Секция: Государственное строительство и конституционные права граждан
Тема: Обеспечение конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока посредством этнологической экспертизы
Автор: Иванов Александр Васильевич
Научный руководитель: Кручинин Сергей Васильевич
Место выполнения работы: Ноябрьский институт нефти и газа (филиал) Тюменского государственного университета нефти и газа в г. Ноябрьске, 4 курс
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.…………………………………………....................................................................................3
1. Об этнологической экспертизе……………………………………………...………………...…..4
2. О территориях традиционного природопользования (ТТП).…………...………………….......5
3. О господдержке…………………………………………………………….………………….........7
4. О родном языке……………………………………………………………….…………………….8
5. Обязательность этнологической экспертизы……………………………...…………………….9
6. Место этнологической экспертизы в системе законодательства Российской Федерации...10
7. Критерии устойчивого развития коренных малочисленных народов, которые должны учитываться при проведении этнологической экспертизы………………………………..……….15
8. Организация проведения этнологической экспертизы…………………………………….......11
9. Реализации прав на использование ТТП как основы традиционного хозяйствования…....17
10. Краткое содержание «плана содействия развитию коренных малочисленных народов севера о. Сахалин» (ПСРКМНСС) компании «Сахалин энерджи компани»………………..……...…….22
11. Изучение опыта Канады в решение проблем правового обеспечения коренных малочисленных народов………………..…………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………………………….….….30
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на принятые в конце прошлого века и начале нынешнего три специальных закона о коренных малочисленных народах, правовое регулирование общественных отношений с их участием все еще остается весьма фрагментарным, в законодательстве содержится значительное количество пробелов и коллизий правовых норм, препятствующих реализации установленных законами прав.
Цель данного исследования это обеспечение правовой и экологической безопасности коренных народов севера. В условиях интенсивного промышленного освоения полезных ископаемых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, многие из которых планируется добывать на землях, где ведут традиционный образ жизни коренные малочисленные народы Севера, важно, законодательно закрепить права этих народов на учет их интересов при отводе земельных участков под разработку недр. Кроме того, общины коренных малочисленных народов должны иметь право на согласование порядка проведения таких работ, на обязательное проведение этнологической экспертизы и возмещение ущерба, нанесенного в результате деятельности хозяйствующих субъектов.
Для осуществления данной цели предлагается:
1. Изучить и раскрыть понятие этнологической экспертизы, доказать нужность ее
проведения
2. Определить место этнологической экспертизы в системе законодательства РФ
3. Рассмотреть организацию проведения этнологической экспертизы
4. Рассмотреть нынешнее положение территорий традиционного природопользования.
5. Обозначить проблему реализации прав на использование ТТП как основы традиционного хозяйствования.
6. Рассмотреть план содействия развитию коренных малочисленных народов севера о. Сахалин разработанный компанией «Сахалин энерджи компани», получивший признание специалистов ЮНЕСКО, как эталонный для заключения трехстороннего соглашения по содействию развития коренных малочисленных народов Севера в Сахалинской области.
7. Изучить опыт Канады в решении проблемы правового обеспечения коренных малочисленных народах и как его можно интерпретировать в российских условиях
Объектисследования – правовое обеспечение этнологической экспертизы и территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов как средства для повышения социально-экономического положения и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера.
Многие нормы федеральных законов, направленные на обеспечение прав коренных народов, либо носят декларативный характер, либо требуют детализации в подзаконных актах, либо совсем отменены, как в 2004 году федеральный закон № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», что, по сути, означает отказ государства от проведения особой политики, учитывающей специфические особенности районов Севера.
К сожалению, мы должны констатировать факт; последние годы отмечаются изъятием из федерального законодательства норм, обеспечивавших на практике реальную защиту конституционных прав аборигенов Севера. Это и принятие небезызвестного закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ...», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где нет нормы, специально обязывающей органы местного самоуправления защищать права и законные интересы аборигенов».
Существовавшая ранее в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» система представительства коренных малочисленных народов (через установление квот в законодательных органах государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления) не была вполне совершенна, поскольку во многом не подкреплялась достаточными юридическими механизмами ее реализации на федеральном уровне. Однако полное исключение из Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» положений, касающихся установления таких квот и вовсе снизила уровень гарантий обеспечения прав малочисленных народов.
Также отсутствуют гарантии участия представителей коренных малочисленных народов в работе исполнительных органов власти. В результате становится невозможным выполнение принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации тысячелетия, которая призывает государства обеспечить участие коренных малочисленных народов в принятии решений по насущным для них вопросам. Таким образом, законодательство Российской Федерации не соответствует общемировым тенденциям в данной области отношений.
1. Об этнологической экспертизе
О том, что этнологическая экспертиза нужна северным регионам, как воздух, говорится давно, с самого момента принятия ФЗ «Об экологической экспертизе» в 1995 г., и особенно принятия ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», где это понятие было введено. Исходя из него, этнологическая экспертиза -это «научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса». То есть обязательная часть исследований, определяющих оценку воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и выявляющих вероятность возникновения риска, степени и характера тяжести, масштаба распространения. Исследований, прогнозирующих экологические, социальные и экономические последствия в целях выработки политики рационального природопользования. Уже из этого видна необходимость принятия нормы об этнологической экспертизе. Попытка ввести ее была предпринята. Однако законодательная инициатива о внесении соответствующих изменений в ФЗ «Об экологической экспертизе» Думой РФ была отклонена.
Необходимо как можно скорее прописать многие понятия, нормы и компенсаторные механизмы, если наша страна является демократическим государством, в котором каждому гарантируется равенство прав и свобод, то в сегодняшней ситуации коренные малочисленные народы Севера оказываются ущемлены в своих конституционных правах. Об этом же, кстати, говорил Владимир Путин в бытность Президентом Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию.
17 сентября 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация о правах коренных народов. Это, конечно, повлияет на российское национальное законодательство относительно коренных малочисленных народов Севрпа, на государственную политику и на дальнейшие позитивные шаги федеральных органов государственной власти. Сегодня, как никогда.актуально заполнить наиболее важные пробелы в законодательстве, расширить партнерство между коренными народами, местными сообществами и учеными в организации и проведении мониторинга законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав коренных малочисленных народов Севера. Для решения этих задач вниманию Общественной палаты предлагается следующая инициатива. Создать особый институт или отрасль права, где сосредоточилось бы все, что законодательно касается интересов коренных малочисленных народов. Это позволило бы в едином ключе понимать и применять юридические нормы, ориентироваться в правовом пространстве, оценивать уровень защищенности этносов, а также избежать дублирования или же несоответствия этих законов Конституции Российской Федерации
2. О территориях традиционного природопользования
Фактически не работает принятый в 2001 году Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Правительством Российской Федерации не разработано типовое положение о правовом режиме таких территорий, что является постоянной темой на обсуждениях любого уровня. На практике общины коренных малочисленных народов не могут закрепить за собой земельные участки с охотничьими и рыбопромысловыми угодьями и оленьими пастбищами участками. Не имея документов на право пользования землей на указанных территориях, представители и общины коренных малочисленных народов не имеют и возможности получить долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, разовые лицензии на промысел пушного зверя, а также квоты на вылов рыбы.
Для коренных народов реальную угрозу представляет собой новый земельный кодекс Российской Федерации. Он допускает только аренду земельных участков, а это непосильное финансовое бремя для аборигенов даже при символических ставках арендных платежей. Попытки Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, а также представителей некоторых комитетов Государственной Думы и Совета Федерации добиться принятия поправок, предусматривающих право безвозмездного пользования всеми категориями земельных участков для ведения традиционного природопользования, пока не принесли успеха.
Поскольку подавляющее большинство земель, на которых проживают северные коренные малочисленные народы, находится в ведении Федерации, весь процесс образования территорий традиционного природопользования в нашей стране оказался замороженным. Вопреки бедственному положению людей, исторические места традиционного природопользования аборигенов, рыбохозяйственные и охотничьи угодья передаются в долгосрочную аренду ресурсодобывающим, в том числе рыболовным и другим промышленным, а также туристическим компаниям. С утратой же земель неизбежно наступает утрата самих основ жизни аборигенов. Ведь в настоящее время интерес для бизнеса представляют топько рыба, объекты охотничьего промысла, дикоросы. Коренные жители лишаются также возможности осваивать новые виды ресурсов, такие, как рекреационные, составляющие основу для этно- и экотуризма. В ряде случаев новые хозяева земель на кабальных условиях, за гроши принимают на работу тех же аборигенов, находящихся в безвыходном положении, и становятся хозяевами их судьбы.
По данным Роснедвижимости, 40 процентов оленьих пастбищ в настоящее время испытывают стрессовое воздействие промышленных объектов, приводящее повсеместно к их загрязнению, деградации и выводу из оборота. Компенсации за ущерб окружающей среде, в том числе и на оленьих пастбищах, по российским законам выплачиваются государству, а не оленеводам. Только в 4 из 29 субъектов Российской федерации где традиционно проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, есть региональные законы, по которым часть компенсаций выплачивается непосредственным пользователям.
3. О господдержке
В отличие от других, не северных территорий, где граждане обладают реальной свободой в выборе профессии и приобретении навыков в различных сферах деятельности, северные народы ограничены в возможности такого выбора. Объясняется это тем, что в местах их традиционного проживания обычно отсутствуют какие-либо предприятия, на которых они могли бы трудиться. А если они и есть, то обрести свое место под солнцем людям мешает отсутствие необходимой квалификации. Несмотря на значительные подвижки в деле просвещения, уровень образованности кочевого и полукочевого населения пока еще значительно ниже уровня образованности даже сельского населения средней полосы России. В этом тоже есть факт ограничения и ущемления прав коренных малочисленных народов.
Нельзя закрывать глаза и на то, что в последнее время запущен процесс закрытия некомплектных школ. В условиях огромных пространств Российского Севера это может привести к возврату времен безграмотности среди аборигенов. Создание малокомплектных кочевых школ, способных решить проблему, пока не получило должного развития. В связи с падением качества начального и среднего образования молодым людям всё труднее становится поступить на общих основаниях в высшие учебные заведения на обучение с бюджетным финансированием, которое на сегодня является для них единственно возможным в силу бедности их семей. Сложнее всего обстоят дела с поступлением в технические высшие и средние учебные заведения. Надо с полной ясностью себе представлять, что без своих высококвалифицированных специалистов малым народам не удержаться в бурном потоке современного мира. Нужны юристы для защиты их прав, педагоги для обучения детей современным знаниям, врачи, готовые в трудных условиях жизни на Севере бороться за здоровье земляков-аборигенов. Нужны и технические специалисты, экономисты, менеджеры малого бизнеса, без знаний которых не вывести традиционные виды хозяйствования на тот же уровень, как это имеет место, например, у аборигенов Скандинавских стран.
Система государственной поддержки традиционных производств и жизнеобеспечивающих отраслей коренного населения претерпела изменения. Теперь традиционные отрасли хозяйства северных территорий оказались вне сферы экономических отношений и без перспективы укрепления собственной производственной базы. Продукция сбывается в основном в том же месте, где и производится. Имеются проблемы в обеспечении средствами радио и телевидения, радиосвязи. Обанкротились многие сельскохозяйственные предприятия, пришло к глубокому кризису оленеводство и традиционные промыслы, наблюдается катастрофическое снижение уровня жизни и сокращение ее средней продолжительности до 45-50 лет, рост безработицы до 50 процентов от трудоспособного населения, снижение реальных доходов в несколько раз. Как результат - начался процесс миграции молодежи в районные центры и города.
Одним из возможных способов осуществления коренными малочисленными народами конституционного права свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию, представляется создание специальной системы профессионального ориентирования и трудовой подготовки для тех, кто лишился возможности вести традиционный образ жизни. Причем расходы на создание и функционирование необходимых учебных центров следует возложить на предприятия, использующие изъятые из пользования коренных народов земли.
При этом важно помнить: утрата коренными этносами территорий традиционного природопользования будет практически означать и постепенное уничтожение этих народов. Допустимо ли в современном цивилизованном обществе соотносить ценность народа и капитала?
Данные статистики показывают, что продолжительность жизни у коренных народов ниже среднероссийского уровня более чем на 10 лет, смертность намного выше, особенно детская, а также у мужчин в трудоспособном возрасте. В этой высокой смертности очень велика доля самоубийств и смертей от несчастных случаев - вдвое больше среднероссийского уровня.
Сегодня в Российской Федерации на территории 29 субъектов проживает 40 коренных малочисленных народов общей численностью 252 тысячи человек. Территория, на которой живут аборигены, составляет 70% территории страны, и здесь производится более половины национального богатства РФ.
В одном из эвенкийских сел в Амурской области, по официальной статистике за 10 лет, средний возраст умерших был 27 лет. Поэтому можно без преувеличения сказать, что сегодня многие малочисленные народы на пороге этнического исчезновения. Из 40 коренных национальностей Севера, Сибири и Дальнего Востока семь имеют численность менее одной тысячи человек и 12 народностей меньше двух тысяч человек. Пороговая цифра для народа - семь тысяч человек...
4. О родном языке
Одним из главных элементов, определяющих народ, как этнос, является родной язык. На примере Ямало-Ненецкого автономного округа можно видеть, что государственная политика в области образования реализуется здесь с учетом всех особенностей многонационального состава населения, и в частности, образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Однако если брать в целом, сохранение и развитие лингвистического ресурса коренных этносов осложняет то, что, в отличие от многих наций, коренные малочисленные народы российской окраины долго не имели письменности, и как следствие, их языки - мало-изучены. К тому же в речи народов, принадлежащих к одной языковой группе, много диалектов, и для того чтобы язык был понятен всем, нужно выбрать единый, основной для да1 ной группы. Учитывая отдаленность поселений, их труднодоступ-ность, слабую связь между жителями стойбищ, нужно помнить о том, что члены разных родовых общин имеют разнополярное базовое знание, поэтому не всем детям понятен тот язык, который преподает учитель. Происходит отчуждение. Увеличивается количество детей, не знающих родного языка. Мало специалистов - носителей языка.
Дополнительные трудности возникли в связи с новыми условиями на размещение заказов изготовления учебников для национальных школ. До 2007 года учебники готовились издательством «Просвещение». Оно имело большой опыт и квалифицированных специалистов. Но, к сожалению, это издательство не выиграло тендер. Сейчас изданием учебников занимается фирма «Вентана-Граф», которая начала эту важную работу практически с нуля. Возникают проблемы с наличием корректоров и редакторов, а осуществлять собственное редактирование автор не может. Также встает вопрос о самих учебниках. В связи с недостаточным финансированием учебники не могут быть красочнымисоответствовать всем требованиям графики, становятся непривлекательными. Кроме того, в учебнике ребенок должен узнать самого себя, своих сородичей, но зачастую иллюстрации не соответствуют тому образу, к которому привык маленький северянин. Допустим, на картинке в учебнике на языке ханты фигурируют «персонажи» в одежде якутов...
Родные языки коренных малочисленных народов Севера должны быть -взяты под защиту государства, как это было заведено в дореформенный период. И если сегодня не позаботиться о получении аборигенами качественного образования, то это обязательно окажет негативное воздействие на статус следующих поколений северян, их культурное, экономическое, социальное и духовное развитие.
5. Обязательность этнологической экспертизы
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" этнологическая экспертиза — это научное исследование влияния изменения исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Обязательность и регулярность проведения этнологической экспертизы играют важную роль в комплексной оценке этносоциальной ситуации в районах проживания коренных малочисленных народов, своевременном выявлении тенденций развития системы их жизнеобеспечения и т.д.
Целесообразность и эффективность проведения этнологической экспертизы обусловлена ее комплексным подходом. В рамках проведения этнологической экспертизы используются следующие методы: полевые исследования; статистическая обработка данных о динамике социально-экономических, демографических, этнополитических процессов в районах со смешанным национальным составом; систематизация и информационная обработка делопроизводственной документации органов исполнительной власти, учреждений и организаций, национальных ассоциаций и других материалов, позволяющих выйти на комплексную оценку этносоциальной ситуации, выявление наиболее характерных тенденций, прогнозирование, выработку рекомендаций.
Согласно мировой и отечественной практике экспертиза в первую очередь направлена на оценку последствий принимаемых управленческих решений, степени обоснованности разрабатываемых программ и проектов развития в районах традиционного проживания, землепользования, использования природных ресурсов, национального предпринимательства.
Проблема проведения этнологических экспертиз в России в последнее время стоит достаточно остро. Указанные механизмы позволяют выйти на уровень этносоциального мониторинга процессов, оценки и прогноза долговременных последствий проводимого курса в области межнациональных отношений, способствуют выявлению механизмов формирования очагов межэтнической напряженности и выработке для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления рекомендаций по профилактике (нейтрализации) конфликтных ситуаций. Необходимо, чтобы этнологическая экспертиза проводилась по отношению к этническим общностям, внесенным в перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (без ограничения их "Севером, Сибирью и Дальним Востоком"). В целом же этнологическая экспертиза должна проводиться при необходимости по инициативе органов власти либо заинтересованного населения — путем обращения в соответствующий орган занимающийся этнологической экспертизой, который и должен определить степень целесообразности проведения конкретной экспертизы.
6. Место этнологической экспертизы в системе законодательства Российской Федерации
В настоящее время понятие этнологической экспертизы на уровне федерального законодательства представлено только в Федеральном законе от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". В соответствии с пунктом 6 статьи 1 указанного федерального закона этнологическая экспертиза — это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.
В ряде субъектов Российской Федерации ведется работа по определению понятия "этнологическая экспертиза" в законодательных и иных нормативных правовых актах. В одних случаях данный термин совпадает с определением федерального законодательства (например, Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 29 апреля 2003 года № 184-ОкЗ "О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" (пункт 11 статьи 1), постановление администрации Сахалинской области от 14 марта 2007 года № 45-па "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области" (пункт 1.2), Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 ноября 2001 года № 27-РЗ "О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике" в части 7 статьи 1 повторяет определение, но не использует термин "малочисленные народы", распространяя действие закона только на народ абазин. В других случаях нормативные правовые акты содержат понятие этнологической экспертизы как обязательной дополнительной оценки воздействия в рамках экологической экспертизы на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических общностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности, предполагаемой в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (постановление Сахалинской областной Думы от 5 октября 2006 года № 5/3/492-4 "О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе").
Ряд нормативно-правовых актов указывает, что в целях обеспечения условий сохранения исконной среды обитания коренных малочисленных народов в обязательном порядке проводятся экологические и этнологические экспертизы предполагаемой хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (часть 1 статьи 12 проекта закона Амурской области "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области", постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 27 марта 2003 года № 25/141 "О проекте Закона Амурской области "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области").
В необходимых случаях для оценки хозяйственной деятельности издаются соответствующие нормативно-правовые акты, например, постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2006 года ГС № 1835-Ш о рекомендациях парламентских слушаний "Итоги общественных слушаний по обсуждению материалов оценки воздействия на окружающую среду в составе технико-экономического обоснования (проекта) "Расширение трубопроводной системы "Восточная Сибирь — Тихий океан" на территории Республики Саха (Якутия)", в пункте 3 части 2 которого идет речь о проведении этнологической экспертизы для выявления степени воздействия указанного объекта на окружающую среду и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов.
Таким образом, во всех случаях предполагается принцип научности при проведении этнологической экспертизы.
Согласно пункту 6 статьи 8 указанного Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленным народам, объединениям малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам, предоставляется право на участие в проведении экологической и этнологической экспертиз. Однако порядок и обязательность проведения этнологической экспертизы федеральным законодательством не установлены.
Большинство нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации предусматривает права на участие в проведении этнологической экспертизы при разработке федеральных и (или) региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов в отношении:
народа абазин, его объединений и лиц, относящихся к народу абазин (пункт 6 статьи 6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 ноября 2001 года № 27-РЗ "О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике");
общин коренных малочисленных народов Севера (часть 3 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 года 82-3 № 175-Ш "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера");
органов суктула и общественных организаций юкагирского народа (часть 6 статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года 305-3 № 617-Ш "О суктуле Юкагирского народа");
коренных малочисленных народов Севера (часть 12 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года 227-3 № 461-Ш "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера");
уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера (часть 5 статьи 4 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 года № 351 "Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае"; часть 6 статьи 4 Закона Корякского автономного округа от 28 июня 2006 года № 196-оз "Об уполномоченных представителях коренных малочисленных народов Севера в Корякском автономном округе"); коренных малочисленных народов (часть 1 статьи 12 проекта закона Амурской области "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области" (постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 27 марта 2003 года № 25/141 "О проекте Закона Амурской области "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области").
Отдельные нормативные правовые акты устанавливают обязательность проведения этнологической экспертизы в отношении проектов разработки природных ресурсов на территории автономного округа на основе принципов международного права, соблюдения федерального и регионального законодательства (постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2004 года № 1536 "Об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе); в отношении хозяйственной предполагаемой хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 27 марта 2003 года № 25/141 "О проекте закона Амурской области "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области"); в отношении хозяйственной и иной деятельности, предполагаемой в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (постановление Сахалинской областной Думы от 5 октября 2006 года № 5/3/492-4 "О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе").
Отдельные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации регламентируют порядок проведения этнологической экспертизы, установление уполномоченных органов исполнительной власти, состав экспертных комиссий, в которые входят внештатные эксперты-специалисты в сфере этнологии, землеустройства,природопользования и других сфер, представители коренных малочисленных народов Севера, а также штатные сотрудники экспертного подразделения уполномоченного органа (постановление администрации Сахалинской области от 14 марта 2007 года № 45-па "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области").
Проведение этнологической экспертизы рассматривается в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации чаще всего в рамках проведения экологической экспертизы. Так, Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона № 146315-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (в части проведения этнологической экспертизы в рамках экологической экспертизы). Есть постановление Сахалинской областной Думы от 5 октября 2006 года № 5/3/492-4 "О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" в части проведения этнологической экспертизы.
Также вносятся проекты законов субъектов Российской Федерации (проект закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 205-3-1104 "Об этнологической экспертизе в Ямало-Ненецком автономном округе").
Рассматривается также проект федерального закона № 448428-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы — членами Комитета Государственной Думы по делам национальностей М.А. Аюповым, М.Т. Гаджиевым, Г.С. Дорошенко, Б.И. Кодзоевым, Е.Н. Трофимовым. Предлагается внести изменения в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", изложив пункт 6 статьи 1 в следующей редакции: "этнологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта этнологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям законодательства о гарантиях прав коренных малочисленных народов, защите их исконной среды обитания и традиционного образа жизни в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на развитие этноса".
7. Критерии устойчивого развития коренных малочисленных народов, которые должны учитываться при проведении этнологической экспертизы.
Объектом этнологической экспертизы является этнодемографическая, этнополитическая, социально-экономическая (включая экологические аспекты), этнокультурная ситуация в районах проживания коренных малочисленных народов.
В части оценки этнодемографической ситуации должны быть проанализированы: полные регистры населения из числа коренных малочисленных народов; половозрастной состав; структура семей; группы, подпадающие под социальные программы; прогноз сохранения системы расселения.
В результате анализа этнодемографической ситуации могут быть получены следующие показатели, учитываемые при проведении этнологической экспертизы: состояние демографической пирамиды в среде коренных малочисленных народов, показатели смертности, рождаемости, естественного прироста, фертильности, коэффициенты старения, демографическая типология населенных пунктов.
В оценке социально-экономической ситуации должны быть отражены статистические параметры систем жизнеобеспечения землепользователей с посемейной привязкой на топографической основе; границы поземельных конфликтов; определена степень развития приусадебного и промыслового комплекса хозяйств; определены параметры занятости, латентной и официальной безработицы, индексы ориентации на развитие приусадебного, промыслового комплексов, занятие имеющихся и планируемых рабочих мест; дана характеристика причин конфликтных ситуаций при трудоустройстве, а также определено соотношение традиционных и нетрадиционных видов производства.
Все параметры рассчитываются по этническим группам, относящимся к коренным малочисленным народам.
В части анализа этнополитической ситуации результатом должны стать мате