СОВРЕМЕННОСТЬ И ТРАДИЦИОННОСТЬ МУЗЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ




Димогло М.В.

В ходе развития информационного общества на культурно-просветительские учреждения возлагаются огромные задачи. Современный человек постоянно впитывает в себя информацию, но вместе с новыми и полезными знаниями присутствует много ненужных, бесценных сведений. Нынешние образовательные учреждения, библиотеки, театры обладают уникальным багажом и должны преподносить его так, чтобы человек был заинтересован в получении именно ценных знаний. В ряду с такими учреждениями стоит и музей. Для того чтобы он оставался актуальным для современного человека, необходимо разобраться, каким был музей, какой он сейчас и какие тенденции намечаются в его развитии.

В нашем мире все больший интерес у посетителя вызывают нетрадиционные музеи. В быстроменяющемся обществе музеям приходится быстрее адаптироваться к новой системе понимания мира. Консервация всего имеющегося в традиционном музее материала не совсем благоприятна для привлечения новых посетителей, появления у них желания вернуться. В таком музее практически ничего не меняется, все предметы экспозиций находятся на своих местах. Но у традиционного музея есть и положительные стороны. В таких музеях ясная и понятная зрителю структура, у некоторых посетителей с консервативными взглядами вызывает желание возвращаться в музей с постоянной, несменной экспозицией. Это удобно для долгого и подробного изучения материала, для привычного перемещения по залам музея среди известных экспозиций, а также для работы музейных сотрудников.

Но все же молодому поколению более интересен современный музей, который меняется, постоянно находится в движении и идет в ногу со временем, ему присущ "динамизм всех функций и экспозиции в частности". Он всегда дает ответы на вопросы современности и всегда интересен. "Одной из характерных черт современного музея является многосторонность подхода, как к посетителям, так и к экспозиции" [3, с. 123].

При этом в нашем обществе не исключены смешанные музеи, где существуют свои традиции и устои, но в тоже время музей пытается «осовременить» себя. Это могут быть различные временные выставки или частичное изменение стационарных экспозиций, возможны дополнительные семинары, обучающие программы, дополнительная работа с посетителем и т.д.

Рассмотрим, чем отличается традиционный музей от нетрадиционного по отношению к посетителю музея.

1. В традиционном музее четко прослеживается рациональная доминанта, в то время как в современном музее акцент делается на эмоциональной составляющей. В традиционном музее все подчинено строгой внутренней структуре и имеет четкие логические смыслы. Планировка, расположение залов относительно друг друга, выбор и размещение экспонатов, организация самой работы музея – все подчинено традициям и устоявшимся правилам. В таком музее очень четко определены задачи – сбор, хранение и демонстрация предметов представляющих ценность для культурной истории человечества. Задачи изначально ставятся глобальные, поэтому способы применяются проверенные, традиционные и не всегда современные.

Современный музей позволяет себе отклонения от правил. В таком музее познавательная информация впитывается через эмоции, так легче усваивается материал и создается некий интерес у посетителя. Здесь интересно находиться, так как музей постоянно меняется, в нем всегда происходит что-то новое и интересное. В данном случае музей воспринимается не как простое хранилище ценной информации, а в качестве интересного, интерактивного пространства, в котором много доступного и познавательного материала. В такой музей всегда интересно возвращаться, здесь с легкостью можно найти для себя что-то новое, сделать свое личное открытие. Каждое посещение отличается от предыдущего, вызывает новые эмоции.

2. Рассматривая внутреннюю структуру музея, становится понятно, к какому типу относится тот или иной музей. В традиционном музее почти всегда четкая планировка и традиционное расположение залов, один заданный маршрут и несменные экспозиции. В нетрадиционном музее интерес вызывает само планировочное решение. Здесь всегда несколько маршрутов, необычное расположение залов друг относительно друга. Посетитель сможет сам выбрать себе маршрут, при этом они могут меняться, переплетаться, соединяться или расходиться. Во время просмотра экспозиций и прохождения залов возможны необычные находки или интерактивные действа.

3. Одним из важнейших отличий традиционного музея от нетрадиционного является отношения посетителя и экспозиции (в отдельном случае – экспоната). Это «общение» в различных музеях складывается по-разному. Для традиционного музея характерна связка «субъект – объект». Главный акцент здесь делается на экспонатах, которые зачастую представлены за стеклом или дистанцированно от посетителя. Зрителю предоставляется возможность лишь любоваться предметом экспозиции и ни в коем случае не вступать с ним в контакт. Для некоторых видов экспозиций это приемлемо и даже является необходимостью демонстрации (например, произведения искусства или редкие исторические экспонаты), но иногда посетителю необходимо контактировать с экспонатом, а традиционный музей зачастую этого предложить не может. В таком случае не происходит между посетителем и экспонатом диалога, нет «общения», есть только осмотр экспоната и познание его только через визуальный контакт. Но у предметов экспозиции зачастую есть фактура, что познается только тактильными ощущениями, или же запах, который не проникает через стеклянную оболочку. Самое главное, что не всегда может передать традиционный музей – это атмосфера. Каждый предмет экспозиции может быть представлен в определенной атмосфере, что выгодно подчеркнет его значение и дополнит информацию о нем. А атмосфера создается при задействовании максимального количества ощущений посетителя. Некоторые из этих задач может решить современный музей, где реализуется принцип «субъект – субъект». В таком музее акцент делается не только на предмете, но и на человеке. Здесь важно, как именно будет демонстрироваться экспонат, каким образом посетитель будет получать информацию об экспозиции, как будет происходить «общение». При проектировании экспозиции уделяется большое внимание необычным способам подачи информации, при этом задействуется большое количество каналов передачи материала посетителю. Для построения более точной экспозиции изучается сам посетитель. В музейном мире это называется «коммуникационный подход» [4, с. 120]. Зная потребности человека, его основные способы восприятия и реакции на те или иные действия, проще устанавливать контакт «зритель – экспонат».

4. В традиционных музеях экспозиции создают в основном музейные

Рис.1 Экспозиция «Вопрос времени», музей С. Гуггенхайма, г.Бильбао. Автор: Р. Серра

работники, поэтому они и направлены лишь на демонстрацию материала, который считается самодостаточным и должен собственной значимостью привлекать зрителя. В современных музеях наметилась другая тенденция, данной работой уже занимаются не просто музейные работники, здесь подключаются профессиональные проектировщики, дизайнеры. Иногда экспозиции проектируют известные дизайнеры, это увеличивает популярность экспозиций и, соответственно, музеев. Ярким представителем такого рода музеев является музей С. Гуггенхайма, к примеру, экспозиция в г. Бильбао «Вопрос времени», спроектированная Ричардом Серра (рис. 1).

5. Предметы экспозиции современного музея отличаются от стандартных экспонатов. В традиционных музеях это в основном те экспонаты, которые проверены временем и несут в себе историческую или культурную значимость для человека. В художественных музеях – это картины, иконы, скульптуры и т. д. В исторических музеях – археологические находки, предметы истории и быта различных времен. Это может быть одежда, снаряжение, утварь, скелеты, чучела или муляжи животных, людей и другое
(рис. 2).

Рис.2. Музей туризма, г. Окланд, Новая Зеландия Рис.3. Парусное судно в музее туризма, г. Окланд, Новая Зеландия

Существуют музеи, где представлены различные технические изобретения, например, средства передвижения, или демонстрируются различные рабочие места: кузнеца, швеи и др. (рис. 3) В основном все представленные предметы относятся к истории. В современных музеях экспозиция строится из предметов более близких нам по времени. Это может быть практически тот же набор предметов, что и в традиционном музее, но время их жизни будет значительно короче. Для современных художественных музеев это те же картины и скульптуры, но уже современных авторов или авторов недалекого прошлого. Четкой грани, разделяющей эти два типа музеев, нет, это процесс постоянно текущий и изменчивый, как и сама современность. Но наметившиеся тенденции для нашего времени все-таки можно выделить.

Как общество постепенно от традиционных музеев приходит к понятию «современный музей», так и музейные экспонаты меняются со временем. В них также существует главное различие – эмоциональность. Экспонаты современных музеев нацелены на познание через вызов определенного эмоционально-психологического состояния у посетителя, эти экспонаты интересны для современного человека тем, что отвечают на запросы данного времени. В связи с этим в современных музеях, помимо традиционных экспонатов, могут быть представлены совсем необычные «предметы».

Рис.4. Экспозиция «Звуковые трубы», музей Сенсориум, Германия Рис.5. Экспозиция «Водный вихрь», музей Сенсориум, Германия

Так, в музее «Сенсориум» (Германии) в экспозиции представлены современные технические объекты или физические явления, процессы. Например, экспозиция «Звуковые трубы» (рис. 4) или «Водный вихрь» (рис. 5). Здесь посетители в игровой форме познают различные законы физики или, как в экспозиции «Качели для инвалидной коляски», можно узнать, какие бывают технические устройства. Также в этом музее есть несколько экспозиций посвященных свету и тени, цвету и оптическим иллюзиям. Но это не единственный музей, чьей отличительной чертой являются развлекательно-познавательные процессы. Музей «Немо» в Амстердаме (Голландия) всегда готов встретить посетителя новой увлекательной игрой, которая публично демонстрирует процессы и явления современного мира (рис. 6). В этом музее можно не только смотреть на экспонаты, но и трогать их, играть с ними, познавать их всеми возможными для человека способами. Один из девизов этого музея «Трогать руками – обязательно!».

Рис.6. Экспозиция в музее «Немо», г. Амстердам, Голландия Рис.7. Экспозиция «Иммунитет против иллюзий», музей и ОЦ им. Сахарова, Россия

Помимо музеев с развлекательно-познавательными экспозициями существуют и другие музеи, которые соответствуют понятию «современные». Например, в музее и общественном центре им. А. Сахарова (Россия) в 2003 году была создана пробная экспозиция «Идея музея СССР» под названием «Иммунитет против иллюзий». В этой экспозиции были не только предметы быта времен Советского Союза, но и звуки того времени, которые раздавались в пространстве экспозиции, и запахи, аккуратно упакованные в банки (рис. 7). Еще пример: передвижная экспозиция с аудиовизуальной фотоинсталляцией (рис. 8), которая побывала в музеях некоторых немецких городов (Франкфурт-на-Майне, Берлин, Майнц), а также в городах США и ОАЭ. Хоть эти экспозиции не постоянны, но они наглядно показывают тенденцию перехода от традиционных предметов к неожиданным, но актуальным на сегодняшний день экспонатам: звук (иногда музыка), запах, свет, тени, цвет, ощущения и т.д. Так же немаловажным предметом экспозиции на сегодняшний день является информация. Это достаточно абстрактное беспредметное понятие, поэтому для его демонстрации используются совершенно разные способы. Это может быть простое письменное изложение текста – надписи, листовки, письма, газеты, документы и пр. Звуковая информация – предметно-индивидуальный текст или звуки, относящиеся ко всей экспозиции, информация в личном диктофоне или же радио общего охвата пространства. А так же аудио-видео инсталляции, смешанные, интерактивные (в реальном времени). При этом все разнообразие форм подачи представляемого «предмета» несет в себе одну и ту же цель: экспонирование информационного потока.

Рис.8. Аудиовизуальная фотоинстлляциея, галерея «Дельта», г. Берлин, Германия Рис.9. Экспозиция музея «Мерседес-Бенц, г. Штутгарт, Германия

Отдельного внимания заслуживают музейные предметы, созданные дизайнерами. Существуют некоторые музеи, посвященные тому или иному дизайнеру, или фирме, выпускающей дизайнерские предметы. Так или иначе, музеи, обладающие дизайнерскими предметами или предметами недалекого прошлого, можно смело причислять к «актуальным», ведь вещи которые они хранят – это зачастую повседневные предметы современного человека, его родственников, друзей. В качестве примера можно обратить внимание на музей Мерседес-Бенц в Штутгарте (Германия), который открылся в 2006 году. В каждой экспозиции музея есть части эпохи Мерседес. Это автомобили различных периодов – от первой коляски с мотором до современных «железных коней» (рис. 9). Также здесь можно найти одежду гонщиков, технические детали, маленькие модели автотранспорта и много побочной продукции, которая выпускалась под данной маркой (ключи, брелоки, ножи и др.).

Или Музей дизайна Vitra (Германия). Экспозиции этого музея представляют посетителю стулья известных дизайнеров, различные сидения (рис. 10), интерьеры с использованием выставляемой мебели (рис. 11). Здесь представлены как оригинальные модели, так и их миниатюрные копии.

Рис.10. Экспозиция в Музее дизайна Vitra, Германия Рис.11. Экспозиция в Музее дизайна Vitra, Германия

Итак, с изменениями современного общества меняются и музеи, которые наиболее полно отражают культурную ситуацию в мире. В прошлом веке отмечен переход от традиционных музеев к их новым формам. Главной характеристикой современных музеев стала их непостоянство. Они вынуждены все время меняться, чтобы быть актуальными и поддерживать свой новаторский статус. Традиционные музеи, наоборот, менее подвержены динамичным изменениям. В современной ситуации они оказались более инертными. Это привело к выявлению следующих отличий:

- современные музеи – эмоциональны, традиционные – рациональны;

- музеи отличаются планировкой, расположением залов и размещением экспозиций. В традиционных музеях прослеживается четкая структура, а в современных – свободная;

- традиционный музей делает акцент на монологе экспозиции, современный – на диалоге «экспозиция – посетитель»;

- в современном музее к организации экспозиции привлекается профессиональный проектировщик – дизайнер;

- музеи отличаются экспозиционным материалом, который они демонстрируют. Музейный предмет, как и сам музей, тоже меняется. Наряду с традиционными экспонатами появляются необычные объекты и беспредметные явления. Условно их можно разделить на четыре типа:

- игровые (развлекательно-познавательные экспонаты);

- физические (свет, тени, цвет, звук, запахи, ощущения);

- информативные («информация» – как самый абстрактный и самый актуальный экспонат);

- предметные (современные технические достижения, дизайнерские вещи и предметы современной повседневной жизни или недалекого прошлого).

Литература

1. Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций: монография / Р.Р. Кликс. – М.: Высшая школа, 1978. – 368 с: ил.

2. Музейное дело России / М. Е. Каулен, И. М. Коссова, А. А. Сундиева. – 2-е изд. – М.: Издательство «ВК», 2005. – 614с.

3. Ревякин В. И. Проектирование музеев: монография / В. И. Ревякин. – М.: ГУЗ, 2003. – 206 с.

4. Сотникова С.И. Музеология / С.И. Сотникова. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.

5. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: учеб. пособие / В.Т. Шимко; Моск. архитектур. ин-т. – М.: Архитектура-С, 2004. – 296 с.: ил.

Димогло Маргарита Владимировна,
аспирантка Урал ГАХА
Научный руководитель:
доктор философских наук,
профессор Быстрова Т. Ю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: