Маленькие методологические советы о том, как написать эссе




 

Начнем с того, что эссе – достаточно сложный вид письменной работы, используемый для углубленной (!) оценки освоения курса. Вы поступили учиться, а это значит – надо что-то новое освоить, научиться делать то, что ранее не умели. В случае с эссе Вам надо научиться выстраивать логичные письменные тексты, посвященные некой научно-практической проблеме. При этом стилистика эссе отличается от стилистики квалификационных формализованных исследований (курсовые и дипломы) и обзорных работ (рефераты). Стилистика эссе носит характер научного сочинения. Научное – значит строгое, доказательное, опирающееся на источниковую и фактологическую базу. Сочинение – значит свободное, творческое, ориентированное на читателя, увлекательное. Последнее важно – в хорошем эссе всегда есть интрига, приглашение к Открытию (пусть и маленькому). В общем, нужно соединить лед и холод рассудочного научного анализа и пламень творческой увлеченности, личного отношения.

У научного эссе всегда две цели: 1) исследование (анализ) какой-либо проблемы; 2) рефлексия по содержанию курса (что из пройденного учебного материала поможет в решении проблемы). А теперь несколько практических советов.

 

1) Проблема исследования. Эссе - это исследовательская работа, следовательно, Вами должна быть сформулирована и проанализирована некая проблема. Все научные проблемы можно разделить на два вида: теоретические и прикладные. Теоретическая проблема связана с отсутствием знаний - ученый не может объяснить изучаемую область реальности, не может составить достаточно полного теоретического описания. Например*, мы не можем объяснить какие именно факторы обеспечивают устойчивость преступности, как социального явления (т.е. объяснить почему всегда во всех обществах есть люди совершающие преступления) - это теоретическая проблема. Прикладные проблемы имеют отношение к изменению реальности. Например, от ученого требуется дать рекомендации, по снижению уровня преступности в конкретном регионе. Если неизвестно, какие именно факторы определяют динамику (т.е. рост или снижение) преступности в данном регионе, то мы имеем дело с прикладной проблемой. Таким образом, теоретические проблемы связаны с приращением научного знания, а прикладные - с использованием этого знания в конкретных целях.

Проблемы студенческих эссе, как правило, связаны больше с научно-практической сферой. Научно-практическая проблема – это разновидность прикладной проблемы. Это такое затруднение (противоречие, невозможность что-либо сделать), разрешение которого неочевидно (отсутствуют готовые рецепты или описанный опыт решения таких затруднений). Тогда и возникает необходимость в исследовании – т.е. соотнесении относящихся к проблеме фактов («что», «где», «когда», «как часто» и «при каких условиях» – обычно выражаются в цифрах) и концепций (существующие объяснения такого рода фактов). Например, Вы работаете в школе и замечаете увеличение числа школьников со сниженным интересом к занятиям. Традиционные методы воспитательного воздействия (оценки, выговоры, беседы, вызов родителей) – не срабатывают. Соответственно, возникает проблема, которую можно исследовать.

 

2) Несколько слов о названии. Правильно сформулированная тема эссе должна содержать в себе указание на проблему, которую мы пытаемся разрешить, быть конкретной и реалистичной.

В названии должна читаться та мысль, которая формулируется вами для доказательства. Обратите внимание – эссе не является чисто рефлексивной работой. Эссе – исследовательская работа. Это означает, что Вы должны сформулировать мысль, которая не является очевидной, требует доказательства. Например, ваша мысль состоит в том, что смыслы и ценности современной молодежной культуры (или некоторых ее направлений, скажем пользователей социальных сетей) связаны с развлечениями, а не с учебой и это влияет на отношение школьников к учебе. Отсюда и надо конструировать (именно конструировать) название. Например: «Влияние вовлеченности в социальные сети на мотивацию к обучению школьников старших классов (на примере школы № Х г.Краснодара)». Она содержит указание на проблему (снижение мотивации к обучению); она является конкретной (речь идет о строго определенной проблеме, связанной со школьниками), она указывает на ключевую идею (влияние вовлеченности в социальные сети), наконец она реалистична (мы можем хотя бы выборочно исследовать школьников школы № Х; если бы мы это не оговорили, то рисковали бы принять слишком широкое определение темы – ведь речь могла бы идти тогда, например, о школьниках всей России, а это бы потребовало совершенно другой доказательной базы). Всегда старайтесь сузить поле исследования.

ВЫВОД. Название должно провозглашать мысль, которую Вы собираетесь доказать. Читатель должен понять это из названия.

 

3) Структура работы, ее основная идея и гипотеза.

Эссе состоит из введения, основной части и заключения. Задача введения - обосновать актуальность темы и пробудить интерес к ней у читателя, сформулировать проблему и выдвинуть гипотезу. Гипотезы, в общем, бывают двух видов: 1) о причинах (факторах, природе) проблемы и 2) способах решения проблемы. Фактически это два связанных между собой предположения, которые и составляют основную идею работы. В магистерских эссе недостаточно ограничиваться указанием на причины проблемы, нужно еще постараться найти пути ее решения (или, хотя бы, выявить сложности в решении).

Содержание основной части задается 3-5 ключевыми тезисами, раскрывающими основную идею Вашего эссе. Сформулировать такие основные мысли можно после обзора и проработки литературы по проблеме, рефлексии собственного профессионального опыта. Например: Значительная часть школьников проводит свободное время в социальных сетях. Это при соответствующей предрасположенности и дефиците значимых взрослых, близких ведет к потере интереса к реальности, сложностям во взаимоотношениях. Одно из следствий – снижение интереса к учебе. Задача школы - больше работать в области управления интересами, организации продуктивного досуга и общения. Это – «скелет» основной части. Далее он должен обрасти «мясом» - развернутыми описаниями, данными, аргументами, ссылками на литературу.

В «Заключении» подводятся итоги (насколько Вам удалось обосновать высказанную во «Введении» идею (гипотезу) и намечаются перспективы дальнейшей работы.

Гипотезу (точнее ее вторую часть) часто формулируют по схеме: «если – то». Например,

Если –

· Увеличить количество внеучебных занятий со школьниками;

· Развивать внутришкольное самоуправление;

· Создать условия для интересного досуга….

То –

Влияние социальных сетей будет минимизировано….

 

Эссе - это проба в исследовании и один видов контроля знаний. Это означает, что:

- работа должна быть связано с конкретным курсом;

- преподаватель должен увидеть, чему вы научились, как освоили курс;

- каждое утверждение должно быть доказано – данными, статистикой, ссылками на авторитетные научные мнения, литературу и т.п.;

- необходимо использовать материалы курса и опираться на рефлексию собственного опыта.

 

Остается лишь добавить, что кроме книг, которые вам рекомендуют Ваши преподаватели, существует и другая литература, научная периодика, статистика и т.д. Это же высшее образование, будьте глубже!

 

 

Желаю удачи!

С уважением,

Т.Хагуров

 

 


* Все (!) примеры - чистая фантазия и придуманы «на вскидку» для иллюстрации, копировать их не нужно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: