Практическое занятие №1.
Роман Джеймса Джойса «Улисс» и эстетика модернизма.
Вопросы:
- Эстетика модернизма
- Философские основы модернизма.
- История написания и публикации «Улисса».
- «Улисс» как роман «потока сознания». Философские корни «потока сознания» (У.Джеймс, З.Фрейд К.Юнг, А.Бергсон).
- Роль мифа в романе «Улиссе». Слово и «текст» как герои романа.
- Вклад Джойса в развитие повествовательной техники и жанра романа в ХХ веке. Джойс как предтеча постмодернизма.
- Анализ 1 главы романа «Улисс»: особенности композиции, мифологический подтекст, идея, тематика; художественные приемы.
- Исторический, национальный, политический, религиозный и литературный контекст в романе.
- Время и пространство в романе«Улисс».
Тексты для чтения
Д. Джойс. «Улисс».
Литература
- Андреев Л.Г., Карельский А.В., Павлова Н.С. и др. Зарубежная литература XX в./ под ред. Л.Г. Андреева.-2 изд., испр, доп.-М.:Высш. шк., Academia, 2000.
- История зарубежной литературы XX в. (1917 – 1945) / под ред. В.Н. Богословского, З.Т.- 4е изд., доп.- М.: Просвещение, 1990.
- Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учеб. пособие.- 2е изд., испр.- М.: Наука, 2000.
- Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Худож. лит.. 1973.
- Корнуэлл Н. Джойс и Россия / пер. с англ. СПб.: Академич. проект, 1998.
- Современный роман: Опыт исследования. М.: Наука, 1990.
- Соловьев Вл. Идея сверхчеловека // Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 626-634.
- Франк С. Фр. Ницше и этика "любви к дальнему" // Франк С. Соч. М.: Правда, 1990. С. 6-64.
- Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. 327 с. [Два Генри Джеймса; Естественная история американского натурализма].
- Днепров В. Д. Черты романа ХХ века. М.-Л., 1965.
Практическое занятие №2.
А. Камю и Ж.-П. Сартр как представители экзистенциализма.
Вопросы:
- Экзистенциализм в зарубежной литературе 20 века: истоки и философия.
- Художественное воплощение идей экзистенциализма в повести А.Камю «Посторонний»:
- Смысл названия произведения;
- «Посторонний» как отражение экзистенциалистских мотивов;
- Особенности тематики и проблематики повести (проблема свободы, личности, выбора, закон и мораль в представлении героя). «Немотивированное» поведение свободного героя и его столкновение с официальной моралью;
- Своеобразие композиции произведения. Особенности повествовательной манеры автора.
- Своеобразие философского романа Сартра «Тошнота».
- Рокантен как герой абсурдного мира; тошнота – состояние героя, обнаружившего бессмысленность реальности и свою абсолютную свободу.
Тексты для чтения:
А. Камю. Посторонний.
Ж.П. Сартр. Тошнота.
Литература
- Брандес Георг. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б. г. Т. 13.
- Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.
- Французская литература 1945-1990. М., 1995.
- Великовский С. В поисках утраченного смысла. М., 1979.
- Кирнозе З. И. Французский роман ХХ века. Горький, 1977.
- Андреев Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы. МГУ, 1977.
- Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70-е гг.). М., 1984.
- Филиппов Л. И. Эстетические воззрения и литературная концепция Ж.-П. Сартра // Вопросы литературы. М., 1973. № 10. С. 94-129.
- Косиков Г. К. Жан-Поль Сартр: искусство как способ экзистенциальной коммуникации // Вестник МГУ. Сер.: «Филология». М., 1995. № 3. С. 163-168.
- Ржевская Н. Ф. Литературоведение и критика в современной Франции: Основные направления. Методология и тенденции. М.: Наука, 1985. 270 с.
- Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской
Практическое занятие №3.
Творчество Ф. Кафки и эстетика абсурда.
Вопросы:
- Феномен немецкоязычной австрийской литературы.
- . Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл и цель существования в творчестве Кафки. Своеобразие фантастики, "реальное чудесное" как способ раскрытия абсурдного мира.
- Приземленность ситуаций, обыденность персонажей, "жизнеподобие" невероятного ("Процесс", "Замок").
- Кафка и экспрессионизм
- Новела "Превращение" как классический образец "кафкианства". Идея тотальной отчужденности личности.
Тексты для чтения:
Ф.Кафка. «Процесс», «Замок», новеллы «Превращение», «В исправительной колонии».
Литература
- Экспрессионизм. М.: Искусство, 1966. 156 с.
- Затонский Д. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.Английская литература 1945-1980. М., 1987.
- Зарубежная литература ХХ века. Учебник. М., 2000.
- История зарубежной литературы. 1945–1980. Учебник. МГУ, 1989.
- Зарубежная литература ХХ века: Учеб. для вузов/ Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; 2004.
- Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2-х т. - М., 1997.
- История всемирной литературы. – М., 1989.
- История зарубежной литературы ХХ века, 1917-1945: Учеб. для студентов пед. ин-тов./Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990.
- Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Составление и общ. Редакция Н. П. Михальской и Л. В. Дудовой. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004.
- Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. Под ред. Харитонова В. А.; предисловие к русскому изданию Битова А. Г. – М.: Издательство Независимая газета, 2000.
Практическое занятие №4.
Литература «потерянного поколения» в творчестве Э.Хемингуэя (в сопоставлении с Э.М.Ремарком).
Вопросы:
1. Литература «потерянного поколения» как явление, рожденное под непосредственным воздействием первой мировой войны. «Прощай, оружие!» Э.Хемингуэя и «На западном фронте без перемен» Э.Ремарка как романы литературы «потерянного поколения».
2. Изображение войны в романе; война и любовь. Философия романа и героя. Кодекс чести хемингуэевского героя. Проблема выбора
3. Черты поэтики Э.Хемингуэя. Традиции и новаторство.
4. Э.Ремарк как представитель литературы «потерянного поколения». Тематика романа «На западном фронте без перемен».
5. Образ главного героя. Соотношение героя и автора в романе «На западном фронте без перемен».
Тексты для чтения:
Э. Хэмингуэй. «Прощай, оружие!»
Э.М. Ремарк. «На западном фронте без перемен».
Литература
- Уоррен Р.П. Эрнест Хемингуэй // Уоррен Р. Как работает поэт/ Пер. с англ./ - М., 1988.- С. 98 – 127.
- Орлова Р. русская судьба Хемингуэя // Вопр. лит.- 1989. - № 6.- С. 77 – 107.
- Вайль П., Генис А. Интервенция: Глава из книги «60- е. Мир советского человека» // Иностр. лит. – 1991. - № 2. – С. 224 – 249.
- Соловьев Э.Ю. Цвет трагедии белый // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. – С. 236 – 285.
- Кашкин И. Эрнест Хемингуэй: Критико – биографический очерк.– М., 1966. – С. 68 – 101.
- Маянц З. Человек один не может…- М.: Просвещение, 1977. - С.5- 16, 229 – 309.
- Старцев А. Молодой Хемингуэй и потерянное поколение // Старцев А. От Уитмена до Хемингуэя. – М., 1975. – С. 281 – 301.
- Финкельштейн И.Я. Хемингуэй – романист: Годы 20 – 30-е. Горький: Волго – Вятск кн. изд-во, 1974. – С.48-94.
- Петрушкин А.И. В поисках идеала и героя: Творчество Эрнеста Хемингуэя в 20 – 30-е годы. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1986. – С. 58-68.
- Хемингуэй в воспоминаниях современников /Пер. – М.: Худож. лит., Терра, 1994.