служит лишь “битая” ссылка (https://kultura.gov.by/page/primernyi-perechen-filmov-ne-rekomendovannykh-respublikanskoi-ekspertnoi-komissiei-po-predotvra/) на удалённую страницу сайта Минкульта РБ, носящая название “primernyi-perechen-filmov-ne-rekomendovannykh-respublikanskoi-ekspertnoi-komissiei”.

К счастью, ничто из интернета бесследно не исчезает и благодаря гугл-кэшу мне удалось отыскать оригинальный список, сканом которого с удовольствием с вами делюсь. Помимо кровавых фильмов ужасов и порнографии, отыскать там можно довольно неожиданные примеры, вроде британской исторической драмы «Гитлер. Восстание зла », «Плохой лейтенант » с Харви Кейтелем и даже комедию «Типа крутой охранник ».

Послесловие. Запретный плод сладок. Непререкаемая истина, которая отлично демонстрирует свою актуальность на примере “неудобных” фильмов. Картины, показы которых в отсутствие интереса со стороны минкультов могли пройти спокойно или вовсе незаметно, оказываются в центре искусственно нагнетённого скандала, что приводит к совершенно противоположному эффекту – повышенному зрительскому вниманию. В Сети у этого явления есть даже свой аналог, получивший название “Эффект Барбры Стрейзанд”. Интересно, слышали ли о нём хоть что-то те, кто раздул всю эту шумиху вокруг «Матильды » Учителя?

 


 

Список источников

КРЫМ

https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1046551/v_simfieropolie_pokazali_film_alieksieia_pimanova_krym

https://ria.ru/culture/20170925/1505478259.html

https://www.kinopoisk.ru/film/krym-2017-984364/

https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201707181407-893c.htm

https://afisha.tut.by/news/anews/551481.html

https://afisha.tut.by/news/anews/551350.html

https://news.tut.by/economics/553986.html

 

Номер 44

 

https://naviny.by/rubrics/culture/2015/04/16/ic_articles_117_188688

https://euroradio.fm/ru/film-nomer-44-snyali-s-prokata-i-v-belarusi

https://euroradio.fm/ru/v-belarusi-pokazhut-zapreshchennyy-v-rossii-film-o-vremenah-stalina

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80_44

https://www.kinopoisk.ru/film/nomer-44-2014-736204/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: