Роль литературы в ознакомлении детей с природой




К. Ельникова Дошкольное воспитание 1979 № 6 С 23-25

Чтобы оберегать и любить по-настоящему при­роду, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жесто­кости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Научно-популярная и художественная литера­тура о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для по­лучения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

Книги о природе для детей дошкольного воз­раста разнообразны по жанрам. В них в про­стой и занимательной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явле­ниях природы.

Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, даю­щие первоначальные представления и понятия о природе. <

Дети очень любят сказки В. Бианки о живот­ных с занимательным сюжетом. К ним можно отнести такие, как «Кто чем поет», «Лесные до­мишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Лис и мышонок». Автор дает яркие и меткие характеристики животных, знако­мит детей с их приспособлениями к условиям жизни, что имеет большое воспитательное и поз­навательное значение. Например, не все дети знают, какой у дубоноса крепкий и сильный клюв. Он своим клювом может расколоть даже вишневую косточку. А дятел — прекрасный мас­тер — без долота и циркуля выдалбливает вели­колепное дупло.

Яркие образы героев-животных надолго со­храняются в памяти детей. Это и красноголовый воробей, и ласточка-береговушка, и сова. Из сказки В. Бианки «Лис и мышонок» дети узна­ют о том, что лисы охотятся за мышами, а мыши живут в норках, в которых есть спаленки и кладовочки с боковыми ходами-отнорочками. «А я от тебя в отнорочек — и был таков»,— говорит мышонок лису. Сказки помогут детям ответить на многие вопросы: для чего нужны зверям хвосты, какие птицы выводят птенцов зимой и др.

Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чем не быва­ло. Подкрепить то, что дети узнали из сказки, можно несложным опытом.

Действительно ли сохраняется зимой трава? Для этого нужно на небольшом участке расчи­стить снег лопатами, пока не покажется трава. Потом железной лопатой вырубить пласт травы с землей, положить в ящик, принести в группу и поставить на подоконник. Через некоторое вре­мя принесенный пласт зазеленеет. И дети убе­дятся в том, что действительно траве под глубо­ким снегом не страшны зимние морозы.

Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспи­тателем художественной литературы, проведен­ных наблюдений становятся для них более по­нятными, вызывают любопытство, стремление уз­нать как можно больше. Дети просят воспитате­ля ответить на многие вопросы. Все это делает работу с книгой более эффективной, более зна­чимой и целенаправленной.

Интересны сказки О. Иваненко «Спокойной ночи!», «Сосулька», Н. Павловой «Зимняя пи­рушка», рассказывающие о неповторимой красо­те природы, о жизни лесных обитателей. Они помогают детям лучше понять явления природы, научиться, например, зимой распознавать де­ревья.

После чтения книг, экскурсий в природу мож­но провести викторину о деревьях: «Как найти зимой в лесу осину?», «Как можно зимой узнать березу?», «Как зимой среди других деревьев отыскать дуб?». Дети отвечают, цитируя тексты сказки: «Березку нетрудно найти, с опушки вид­но, как березнячок белеет»; «Осинки тоненькие, пряменькие, серо-зеленые, а кора у них горькая»; «Дуб большой, толстый да корявый, а на его ве­точках зимой, как флаги, висят засохшие листья».

Такие викторины способствуют обогащению детей знаниями о характерных особенностях де­ревьев. Сказки, соответствующие жизненной правде, дают детям много полезных сведений о природе.

Необычайно поучительна книжка Н. Сладкова «Жизнь на песке» (Детская литература, 1973). Автор в доходчивой и увлекательной форме преподносит маленькому слушателю в своих ко­ротких рассказах сведения о том, какие растения и животные встречаются на юге нашей страны, где «жаркое синее небо и желтое море песка». Жизнь на песке удивительна. Вот растение пу­стыни — саксаул, у которого нет листьев. Здесь и сетчатая ящерка, от которой никакая вредная личинка не спрячется, потому что у нее «нос сквозь песок чует».

Живет там и ушастая круглоголовка, и удав-чик агама, и варан, и красивая, но злая и ядо­витая змея гюрза. Но, пожалуй, самое интерес­ное то, что в пустыне, так же как и в наших ле­сах, живут ежи. Узнают дети из книги и о том, что в пустыне такие огромные птицы, как орлы-беркуты, «строят» очень прочные и большие гнезда на саксаулах. Есть там и маленькие саксаульские воробьи, и саксаульская сойка, кото­рая очень быстро бегает и громко кричит «чир-чире».

Книга И. Акимушкина «Это все кошки» (Ма­лыш, 1975) ценна тем, что в ней автор в опреде­ленной логической последовательности знакомит детей с животными из семейства кошачьих. Кош­ку все хорошо знают, но где, когда и для чего она была приручена, им неизвестно, не все ее характерные особенности знакомы.

Дети получат интересный познавательный ма­териал о родственниках кошки: диком коте, ко­торый «как прыгнет, как выскочит, зафыркает, зашипит — шерсть дыбом, спина дугой, хвост трубой...». Узнают, что родственниками кошки являются рыси. Встречаются они в лесах Под­московья, в Сибири и в Америке, в Африке и в Азии.

Дети узнают много интересного о красавце леопарде, который не умеет плавать и, как вся­кая домашняя кошка, не любит купаться.

А лев — царь зверей, хотя ни на кого прямо не смотрит, но его боятся все. Что же касается снежного барса, то «детеныши его живут в гнез­де, которое мать утепляет шерстью, вырывая ее у себя на брюшке», а «гепард — самый быстрый зверь на земле, скачет быстрее быстрого ветра». Ящер и бегает, и лазает, и плавает отлично. Пу­ма, «как уверяют индейцы,— друг человека, са­ма никогда не нападает на людей».

Эти интересные сведения дети узнают из книг, прочитанных воспитателем.

В последние годы издано много книг о запо­ведниках нашей страны. Вот, например, книга Ю. Крутогорова «Рассказы про «Тигровую бал­ку» (Малыш, 1977) знакомит детей с одним из замечательных заповедных уголков нашей стра­ны «Тигровой балкой».

Автор рассказывает о заповеднике. Заповедо­вать— это значит запрещать, приказывать. В за­поведниках запрещается рубить деревья и ку­старники, охотиться на зверей и птиц. Пусть они растут и живут, пусть их будет больше, пусть их никто не трогает. В коротких рассказах в доходчивой и увлекательной форме Ю. Кру­тогоров повествует об олене-цветке, о красавице кобре, которая ночью сторожит лодку, о пету­хах-фазанах, о сером варане, об орле-змеееде и других обитателях джунглей. Детям станет по­нятнее, зачем оленю белые пятна, почему нужно беречь и охранять леса.

Книга Р. Папиквена «Заповедник в степи» (Детская литература, 1977) прекрасно иллюстри­рована цветными фотографиями автора. В ней очень увлекательно и. доступно рассказывается о заповеднике Аскания-Нова, где люди выращива­ют, лечат, изучают и охраняют таких редких жи­вотных, как антилопа, лань, лама, зебра, буйвол. А какие необыкновенные птицы поселились на асканийских прудах! Здесь живут и самая круп­ная на земле птица — африканский страус (рост которого достигает трех метров), золотистый и серебристый фазаны и венценосные журавли, необыкновенно нарядные своими хвостами-веера­ми павлины и фламинго.

Дети из книг узнают, что люди создали жи­вотным новые условия, близкие к тем, в которых они жили когда-то. Жители далеких южных стран, они почти перестали бояться людей и ста­ли размножаться в новых условиях.

Из книги Г. Снегирева «Как животных цвет защищает» (Малыш, 1978) дети узнают о не­обыкновенной приспособляемости некоторых жи­вотных к природным условиям. Окраска надеж­но скрывает животных от их врагов: «Идешь по лесу и слышишь только шорохи да писки, а са­мих зверей нет».

Вот выпь — «птица ночная, днем стоит на од­ной ноге, ночи дожидается...». Она умеет затаи­ваться. Если заметишь выпь среди тростников и подойдешь к ней, она не взлетит, как другие птицы. Только прижмет перья, вытянет шею и становится похожа на прошлогодний бурый тростник.

Тигренка тоже маскирует тростник, вся тигро­вая шкурка полосками разрисована, и не пой­мешь, где полоска тигриная, а где тростник.

Дети знают, что у зайца много врагов: и ли­сицы, и волки... Но зайцы хорошо маскируются. Летом заяц серо-бурый, а зимой белый, и его трудно заметить.

А вот рябчик. Он весь рябой. Сам пестренький, на спине полосочка. К листьям прижмется, глаза закроет, не шелохнется, и трудно его заметить. Не только человек, но даже лисица и та рябчика с трудом найдет.

Из рассказов В. Дацкевича «Цветные плав­нички» (Детская литература, 1972) дети узна­ют о том, что очень подвижные, с разноцветны­ми и пышными плавниками гуппи были выведе­ны любителями-аквариумистами. Интересно ве­дет себя сомик. Когда он сыт, то на песке ле­жит да только усами шевелит. Ну, а если голо­ден, то носится по всему аквариуму, пищу для себя ищет.

Дети с большим интересом начинают наблю­дать за обитателями своего аквариума.

В работе с дошкольниками полезно исполь­зовать различные пословицы, поговорки, загад­ки, народные приметы о природе. Они содержат интересный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнышке, значит, скоро прекратится, ворона хохлится — к дождю, ласточка прилетела — ско­ро гром загремит.

Дети с большим удовольствием слушают и за­учивают стихи. Описание русской природы мож­но найти в стихотворениях Пушкина, Лермонто­ва, Некрасова, Фета, Сурикова, Плещеева, Май­кова, Бунина, Тютчева, Блока. Чтение стихотворений способствует пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому, желания защищать это живое и прекрасное.

Ознакомление детей с природой дает лучшие результаты, если воспитатели в своей работе со­четают использование литературы с проведением наблюдений в природе. Наблюдения необходимы ребенку, как солнце, воздух и влага необходимы растению, писал В. А. Сухомлинский.

Детские книги, как правило, хорошо иллю­стрированы, это делает более доступным, понят­ным и эмоциональным содержание излагаемого материала. Воспитатель может использовать в работе с книгой и отдельные произведения изоб­разительного искусства. Это могут быть карти­ны и репродукции Левитана, Шишкина, пейзажи Поленова, Саврасова, Юона, которые вызывают у детей чувство любви к Родине, помогают луч­ше видеть, понимать и любить природу своего края.

Рассматривая пейзажи, дети восторженно от­мечают: «Как красиво, будто в настоящем лесу!» Читая книги, гуляя в парке, сквере, поле, лесу, дети острее воспринимают окружающую их дей­ствительность: «Какой красивый зимний лес, как на картине!»

Речь детей становится выразительней, в ней появляются новые яркие образные выражения: «снег точно вата», «царство снега», «мохнатые лапы ели», «мягкие снеговые шубы», «волнистые туманы», «хмурая, дождливая осень», «трава полна прозрачных слез», «принакрылась снегом, точно серебром», «распустились кисти белой бах­ромой».

Таким образом, используя различные приемы и методы работы с книгами, подкрепляя и допол­няя прочитанное наблюдениями в природе, ра­ботая с произведениями искусства, воспитатель формирует у детей любовь и уважение ко всему живому, к окружающему нас прекрасному и раз­нообразному миру растений, животных, птиц.

Все это способствует формированию нравст­венных и эстетических качеств юных граждан нашей страны.

К. ЕЛЬНИКОВА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: