Этапы в формировании и развитии французского классицизма




Тема: Классицистическое мировоззрение молодого поколения в комедии Мольера «Тартюф» (работа с ЧД)

 

ИМЕТЬ ЗЕЛЕНЫЙ СТЕРЖЕНЬ

Задания

Цель выполнения заданий: сформулировать постулаты классицистического мировосприятия

1. Прочитать текст комедии Мольера «Тартюф».

2.Ознакомиться с содержанием приложения №1 и №2. Иметь в распечатанном виде. Составить сравнительную таблицу. Отражающую суть изменений и дополнений в разных редакциях комедии (по материалам приложения №1); максим.оценка - 10

3.Выполнить задания в ЧД – макс.оценка 10

4.Законспектировать материалы учебника Артамонова. ИЗЛ 17-18 веков, с.84-90 по следующим вопросам (выполнить на листах формата А4; переписывать вопросы и сопровождать их краткими ответами); максим.оценка - 10

  1. В каких исторических условиях формировался французский классицизм? – стр. 84-85 (ответ - виде расходящихся стрелочек)
  2. Почему абсолютная монархия имеет исторически-прогрессивную роль? – стр. 88, (второй абзац) - в виде тезиса
  3. Причины господства классицизма во Франции. – стр. 88,89 – в виде маркированного списка
  4. Какая философия была основой классицизма? – стр. 89-90
  5. Как понимать положение «cogito ergo sum»?
  6. Как реализовывался принцип государственности и гражданской дисциплины в области литературы? – стр. 88 (третий абзац) - виде маркированного списка

 

7. какую эпоху классицисты объявили достойной подражания?

На эти вопросы отвечать в виде одного ответа. Подумать о форме представления ответа.
8. как понимали идеал прекрасного?

  1. Почему произведения древних греков считали достойными подражания?
  2. Как понимать тезис об обеднении античного искусства классицистами?
  3. На какую из античных литератур ориентировались и почему?

 

 

  1. Что значит иерархическое разделение жанров? – стр. 91-92 - виде таблицы
  2. Каков характер героя в произведениях классицистов? – стр. 91, 92 (третий абзац) – в виде маркированного списка

 

 

Приложение № 1

Редакции комедии Мольера «Тартюф»

Редакция 1664 года (до нашего времени не дошла)

(еще до представления против комедии сплачивались противники, а особенно Общество святых даров, созданное в 20-х годах 17 в., призванное искоренить еретиков, пользуясь методом шпионажа)

  • комедия представлена на королевском празднике в Версале
  • омрачила праздник
  • королева-мать Анна Австрийская усмотрела в комедии оскорбление религии и церкви и возглавила заговор против драматурга
  • король запретил постановку пьесы
  • к королеве присоединился доктор Сорбонны, настоятель церкви св. Варфоломея Пьер Рулле, он обрушился на автора
  • король нападки не одобрил, но постановки не разрешил

В этой редакции Тартюф – духовное лицо, живет в доме господина Оргона, разыгрывает из себя святого, втирается в доверие Оргона, ухаживает за женой Оргона; несмотря на обвинения сына Оргона, выходит из трудного положения.

Редакция 1667 года (до наших дней не дошла)

  • разрешенная королем премьера состоялась 5 августа 1667 г.
  • в процесс запрета трагедии вступает президент парижского парламента Ламуньон
  • в отсутствие короля он запрещает постановки
  • архиепископ Перефикс обнародовал указ о запрещении слушать и читать комедию
  • Мольер пишет прошение на разрешение постановки, король не отменяет приказа Ламуньона

В этой редакции Тартюф назван Панюльфом, превратился в светского человека, намеренного обвенчаться с дочерью Оргона; комедия носит название «Обманщик», заканчивается разоблачением Панюльфа и прославлением короля. Мольер дописывает еще 2 акта, где изобразил связи Панюльфа с судом и полицией.

Редакция 1669 года (ее читает современный читатель)

· в течение 1,5 лет комедия была погребена

· король не реагировал на прошения автора

· наступает 1668 год – год т.наз. «церковного мира» между ортодоксальным католицизмом и янсенизмом, что способствовало известной терпимости в религ. вопросах

· пьеса разрешена к постановке

· премьера – 9 февраля 1669 года

В этой редакции гл. герой носит имя Тартюф, он – духовное лицо; 5 актов; заканчивается прославлением короля, который карает лицемера.

 

Приложение №2

Этапы в формировании и развитии французского классицизма

Первая половина 17 векас историч. точки зрения:

  • ликвидация остатков феодальной раздробленности
  • возрастание могущества абсолютной монархии
  • политика централизации, регламентация политики и власти
  • религиозная централизация
  • начало формирования буржуазных отношений, поддерживаемых монархией
  • культурная политика кардинала Ришельё

ситуация в кл-ме:

  • начало формирования эстетики кл-ма
  • развитие клас. поэзии (Ф.Малёрб)
  • драматургическая деятельность П.Корнеля

на этом этапе классицизм играет прогрессивную роль, т.к. абсолютистские убеждения служили почвой для создания произведений высокого гражданского звучания, пронизанных моральным пафосом, воспитывали общественное самосознание, призывали служить обществу

50-70-е годыс историч. точки зрения

  • завершение системы централизации
  • союз королевской власти с буржуазией
  • экономическая политика Кольбера (меркантилизм)
  • буржуазная политика Людовика Х1У

ситуация в кл-ме:

  • период расцвета классицистического искусства
  • трагедии Ж.Расина
  • комедии Мольера
  • классицистическая проза (афоризмы, максимы, сентенции)

80-90-е годыс историч. точки зрения

  1. активизация католической реакции (отмена Нантского эдикта в 1685 повлекла массовую эмиграцию кальвинистской буржуазии в протестантские страны, эта эмиграция сопровождалась вывозом капитала)
  2. агрессивные настроения дворянства, которое пыталось вернуть утраченные позиции
  3. экономический кризис

ситуация в кл-ме:

  • под сомнение ставится основной догмат клас. искусства - необходимость античного искусства как образца, это можно считать завершением «карьеры» кл-ма, что нашло свое выражение в споре
  • «старых» (приверженцы классицизма) и «новых» (сторонники национального ис-ва, развивающегося на нац.традициях)
  • «Характеры» Ж.Лабрюйера

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: