Теоретические основы системы управления подготовкой юных боксеров.




Управление – это целостная система. Невозможно говорить о тренировке без понимания целостной системы управления в процессе тренировки. Так, В.П. Савин [В.П.Савин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 219 с] рассматривает управление в системе тренировки, как в функциональном, так и в структурном отношении. При этом в первом случае имеется в виду вся совокупность управленческих действий (функций), во втором - организация соподчинения и взаимосвязи (структура).

А.В. Уфимцев [232 - Уфимцев В.А. Оценка процесса моделирования двигательной деятельности высококвалифицированных боксеров: дисс. … канд. пед. наук / В.А.Уфимцев; УралГАФК. - Челябинск, 1995.] утверждает, что под управлением в спортивной тренировке следует понимать одну из важнейших функций, обеспечивающую формирование и поддержание оптимальной структуры, реализацию программ и целей системы.Ю.М. Портнов [184 - Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М.Портнов. – М.: РГАФК, 1996. – 268 с.] отмечает, что процесс управления подготовкой спортсмена имеет свои особенности, связанные с тем, что осуществляется управление живым организмом - сложной биологической системой, находящейся в непрерывном развитии под воздействием многих факторов. Исследователь [184 - Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М.Портнов. – М.: РГАФК, 1996. – 269 с.] также отмечает, что управление тренировочным процессом включает выдачу плановых заданий, получение необходимой и достаточной информации о ходе процесса и выработку решений о дальнейших действиях. Здесь необходимо тщательно разрабатывать состав информации, методы ее обработки, ступени передач, формы документации для компьютера и др., т.е. важно обеспечить сбор информации о фактическом состоянии спортсмена, обеспечение тренеров и руководителей систематизированной, рациональной по форме и содержанию информацией, представление нескольких возможных научно обоснованных вариантов решений и критериев оценки эффективности, необходимых для принятия наиболее целесообразных управленческих решений, предусматривающих проведение тех или иных операций. Н.Г. Озолин [159 - Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г.Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 761 с.] под управлением понимает руководство всей деятельностью учеников, направленной не только на достижение спортивного мастерства, но и на приобретение всестороннего физического развития, высокой работоспособности, подготовки к труду и защите Родины, воспитания их в лучших традициях советской школы спорта. Он же пишет, что спортсмены часто не достигают высоких результатов в состязаниях по причине недочетов, неправильностей в подготовке и, прежде всего, вследствие неудовлетворительного управления ею. Таким образом, исследователь отмечает, что управление – это многогранный процесс, который включает в себя следующие его основные стороны:

1) Обеспечение условий для проведения эффективной подготовки спортсмена.

2) Определение индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена.

3) Установление цели и длительности пути ее достижения.

4) Установление возможно более конкретных задач обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей.

5) Выбор средств, методов, величин нагрузок, циклов, периодизации, всего того, из чего составляется программа подготовки.

6) Составление общих и индивидуальных планов подготовки.

7) Практическое выполнение программы подготовки и ее коррекция на основе сопоставления намеченного и выполненного.

8) Учет и оценка состояния и динамика работоспособности спортсмена, принятие решений на будущее.

С.В. Павлов (1999), исходя из современных представлений, систему управления тренировочным процессом представляет в виде трех подсистем:

Ø Разработка тренерами совместно со спортсменами программы тренировки.

Ø Обеспечение объективного контроля за выполнением разработанной программы.

Ø Обеспечение в ходе тренировки коррекции намеченной программы.

А.В. Уфимцев [232 - Уфимцев В.А. Оценка процесса моделирования двигательной деятельности высококвалифицированных хоккеистов: дисс. … канд. пед. наук / В.А.Уфимцев; УралГАФК. - Челябинск, 1995.] пишет, что управление выражается в изменении состояния управляемого объекта (системы, процесса) в соответствии с каким-то заданным критерием эффективности его функционирования или развития. Следовательно, для практической реализации идеи управления в первую очередь необходимо конкретное представление о строении управляемого объекта и о закономерностях перехода его из одного состояния в другое. От того, насколько удовлетворено это требование, зависит научная стройность теории управления, корректность, смысловая строгость ее понятийного аппарата и, наконец, ее практическая эффективность. Для выделения и характеристики объекта управления в условиях спортивной деятельности целесообразно рассмотреть логическую схему организации тренировочного процесса. Последнее организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обуславливают необходимую для их реализации программу тренировки. Таким образом, величина прироста спортивного результата - это критерий эффективности тренировки. Спортивный результат представляет собой продукт организованного комплекса внешних взаимодействий спортсменов. Другими словами, это продукт такой организации движений и перемещений спортсменов, который обеспечивает им эффективное использование их возможностей и моторного потенциала для решения определенной двигательной задачи. Упорядочение внешних взаимодействий и увеличение в них удельного веса тех составляющих, которые непосредственно способствуют успешному решению двигательной задачи - важнейшее условие прогресса спортивного мастерства, реализуемого в рамках технико-тактической подготовки. В связи с этим комплекс внешних взаимодействий спортсменов, присущий соревновательной деятельности, следует выделить в качестве первого объекта управления в системе спортивной тренировки.

Таким образом, проанализировав мнения исследователей и специалистов в области управления спортивным процессом, можно прийти к следующему выводу: в общем виде управление представляет собой замкнутый цикл тесно взаимосвязанных действий по выработке, реализации и контролю конкретных решений [160 - Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.– 22 c.].

М.Я. Набатникова [160 - Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.– 22 c.] говорит о том, что проблемы в управлении подготовкой юных спортсменов столь многообразны, что для успешного решения многихиз них знаний и усилий одного тренера уже недостаточно.

Сложность управления в спортивной подготовке заключается в том, что нет возможности непосредственно управлять изменением спортивных результатов. Фактически тренер управляет лишь действиями (поведением) спортсмена: он задает ему определенную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения, в частности, правильной техники движений [Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт / В.М.Зациорский. – М.: Физическая культура и спорт, 1969].

Успешность выполнения тренером-педагогом управленческой роли зависит и от ряда необходимых качеств, которыми он должен обладать - высокие личностные характеристики, компетентность в предмете своей деятельности, коммуникативные способности, умение налаживать межличностные отношения и др. [190 - Савин В.П. Хоккей: учеб. для ин-тов физ. культ. / В.П.Савин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 219 с.; 189 - Савин В.П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.П.Савин. - М.: Академия, 2003 – с.248].

Федоров – Шумайлов [235 - Федоров А.И. Комплексный контроль в спорте: теоретико-методические, технические и информационные аспекты: Учебное пособие / А.И.Федоров, В.А.Шумайлов, В.Н.Береглазов. – Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. – 77c.] заключают, что важнейшим элементом системы управления является информация:

· о состоянии объекта управления;

· о характере внешних воздействий на объект управления;

· о наличии средств управления;

· объем информации.

Для практической реализации управления тренировочным процессом необходимо иметь четкое представление об объекте управления и закономерностях его перехода из одного состояния в другое [119 - Куликов Л.М. Теоретико-методические аспекты моделирования двигательной деятельности квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для преподавателей, аспирантов, слушателей факультета повышения квалификации, студентов институтов физической культуры и тренеров / Л.М.Куликов. – Челябинск: ЧГИФК, 1994. – 171с.; 120 - Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л.М.Куликов, В.В. Рыбаков. – М.: ФОН, 1995. – 395 с.]. С теоретической точки зрения управление есть информационный процесс, состоящий в получении (сборе) информации об объекте управления, в ее хранении, переработке и передаче в форме команд для регулирования процесса функционирования или развития управляемой подсистемы.

Говоря об управлении как о системе спортивной подготовки необходимо выделить объект данной системы. Спортсмен занимает центральное место в системе спортивной подготовки и, являясь объектом управления, обладает определенными характеристиками (этапное, текущее и оперативное состояние спортсмена).

На основании анализа информации о состоянии спортсмена и уровне его спортивного мастерства, тренером формируется управляющее решение (разрабатывается модель-прогноз – планируемый (целевой) результат, модель-решение – тренировочная программа), которое ориентировано на достижение прогнозируемого результата посредством практической реализации плана тренировки.

А.В. Гаськов [44 - Гаськов А.В. Теоретико-методические основы управления соревновательной и тренировочной деятельностью квалифицированных боксеров: дисс. … д-ра пед. наук / А.В. Гаськов; РГАФК. – М., 1999. – 6 c.] управление подготовкой представляет в виде четырех этапов:

Разработка модельных характеристик текущего и прогнозируемого состояний для достижения запланированного спортивного результата.

Разработка характеристик программы, рассматривающей содержание тренировки, соревнований и отдыха.

Разработка системы контроля за текущим состоянием и выполнение запланированной программы.

Обеспечение необходимой коррекции в намеченной программе.

 

М.Я. Набатникова [160 - Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.– 22 c.] пишет, что технология управления состоит из ряда стадий:

ü принятия решения;

ü организации исполнения;

ü сбора и обработки информации;

ü подведения итогов.

Если эти общие положения трансформировать применительно к особенностям юношеского спорта, то схема управления подготовкой юных спортсменов может быть представлена следующим образом (схема. 1):

Управление подготовкой юных спортсменов
Принятие Решения Организация Исполнения Сбор и обработка информации Подведение итогов
Цель и постановка задач Комплектование групп на основе определения спортивной пригодности Факторы, определяющие достижения цели Планирование тренировки Проведение учебно-тренировочного процесса Наблюдения Система контроля Учет Достижение поставленной цели и задач Рекомендации для последующего принятия решений
                     

Схема 1. Cхема технологии управления (по М.Я. Набатниковой) [160 - Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.– 22 c.]

 

Как видно из схемы, структурные элементы системы управления отражают последовательность действий, направленных на улучшение качества и эффективности работы спортивных школ. Ведущая роль в этом процессе принадлежит тренеру при активном участии ряда других специалистов (организационных работников, врачей, научных сотрудников) [160 - Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.– 22-23 c.].

Таким образом, процесс управления в своей сущности представляет собой противоположность процессам дезорганизации, это не что иное, как упорядочение системы. Поскольку одной из основных задач управления является сохранение ее качественной определенности при переходе из одного состояния в другое [232 - Уфимцев В.А. Оценка процесса моделирования двигательной деятельности высококвалифицированных хоккеистов: дисс. … канд. пед. наук / В.А.Уфимцев; УралГАФК. - Челябинск, 1995.], управляющие воздействия имеют в виду приведение системы в соответствие с присущими ей объективными свойствами, закономерностями, тенденциями, характеризующими ее качественную определенность.

По мнению С.В. Сайфуллина [191 - Сайфуллин С.В. Компьютерное моделирование тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу и методика их совершенствования: дисс. … канд. пед. наук / С.В.Сайфуллин; РГАФК. – М., 1999. – 21 с.], методологический принцип первичности соревнований в построении тренировочного процесса и управления им создал тенденцию исследования соревновательной деятельности. На этой основе разрабатывались принципы оптимального управления построенных на основе выбора из всех возможных вариантов управляющих воздействий, наиболее эффективно ведущих к цели. Помимо анализа соревновательной деятельности, большое значение для управления тренировочным процессом придается комплексному контролю. Усилиями ведущих специалистов в спортивной науке в последнее время решен ряд актуальных вопросов создания системы комплексного контроля.

В результате многолетних исследований, в основу которых легла методология системного подхода и основы теории деятельности, разработана концепция системы спортивной подготовки и управления системой. Согласно этой концепции, для решения задач подготовки используются следующие основные подсистемы управления [191 -Сайфуллин С.В. Компьютерное моделирование тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу и методика их совершенствования: дисс. … канд. пед. наук / С.В.Сайфуллин; РГАФК. – М. 1999. – 22 с.]:

· Определение исходного состояния подготовленности спорте
и прогнозирование модельных характеристик состояния, необходимого
для достижения запланированного результата.

· Разработка программы, раскрывающей содержание единого
процесса тренировки, соревнований и восстановления на основе исходного уровня подготовленности спортсменов и модельных характеристик,
уровня которых необходимо достигнуть.

· Система контроля за выполнением запланированной программы и сравнение полученных результатов с промежуточными модельными характеристиками.

· Коррекция разработанной программы.

Также С.В. Сайфуллин [191 - Сайфуллин С.В. Компьютерное моделирование тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу и методика их совершенствования: дисс. … канд. пед. наук / С.В.Сайфуллин; РГАФК. – М., 1999. – 23 с.] говорит о том, что разработка научных основ управления подготовкой спортсмена и тренировочным процессом не может быть сведена к разработке методов управления. С позиций системного подхода управление - это свойство системы, стремящейся сохранить свою структуру, упорядочить внутренние связи и на той основе осуществить свое дальнейшее развитие. Системный подход в управлении тренировочным процессом представляет собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения этой цели всех других параметров этой деятельности. При системном подходе не задачи приспосабливаются к организации, а организация строится или перестраивается применительно к поставленным целям и методам ее достижения.

В результате С.В. Сайфуллин [191 - Сайфуллин С.В. Компьютерное моделирование тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу и методика их совершенствования: дисс. … канд. пед. наук / С.В.Сайфуллин; РГАФК. – М., 1999. – 23 с.] заключает, что в наиболее общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной сфере.

В.Н. Платонов [175 - Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н.Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 236-237 c.] отмечает, что постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его состояния под влиянием разнообразных факторов служат основой для управления процессом спортивной тренировки при помощи обратных связей:

v сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие отношение к работе настроение и т.п.);

v сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки и т.п.);

v данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой);

v сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности спортсмена) [88 - Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт / В.М.Зациорский. – М.: Физическая культура и спорт, 1969.; 84 - Запорожанов В.А. Комплексный педагогический контроль как аппарат управления тренировочным процессом / В.А.Запорожанов // Основы управления тренировочным процессом спортсменов – Киев: КГИФК, 1982.].

Как утверждает А.В. Уфимцев [232 - Уфимцев В.А. Оценка процесса моделирования двигательной деятельности высококвалифицированных хоккеистов: дисс. … канд. пед. наук / В.А.Уфимцев; УралГАФК. - Челябинск, 1995.], объектом управления в спортивной тренировке является поведение спортсменов и их состояние - оперативное, текущее, этапное, являющееся следствием применяющихся тренировочных и соревновательных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной тренировки. В этом аспекте целью управления тренировочным процессом является оптимизация поведения спортсменов, целесообразное развитие тренированности и подготовленности, обеспечивающих достижение наивысших спортивных результатов. При этом в качестве основополагающего принципа выделяют единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности [156 - Орлов В.А., Шарова Т.Л. Современная система подготовки квалифицированных конькобежцев //Проблемы совершенствования системы подготовки спортсменов. - М: ВНИИФК, 1977. - 102-134 c.; 269 - Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной тренировки //Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - 226-237c.; 270 - Шустин Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности //Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - 50-73 c.].

Именно ориентация на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности, позволяющей добиться планируемого спортивного результата, и обеспечение соответствующей этой задаче структуры подготовленности спортсменов является основой рационального построения и управления спортивной подготовкой, дальнейшего развития ее теории [98 - Келлер B.C. Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсмена //Теория спорта. - Киев: Вища школа, 1987. - 66-100 с.; 114 - Кузнецов В.В., Новиков А.А. Основы современной концепции системы спортивной подготовки и пути дальнейшего его совершенствования //Проблемы современной системы подготовки спортсменов. - М.: ВНИИФК, 1977. - 3-25 с.; 98 - Новиков А.А., Шустин Б.Н. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте высших достижений //Современный олимпийский спорт. - Киев: КГИФК, 1993. - 167-170 c.; 172 - Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоров’ья, 1988. - 214с; 285 - Platonow W. Trening w plawaniu. - Warszawa: Biblioteka trenera, 1997. - 315 с.].

Система управления в общем виде включает объект управления (управляемая система) и управляющую систему, взаимодействующих по каналам прямой и обратной связи. В ходе управления на управляемый объект (спортсмена) оказывают влияние управляющие (задаваемые нагрузки, подбираемые и реализуемые специалистами-тренерами, сотрудниками комплексных научных групп) и возмущающие (условия подготовки и соревнований во всем многообразии факторов социально-экономического, климато-географического, экологического, административно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медицинского обеспечения) воздействия. Результат данных воздействий оценивают по «выходным» (двигательные, морфофункциональные, психологические и другие характеристики) параметрам. Управляющие воздействия относят к «входным» параметрам.

М.Я. Набатникова [160 - Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.– 26 c.]в своей монографии подчеркивает, что подготовка юных спортсменов, если ее рассматривать в аспекте программно-целевого метода планирования, представляет собой:

систему, которая обладает свойством целенаправленности, т. е. управление на всех уровнях направлено на достижение наивысших результатов в основных составах сборных команд;

динамическую, развивающуюся систему, реализующую как долгосрочные, стратегические цели, так и текущие цели, имеющие промежуточный характер;

систему, управление которой основано на использовании объективных закономерностей становления спортивного мастерства в процессе многолетней подготовки;

организационную систему с многоуровневой иерархической структурой;

большую систему, в которую входит много разнообразных компонентов;

сложную систему, состоящую из взаимосвязанных частей.

В подобных условиях требуется выделить те звенья, которые относятся к числу наиболее существенных. Ведущим среди них для поступательного роста мастерства юных спортсменов является тренировка как основная форма подготовки, «представляющая собой, по сути, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием)» (Л.П. Матвеев, 1977). С позиций системного подхода здесь четко выделяются следующие главные компоненты:

ü комплекс показателей, характеризующих состояние спортсмена как на данный момент, так и на завершающем этапе;

ü комплекс наиболее результативныхпедагогических воздействий и рациональной их структуры;

ü надежная и информативная системаконтроля ирегулирования тренировочного процесса.

Для рационального управления в процессе спортивной тренировки и дальнейшего его совершенствования необходимо определить и реализовать подход, в котором на первый план были бы выдвинуты конкретные цели и соответствующие их достижению процессы, протекающие в системе при реализации задач управления. Таким образом, все элементы окажутся связанными не только структурно, но и функционально. В этом случае упустить какое-либо важное звено весьма сложно, так как каждому входу в процессе обязательно соответствует выход. В частности, качеству, определяющему спортивный результат, - способ его оценки, средства и методы развития, порядок их распределения во времени, характерные для планируемого результата нормативы и т.д. В данном варианте упорядочивается процесс управления, тесно увязывается структура соревновательной деятельности и соответствующая ей структура подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, характеристиками соответствующих моделей, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности. Наиболее эффективными эти представления оказываются для разработки систем этапного управления, разработки перспективной программы на относительно продолжительный период подготовки [177 - Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. - Киев: Здоров'я, 1980. -336 с.; 219 -Теория спорта / Под ред. проф. В.Н.Платонова. - Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1987. - 424 с.]

Важнейшее значение для эффективного управления подготовки юных боксеров имеет целевое планирование учебно-тренировочного процесса и состояние различных сторон подготовленности боксеров(физической, технической, психологической).

Учебно-тренировочный процесс является многогранным и продолжительным, так как современные спортивно-технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких результатов необходимы годы упорных целенаправленных тренировок. Планирование спортивной тренировки — это предвидение условий, средств и методов решения тех или иных задач, которые ставятся перед боксерами для достижения предполагаемых спортивных результатов. Правильно спланированный процесс спортивной тренировки помогает тренеру и боксеру определить конкретные задачи по овладению техническими и тактическими навыками, специальными физическими и психическими качествами. Опыт передовых коллективов физической культуры свидетельствует о том, что при четкой организации работы спортивные секции являются основной базой привлечения к регулярным занятиям избранным видом спорта широких трудящихся масс и подготовки квалифицированных спортсменов. Каждая секция бокса должна вести документы планирования, руководства и контроля за учебно-тренировочным процессом: учебный план, программу, рабочий план на определенный период с указанием упражнений и их интенсивности, конспект занятий, расписание занятий, журнал учета посещаемости и содержания занятий, журнал учета спортивных результатов и календарь спортивных мероприятий. Для боксеров высших разрядов составляются индивидуальные планы подготовки, куда входит перспективный план подготовки к ответственным турнирам, периодические и текущие планы. Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов (темы занятий), количество часов по каждому разделу. Тщательное выполнение учебного плана поможет тренеру правильно организовать учебно-тренировочный процесс и добиться успеха в спортивной работе. Учебно-тренировочные занятия в секциях бокса планируются на основе учебного плана и годовых графиков расчета учебных часов: для новичков три раза в неделю по 2 часа; для спортсменов I и II разрядов — четыре раза по 2 часа; для спортсменов I разряда, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта не менее пяти раз в неделю с выделением специальных занятий по общей физической подготовке со специальной направленностью (в зале и на открытом воздухе). Программа занятий составляется на основании учебного плана и определяет объем знаний и навыков, которые должны быть усвоены занимающимися. В программе раскрыты формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенных контингентов занимающихся.

В разделе теории указывается название тем и краткое их содержание, а при изложении практического материала перечисляются все виды упражнений: строевые, общеразвивающие и специальные.

Программа — это документ, все требования которого являются обязательными для выполнения (допускаются уточнения тех или иных задач и средств их выполнения в зависимости от условий работы). Рабочий план составляют на основе учебного плана и программы. Он может быть тематическим (материал излагается по темам, которые могут быть включены в несколько занятий в методической последовательности) и поурочным. Рабочий план составляют на полгода, три или один месяц (в зависимости от условий занятий и календаря соревнований). В рабочем плане указывается тема, содержание материала (перечень упражнений), объем тренировочных нагрузок. Наиболее часто поурочный рабочий план составляют в виде плана-графика. В поурочном плане указывается тема основной направленности занятий, например: встречные удары прямым.правой в голову на атаку левым боковым в голову и левым прямым в голову на атаку боковым правой в голову. На основании рабочего плана тренер составляет конспект занятийна каждое занятие. В конспекте он перечисляет упражнения, излагает их направленность как средства для решения задач, раскрывает методические приемы, строго регламентирует время. Конспект составляется с учетом результатов предыдущих занятий, условий, в которых будет проведено занятие. Конспекты на каждое занятие свидетельствуют о качественной подготовке тренера (преподавателя) к проведению занятий. Расписание занятий определяет дни, часы и место проведения занятий. Кроме того, в нем указывается преподаватель, проводящий занятия. Расписание является важным организационным началом в работе секции бокса, и при его составлении необходимо учитывать характер трудовой деятельности или основной учебы занимающихся. Журнал учета посещаемости занятий общеустановленной формы ведется в каждой группе.

Большое значение в планировании подготовки боксеров имеет календарный план соревнований. Соревнования по боксу являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса. Они завершают тренировочный период и являются своеобразным отчетом спортсменов, тренеров и коллективов за проделанную работу. В течение всего периода осуществляется так называемый текущий

учет. Фиксируются следующие данные: посещение занятий, количество проведенных занятий и выполнение программ, успеваемость занимающихся, сдача норм и разрядных требований, участие в соревнованиях и состояние здоровья.

В конце сезона подводятся итоги проделанной работы. Учитываются успеваемость в технике и тактике бокса, результаты сдачи норм и контрольных нормативов, результаты участия в соревнованиях, изменения в состоянии здоровья, физического развития и др. Важнейшее значение для эффективного управления подготовки юных боксеров имеет целевое планирование учебно-тренировочного процесса и состояние различных сторон подготовленности боксеров(физической, технической, психологической).Она включает в себя физическую, техническую и психологическую подготовку.

Физическая подготовка. Основу специфического содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовка спортсмена. Это процесс воспитания физических способностей, необходимых в спортивной деятельности. Физическая подготовка неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья. Предпосылкой к выбору спортивной специализации служат определенные природные данные, уровень физического развития как результат регулярных занятий бегом, плаванием, лыжами, подвижными и спортивными играми, а также профессиональных занятий. Физические упражнения прямого влияния должны быть сходны по координации и характеру с движениями и действиями в избранном виде спорта. Если к косвенным упражнениям для боксера можно отнести такие, как прыжки, гребля, плавание, лыжи, то к прямым (часто их называют специализированными упражнениями по физподготовке) относятся спортивные игры, толкание и метание, бег, смешанное передвижение, упражнения с набивными и теннисными мячами и подобные другие. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических способностей, отвечающих, в данном случае, специфике бокса. Это упражнения в координации движений при ударах и защитах, в передвижении, игровые упражнения, бой с тенью, упражнения на специальных боксерских снарядах (мешке, грушах, мяче на резинах, на лапах и др.) и специальные упражнения с партнером. Специальную физическую подготовку подразделяют на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, основная цель которой — возможно более широкое развитие двигательных качеств, применительно к требованиям бокса, и основную. Систематическими тренировками добиваются быстрого исполнения действий, максимально сокращая паузы между ними, что определяет темп боя и скоростную выносливость. Если в циклических видах спорта главным может являться какое-то одно физическое качество (например, у бегуна-марафонца или у велосипедиста — высокая выносливость), то у боксеров все физические качества должны быть достаточно развитыми.Среди специально-подготовительных упражнений в боксе почти нет таких, которые имели бы только одно назначение: каждое упражнение имеет главную направленность, но имеете с тем способствует развитию ряда других качеств. Например, упражнения в ударах по мешку развивают скорость и силу удара, длительное же и частое нанесение ударов способствует развитию специальной выносливости; перебрасывание набивного мяча в определенном темпе вырабатывает не только координацию и точность, но и мышечное чувство в бросках на определенное расстояние, выносливость и т д[8]. Силовые качества. Силу человека определяют как способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Мышечная сила — одно из важнейших физических качеств боксера. Характерное проявление силы у боксера — в мгновенных (импульсных) действиях, часто повторяющихся на протяжении довольно продолжительного времени. Поэтому говорят о проявлении «взрывной» силы и о силовой выносливости. Таким образом, у боксеров проявляются силовые качества в сочетании с быстротой и выносливостью. Проявление этих качеств зависит от деятельности центральной нервной системы, поперечного сечения мышечных волокон, их эластичности, биохимических процессов, происходящих в мышцах. Немаловажная роль в проявлении мышечной силы принадлежит волевым усилиям .Во время тренировок и боев боксер производит большое количество скоростных действий, поэтому можно говорить о специфике его силовой подготовленности[6]. Быстрота действий боксера. Под быстротой понимают способность осуществлять движения и действия с определенной скоростью благодаря высокой подвижности нервно-мышечных процессов. Качество быстроты в спорте включает: собственно скорость движений, частоту их и быстроту двигательной реакции. Важную роль в быстроте движений и действий играют волевые усилия спортсмена, его психологическая настроенность. Быстрота боксера характеризуется его способностью к эффективному осуществлению простой и сложной реакции. Простая реакция в боксе — это ответ заранее известным движением на заранее известные, но внезапно появляющиеся действия противника [20].Следует иметь в виду, что скоростные способности каждого человека специфичны. Развитие и совершенствование скоростных качеств является одной из первостепенных задач в практике подготовки боксеров. Выносливость боксера. Выносливость — это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. О выносливости боксера свидетельствует его активность от начала и до конца боя, с сохранением частоты эффективных действий, быстроты, точности как в нанесении ударов, так и в применении защит, в маневренности и качественном выполнении тактических замыслов. Выносливость можно определить как способность противостоять утомлению. Во время тренировок и особенно боев организм боксера испытывает как физическое, так и умственное утомление (в результате напряженной деятельности анализаторов, например зрительных). В бою боксер решает тактические задачи, его зрительные анализаторы работают очень интенсивно, все время фиксируя движения противника, боксер испытывает высокую эмоциональную нагрузку (особенно при



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: