Коммерческие риски
Это убыток или ущерб который может понести фирма при ведение ком деятельности.
Риски могут возникать под действием различных внешних и внутренний факторов.
Внешние фаткоры - это факторы прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия:
- Законодательство
- Налоговая система
- Взаимоотношения с партнерами
- Конкуренты
- Коррупция и рекрет
Факторы косвенного воздействия:
- политический фактор
- Экономическая обстановка в стране
- Международные события
- Контактные аудитории
Внешние фаткоры в первую очередь усиливают риск коммерческой деятельности
Внутренние факторы, влияющие на уровень риска: 1- потеря товаров от небрежности работников торгового педприятия; 2- вероятность нечестности служащих, что может нанести ущерб предприятию. Низкая квалификация коммерческих работников, результатом деятельности которых может быть неудачная коммерческая сделка.
В зависимости от степени риска выделяют допустимый, критический и катастрофически риск
Тема 2: коммерческая информация и Ее защита
Коммерческая инфа получается в результате маркетингового исследования.
Вопросы темы:
Источники коммерческой информации
Методы сбора коммерческой инфы
Свойства и виды ком инфы
Ком тайна
Защита ком тайны
Ком инфа- это сведения о сложившейся ситуации на рынке. Источники ком инфы делятся на внешние и внутренние.
Внешние:
1) статистика
2) Сведения в СМИ о состоянии рынка
3) Результаты маркетинговых исследований, проведёнными сторонними организациями.
4) Результаты экспериментов и наблюдений, проведённые сторонними организациями.
Внутренни:
1) статистические отчеты предприятий
2) Данные оперативного одета результатов коммерческой деятельности
3) Бух отчетность
Методы сбора ком информации:
1) кабинетные исследования- оценка существующей информации, предназначенной для других целей и уже содержащиеся.
2) Полевое исследование- метод сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования, регистрируемой путём опроса, эксперимента и наблюдения.
Наблюдение- метод сбора и оценки ком информации путём пассивной регистрации действий и поступков людей
Эксперимент- метод сбора информации путём активного вмешательства исследователей ав определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями
Опрос- метод сбора ком информации путём выяснения субъе тивных мнений, предпочтений и установок людей в отношении какого либо объекта. (личное интервью, телефонный опрос.
Фокусирование- всестороннее дискуссионное обсуждение проблемы с отобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей (7-12 чел)
Панель- панельный опрос- повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей, на одну и ту же тему с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды.
Виды коммерческой информации:
1) информация о покупателях и мотивах покупки: численность населения, плотность, возраст, пол, доходы..- эту информация получается в процессе сегментирования
2) Информация о требованиях рынка к товару. Она необходима для правильного выбора товаров и услуг, которые будут предложены покупателю
3) Информация о конъюнктуре рынка: соотношение спроса и предложения
4) Информация о конкурентной среде
5) Информация о потенциальных возоможностях торгового предприятия и его окнкурентоспособность(свот анализ)
Понятие коммерческой тайны:
Любая информация становится коммерческой тайной, когда проявляет интерес для коммерции.
Ком тайна-это преднамеренно скрываемый эконом интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности
В торговых предприятиях коммерческой тайной являются сведения, касающиеся торговых отношений:
1) организация и размеры оборота
2) Состояние рынков сбыта
3) Сведения о поставщиках
4) Секретность названных сведений защищает предприятия от недобросовестной конкуренции
Дз: 1) привести по 3 примера недобросовестной конкуренции в масштабе города, региона, страны.
2) примеры товарных знаков по классификации
Документы, содержащие ком секреты могут иметь гриф: конфиденциально, остро конфиденциально, а также конфиденциально- только адресату. Для обеспечения сохранности информации на предприятии обязательно должен быть письменный приказ руководителя, устанавливающий перечень сведений, составляющих ком тайну.
Виды документов, которые не могут составлять коммерческую тайну:
1) устав
2) Документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью: удостоверения, лицензии и патенты
3) Отчеты о финансово-хоз деятельности
4) Документы о платежеспособности
5) Списки персонала: информация о сотрудниках и полная
6) Договоры купли продажи
7) Списки клиентов и продавцов
8) Данные о цене товаров
Защита ком тайны
Каждый работник должен быть обучен правилам хранения и обращения с секретной информацией, а также знать ответственность за нарушение Ее сохранности. А руководитель предприятия должен осуществлять контроль за службами внутренней безопасности и пероснала.
Система мер по защите ком информации включает:
1) определение перечня сведений, составляющих ком тайну
2) Установить сроки секретности
3) Определить носителей ком информации
4) Разработка схем и работ с конкретными сведениями в конкретных носителях
5) Каждый сотрудник независимо от своего положения должен обладать только той информацией, котора необходима ему
6) Необходим строгий контроль за допуском персонала к секретным документам
7) Необходимо разработать систему поощрения для всех работников, имеющих доступ к ком информации