МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 1




Тема 4: «ФОНЕТИКА. ЗВУКОВОЙ СТРОЙ ЯЗЫКА»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о фонетике. Предмет фонетики. Разделы общей фонетики. Понятие о звуке речи.

2. История фонетики как науки.

3. Формирование навыков членораздельной речи. Артикуляционная база языка. Основные черты артикуляционных баз английского, немецкого и французского языков (рекомендуется использовать учебное пособие Голубева А.П. и Смирновой И. Б. – есть в наличии в библиотеке филиала!)

4. Три аспекта фонетических исследований.

5. Основные фонетические единицы и средства.

6. Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков речи.

7. Артикуляционная фонетика. Артикуляционнаяхарактеристика звуков речи. Речевой аппарат и его работа.

8. Перцептивная фонетика. Факторы, влияющие на восприятие речи. Перцептивные эталоны.

9. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные: их акустические и артикуляционные признаки (вопрос носит вводный характер!)

10. Артикуляционная классификация согласных звуков (с обязательным комментированием таблиц согласных в родном и иностранном языках!)

11. Артикуляционная классификация гласных звуков (с обязательным комментированием таблиц гласных в родном и иностранном языках!)

12. Методы фонетических (артикуляционных, акустических и перцептивных) исследований

13. Фонетика родного и иностранного языка

Рекомендуемая литература для подготовки к практическому занятию:

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1973. – С. 34-62.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание: Учебное пособие. Изд. 6-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007. – С. 25-52.

3. Голубев А.П., Смирнова И.Б. Сравнительная фонетика английского, немецкого и французского языков. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4.! Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С.3-48.

5. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М.: Просвещение, 1979. – С. 109-132.

6. Кондрашов Н.А. и др. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. – С. 26-37.

7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М.: Высшая школа, 1987. – С. 33-44.

8. Реформатский А. А. Введение в языкознание.- М.:Учпедгиз, 1960. – С.121-153.

9. Рождественский Ю.В., Блинов А.В. Введение в языкознание. - М.: Академия, 2005. – С. 214-226.

10. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Наука, 1975.

11. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М.: Академия, 2005. – С. 12-30.

 

Лабораторная работа 1 «Звуковой строй языка»

Звуки речи как природная материя языка

Выполните письменно задания 21, 22, 23, с. 26-28.

Акустические свойства звуков речи

Выполните письменно задания 31 (выбрать те языки, которыми Вы владеете); 35, 36, с. 30-32.

Артикуляционная характеристика звуков речи

Выполните письменно задания 43, 48, с. 33-34.

Акустико-артикуляционная характеристика звуков речи

 

Выполните письменно задания 59, 65, с. 36-37.

Комментарии по выполнению лабораторной работы:

1. Все упражнения взяты из: Кондрашов Н.А. и др. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. – С. 26-37.

2. Любая лабораторная работа выполняется письменно в двух экземплярах, один экземпляр сдаётся ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЯ преподавателю, второй – остаётся у Вас, с ним мы работаем в ходе занятия!

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ1

Танкова Юлия и Дерябина Анна делают диаграмму «Разделы науки о языке» (каждая – свою версию) и представляют на занятии

Куцева Наталья – готовит устное сообщение с места по теме: «Разделы и аспекты языкознания: терминологические уточнения».

Глухова Анастасия, Логинова Мария – устно и письменно (письменно-для инд. папок) комментируют разницу в употреблении понятий «лексика» и «лексикология».

ВСЕ – учат научные определения по теме «Разделы языкознания» (от 1 до 13 определений, дополняют и уточняют записи в своём словаре лингвистических терминов: например: Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы).

НА ЗАНЯТИИ БУДЕТ УСТНЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ!! Не забывайте указывать в словаре источник информации!

Дополнительные комментарии по подготовке к занятию:

 

1. Как Вы видите, настоящее практическое занятие преследует ТРИ цели:

· мониторинг первой части результатов контрольной работы 1;

· рассмотрение предложенных для обсуждения теоретических вопросов 1-13;

· анализ Вашей самостоятельной работы по выполнению практических заданий (комментированный анализ лабораторной работы 1).

2. Основной принцип подготовки остаётся прежним, с учётом следующих особенностей:

А) Вопросы для обсуждения чётко разделяются на:

· реферативные (выступают один-два человека с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ наличием презентации и – по возможности – раздаточным материалом) и

· дискуссионные (выступает ОДИН человек (наличие раздаточного материала ПРИВЕТСТВУЕТСЯ, в частности, схемы, таблицы и т.д.), допустимо выступление с места). В обсуждении дискуссионных вопросов принимает участие ВСЯ группа, поэтому будьте готовы к дополнениям, уточнениям разного рода)!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: