В состав входят 13 судей




Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.

По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).

 

24. Организация работы и решения Конституционного Суда РФ

В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации

Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:

1. Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

- федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета

Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных

актов субъектов Российской Федерации;

- договоров между органами государственной власти России и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимных

договоров между последними;

- еще не вступивших в силу международных договоров Российской

Федерации;

2. Разрешать споры о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти РФ и органами государственной

власти субъектов РФ;

- между высшими государственными органами субъектов Российской

Федерации;

3. Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего

применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав

граждан и по запросам судов;

4. Давать толкование Конституции РФ;

5. Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения

обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении

другого тяжкого преступления;

6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7. Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ,

Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Решения Конституционного суда Российской Федерации обязательны на всей

территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и

судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления,

предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их

объединений.

 

 

25. Конституционные (уставные) суды

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации — орган конституционного правосудия (контроля) в субъекте РФ.

Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», за исключением порядка назначения на должность и срока полномочий, которые регулируются законами субъектов РФ.

К настоящему времени (май 2008 г.) конституционные (уставные) суды созданы не во всех субъектах РФ. Кроме того, в ряде субъектов РФ такие суды были упразднены или существуют только де-юре.

26. Правовой статус мировых судей

Вопрос об учреждении дополнительного звена судебной системы, которое позволило бы освободить суды основного звена судов общей юрисдикции от рассмотрения незначительных уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях, — предмет дискуссий, длившихся значительное время с различной степенью интенсивности. Ему уделялось много внимания еще в дореволюционные годы. К нему вернулись во второй половине 80-х гг. На этом этапе дискуссия завершилась принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (ноябрь 1989 г.), предусмотревших учреждение при районных судах судей по административному и исполнительному производству. Предполагалось, что на них будет возложено рассмотрение материалов об административных правонарушениях, подведомственных судам, и вопросов, касающихся исполнения судебных решений.

Но в дальнейшем от этого замысла отказались. Начались поиски иных путей, и они привели к идее, возрождения существовавших до 1917 г. институтов мировых судей. В наши дни идея возрождения института мировых судей начинает обретать реальные очертания: сначала принятый 31 декабря 1996 г. Закон о судебной системе в общих чертах обозначил "контуры" этого института, а затем появился закон, решивший большинство конкретных вопросов его организации и основ деятельности, — Закон о мировых судьях (17 декабря 1998 г.).

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные для федеральных судей Законом о статусе судей и иными федеральными законами

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

27. Судейский корпус

Под судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В его'состав включаются все судьи Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, в том числе и военных судов, арбитражных судов, а также судьи судов субъектов РФ: конституционных (уставных) судов и мировые судьи. В судейский корпус включаются не только действующие, но и судьи, пребывающие в отставке.

Осуществляя функцию реализации судебной власти, судьи выполняют сложные и ответственные обязанности по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских и административных дел, а также по обеспечению конституционного контроля. В силу специфики этой деятельности судьи обладают только им присущими полномочиями. Совокупность прав и обязанностей, характеризующих их правовое положение, и составляет понятие статуса судей.

28. Механизм наделения судебными полномочиями

Судьи Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно председателя Верховного суда РФ и председателя Высшего арбитражного суда РФ.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению председателя Высшего арбитражного суда РФ.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно председателя Верховного суда РФ и председателя Высшего арбитражного суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению председателя Верховного суда РФ.

Президент РФ в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

В случае отклонения представленной кандидатуры на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда соответствующая квалификационная коллегия судей имеет право при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность судьи.

 

29. Статус судей

Статус судей. Независимое положение судебной власти подчеркивается достаточно широким кругом гарантий для судей. Основы их статуса определены в ст. 93 Конституции, которая предусматривает подробное регулирование статуса магистратуры дополняющим законом, принимаемым по инициативе Федерального верховного трибунала. Гарантии для судей — это, в частности:

— пожизненное назначение, которое для судей первой инстанции предусматривается только после двух лет нахождения в должности; об утрате должности в течение этого периода должно быть принято решение трибуналом, в состав которого судья входит, а в других случаях — по окончательному приговору суда;

— несменяемость, за исключением увольнения по основаниям, имеющим публичный интерес; решение о таком увольнении с направлением в резерв или в отставку имеет основанием решение, принятое 2/3 голосов соответствующего трибунала при обеспечении всесторонней защиты;

— несокращаемостъ денежного содержания, за некоторыми исключениями, — еще один элемент статуса бразильских судей.

В то же время на судей налагаются некоторые ограничения, связанные опять-таки с обеспечением их профессиональной независимости. Им запрещено занимать, даже находясь в резерве, другие посты или функции, за исключением преподавания; получать по любому основанию или под любым предлогом судебные издержки и вознаграждение или финансовую долю от рассматриваемых ими дел; посвящать себя партийно-политической деятельности.

30. Органы судейского сообщества

Судейское сообщество — совокупность всех судей в данном государстве. Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. Согласно ст. 29 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 г. В соответствии с указанным законом органами судейского сообщества в РФ являются:

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

защита прав и законных интересов судей;

участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

31. Особенности статуса присяжных и арбитражных заседателей

Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определенных пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои полномочия в порядке, детально регулируемом законом.

Такой порядок исходит прежде всего из необходимости учета требований, предъявляемых к присяжным заседателям. Требования подробно изложены в ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

имеющие непогашенную или неснятую судимость;

признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

ажных судов субъектов Российской Федерации" определяет правовой статус арбитражных заседателей.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, они независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость;

лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;

судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

32. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов

В наши дни вопрос о том, как следовало бы организовать осуществление рассматриваемой правоохранительной функции, решается неоднозначно. Различия обусловлены прежде всего тем, что судебная система Российской Федерации, как отмечено выше (см, § 3 гл. III учебника), в последние годы значительно усложнилась. В ее составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было — Конституционный Суд РФ, военные суды и арбитражные суды. Кроме того, уже начался процесс формирования судов субъектов федерации.

В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в ст. 30 Закона о судебной системе ("Обеспечение деятельности судов"):

"1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации".

С учетом такой общей ориентации, данной в законе, и следует рассматривать вопросы построения организационного обеспечения деятельности судов.

33. Администраторы судов, их функции

У каждого суда общей юрисдикции за исключением Верховного Суда РФ есть свой администратор суда. Он назначается надолжность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда — начальником управления (отдела)

Судебного департамента при Верховном Суде РФ по представлению

председателя районного суда. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа находится в непосредственном подчинении председателя соответствующего суда и выполняет его распоряжения. К тому же он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда — под контролем управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ним.

Основным назначением (функцией) администратора суда является организационное обеспечение деятельности соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда. Реализация основной функции должностного лица осуществляется посредством применения им ее составных частей – подфункций. Подфункциями же администратора суда

являются:

1) принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

2) взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принятие мер по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно курортного лечения;

4) обеспечение судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

5) осуществление информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

6) организация охраны здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы;

7) организация строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;

8) разработка проекта сметы расходов суда, утверждаемого председателем суда, и представление его в соответствующее подразделение Судебного департамента при Верховном Суде РФ или управление (отдел) Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

9) осуществление иных мер по обеспечению деятельности суда.

 

34. Министерство юстиции: структура и функции

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастрового и иного учета объектов недвижимости, в сфере государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель и землеустройства в пределах своих полномочий, государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства в части, касающейся использования земель, контроля за проведением землеустройства, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации. Согласно Указу Президента России от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года), Минюст:

1) занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере:

· исполнения уголовных наказаний,

· регистрации некоммерческих организаций, включая отделении международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций,

· адвокатуры,

· нотариата,

· государственной регистрации актов гражданского состояния,

· обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

2) осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере:

· исполнения уголовных наказаний,

· регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации,

· адвокатуры,

· нотариата,

· государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

35. Федеральная служба судебных приставов РФ

Федера́льная слу́жба суде́бных при́ставов (ФССП Росси́и) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;

исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесённым уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

 

36. Федеральная служба исполнения наказания

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.[3]

Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. В подчинении службы находятся все места лишения свободы России. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России. ФСИН России является юридическим лицом и имеет свои печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);

2) контроль за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуждённых и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осуждённых, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности по оказанию осуждённым помощи в социальной адаптации;

8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчинёнными учреждениями.

 

37. Федеральная регистрационная служба

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.

Росрегистрация подведомственна Минюсту России.

2. Основными задачами Росрегистрации являются:

1) обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений и политических партий;

 

3) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;

4) осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - саморегулируемые организации);

5) управление территориальными органами Росрегистрации (далее - территориальные органы).

3. Росрегистрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

4. Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

5. Росрегистрация осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

 

38. Прокуратура РФ: задачи, структура, кадры

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокуратура осуществляет:

1.надзор за исполнением законов;

2.надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3.надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4.координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

5.уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

Кроме того, в соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие законам решения; прокуратура принимает также участие в правотворческой деятельности. Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. При назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей в прокуратурах районов (городов) в качестве исключения могут быть назначены лица, обучающиеся в высших юридических заведениях. Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу.

На должность районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж прокурорской или следственной работы в органах прокуратуры не менее трех лет. Первый тип: военные, транспортные, войсковых частей – осуществляющие возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.

Второй тип: природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, действующие по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными. Организация и деятельность прокуратуры на них распространяется в полной мере.

Специализированные прокуратуры служат необходимым элементом прокурорской системы.

Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, военные прокуратуры объединений, соединений гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Военные прокуратуры обладают полномочиями: участвовать в совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные проверки; по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения воинских частей; проверять законность содержания на гауптвахтах; требовать обеспечения содержания лиц, находящихся на войсковых гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Транспортные прокуратуры осуществляют расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов в административной деятельности органов милиции.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды, расследование экологических преступлений.

Прокуратуры особо режимных объектов созданы в целях охраны государственной тайны и обеспечения установленного режима секретности на особо режимных объектах, перечень которых устанавливается Правительствам РФ. Следователи этих прокуратур расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах. Эти прокуратуры находятся в непосредственном подчинении Генерального прокурора РФ.

39. Направления прокурорской деятельности

40. Прокурорский надзор

41. Принципы организации и деятельности прокуратуры

42. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

43. Органы дознания

44. Органы предварительного следствия

45. Система и функции органов внутренних дел

46. Полиция, ее задачи и организация

47. Следственные органы

48. Внутренние войска МВД России

49. Федеральная миграционная служба РФ

50. Система обеспечения безопасности в РФ

51. Федеральная служба безопасности

52. Органы внешней разведки РФ

53. Пограничная служба ФСБ РФ

54. Федеральные органы государственной охраны

55. Таможенные органы (общая характеристика)

-обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле и экономической безопасности России;

-совершенствование таможенного регулирования торгово-экономических отношений.

-своевременное и полное взимание таможенных пошлин, а также налогов и других обязательных платежей;

-борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил, а также законодательства о налогах в части, относящейся к компетенции таможенных органов;

-введение таможенной статистики;

-содействие развитию внешнеэкономических связей России, создание благоприятного таможенного режима для выполнения международных договоров;

-содействие в осуществлении мер по защите прав потребителей ввозимых товаров;

-обеспечение информированности государственных органов; предприятий, учреждений и граждан по вопросам таможенного дела;

-организация подготовки квалифицированных кадров для таможенных органов.

В систему таможенных органов входят: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России); региональные таможенные управления; таможни и таможенные посты, а также таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и организации, подведомственные ГТК России, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов.

56. Полномочия таможенных органов

1.Взимание таможенных платежей;

2.Таможенное оформление;

3.Таможенный валютный контроль;

4.Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.

57. Органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

58.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: