Место выполнения работы: Ноябрьский институт нефти и газа (филиал) Тюменского государственного университета нефти и газа в г. Ноябрьске, 4 курс




Секция: Государственное строительство и конституционные права граждан

Тема: Обеспечение конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока посредством этнологической экспертизы

Автор: Иванов Александр Васильевич

Научный руководитель: Кручинин Сергей Васильевич

Место выполнения работы: Ноябрьский институт нефти и газа (филиал) Тюменского государственного университета нефти и газа в г. Ноябрьске, 4 курс

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.…………………………………………....................................................................................3

1. Об этнологической экспертизе……………………………………………...………………...…..4

2. О территориях традиционного природопользования (ТТП).…………...………………….......5

3. О господдержке…………………………………………………………….………………….........7

4. О родном языке……………………………………………………………….…………………….8

5. Обязательность этнологической экспертизы……………………………...…………………….9

6. Место этнологической экспертизы в системе законодательства Российской Федерации...10

7. Критерии устойчивого развития коренных малочисленных народов, которые должны учитываться при проведении этнологической экспертизы………………………………..……….15

8. Организация проведения этнологической экспертизы…………………………………….......11

9. Реализации прав на использование ТТП как основы традиционного хозяйствования…....17

10. Краткое содержание «плана содействия развитию коренных малочисленных народов севера о. Сахалин» (ПСРКМНСС) компании «Сахалин энерджи компани»………………..……...…….22

11. Изучение опыта Канады в решение проблем правового обеспечения коренных малочисленных народов………………..…………………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………………………………………..28

Список используемой литературы………………………………………………………….….….30

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на принятые в кон­це прошлого века и начале нынешнего три специальных закона о коренных малочисленных народах, правовое регулирова­ние общественных отношений с их участием все еще остается весьма фрагментарным, в законодатель­стве содержится значительное количество пробелов и коллизий правовых норм, препятствующих реализации установленных закона­ми прав.

Цель данного исследования это обеспечение правовой и экологической безопасности коренных народов севера. В условиях интенсивного про­мышленного освоения полезных ископаемых в районах Севера, Си­бири и Дальнего Востока, многие из которых планируется добывать на землях, где ведут традицион­ный образ жизни коренные мало­численные народы Севера, важно, законодательно закрепить права этих народов на учет их интересов при отводе зе­мельных участков под разработ­ку недр. Кроме того, общины ко­ренных малочисленных народов должны иметь право на согласо­вание порядка проведения таких работ, на обязательное проведе­ние этнологической экспертизы и возмещение ущерба, нанесенного в результате деятельности хозяйс­твующих субъектов.

Для осуществления данной цели предлагается:

1. Изучить и раскрыть понятие этнологической экспертизы, доказать нужность ее

проведения

2. Определить место этнологической экспертизы в системе законодательства РФ

3. Рассмотреть организацию проведения этнологической экспертизы

4. Рассмотреть нынешнее положение территорий традиционного природопользования.

5. Обозначить проблему реализации прав на использование ТТП как основы традиционного хозяйствования.

6. Рассмотреть план содействия развитию коренных малочисленных народов севера о. Сахалин разработанный компанией «Сахалин энерджи компани», получивший признание специалистов ЮНЕСКО, как эталонный для заключения трехстороннего соглашения по содействию развития коренных малочисленных народов Севера в Сахалинской области.

7. Изучить опыт Канады в решении проблемы правового обеспечения коренных малочисленных народах и как его можно интерпретировать в российских условиях

Объектисследования правовое обеспечение этнологической экспертизы и территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов как средства для повышения социально-экономического положения и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера.

Многие нормы феде­ральных законов, направленные на обеспечение прав коренных на­родов, либо носят декларативный характер, либо требуют детали­зации в подзаконных актах, либо совсем отменены, как в 2004 году федеральный закон № 78-ФЗ «Об основах государственного регули­рования социально-экономичес­кого развития Севера Российской Федерации», что, по сути, означает отказ государства от проведения особой политики, учитывающей специфические особенности райо­нов Севера.

К сожалению, мы должны констатировать факт; последние годы отмечаются изъятием из феде­рального законодательства норм, обеспечивавших на практике ре­альную защиту конституционных прав аборигенов Севера. Это и принятие небезызвестного закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в некото­рые законодательные акты РФ...», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации», где нет нормы, специально обязы­вающей органы местного самоуп­равления защищать права и закон­ные интересы аборигенов».

Существовавшая ранее в Феде­ральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» система представительства коренных ма­лочисленных народов (через уста­новление квот в законодательных органах государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления) не была вполне совершенна, поскольку во многом не подкреплялась до­статочными юридическими меха­низмами ее реализации на феде­ральном уровне. Однако полное исключение из Федерального за­кона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российс­кой Федерации» положений, каса­ющихся установления таких квот и вовсе снизила уровень гарантий обеспечения прав малочисленных народов.

Также отсутствуют гарантии участия представителей коренных малочисленных народов в работе исполнительных органов власти. В результате становится невоз­можным выполнение принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации тысячелетия, которая призывает государства обеспечить участие коренных малочислен­ных народов в принятии решений по насущным для них вопросам. Таким образом, законодательство Российской Федерации не соот­ветствует общемировым тенденци­ям в данной области отношений.

 

1. Об этнологичес­кой экспертизе

 

О том, что этнологическая эк­спертиза нужна северным регио­нам, как воздух, говорится давно, с самого момента принятия ФЗ «Об экологической экспертизе» в 1995 г., и особенно принятия ФЗ «О гарантиях прав коренных ма­лочисленных народов РФ», где это понятие было введено. Исходя из него, этнологическая экспертиза -это «научное исследование вли­яния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса». То есть обя­зательная часть исследований, оп­ределяющих оценку воздействия на окружающую среду намечае­мой деятельности и выявляющих вероятность возникновения рис­ка, степени и характера тяжес­ти, масштаба распространения. Исследований, прогнозирующих экологические, социальные и эко­номические последствия в целях выработки политики рациональ­ного природопользования. Уже из этого видна необходимость при­нятия нормы об этнологической экспертизе. Попытка ввести ее была предпринята. Однако законо­дательная инициатива о внесении соответствующих изменений в ФЗ «Об экологической экспертизе» Думой РФ была отклонена.

Необходимо как можно скорее прописать многие понятия, нормы и компенсаторные механизмы, если наша страна является демократическим государством, в котором каждому гарантируется равенство прав и свобод, то в сегодняшней ситуации коренные малочисленные народы Севера оказываются ущемлены в своих конституционных правах. Об этом же, кстати, говорил Вла­димир Путин в бытность Прези­дентом Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию.

17 сентября 2008 года Гене­ральной Ассамблеей ООН приня­та Декларация о правах коренных народов. Это, конечно, повлияет на российское национальное за­конодательство относительно ко­ренных малочисленных народов Севрпа, на государственную по­литику и на дальнейшие позитив­ные шаги федеральных органов государственной власти. Сегодня, как никогда.актуально заполнить наиболее важные пробелы в за­конодательстве, расширить парт­нерство между коренными наро­дами, местными сообществами и учеными в организации и про­ведении мониторинга законода­тельства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав коренных малочисленных народов Севера. Для решения этих задач вниманию Общественной палаты предлагается следующая иници­атива. Создать особый институт или отрасль права, где сосредото­чилось бы все, что законодательно касается интересов коренных ма­лочисленных народов. Это позво­лило бы в едином ключе понимать и применять юридические нор­мы, ориентироваться в правовом пространстве, оценивать уровень защищенности этносов, а также избежать дублирования или же не­соответствия этих законов Консти­туции Российской Федерации

2. О территориях традицион­ного природопользования

 

Фактически не работает приня­тый в 2001 году Федеральный за­кон «О территориях традиционно­го природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос­сийской Федерации». Правитель­ством Российской Федерации не разработано типовое положение о правовом режиме таких террито­рий, что является постоянной те­мой на обсуждениях любого уров­ня. На практике общины коренных малочисленных народов не могут закрепить за собой земельные участки с охотничьими и рыбопро­мысловыми угодьями и оленьими пастбищами участками. Не имея документов на право пользования землей на указанных территори­ях, представители и общины ко­ренных малочисленных народов не имеют и возможности получить долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, разовые лицензии на промы­сел пушного зверя, а также квоты на вылов рыбы.

Для коренных народов реаль­ную угрозу представляет собой новый земельный кодекс Российской Федерации. Он допускает только аренду земельных участ­ков, а это непосильное финансо­вое бремя для аборигенов даже при символических ставках арен­дных платежей. Попытки Ассоциа­ции коренных малочисленных на­родов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, а также представителей некоторых комитетов Государственной Думы и Совета Федерации добиться принятия поправок, предусмат­ривающих право безвозмездного пользования всеми категориями земельных участков для ведения традиционного природопользова­ния, пока не принесли успеха.

Поскольку подавляющее боль­шинство земель, на которых про­живают северные коренные мало­численные народы, находится в ведении Федерации, весь процесс образования территорий тради­ционного природопользования в нашей стране оказался заморо­женным. Вопреки бедственному положению людей, исторические места традиционного природо­пользования аборигенов, рыбохозяйственные и охотничьи угодья передаются в долгосрочную арен­ду ресурсодобывающим, в том чис­ле рыболовным и другим промыш­ленным, а также туристическим компаниям. С утратой же земель неизбежно наступает утрата самих основ жизни аборигенов. Ведь в настоящее время интерес для биз­неса представляют топько рыба, объекты охотничьего промысла, дикоросы. Коренные жители лиша­ются также возможности осваивать новые виды ресурсов, такие, как рекреационные, составляющие основу для этно- и экотуризма. В ряде случаев новые хозяева зе­мель на кабальных условиях, за гроши принимают на работу тех же аборигенов, находящихся в безвы­ходном положении, и становятся хозяевами их судьбы.

По данным Роснедвижимости, 40 процентов оленьих пастбищ в настоящее вре­мя испытывают стрессовое воздействие промышленных объектов, приводящее повсе­местно к их загрязнению, де­градации и выводу из оборота. Компенсации за ущерб окружа­ющей среде, в том числе и на оленьих пастбищах, по россий­ским законам выплачиваются государству, а не оленеводам. Только в 4 из 29 субъектов Рос­сийской федерации где традиционно проживают коренные малочисленные народы Севе­ра, Сибири и Дальнего Восто­ка, есть региональные законы, по которым часть компенса­ций выплачивается непосредс­твенным пользователям.

3. О господдержке

 

В отличие от других, не север­ных территорий, где граждане обладают реальной свободой в выборе профессии и приобрете­нии навыков в различных сферах деятельности, северные народы ограничены в возможности такого выбора. Объясняется это тем, что в местах их традиционного прожи­вания обычно отсутствуют какие-либо предприятия, на которых они могли бы трудиться. А если они и есть, то обрести свое место под солнцем людям мешает отсутс­твие необходимой квалификации. Несмотря на значительные под­вижки в деле просвещения, уро­вень образованности кочевого и полукочевого населения пока еще значительно ниже уровня обра­зованности даже сельского насе­ления средней полосы России. В этом тоже есть факт ограничения и ущемления прав коренных мало­численных народов.

Нельзя закрывать глаза и на то, что в последнее время запу­щен процесс закрытия некомплек­тных школ. В условиях огромных пространств Российского Севера это может привести к возврату времен безграмотности среди аборигенов. Создание малокомп­лектных кочевых школ, способных решить проблему, пока не полу­чило должного развития. В связи с падением качества начального и среднего образования молодым людям всё труднее становится поступить на общих основаниях в высшие учебные заведения на обучение с бюджетным финан­сированием, которое на сегодня является для них единственно возможным в силу бедности их семей. Сложнее всего обстоят дела с поступлением в техничес­кие высшие и средние учебные заведения. Надо с полной яснос­тью себе представлять, что без своих высококвалифицированных специалистов малым народам не удержаться в бурном потоке сов­ременного мира. Нужны юристы для защиты их прав, педагоги для обучения детей современным знаниям, врачи, готовые в труд­ных условиях жизни на Севере бороться за здоровье земляков-аборигенов. Нужны и техничес­кие специалисты, экономисты, менеджеры малого бизнеса, без знаний которых не вывести тра­диционные виды хозяйствования на тот же уровень, как это имеет место, например, у аборигенов Скандинавских стран.

Система государственной под­держки традиционных производств и жизнеобеспечивающих отраслей коренного населения претерпела изменения. Теперь традицион­ные отрасли хозяйства северных территорий оказались вне сферы экономических отношений и без перспективы укрепления собс­твенной производственной базы. Продукция сбывается в основном в том же месте, где и производится. Имеются проблемы в обеспечении средствами радио и телевиде­ния, радиосвязи. Обанкротились многие сельскохозяйственные предприятия, пришло к глубокому кризису оленеводство и традици­онные промыслы, наблюдается ка­тастрофическое снижение уровня жизни и сокращение ее средней продолжительности до 45-50 лет, рост безработицы до 50 процен­тов от трудоспособного населения, снижение реальных доходов в не­сколько раз. Как результат - начал­ся процесс миграции молодежи в районные центры и города.

Одним из возможных способов осуществления коренными мало­численными народами конститу­ционного права свободно распо­ряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию, представляется со­здание специальной системы про­фессионального ориентирования и трудовой подготовки для тех, кто лишился возможности вести тра­диционный образ жизни. Причем расходы на создание и функцио­нирование необходимых учебных центров следует возложить на предприятия, использующие изъ­ятые из пользования коренных на­родов земли.

При этом важно помнить: ут­рата коренными этносами терри­торий традиционного природо­пользования будет практически означать и постепенное уничтоже­ние этих народов. Допустимо ли в современном цивилизованном об­ществе соотносить ценность наро­да и капитала?

Данные статистики показывают, что продолжительность жизни у коренных наро­дов ниже среднероссийского уровня более чем на 10 лет, смертность намного выше, особенно детская, а также у мужчин в трудоспособном воз­расте. В этой высокой смер­тности очень велика доля самоубийств и смертей от несчастных случаев - вдвое больше среднероссийского уровня.

Сегодня в Российской Фе­дерации на территории 29 субъектов проживает 40 ко­ренных малочисленных народов общей численностью 252 тысячи человек. Территория, на которой живут аборигены, составляет 70% территории страны, и здесь производится более половины национально­го богатства РФ.

В одном из эвенкийских сел в Амурской области, по офи­циальной статистике за 10 лет, средний возраст умер­ших был 27 лет. Поэтому можно без преувеличения ска­зать, что сегодня многие ма­лочисленные народы на пороге этнического исчезновения. Из 40 коренных национальностей Севера, Сибири и Дальнего Востока семь имеют числен­ность менее одной тысячи человек и 12 народностей меньше двух тысяч человек. Пороговая цифра для народа - семь тысяч человек...

4. О родном языке

 

Одним из главных элементов, определяющих народ, как этнос, является родной язык. На приме­ре Ямало-Ненецкого автономного округа можно видеть, что госу­дарственная политика в области образования реализуется здесь с учетом всех особенностей много­национального состава населения, и в частности, образа жизни корен­ных малочисленных народов Се­вера. Однако если брать в целом, сохранение и развитие лингвисти­ческого ресурса коренных этносов осложняет то, что, в отличие от многих наций, коренные малочис­ленные народы российской окраи­ны долго не имели письменности, и как следствие, их языки - мало-изучены. К тому же в речи народов, принадлежащих к одной языковой группе, много диалектов, и для того чтобы язык был понятен всем, нуж­но выбрать единый, основной для да1 ной группы. Учитывая отдален­ность поселений, их труднодоступ-ность, слабую связь между жителя­ми стойбищ, нужно помнить о том, что члены разных родовых общин имеют разнополярное базовое зна­ние, поэтому не всем детям поня­тен тот язык, который преподает учитель. Происходит отчуждение. Увеличивается количество детей, не знающих родного языка. Мало специалистов - носителей языка.

Дополнительные трудности воз­никли в связи с новыми условиями на размещение заказов изготовле­ния учебников для национальных школ. До 2007 года учебники гото­вились издательством «Просвеще­ние». Оно имело большой опыт и квалифицированных специалис­тов. Но, к сожалению, это издатель­ство не выиграло тендер. Сейчас изданием учебников занимается фирма «Вентана-Граф», которая начала эту важную работу практи­чески с нуля. Возникают проблемы с наличием корректоров и редакто­ров, а осуществлять собственное редактирование автор не может. Также встает вопрос о самих учеб­никах. В связи с недостаточным фи­нансированием учебники не могут быть красочнымисоответствовать всем требованиям графики, стано­вятся непривлекательными. Кроме того, в учебнике ребенок должен узнать самого себя, своих сороди­чей, но зачастую иллюстрации не соответствуют тому образу, к кото­рому привык маленький северянин. Допустим, на картинке в учебнике на языке ханты фигурируют «пер­сонажи» в одежде якутов...

Родные языки коренных мало­численных народов Севера долж­ны быть -взяты под защиту госу­дарства, как это было заведено в дореформенный период. И если сегодня не позаботиться о полу­чении аборигенами качественного образования, то это обязательно окажет негативное воздействие на статус следующих поколений севе­рян, их культурное, экономическое, социальное и духовное развитие.

5. Обязательность этнологической экспертизы

 

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" этнологическая экспертиза — это научное исследование влияния изменения исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Обязательность и регулярность проведения этнологической экспертизы играют важную роль в комплексной оценке этносоциальной ситуации в районах проживания коренных малочисленных народов, своевременном выявлении тенденций развития системы их жизнеобеспечения и т.д.

Целесообразность и эффективность проведения этнологической экспертизы обусловлена ее комплексным подходом. В рамках проведения этнологической экспертизы используются следующие методы: полевые исследования; статистическая обработка данных о динамике социально-экономических, демографических, этнополитических процессов в районах со смешанным национальным составом; систематизация и информационная обработка делопроизводственной документации органов исполнительной власти, учреждений и организаций, национальных ассоциаций и других материалов, позволяющих выйти на комплексную оценку этносоциальной ситуации, выявление наиболее характерных тенденций, прогнозирование, выработку рекомендаций.

Согласно мировой и отечественной практике экспертиза в первую очередь направлена на оценку последствий принимаемых управленческих решений, степени обоснованности разрабатываемых программ и проектов развития в районах традиционного проживания, землепользования, использования природных ресурсов, национального предпринимательства.

Проблема проведения этнологических экспертиз в России в последнее время стоит достаточно остро. Указанные механизмы позволяют выйти на уровень этносоциального мониторинга процессов, оценки и прогноза долговременных последствий проводимого курса в области межнациональных отношений, способствуют выявлению механизмов формирования очагов межэтнической напряженности и выработке для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления рекомендаций по профилактике (нейтрализации) конфликтных ситуаций. Необходимо, чтобы этнологическая экспертиза проводилась по отношению к этническим общностям, внесенным в перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (без ограничения их "Севером, Сибирью и Дальним Востоком"). В целом же этнологическая экспертиза должна проводиться при необходимости по инициативе органов власти либо заинтересованного населения — путем обращения в соответствующий орган занимающийся этнологической экспертизой, который и должен определить степень целесообразности проведения конкретной экспертизы.

 

 

6. Место этнологической экспертизы в системе законодательства Российской Федерации

 

В настоящее время понятие этнологической экспертизы на уровне федерального законодательства представлено только в Федеральном законе от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". В соответствии с пунктом 6 статьи 1 указанного федерального закона этнологическая экспертиза — это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

В ряде субъектов Российской Федерации ведется работа по определению понятия "этнологическая экспертиза" в законодательных и иных нормативных правовых актах. В одних случаях данный термин совпадает с определением федерального законодательства (например, Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 29 апреля 2003 года № 184-ОкЗ "О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" (пункт 11 статьи 1), постановление администрации Сахалинской области от 14 марта 2007 года № 45-па "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области" (пункт 1.2), Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 ноября 2001 года № 27-РЗ "О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике" в части 7 статьи 1 повторяет определение, но не использует термин "малочисленные народы", распространяя действие закона только на народ абазин. В других случаях нормативные правовые акты содержат понятие этнологической экспертизы как обязательной дополнительной оценки воздействия в рамках экологической экспертизы на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических общностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности, предполагаемой в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (постановление Сахалинской областной Думы от 5 октября 2006 года № 5/3/492-4 "О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе").

Ряд нормативно-правовых актов указывает, что в целях обеспечения условий сохранения исконной среды обитания коренных малочисленных народов в обязательном порядке проводятся экологические и этнологические экспертизы предполагаемой хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (часть 1 статьи 12 проекта закона Амурской области "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области", постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 27 марта 2003 года № 25/141 "О проекте Закона Амурской области "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области").

В необходимых случаях для оценки хозяйственной деятельности издаются соответствующие нормативно-правовые акты, например, постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2006 года ГС № 1835-Ш о рекомендациях парламентских слушаний "Итоги общественных слушаний по обсуждению материалов оценки воздействия на окружающую среду в составе технико-экономического обоснования (проекта) "Расширение трубопроводной системы "Восточная Сибирь — Тихий океан" на территории Республики Саха (Якутия)", в пункте 3 части 2 которого идет речь о проведении этнологической экспертизы для выявления степени воздействия указанного объекта на окружающую среду и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов.

Таким образом, во всех случаях предполагается принцип научности при проведении этнологической экспертизы.

Согласно пункту 6 статьи 8 указанного Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленным народам, объединениям малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам, предоставляется право на участие в проведении экологической и этнологической экспертиз. Однако порядок и обязательность проведения этнологической экспертизы федеральным законодательством не установлены.

Большинство нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации предусматривает права на участие в проведении этнологической экспертизы при разработке федеральных и (или) региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов в отношении:

народа абазин, его объединений и лиц, относящихся к народу абазин (пункт 6 статьи 6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 ноября 2001 года № 27-РЗ "О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике");

общин коренных малочисленных народов Севера (часть 3 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 года 82-3 № 175-Ш "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера");

органов суктула и общественных организаций юкагирского народа (часть 6 статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года 305-3 № 617-Ш "О суктуле Юкагирского народа");

коренных малочисленных народов Севера (часть 12 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года 227-3 № 461-Ш "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера");

уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера (часть 5 статьи 4 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 года № 351 "Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае"; часть 6 статьи 4 Закона Корякского автономного округа от 28 июня 2006 года № 196-оз "Об уполномоченных представителях коренных малочисленных народов Севера в Корякском автономном округе"); коренных малочисленных народов (часть 1 статьи 12 проекта закона Амурской области "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области" (постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 27 марта 2003 года № 25/141 "О проекте Закона Амурской области "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области").

Отдельные нормативные правовые акты устанавливают обязательность проведения этнологической экспертизы в отношении проектов разработки природных ресурсов на территории автономного округа на основе принципов международного права, соблюдения федерального и регионального законодательства (постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2004 года № 1536 "Об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе); в отношении хозяйственной предполагаемой хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 27 марта 2003 года № 25/141 "О проекте закона Амурской области "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области"); в отношении хозяйственной и иной деятельности, предполагаемой в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (постановление Сахалинской областной Думы от 5 октября 2006 года № 5/3/492-4 "О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе").

Отдельные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации регламентируют порядок проведения этнологической экспертизы, установление уполномоченных органов исполнительной власти, состав экспертных комиссий, в которые входят внештатные эксперты-специалисты в сфере этнологии, землеустройства,природопользования и других сфер, представители коренных малочисленных народов Севера, а также штатные сотрудники экспертного подразделения уполномоченного органа (постановление администрации Сахалинской области от 14 марта 2007 года № 45-па "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области").

Проведение этнологической экспертизы рассматривается в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации чаще всего в рамках проведения экологической экспертизы. Так, Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона № 146315-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (в части проведения этнологической экспертизы в рамках экологической экспертизы). Есть постановление Сахалинской областной Думы от 5 октября 2006 года № 5/3/492-4 "О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" в части проведения этнологической экспертизы.

Также вносятся проекты законов субъектов Российской Федерации (проект закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 205-3-1104 "Об этнологической экспертизе в Ямало-Ненецком автономном округе").

Рассматривается также проект федерального закона № 448428-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы — членами Комитета Государственной Думы по делам национальностей М.А. Аюповым, М.Т. Гаджиевым, Г.С. Дорошенко, Б.И. Кодзоевым, Е.Н. Трофимовым. Предлагается внести изменения в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", изложив пункт 6 статьи 1 в следующей редакции: "этнологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта этнологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям законодательства о гарантиях прав коренных малочисленных народов, защите их исконной среды обитания и традиционного образа жизни в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на развитие этноса".

 

 

7. Критерии устойчивого развития коренных малочисленных народов, которые должны учитываться при проведении этнологической экспертизы.

 

Объектом этнологической экспертизы является этнодемографическая, этнополитическая, социально-экономическая (включая экологические аспекты), этнокультурная ситуация в районах проживания коренных малочисленных народов.

В части оценки этнодемографической ситуации должны быть проанализированы: полные регистры населения из числа коренных малочисленных народов; половозрастной состав; структура семей; группы, подпадающие под социальные программы; прогноз сохранения системы расселения.

В результате анализа этнодемографической ситуации могут быть получены следующие показатели, учитываемые при проведении этнологической экспертизы: состояние демографической пирамиды в среде коренных малочисленных народов, показатели смертности, рождаемости, естественного прироста, фертильности, коэффициенты старения, демографическая типология населенных пунктов.

В оценке социально-экономической ситуации должны быть отражены статистические параметры систем жизнеобеспечения землепользователей с посемейной привязкой на топографической основе; границы поземельных конфликтов; определена степень развития приусадебного и промыслового комплекса хозяйств; определены параметры занятости, латентной и официальной безработицы, индексы ориентации на развитие приусадебного, промыслового комплексов, занятие имеющихся и планируемых рабочих мест; дана характеристика причин конфликтных ситуаций при трудоустройстве, а также определено соотношение традиционных и нетрадиционных видов производства.

Все параметры рассчитываются по этническим группам, относящимся к коренным малочисленным народам.

В части анализа этнополитической ситуации результатом должны стать мате



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: