Укрепление династии Омейядов.




Основание ордена.

Первая версия.Орден был учрежден одним из вождей германских рыцарей герцогом Фридрихом Швабским 19 ноября 1190 года, и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ему постоянное место в городе.

Вторая версия. Во время 3-го крестового похода, когда рыцари осаждали Акру, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов. 6 февраля 1191 года Папа Римский Климент III утвердил орден как «Тевтонской братии церкви Святой Марии Иерусалимской» своей папской буллой.5 марта 1196 года в храме Акры состоялась церемония реорганизации ордена в духовно-рыцарский. На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199 года, и определил задачи ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

Структура ордена

Великий магистр. Верховной властью в ордене обладали великие магистры (нем. Hochmeister, Grossmeister). Устав Тевтонского ордена (в отличие от устава Бенедиктинского ордена, к которому он восходит) не передаёт в руки великого магистра неограниченную власть. Его власть всегда ограничивалась Генеральным Капитулом. Исполняя свои обязанности, великий магистр зависел от собрания всех братьев ордена. Однако с расширением ордена власть великого магистра значительно усиливается, ввиду невозможности собирать часто Генеральный капитул. На деле взаимоотношения Магистра и Капитула определялись больше правовым обычаем. Вмешательство Капитула было необходимым в кризисные ситуации, что порой приводило к отставке великих магистров с должности.

Ландмейстер. Ландмейстер (нем. Landmeister) — следующая должность в структуре ордена. Ландмейстер являлся заместителем великого магистра на некоторых территориях Ордена. Всего в Тевтонском ордене существовало три вида ландмейстеров:

Немецкий ландмейстер — впервые немецкие ландмейстеры появились в 1218 году. С 11 декабря 1381 года их власть начинает распространяться и на итальянские владения ордена. В 1494 году Император Карл V даровал Немецким ландмейстерам статус имперских князей.

Ландмейстер в Пруссии— должность была учреждена в 1229 году с началом завоевания орденом Пруссии. Первым ландмейстером стал Герман фон Балк, внеся значительный вклад в завоевание Пруссии. Его усилиями были основаны несколько замков, проведено множество походов на прусские земли. На протяжении всего XIII века основной задачей ландмейстеров стало подавление постоянных восстаний пруссов и войны с литовцами. В XIV веке «обязанность» руководить постоянными походами в Литву полностью перешла к Маршалам ордена. Должность существовала до 1324 года. После переноса столицы ордена в 1309 году в Мариенбург, необходимость в специальном «заместителе» великого магистра в Пруссии отпала. С 1309 по 1317 год должность оставалась свободной. С 1317 по 1324 год последним ландмейстером стал Фридрих фон Вильденберг.

Ландмейстер в Ливонии (нем. Landmeister von Livland). Должность учреждена в 1237 году после вхождения Ордена меченосцев в состав Тевтонского ордена.

Комтур. Низшая должностная единица в структуре ордена. Комтур руководил комтурством вместе с Конвентом — собранием рыцарей данного комтурства. Рыцари, подчинявшиеся комтуру, назывались попечителями (нем. Pfleger) или фогтами (нем. Vögte) и могли иметь различные «специализации» и в соответствии с ними называться, например: фишмейстерами (нем. Fischmeister) или лесничими (нем. Waldmeister).

Главные должностные лица ордена.Кроме этого в ордене существовало пять должностных лиц, с которыми должен был совещаться великий магистр:

Великий комтур. Великий комтур (нем. Großkomture) — был заместителем великого магистра, представлял орден во время его отсутствия по причине болезни, отставки или кончины, осуществлял поручения великого магистра.

Маршал. Маршал ордена (нем. Marschalle или нем. Oberstmarschall) — в его основные обязанности входило руководство военными операциями ордена. Большую часть времени проводил либо в военных походах, либо в Кёнигсберге, являвшимся базой для сбора братьев ордена в походы против Литвы. Являлся вторым лицом ордена в сражениях после великого магистра.

Верховный госпитальер (нем. Großspittler) — в первые годы после создания ордена руководил госпиталями и больницами ордена. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в Эльбинге.

Верховный интендант (нем. Ordenstrappier) — в его функции входило снабжение братьев ордена всем необходимым в мирной жизни: одеждой, пищей и другими предметами быта. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в замке Христбург.

Главный казначей (нем. Ordenstressler) — руководил финансовыми операциями ордена, заведовал денежными ресурсами ордена.

Орден в Западной Европе. В 1190 году, после основания ордена в Акко, граф Боппо фон Вертхайм с согласия церкви разместил орден в 1212—1220 годах в городке Эшенбах. Образованное в 1305 году коммендантство Эшенбах вошло в 1305—1315 годах в коммендантство Нюрнберг. Затем после многочисленных обменов, покупок и дарений орден стал единовластным владельцем Нюрнберга.

Начало утверждения в Восточной Европе. К 1210-м годам влияние и богатство Тевтонского ордена было замечено многими державами, желающими под знаменем «борьбы с язычниками» расправиться с противоборствующими группами. Большое влияние имел тогдашний глава тевтонов — Герман фон Зальца (нем. Herman von Salza, 1209—1239), обладавший значительными владениями и ставший заметным посредником Папы Римского. В 1211 году король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей для помощи в борьбе с ордами половцев. Тевтонцы разместились на юго-восточной границе Трансильвании, в Бурценланде, получив при этом значительную автономию. Однако зависть венгерского баронства к военным успехам и льготам ордена привели к тому, что король в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли. Только незначительная их часть осталась в Трансильвании, влившись в состав трансильванских саксов.

Борьба против прусских язычников. В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого. В 1225 году князь попросил помощи у тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними захваченных территорий. Император санкционировал начинание золотой буллой 1226 года. Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1232 году, обосновавшись на правом берегу Вислы. Здесь был построен первый форт, давший рождение городу Торунь. При продвижении на север были основаны города Хелмно и Квидзын. Вступив на прусские земли, крестоносцы основали замок Бальга. В 1255 на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг. Тактика рыцарей была одинакова: после подавления местного вождя язычников население насильно обращали в христианство. На этом месте строился замок, прибывали немцы и начинали активно осваивать захваченные земли.

Расширение влияния.. Несмотря на активные действия в Европе, официальная резиденция ордена вместе с великим магистром находилась в Леванте. В 1220 году орден выкупил часть земель в Верхней Галилее и построил крепость Монфор. Здесь располагался архив и сокровища ордена. В 1271 крепость Монфор была взята Бейбарсом, предводителем мамлюков, и резиденция ордена перебралась в Венецию. Экспансия Тевтонского ордена в Прибалтике. Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. В 1237 году Тевтонский орден слился с остатками военного братства рыцарей Меча (рыцарей Христа), тем самым получив власть в Ливонии. В захватническом походе на Гданьск (1308) под лозунгом «Jesu Christo Salvator Mundi» (Иисус Христос Спаситель Мира) было уничтожено почти всё польское население (около 10 000 христиан). На захваченные земли прибывали немецкие колонисты. К этому же времени было захвачено Восточное Поморье. Захват уже не преследовал никаких религиозных целей. Таким образом, к концу XIII века орден, фактически став государством, продолжает политику экспансии на Восток. В 1309 году столицей Тевтонских рыцарей стал город Мариенбург (нем. «Замок Марии»; польск. Мальборк).

Отношения с русскими княжествами и Великим княжеством Литовским. В 1239—1240 годах возникла реальная возможность скоординированной атаки всех западных сил против русских земель, ослабленных монгольским нашествием. В конце августа 1240 орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля и заручившись поддержкой папской курии, вторгся в псковские земли и захватил Изборск. Попытка псковского ополчения отбить крепость окончилась провалом. Рыцари осадили сам Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. В город были посажены два немецких фогта. Далее рыцари вторглись в пределы Новгородского княжества и построили крепость в Копорье. В Новгород прибыл Александр Невский, после чего, командуя новгородскими войсками, освободил Копорье. После этого он вернулся в Новгород, где провёл зиму, дожидаясь прибытия подкрепления из Владимира. В марте объединённое войско освободило Псков. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 на Чудском озере. Оно закончилось сокрушительным поражением рыцарей. Орден вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказались от захваченных русских земель.

Другим русским княжеством, столкнувшимся с орденом, стало Галицко-Волынское. В 1235 или 1238 князь Даниил Романович в битве под Дорогичином остановил экспансию рыцарей на Юго-Западную Русь (скорее всего, это были не тевтонские рыцари, а рыцари Добринского ордена). Объектом спора в этом регионе были ятвяжские земли. В 1254 вице-магистр Тевтонского ордена в Пруссии Бурхард фон Хорнхаузен, Даниил и мазовецкий князь Земовит заключили в Рачёнже трёхсторонний союз для покорения ятвягов.

Основной и самый продолжительный натиск Ордена приняло на себя Великое княжество Литовское. Борьбу с орденом начал современник Александра Невского литовский князь Миндовг. Он нанёс рыцарям два сокрушительных поражения в битве при Сауле (Шауляе) в 1236 и в битве при озере Дурбе (1260). При преемниках Миндовга князьях Гедимине и Ольгерде Великое княжество Литовское и Русское стало крупнейшим государством Европы, но продолжало подвергаться ожесточённым атакам.

В XIV веке орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши (т. н. «личная уния» — оба государства имели одного правителя).

 

Закат ордена. Трудности орден стал испытывать с 1410 года, когда объединённые польско-литовские войска нанесли сокрушительное поражение армии ордена в битве при Грюнвальде. Погибло более двухсот рыцарей и их глава. Войско Тевтонского ордена потеряло репутацию непобедимого. Польско-литовской армией командовали польский король Ягайло и его двоюродный брат, великий князь литовский Витовт. В состав войска входили также чехи (именно здесь Ян Жижка потерял свой левый глаз), три смоленских полка, а также татарские союзники литовского князя.

В 1411 году после двухмесячной, так и не увенчавшейся успехом осады Мариенбурга, орден выплатил контрибуцию Великому княжеству Литовскому. Был подписан мирный договор, однако мелкие стычки время от времени имели место. В целях реформы императором Священной Римской империи Фридрихом III была организована Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем тринадцатилетнюю войну, из которой Польша вышла победительницей. В 1457 году резиденция великого магистра ордена переместилась в Кёнигсберг. В 1466 году по Второму Торуньскому мирному договору Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля.

Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году, когда великий магистр Тевтонского ордена, Альбрехт Гогенцоллерн из династии Бранденбургских Гогенцоллернов перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши.

Из-за того что Кёнигсберг, бывшая резиденция великого магистра, оказался на территории секуляризованной Пруссии, столица ордена была перенесена в город Бад-Мергентхайм, расположенный под Вюрцбургом. Орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Остававшиеся под властью ордена владения и территории отошли вассалам и союзникам Наполеона. Реорганизовать Тевтонский орден удалось лишь во время Первой мировой войны.

Восстановление ордена. Восстановление ордена произошло в 1834 году при содействии австрийского императора Франца I. Орден был лишён политических и военных амбиций и сосредоточил усилия на благотворительности, помощи больным и тому подобному.В период нацистских гонений на Орден его деятельность была фактически свёрнута. После окончания войны ордену были возвращены аннексированные нацистами австрийские владения. В 1947 году декрет о ликвидации ордена был формально аннулирован.Орден не был восстановлен в социалистической Чехословакии, но возродился в Германии и Австрии. После распада советского блока отделения ордена появились на территории Чехии (в Моравии и Богемии), Словении и некоторых других европейских странах. Имеется также маленькое (менее двадцати человек) сообщество членов ордена в США.Резиденция великого магистра по-прежнему находится в Вене. Там же находятся казначейство ордена и библиотека, хранящая исторические архивы, около 1000 старых печатей, другие документы. Орденом управляет аббат-хохмейстер, хотя сам орден состоит в основном из сестёр.Орден разделён на три владения — Германия, Австрия и Южный Тироль, и два командорства — Рим (Италия) и Альтенбисен (Бельгия).Орден полностью обслуживает своими монахинями одну больницу в городе Фризах в Австрии и один частный санаторий в Кёльне. Сёстры ордена также работают в других больницах и частных санаториях в Бад-Мергентхайме, Регенсбурге и Нюрнберге.

Современная символика ордена. Символ ордена — латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый (для Рыцарей Чести) шлемом с чёрно-белыми перьями или (для членов общества Св. Марии) простым круговым украшением из чёрно-белой орденской ленточки.

 

Ливонское ландмайстерство тевтонского ордена ( лат. Fratres miliciae Christi de Livonia, нем. Brüder der Ritterschaft Christi von Livland) — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Ливонии на землях куршей, ливов, земгалов в 1237—1561. Потерпел ряд серьёзных поражений от русских и литовцев (Ледовое побоище 1242, битва при Дурбе 1260, Раковорская битва 1268 и др.). Резиденцией магистра служил Венденский замок на северо-востоке современной Латвии. В Ливонской войне XVI века орден был разгромлен русскими войсками, после чего в 1561 году распался. В 1217 датский король Вальдемар II высадился на берегах северной Эстляндии и основал крепость Ревель (Таллин). По договору 1230 часть эстонских земель была передана ордену Меченосцев. Всего же территория ордена включала до 2/3 латышских и эстонских земель. На захваченных землях судом и управлением ведали командоры и фогты. Орден и епископ раздавали завоёванные земли рыцарям и духовенству, подчиняя их власти местное население, обязанное содержать своих поработителей, работать на них, участвовать в их походах. По имени живших в низовьях Западной Двины ливов, орден стал называться Ливонским.

После захвата рыцарями островов Сааремаа и Муху папа Гонорий III в 1227 обратился «Ко всем королям Руссии»: «Твёрдо соблюдая мир с христианами Ливонии и Эстонии, не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться гневу Божиему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает, покарать вас»[источник не указан 916 дней].

Ливонией называлась в то время конфедерация 5 духовных княжеств (Ливонский орден, Рижское, Курляндское, Дерптское и Эзель-Викское епископства), которая номинально находилась под властью римского папы и германского императора.

ОснованиеОбразован в 1237 году из остатков Ордена Меченосцев после поражения их в битве при Сауле (нем. Schaulen, лит. Šauliai, Шяуляй) 22 сентября 1236 года. После потери в битве магистра и примерно трети рыцарей произошло его слияние с Тевтонским орденом и, таким образом, Ливонский орден стал его Лифляндским отделением. Вёл войны против Литвы и Руси. История ордена подробно описана Генрихом Латвийским в его Ливонских рифмованных хрониках. Членами ордена были «братья-рыцари» (воины), «братья-священники» (духовенство) и «служащие-братья» (оруженосцы-ремесленники). Ордену были даны права рыцарей-тамплиеров (храмовников). Отличительным знаком его членов была белая мантия с красным крестом и мечом на ней.

1268 году орден участвовал в Раковорской битве с новгородцами, исход которой до сих пор вызывает споры у историков[источник не указан 627 дней].В 1275 году Орден получил от императора Священной Римской империи Рудольфа Габсбургского привилегии, позволяющие вершить суд в Риге.В 1283 году ливонский ландмайстер Виллекин де Эндорп основал на территории современной Эстонии город Феллин, который впоследствии стал одним из главных городов ливонского ландмайстерства.В 1284 был заключён договор Новгорода с Ливонским орденом.К 1398 относится договор Великого княжества Литовского и Ливонского ордена о разделе Северо-западной Руси.В 1421 был подписан торговый договор Новгорода с Ливонским орденом.Мир оказался непрочным, и в 1444 вспыхнула война Ливонии с Новгородом и Псковом, продолжавшаяся до 1448.В 1492 для борьбы с Ливонией напротив немецкой крепости Нарвы был основан Ивангород.В 1500 был заключён антимосковский договор между Литвой и Ливонским орденом. Во время войны 1501—1503 гг., в 1501 году орден был разгромлен русскими войсками при Гельмеде (ок. Дерпта).

Ливонская война и разгром ордена. В 1557 г. Иван IV взял курс на обострение отношений с орденом — он отказал ливонским послам в приёме. Орден был разгромлен и ликвидирован в Ливонской войне русскими войсками в 1561.Последний гроссмейстер Готхард Кетлер, не видя средств к сохранению независимости ордена, по Виленскому договору принял (1561) титул герцога и тем самым положил конец существованию ордена.

 

Иезуи́ты (Орден Иезуитов; официальное название «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий».[3] Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Сегодня число иезуитов составляет 18 139 человек (данные 2010 года), из них 12 808 — священники[1]. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к Независимому Российскому Региону.

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в РимеВ настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Основание. Игнатий де Лойола, основатель «Общества Иисуса», родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя «пути Иисуса». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.В конце 1536 года он с группой товарищей (среди них Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симан Родригиш) идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления они приняли решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представили папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом и составляет Конституции нового института. Ко дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Распространение учения. Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает в Китае. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.В 1565 году орден насчитывал 2000 членов; в 1615 году, когда умер пятый генерал ордена, — 13 112. Основаны «редукции» Парагвая.В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае высокообразованные иезуиты (см.: Маттео Риччи, Иоганн-Адам Шалль (англ. Johann Adam Schall von Bell)) получают от императоров право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Восстановление общества. Общество было восстановлено в 1814 году. Первым генералом возрождённого ордена стал российский иезуит Фаддей Бжозовский. Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания (например, французский журнал «Etudes» основанный в 1856 году). Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 году была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии.

Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.). Через 10 лет о. Педро Аррупе собирает 32-ю Генеральную Конгрегацию. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире.

В 1960-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 году — 36 038). Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

[править]

Иезуиты в России. До XVIII века иезуиты нечасто попадали в Московское царство; однако иезуиты Перейра (англ. Thomas Pereira)) и Жербильон, входившие в состав китайской делегации в Нерчинске в 1689 году, сыграли значительную роль в заключении Нерчинского договора.

После роспуска Общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой, двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказался на территории Российской империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года буллы Dominus ac Redemptor, повелела считать буллу несуществующей.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого коллегиума литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Речи Посполитой был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквах. С.Черневич стал генеральным викарием иезуитов в России, затем этот пост унаследовали Габриэль Ленкевич (до 1799) и Франциск Каре.

В 1800 году новый император Павел I передал обществу церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал свое согласие на устройство колледжа при ней. В ряды Общества вступали русские, как-то князь Иван Гагарин (1814—1882), публицисты Иван Мартынов (1821—1894) и Евгений Балабин (1815—1895)‚ основатели существующего ныне журнала «Etudes».

7 марта 1801 года Папа Пий VII издал документ Catholicae fidei, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской империи, что в частности было сделано по личной письменной просьбе императора Павла I. Генеральный викарий России Франциск Каре стал генералом Ордена. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления Ордена иезуитов во всём мире.

16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

13 марта 1820 года Император Александр I, ввиду прозелитизма иезуитов, по докладу князя А. Н. Голицына, подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Все их учебные заведения закрывались, имущество конфисковывалось. Российским подданным, если они покидали Орден, дозволялось остаться в России. За 1820—1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом.[5]

Устав о паспортах, ст. 219 гласила в то время «иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию. Российские Миссии и Консульства всякий раз при выдаче паспортов едущим в Россию духовным должны требовать от них письменного объявления, что они ни по чему не принадлежат и не принадлежали к иезуитскому ордену, и о таковых объявлениях упоминать не только в донесениях Министерству Иностранных Дел, но и в самых паспортах. Высланным же из России иезуитам, хотя бы они и представили свидетельства об оставлении ими иезуитского ордена, выдавать паспорта на возврат в Россию вовсе запрещается».[источник не указан 286 дней]

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.Советская власть и её идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви..21 июня 1992 года Минюстом России был зарегистрирован Независимый Российский Регион Общества Иисуса.В конце октября 2008 года в Москве, в квартире на улице Петровке, были убиты иезуиты Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Последний, уроженец Караганды, из семьи немецких католиков, с 2002 года был настоятелем Независимого Российского Региона «Общества Иисуса».[6] Уголовное следствие склонялось к бытовой версии убийства.

КО́РДО́ВСКИЙ ХАЛИФА́Т, мусульманское государство на Пиренейском полуострове. Кордовский халифат являлся политическим преемником Кордовского эмирата, переживавшего глубокий упадок. В 912 умер последний кордовский эмир Абд Алла (888-912), оставив страну во власти мятежей, раздробленную сепаратистски настроенными подданными. Преемником на кордовском троне он назначил своего внука Абд ар-Рахмана, впоследствии великого халифа. Абд Алла уделял особое внимание воспитанию внука, рано увидев в юноше недюжинный ум, дальновидность и настойчивость.

Абд ар-Рахман (Абдаррахман III) принял титур эмира, когда ему был 21 год. Свое правление он начал с восстановления мира на испаномусульманских территориях и укрепления центральной власти. В 913 и 917 были окончательно приведены к повиновению арабская аристократия Севильи и Кармоны; Севилья вновь была включена в Андалусскую корону. В последующие годы эмир установил действенный контроль над марками. В Нижней марке это было отмечено передачей ему Бодахоса; в Средней — сдачей, после двухлетней осады, Толедо; в Верхней — восстановлением своей власти в Сарагосе, которая предпочла стать вассалом Леонского королевства.

Взятие Бобастро и прочие военные успехи принесли Абдаррахману III огромную популярность, на волне которой в 916/29 он принял титул халифа и «главы правоверных» и присоединил к своему титулу почетное имя ан-Насир ли-Дини-л-лах («тот, кто победоносно сражается за веру Господа»). Этот акт утверждал независимость правителя ал-Андалуса от какой-либо высшей мусульманской власти. Абд ар-Рахман аргументировал свои притязания ссылками на происхождение от дамасских халифов (испанские Омейяды — прямые потомки Омейядов, изгнанных из Дамаска Аббасидами в 750). С юридической точки зрения действия Абдаррахмана были беспрецедентны и свидетельствовали как о реально существовавшей независимости Кордовы от Багдада, так и о переосмыслении самого понятия власти халифа.

Достоинство, которое сообщал новый титул, хорошо сочеталось с политическими успехами нового халифа. Во внешней политике андалусский правитель сосредоточился прежде всего на борьбе против христианской Испании и против влияния Фатимидов в Северной Африке. Еще до принятия титула халифа Абдаррахману удалось положить конец христианским рейдам на мусульманскую территорию (экспедиции 920 и 924). Однако распространение мусульманского влияния было приостановлено во время правления Рамиро II, короля Леона (932-50). Самой крупной победой Рамиро была битва при Симанкасе в 939, когда громоздкая мусульманская армия была обращена в бегство и понесла большие потери из-за того, что Рамиро предусмотрительно вырыл в тылу мусульман ров. Со смертью Рамиро II в 950 в христианских государствах вспыхивают междоусобицы, что сильно их ослабляет.

951-61 гг. приносят невиданное укрепление власти и влияния Абдаррахмана. Сюзеренитет халифа и его преемников признают король Леона, королева Наварры и графы Кастилии и Барселоны, что подтверждается ежегодной выплатой дани; отказ от уплаты приводил к карательным рейдам. Тогда же разрушаются или передаются мусульманам большая часть укреплений. Таким образом, с 960 и до конца столетия мусульманский контроль над Пиренейским полуостровом достигает наивысшей точки. Стратегия создания политически зависимых единиц, применяемая испано-мусульманскими правителями, была скорее феодальной и определялась, видимо, нехваткой сил у мусульманских властей, вынужденных в результате довольствоваться вассальной зависимостью побежденных.

К 931 в результате ряда военных предприятий Абдаррахман стал сюзереном большого региона от Алжира до Сиджилмасы. Однако после похода фатимидского военачальника Джаухара в 959 под властью халифа остались лишь Танжер и Сеута. Это положение было исправлено только после 972, когда интересы Фатимидов переместились на восток, а их столица была перенесена в Египет. После походов 973 и 974 Омейяды вернули себе часть потерянных земель и восстановили былое положение. Абдаррахман III установил официальные контакты с Византией, обмениваясь посольствами и подарками с Константином VII Багрянородным. Германский император Оттон I и граф Барселонский также присылали своих представителей в Кордову.

В ноябре 961 Абдаррахман III умер, оставив трон своему пятидесятилетнему сыну ал-Хакаму II (Аль-Хакиму) (961-76). При этом халифе, интеллектуале и библиофиле, ал-Андалус процветал, сохраняя и укрепляя власть мусульман на полуострове и в Северной Африке; он становился одним из наиболее активных центров мусульманской цивилизации. Ал-Хакаму II наследовал его сын, малолетний и неспособный к уравлению страной Хишам II (976-1013). После интриг власть в стране захватывает Мухаммад ибн Аби Амир, находящийся с 978 на должности хаджиба (управителя дворца).

Ибн Аби Амир никогда не претендовал на халифский титул, но сконцентрировал в свих руках все нити гсударственного управления. Он поощрял чувственные излишества молодого халифа и держал его в стороне от всякой государственной деятельности. Мать Хишама прнцесса Субх (баскская наложница ал-Хакама II) ничего не могла сделать, чтобы помочь сыну. Окончательно все ее попытки потерпели неудачу, когда ибн Аби Амир перевел администрацию из Алькасара в Кордове в свой собственный новый дворец Мадина аз-Захира. В 981 хаджиб принял титул ал-Мансур би-л-лах («Победоносный с божьей помощью»), который у христианских хронистов известен как Альмансор. он также получил право быть упомянутым после халифа в пятничной молитве — хутбе. Период с 981 по 1008, время правления ибн Аби Амира и его сына Абд ал-Малика, может быть назван амиридской диктатурой.

«Царствование» ал-Мансура известно военными победами (ему приписывают 57 успешных походов). При расширяется территория, прочно удерживаемая мусульманами, укрепляются отношения сюзеренитета с христианскими королевствами. Большая часть походов была направлена против Леона и Кастилии или против полунезависимых феодалов Пиренейского полуострова. В 985 мусульмане вышли на Барселону, в 997 были разграблены и разрушены церковь и монастырь Сантьяго де Компостела. Только сама гробница святого осталась нетронутой. В 1000 ал-Мансор разбил соединенное войско христианских государей. Влияние ал-Андалуса распространилось и на Северную Африку: в 998 сын ал-Мансура обосновался в Фесе почти как вице-король. Военная активность Кордовы не падала и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: