Методические рекомендации к практическим занятиям
Практические занятия являются формой индивидуально-группового и практико-ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно к виду и профилю профессиональной деятельности обучающегося. Преподаватель при проведении занятий этой формы обучения выполняет не роль руководителя, а функцию консультанта, который направляет коллективную работу студентов на принятие правильного решения. Занятие осуществляется в диалоговом режиме, основными субъектами которого являются студенты.
Содержание практических занятий
Практическое занятие №1.
Тема: Природные опасности и защита от них
Цель занятия: рассмотреть виды природных опасностей и способы защиты от них
План занятия:
ЧС геологического характера:
1. Землетрясения: основные понятия, признаки, подготовка, действия во время землетрясения, действия после землетрясения.
2. Вулканизм: основные понятия, части вулканического аппарата, действия при извержении вулкана.
3. Оползень: понятие, действия при появлении признаков.
4. Сель: действия при селевом потоке.
5. Лавина: сущность, факторы, действия при сходе лавин.
ЧС гидрологического характера:
6. Наводнение: сущность, действия во время и после наводнения.
7. Цунами: сущность, действия во время цунами.
ЧС метеорологического характера:
8. Ураган: понятие, действия во время урагана.
9. Буря: понятие и виды.
10. Смерч: понятие, характеристика.
11. Пурга: понятие, действия во время пурги.
12. Гроза: понятие, действия во время молнии, запретные действия во время грозы.
13. Гололед: понятие, подготовка, действия во время гололедицы.
14. Засуха: понятие, меры борьбы, действия во время засухи.
Задания для самостоятельной работы: заполнение рабочей тетради (составление развернутого плана и тезисов ответа на все вопросы плана занятия).
Практическое занятие №2.
Тема: Биологические опасности и защита от них
Цель занятия: рассмотреть способы защиты от различных видов биологических опасностей
План занятия:
1. Понятие биологических опасностей, зона биологического заражения, очаг биологического поражения.
2. Опасные и особо опасные заболевания человека: эпидемия, пандемия, восприимчивость человека к инфекции.
− Чума.
− Холера.
− Сибирская язва.
− Оспа натуральная.
− Вирусные гепатиты.
− Клещевой энцефалит.
− Туляремия.
− Сыпной тиф.
− Брюшной тиф.
3. Эпидемический процесс.
4. Мероприятия в очаге бактериологического поражения: карантин, обсервация, дезинфекция,дезинсекция, дератизация.
5. Особо опасные болезни животных: спорадия, эпизоотия, панзоотия; ящур, классическая чума свиней, псевдочума птиц.
6. Особо опасные болезни растений: фитофтороз картофеля, желтая ржавчина пшеницы, стеблевая ржавчина пшеницы и ржи.
Задания для самостоятельной работы: заполнение рабочей тетради (составление развернутого плана и тезисов ответа на все вопросы плана занятия).
Практическое занятие №3.
Тема: Техногенные опасности и защита от них
Цель занятия: рассмотреть основные направления защиты от техногенных опасностей.
План занятия:
1. Сущность техногенных опасностей и аварий.
2. Радиационно-опасные объекты.
3. Радиационное воздействие на организм человека.
4. Ионизирующее излучение: понятие, факторы, влияющие на степень поражения ионизирующими излучениями.
5. Правила поведения при опасности воздействия радиоактивных веществ.
6. Химически опасные объекты: понятие, виды.
7. Химическая авария: понятие, действия при химической аварии.
8. Распространение ядовитых промышленных веществ и признаки отравления ими.
9. Меры предосторожности и признаки отравления и первая помощь при отравлении хлором, аммиаком, ртутью, синильной кислотой, сероводородом, формальдегидом, угарным газом.
10. Взрыв и поражающие факторы взрыва.
11. Внезапное обрушение здания, действия при обрушении.
12. Гидродинамическая авария: понятие, последствия, правила поведения.
13. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
Задания для самостоятельной работы: заполнение рабочей тетради (составление развернутого плана и тезисов ответа на все вопросы плана занятия).
Практическое занятие №4.
Тема: Экологическая и продовольственная безопасность
Цель занятия: рассмотреть основы безопасной жизнедеятельности в экологической и продовольственной сфере.
План занятия:
1. Изменения состояния суши.
2. Изменение свойств воздушной среды.
3. Влияние загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир.
4. Влияние радиоактивных веществ на живые организмы.
5. Изменение состояния гидросферы: тепловое и нефтяное загрязнение.
6. Загрязнение природных вод пестицидами, детергентами, диоксинами и тяжелыми металлами.
7. Экология городов.
8. Основы продовольственной безопасности.
Задания для самостоятельной работы: заполнение рабочей тетради (составление развернутого плана и тезисов ответа на все вопросы плана занятия).