Поэтому никак не следует называть эту схизму ересью – т.е. михианством, она была лишь расколом, учиненным студийскими монахами.




 

Как пишет знаток церковной истории Византии Д. Е. Афиногенов, в михианской схизме дело не шло о статусе игумена Иосифа, ни тем более о самом «прелюбодеянии» императора Константина VI, все это имело значение третьестепенное. Речь шла даже не об отношениях Церкви и государтсва, а о компетенции иерархии в вопросах применения икономии32.

 

Схизма была преодолена «в результате императорского посредничества, носившего характер уговоров, а не давления, Никифор и студиты пришли к компромиссу. Перемирие потребовало уступок с обеих сторон, так как патриарх должен был вновь низложить игумена Иосифа и, по крайней мере наружно, отказаться от достигнутого на соборе 809 г., а Феодору пришлось забыть свои обвинения в ереси, признать Никифора законным главой церкви и формально согласиться с тем, что во всем виноват покойный император»33.

 

Спустя почти 100 лет после прекращения этой михианской схизмы, в начале X в. Константинопольская Церковь перенесла еще одно внутреннее разногласие по вопросу второбрачия, троебрачия, а также и совершения над вступающими в повторные браки церковного чина, в частности. Когда император Лев VI Мудрый по династическим соображениям после смерти трех своих жен вступил в 4-й брак в 907 г., патриарх Николай I Мистик не признал законность этого союза, за что патриарх Николай был низложен, и на его место был избран Евфимий, а римский папа утвердил четвертый брак. Из-за всего этого возникло большое разномыслие в Церкви. С одной стороны, сторонники Евфимия ссылались на

 

правила Западной Церкви, позволявшие четвертый брак в случае смерти

 


30 Nicetas Stethatos, Opuscules et Lettres, p. 468.

31 Православная энциклопедия. Т. XXII (М., 2010).С. 51-58.

32 Д. Е. Афиногенов. С. 54.

33 Там же. С. 56.



предыдущих жен. С другой стороны сторонники Николая указывали на прямое запрещение четвертого брака правилами Восточной Церкви.

 

И только когда скончался император Лев, был созван в Константинополе Собор (912-913), восстановивший Николая в патриаршестве и подтвердивший абсолютный запрет 4-го брака. Этот Собор называют «Собором Единения», поскольку он принес для Византийской Церкви долгожданный мир и положил конец спорам относительно повторных браков на будущее.

 

Итоговым его документом был «Томос единения»34, в котором говорится только об умиротворении внутрицерковных споров и им отныне запрещается признавать четвертый брак. Важно подчеркнуть факт того, что считать раскольниками любую из этих партий было бы ошибкой, так как именно в Томосе нигде нельзя увидеть, что речь идет о принятии раскольников, а лишь умиротворении двух сторон конфликта.

 

«В этом синодальном постановлении определено: четвертый брак признавать безусловно недозволительным и недействительным, как запрещенный церковию и нетерпимый в христианской стране; овдовевшее лицо, имеющее детей и вступившее в третий брак по достижении 40-летнего возраста, подвергается отлучению от причащения в течения 5-ти и более лет, смотря по его жизни; вдовым супругам старше 40-ка лет, если у них остались дети от брака с умершими супругами, запрещается вступление в следующий брак; оставшиеся вдовыми моложе 30-ти лет, но с детьми, за вступление в третий брак подлежат отлучению от причащения на 4 года; вдовые бездетные лица, моложе 30-ти лет, безпрепятственно могут вступать во второй брак, за вступление же в третий брак и они подлежат церковному покаянию; незаконное вступление в первый и вторый брак наказывается отлучением от причащения до 7-ми лет; священники за нарушение правил сего собора подлежат низвержению из сана и лишению причащения до 7-ми лет»35.

 

Последующая византийская практика в целом следовала «Томосу единения»36, иногда отступая от его предписаний в сторону большей строгости, как об этом свидетельствует Феодор Вальсамон37.

Не всё сторонники Евфимия согласились с Томосом, но патриарх Николай обращался к своим противникам с большим братолюбием. Предпочёл он даже уход из патриаршества ради церковного мира, также сдерживал своих сторонников от нападения на сторонников Евфимия. В одном письме патриарх Николай писал:

 

«Я нахожусь в крайнем недоумении и как в непроходимом море ношусь между теми и другими, устремляя свой взор единственно к Божественному Промышлению и управлению,

 


34 Название Томоса связано с тем, что благодаря ему восстанавливался мир между церковной и государственной властью, нарушенный незаконным браком императора. Текст Томоса см: Σύνταγµα των

 

θείων και ιερών κανόνων των τε αγίων και πανευφήµων Αποστόλων, και των ιερών και οικουµενικών και τοπικών Συνόδων, και των κατά µέρος αγίων Πατέρων,υπό Γ.Α.Ράλλη και Μ.Ποτλή,τ. 5,Αθήνα1855,σ. 4-10.Критический текст и пер. см.: L. G. Westerink, Nicholas I Patriarch of Constantinople. Miscellaneous Writings.

 

Greek Text and English Translation (CFHB XX. Series Washingtonensis), Washington 1981, p. 59-71.Томоснаходится в 53-й главе Кормчей книги – «Изложение, рекше воспоминание бывшаго церковного соединения при Константине и Романе, овому убо царствующу, овому тогда цареву отцу саном почтену сущу».

 

35 М. Горчаков О тайне супружества. Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й (по спискам патриархов Иосифа Никона 51-й) главы печатной Кормчей книги. СПб., 1880. C. 188.

36 См. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и

 

божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или Алфавитная Синтагма Матфея Властаря. Перевод с греч.свящ.Н.Ильинского.Буква Γ,Глава4-я.Симферополь, 1892; С. 108-109.

37 Σύνταγµα των θείων και ιερών κανόνων,τ. 4,Αθήνα1854,σ. 480-481.



так как всякое человеческое искусство бессильно. Оставить своих и перейти к противникам было бы странно и безрассудно, а нежелание отделившихся повиноваться нашему слову против воли нашей удерживает от соединения с ними».

 

После смерти патриарха Николая в 925 г., его последователи также относились к сторонникам Евфимия как к братьям, которые пока внутренне не готовы к примирению. И лишь много лет после внесения патр. Евфимия в диптихи, на Константинопольском Соборе в 995 г. были осуждены те, кто не соглашался на примирение38.

 

IV.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: