Личносто-ориентированная модель общения.




Психолого-педагогические основы организации общения

Детей дошкольного возраста

Вопросы:

1. Понятие и виды общения.

2. Понятие, стили педагогического общения.

3. Модели педагогического общения.

4. Формы общения детей со взрослыми.

5. Общая характеристика затрудненного общения.

6. Психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим затруднения

в общении.

7. Основы организации бесконфликтного общения детей.

8. Межличностные отношения в детской группе.

9. Формы общения детей разного возраста со сверстниками.

10. Диагностика взаимоотношений детей со сверстниками.

11. Проблемы сплочённости детской группы.

12. Игры для развития навыков общения у детей.

Понятие и виды общения

Общение — специфическая форма взаимодействия челове­ка с другими людьми как членами общества. В общении реа­лизуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуни­кативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

- интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеж­дения собеседника;

- перцептивная сторона общения включает про­цесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, ис­пользуются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, участия и т. п.)

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: нужен – вступают в контакт, мешает — оттолкнут.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседни­ка обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выго­ды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман).

7) Светское общение. Когда люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Понятие, стили педагогического общения

Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение педагога и воспитанника, направлен­ное на создание благоприятного психологического климата для решения задач учебно-воспитательного процесса.

Стили педагогического общения

Стиль педагогического общения — это определенная манера пе­дагогических действий и общения, это профессиональный почерк конкретного педагога.

 

Источник Стиль
Стиль руководства (И.А. Зязюн) Авторитарный
Либеральный
Демократический
Стиль отношений (А.И. Лутошкин) Устойчиво-положительный
Пассивно-положительный
Неустойчивый
Ситуативно-отрицательный
Устойчиво-отрицательный
Стиль общения (В.А. Кан-Калик) На основе дружеского расположения и увлеченности
Общение-дистанция
Общение-устрашение
Общение-заигрывание

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

Модели педагогического общения

Учебно-дисциплинарная модель общения.

Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения,где:

· Способы общения: наставления,разъяснения, запреты, требования,угрозы, наказания, нотации, окрик.

· Тактика общения: диктат или опека.

· Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролилрующих инстанций.

Личносто-ориентированная модель общения.

Цель личностно-ориентированной модели общения – обеспечить чувства психологической защищенности ребёнка, доверие его к миру, радости существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребёнка. Для этой модели общения характерен диалогический тип. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процессе общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

· Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребёнка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

· Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.

· Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: