Практическое занятие №4.




Практическое занятие №1.

Роман Джеймса Джойса «Улисс» и эстетика модернизма.

 

Вопросы:

  1. Эстетика модернизма
  2. Философские основы модернизма.
  3. История написания и публикации «Улисса».
  4. «Улисс» как роман «потока сознания». Философские корни «потока сознания» (У.Джеймс, З.Фрейд К.Юнг, А.Бергсон).
  5. Роль мифа в романе «Улиссе». Слово и «текст» как герои романа.
  6. Вклад Джойса в развитие повествовательной техники и жанра романа в ХХ веке. Джойс как предтеча постмодернизма.
  7. Анализ 1 главы романа «Улисс»: особенности композиции, мифологический подтекст, идея, тематика; художественные приемы.
  8. Исторический, национальный, политический, религиозный и литературный контекст в романе.
  9. Время и пространство в романе«Улисс».

 

Тексты для чтения

Д. Джойс. «Улисс».

 

Литература

  1. Андреев Л.Г., Карельский А.В., Павлова Н.С. и др. Зарубежная литература XX в./ под ред. Л.Г. Андреева.-2 изд., испр, доп.-М.:Высш. шк., Academia, 2000.
  2. История зарубежной литературы XX в. (1917 – 1945) / под ред. В.Н. Богословского, З.Т.- 4е изд., доп.- М.: Просвещение, 1990.
  3. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учеб. пособие.- 2е изд., испр.- М.: Наука, 2000.
  4. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Худож. лит.. 1973.
  5. Корнуэлл Н. Джойс и Россия / пер. с англ. СПб.: Академич. проект, 1998.
  6. Современный роман: Опыт исследования. М.: Наука, 1990.
  7. Соловьев Вл. Идея сверхчеловека // Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 626-634.
  8. Франк С. Фр. Ницше и этика "любви к дальнему" // Франк С. Соч. М.: Правда, 1990. С. 6-64.
  9. Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. 327 с. [Два Генри Джеймса; Естественная история американского натурализма].
  10. Днепров В. Д. Черты романа ХХ века. М.-Л., 1965.

 

Практическое занятие №2.

А. Камю и Ж.-П. Сартр как представители экзистенциализма.

 

Вопросы:

  1. Экзистенциализм в зарубежной литературе 20 века: истоки и философия.
  2. Художественное воплощение идей экзистенциализма в повести А.Камю «Посторонний»:
    1. Смысл названия произведения;
    2. «Посторонний» как отражение экзистенциалистских мотивов;
    3. Особенности тематики и проблематики повести (проблема свободы, личности, выбора, закон и мораль в представлении героя). «Немотивированное» поведение свободного героя и его столкновение с официальной моралью;
    4. Своеобразие композиции произведения. Особенности повествовательной манеры автора.
  3. Своеобразие философского романа Сартра «Тошнота».
  4. Рокантен как герой абсурдного мира; тошнота – состояние героя, обнаружившего бессмысленность реальности и свою абсолютную свободу.

 

Тексты для чтения:

А. Камю. Посторонний.

Ж.П. Сартр. Тошнота.

 

Литература

  1. Брандес Георг. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б. г. Т. 13.
  2. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.
  3. Французская литература 1945-1990. М., 1995.
  4. Великовский С. В поисках утраченного смысла. М., 1979.
  5. Кирнозе З. И. Французский роман ХХ века. Горький, 1977.
  6. Андреев Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы. МГУ, 1977.
  7. Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70-е гг.). М., 1984.
  8. Филиппов Л. И. Эстетические воззрения и литературная концепция Ж.-П. Сартра // Вопросы литературы. М., 1973. № 10. С. 94-129.
  9. Косиков Г. К. Жан-Поль Сартр: искусство как способ экзистенциальной коммуникации // Вестник МГУ. Сер.: «Филология». М., 1995. № 3. С. 163-168.
  10. Ржевская Н. Ф. Литературоведение и критика в современной Франции: Основные направления. Методология и тенденции. М.: Наука, 1985. 270 с.
  11. Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской

 

Практическое занятие №3.

Творчество Ф. Кафки и эстетика абсурда.

 

Вопросы:

  1. Феномен немецкоязычной австрийской литературы.
  2. . Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл и цель существования в творчестве Кафки. Своеобразие фантастики, "реальное чудесное" как способ раскрытия абсурдного мира.
  3. Приземленность ситуаций, обыденность персонажей, "жизнеподобие" невероятного ("Процесс", "Замок").
  4. Кафка и экспрессионизм
  5. Новела "Превращение" как классический образец "кафкианства". Идея тотальной отчужденности личности.

Тексты для чтения:

Ф.Кафка. «Процесс», «Замок», новеллы «Превращение», «В исправительной колонии».

 

Литература

  1. Экспрессионизм. М.: Искусство, 1966. 156 с.
  2. Затонский Д. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.Английская литература 1945-1980. М., 1987.
  3. Зарубежная литература ХХ века. Учебник. М., 2000.
  4. История зарубежной литературы. 1945–1980. Учебник. МГУ, 1989.
  5. Зарубежная литература ХХ века: Учеб. для вузов/ Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; 2004.
  6. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2-х т. - М., 1997.
  7. История всемирной литературы. – М., 1989.
  8. История зарубежной литературы ХХ века, 1917-1945: Учеб. для студентов пед. ин-тов./Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Составление и общ. Редакция Н. П. Михальской и Л. В. Дудовой. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004.
  10. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. Под ред. Харитонова В. А.; предисловие к русскому изданию Битова А. Г. – М.: Издательство Независимая газета, 2000.

 

Практическое занятие №4.

Литература «потерянного поколения» в творчестве Э.Хемингуэя (в сопоставлении с Э.М.Ремарком).

 

Вопросы:

1. Литература «потерянного поколения» как явление, рожденное под непосредственным воздействием первой мировой войны. «Прощай, оружие!» Э.Хемингуэя и «На западном фронте без перемен» Э.Ремарка как романы литературы «потерянного поколения».

2. Изображение войны в романе; война и любовь. Философия романа и героя. Кодекс чести хемингуэевского героя. Проблема выбора

3. Черты поэтики Э.Хемингуэя. Традиции и новаторство.

4. Э.Ремарк как представитель литературы «потерянного поколения». Тематика романа «На западном фронте без перемен».

5. Образ главного героя. Соотношение героя и автора в романе «На западном фронте без перемен».

 

Тексты для чтения:

Э. Хэмингуэй. «Прощай, оружие!»

Э.М. Ремарк. «На западном фронте без перемен».

 

Литература

  1. Уоррен Р.П. Эрнест Хемингуэй // Уоррен Р. Как работает поэт/ Пер. с англ./ - М., 1988.- С. 98 – 127.
  2. Орлова Р. русская судьба Хемингуэя // Вопр. лит.- 1989. - № 6.- С. 77 – 107.
  3. Вайль П., Генис А. Интервенция: Глава из книги «60- е. Мир советского человека» // Иностр. лит. – 1991. - № 2. – С. 224 – 249.
  4. Соловьев Э.Ю. Цвет трагедии белый // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. – С. 236 – 285.
  5. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй: Критико – биографический очерк.– М., 1966. – С. 68 – 101.
  6. Маянц З. Человек один не может…- М.: Просвещение, 1977. - С.5- 16, 229 – 309.
  7. Старцев А. Молодой Хемингуэй и потерянное поколение // Старцев А. От Уитмена до Хемингуэя. – М., 1975. – С. 281 – 301.
  8. Финкельштейн И.Я. Хемингуэй – романист: Годы 20 – 30-е. Горький: Волго – Вятск кн. изд-во, 1974. – С.48-94.
  9. Петрушкин А.И. В поисках идеала и героя: Творчество Эрнеста Хемингуэя в 20 – 30-е годы. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1986. – С. 58-68.
  10. Хемингуэй в воспоминаниях современников /Пер. – М.: Худож. лит., Терра, 1994.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: