Национальные особенности китайских ресурсов Web 2.0




Глава 2. Специфика функционирования социальных медиа в КНР

В этом части исследования мы предпримем попытку комплексного анализа ведущих китайских ресурсов Web 2.0. В частности, фокус внимания будет направлен на выявление специфических особенностей журналистики Web 2.0 в контексте тех изменений, которые происходят в медиа-пространстве Китая.

Не секрет, что именно социальные медиа «приближают» период окончательной трансформации медиа-среды, в которой стираются схемы отношений между передатчиками, посредниками и получателями информации, а также нивелируются господствующие позиции традиционных СМИ в формировании «повестки дня». И в этом смысле, Китай – не исключение.

WeChat (в Китае– « Вэйсинь» (микро-сообщение), безусловно, является лидером на рынке китайских мобильных приложений и социальных сетей. WeChat – это мобильная коммуникационная система китайской компании Tencent для передачи текстовых и голосовых сообщений. Приложение доступно на iPhone, а также на телефонах Android, BlackBerry, Windows Phone и Symbian. Кроме того, у WeChat есть и веб-версия.

Первый релиз этой платформы вышел в 2011 году. В настоящее время в WeChat зарегистрировано более 889 миллионов активных пользователей по всему миру; из них 100 миллионов за пределами Китая, а месячная аудитория составляет порядка 440 миллионов человек[1]. Более того, WeChat является самым успешным и популярным мобильным приложением-мессенджером. По статистике компании маркетингового исследования On Device, распространенность WeChat на рынке материкового Китая достигает 93%[2].

Несмотря на то, что основную популярность WeChat имеет в Китае, специалисты в сфере новых медиа подчеркивают значение этого мессенджера в контексте развития эстетики Web 2.0. WeChat заставил всех в мире смотреть на мессенджер как на социальную платформу. Влияния и отсылки к WeChat наблюдаются во всех современных социальных медиа и мобильных приложениях-мессенджерах – начиная с Telegram и заканчивая Facebook Messenger.

Следует отметить, что WeChat имеет уникальные показатели по глубине использования: в среднем, пользователи проводят в нём более 50 минут и используют его 9-11 раз в день[3]. Для сравнения: такие же показатели у всех приложений Facebook вместе взятых.

Китайской компании Tencent удалось то, что не получалось до них ни у кого, а именно – из обычного веб-продукта сделать мессенджинговую платформу.

Еще до WeChat Tencent была одной из лидирующих китайских интернет-компаний. До 2011 году любимым мессенджером китайцев также имелось их «детище» – QQ (об этой платформе мы расскажем немного позже). Это был популярный «десктопный» мессенджер с 650 мил. активных пользователей[4]. Однако, в QQ был ряд функций (например, статусы пользователей и музыкальный стриминг), которые тормозили развитие этой платформы.

Именно по этой причине в 2008 году руководители Tencent создали небольшую группу инженеров-разработчиков из команды QQ Mail с целью разработать полностью новое мобильное приложение. Соответственно, первая версия WeChat была готова всего через год, но только в 2011 году WeChat запустился как примитивный мессенджер с функцией обмена фотографиями.

Любопытно, что в этом направлении WeChat были далеко не первыми – в Китае уже вовсю распространялось приложение Xiaomi MiTalk, а в Корее набирала обороты платформа Kakao Talk. Такая конкуренция не позволяла WeChat получить ощутимый рост сразу после запуска – пользователь требовал что-то большее. Именно у Kakao Talk разработчики WeChat «подсмотрели» идею добавления функции голосовых сообщений.

В мае 2011 года в WeChat появилась функция, позволявшая людям отправлять короткие аудиозаметки. Такая инновация оказалась стратегически успешной: это понравилось пользователям в КНР, поскольку китайская клавиатура в то время была крайне неудобной для набора письменных сообщений и «наговорить» текст было намного быстрее и удобнее.

Таким образом, WeChat стал первой в мире платформой, которая предлагала пользователям обмениваться и письменными, и голосовыми сообщениями, а также фотографиями. Также необходимо заметить, что именно в WeChat стали впервые использовать стикеры при отправке сообщений – впоследствии это переняли другие известные соцсети.

В КНР есть традиция: перед китайским новым годом люди дарят друг другу красные конверты, внутри которых – небольшие суммы денег. По мере роста популярности WeChat менеджеры компании придумали корпоративную функцию виртуальных красных конвертов, которая и явилась прототипом популярнейшей WeChat Red Packets, с помощью которой сейчас у пользователей есть возможность отправлять случайную или фиксированную сумму своим друзьям, знакомым и родственникам.

Сразу после запуска WeChat Red Packets в канун 2014 года, около пяти миллионов человек воспользовались новой функцией. Уже в следующий новый год число отправленных денежных подарков превысило миллиард[5], а в 2016 году за один день было проведено больше транзакций, чем у сервиса Paypal за 12 месяцев[6].

Проект WeChat Red Packets постепенно трансформировался в систему денежных мобильных переводов, что, в свою очередь, позволило отстроить систему переводов и платежей в онлайн- и офлайн-магазинах. В этой связи, показательным является партнёрство WeChat с сервисом такси Didi. Эта компания еще задолго до Uber разрешила оплачивать свои услуги внутри мессенджера. А за ним последовали другие: мобильные операторы, коммунальные службы и так далее.

Таким образом, новая платежная система WeChat Pay за сравнительно короткий срок стала самым влиятельным игроком на рынке китайских онлайн-платежей. Так, система имела около 600 млн. активных пользователей в месяц, которые ежедневно совершали в среднем 600 млн. платежей[7].

На сегодняшний день в WeChat имеются и другие уникальные особенности. Во-первых, это реализация алгоритмов, позволяющих обмениваться мультимедийным контентом при небольшом трафике. Во-вторых, активное использование функций, определяющих местоположения человека. В-третьих, интерфейсы рассматриваемой социальной сети доступны на нескольких десятках языков.

Еще одной особенностью WeChat является то, что по сравнению с другими социальными сетями, его пользователи активно взаимодействуют с рекламой, обмениваясь ею друг с другом. И, хотя «лайки» и комментарии видят только взаимные друзья, это не мешает рекламным объявлениям получать миллионы просмотров.

Все это явилось следствием рекламной политики, что стало определяющим элементом бизнес-модели WeChat – было ограниченно количество рекламных объявлений для каждого владельца смартфона до одной записи в день. Для сравнения – Facebook показывает своему пользователю одно рекламное объявление в ленте на каждые десять обычных постов[8].

WeChat не измеряет количество своих пользователей или отправленных сообщений, как это делают другие социальные медиа. Скорее, внимание фокусируется на том, как глубоко продукт задействован в каждом аспекте жизни пользователя. В этом смысле революционной оказалась идея адаптации QR-кода. До этого пользователя приходилось вводить или искать адрес сайта фирмы или бренда, чтобы что-то о них узнать.

Вслед за внедрением QR-кодов были также запущены «мини-приложения» в дополнение к «официальным аккаунтам» – такой инструмент позволил ресторанам и магазинам не тратить деньги на создание собственных приложений. Вместо этого они стали частью WeChat, где их ищут через социальные взаимосвязи или же посредством QR-кодов.

Следует отметить, что WeChat используется жителями КНР в основном для поиска интересующих развлечений, осуществления вызова экстренных служб, такси, оплаты покупок, а также различных услуг через интернет. Функционал рассматриваемой соцсети при этом позволяет проводить денежные транзакции. Иными словами, WeChat предлагает пользователю полезные услуги для повседневной жизни: подписку на медийный контент, платёжные инструменты для оплаты любых счетов и так далее.

Любопытно, что, несмотря на большое количество разнообразных функций и сервисов, в WeChat остается достаточно тривиальный интерфейс – четыре кнопки: «я», «контакты», «чат», «открытия». Это обусловленно тем, что, исходя из корпоративных исследований, эксперименты с интерфейсом (увеличение количества кнопок и так далее) на 30% снижают уровень конверсии.

Проект WeChat был признан одним из самых коммерческих успешным за последние десятилетие. В 2016 году выручка соцсети превысила по некоторым данным 14 млрд долларов[9]. Основные причины успеха – в реализации функций, которые отвечают потребностям пользователей, и акценте на групповом взаимодействии. Как любят говорить в Китае, «WeChat – это одно приложение, чтобы управлять всем»[10].

Вторая по популярности соцсеть в КНР – это Sina Weibo. Она начала развиваться намного раньше WeChat – в 2009 году этот сервис микроблогов был впервые запущен компанией Sina Corp. По мнению экспертов, Weibo является своего рода гибридом между Twitter и Facebook, а по основным параметрам во многом схожа с российской социальной сетью «В Контакте». Однако китайская платформа до сих пор не имеет полноценного английского интерфейса, и это безусловно ограничивает прирост пользователей за пределами Китая.

Медиа-исследователь из Пекина Фрэнк Ю отмечает, что принципиальная разница между мировыми соцсетями и Weibo кроются в возможностях[11]. И это действительно так – в стремлении понравиться всем Weibo напичкан разнообразными функциями.

Во-первых, на китайском ресурсе пользователи имеют возможность размещать картинки и видео прямо в посты и непосредственно в своей ленте.

Во-вторых, в Weibo имеется опция «древовидных» комментариев и предоставляется уникальная система сортировки, что позволяет отдельно просматривать аккаунты знаменитых людей. Кстати, многие мировые «селебретис», например, Пэрис Хилтон, Джозеф Гордон-Левитт и другие имеют официальные подтвержденные аккаунты на Weibo и используют их для рекламы, а также для взаимодействия с китайскими поклонниками. У 100 самых популярных аккаунтов насчитывается около 485 миллионов подписчиков, а актер Чэнь Кунь возглавляет список знаменитостей, пользующихся самым большим вниманием на Weibo – его «читает» 72 миллиона человек[12].

Чат с другими пользователями – еще одна особенность Weibo. Она частично заимствована из Facebook, но в чате Weibo пользователи по желанию имеют возможность общения с другими «юзерами» анонимно.

Параллельно с функционированием основного сервиса, динамично развивается развлекательный сегмент Weibo с постоянно обновляющимися онлайн-играми. Он очень популярен не только внутри Weibo, но и во всем китайском интернете. Существует даже внутренняя виртуальная валюта Weibi, за которую пользователи покупают дополнения в играх.

Даже несмотря на то, что интернет в КНР жестко контролируется, Weibo продолжает развиваться именно как платформа открытого обмена мнениями и площадку для общественных и политических дискуссий.

Создателем и нынешним генеральным директором Weibo является Чарльз Чао. Он имеет две степени магистра – бухгалтерскому учету Чао учился в Техасском университете, а журналистику изучал в университетах Шанхая и Оклахомы. В интернет-холдинг Sina Corp Чарльз пришел еще 1999 году и, по его собственным воспоминаниям, идея создания китайского сервиса микроблогов появилась у него после того, как были заблокированы все соцсети во время волнений в Урумчи. «Weibo – это то же самое общество, только в виртуальном виде. Оно отражает любые настроения, происходящие в реальном мире», – любит повторять Чарльз Чао[13].

Изначально разработкой Weibo занималось 100 человек, но постепенно количество людей, вовлеченных в проект, увеличилась до 7000. Целью проекта было сделать соцсеть максимально комфортной и полезной для каждого пользователя, переняв все самое лучшее из аналогичных платформ.

Как и в случае с Facebook популяризировали Weibo студенты китайских университетов. Именно студенческие дискуссии на острые общественно-политические темы явились определяющим факторов роста количества пользователей Weibo. Так, в 2009 году аудитория ресурса уже составляла 4,5 миллиона человек, а уже к лету 2011 года сеть перешагнула отметку в 100 миллионов. В настоящее время Weibo объединяет в себе функции типичных социальных медиа, онлайн-магазинов и сайтов знакомств, и более чем 500 миллионов пользователей открыто рассуждают об актуальных и резонансных событиях как внутри страны, так и за её пределами[14].

В этой связи, следует отметить, что популярность Weibo как раз во многом связанна с тем, что уровень цензуры на этой платформе значительно ниже, чем в других китайских социальных сетях. Безусловно и в Weibo фильтруются ненормативные высказывания, запрещенная информация, а также коммуникации, которые по каким-либо причинам запрещены правительственными структурами. Пользователям, которые разместили нежелательную информацию, дается время, чтобы без последствий её удалить.

Американский медиа-эксперт Билл Бишоп считает, что Weibo успешен в Китае именно потому, что устанавливает четкие рамки для пользователей[15]. Внутри сервиса есть «самоцензура», которая имеет три уровня. На первом уровне система блокирует нежелательные слова или сочетания. Второй уровень «включается» в случае экстренных ситуаций и представляет из себя анализ контента специальной группой редакторов и исключение всего запрещенного. «Модераторы сервиса тщательно отслеживают слухи и неправдивые заявления, а их авторы не остаются безнаказанными»[16]. Третий уровень активируется по запросу государственных органов. Например, аккаунт китайского диссидента Ай Вэйвэя был удален через 2 часа после регистрации. Хотя за это время, на него успело подписаться около десяти тысяч человек.

Так или иначе, правительство КНР поддерживает Weibo, и очевидно это связанно с тем, что фактически «государство получает не только объективную информацию об отношении жителей к разным событиям внутри страны, но и имеет возможность влияния на огромную аудиторию»[17]. К тому же, жесткая фильтрация контента никак не влияет и на финансовую составляющую проекта: в 2016 году платформа Weibo на нью-йоркской IPO привлекла 285 миллионов долларов при оценке компании в 3,5 млрд[18]. По документам количество активных ежемесячных пользователей сети по состоянию на декабрь 2016 г. составляла почти 130 млн. человек, а 61,5 млн. пользователей использовало Weibo каждый день[19].

Кроме того, ресурс удачно интегрируется с различными бизнес-структурами. Так, благодаря сотрудничеству с сервисом для онлайн-покупок Shangou, любая компания или пользователь получает возможность торговли, используя функционал Weibo. Для подобных операций была разработана платежная система Sina Wallet. За каждую сделку ресурс снимает 10% комиссию. Например, именно через Weibo был побит мировой рекорд онлайн-продаж – компания Xiaomi продала за один день 50 тысяч смартфонов[20].

Также Weibo тесно сотрудничает с Alibaba Group, которая использует сервис микроблогов в качестве платформы для рекламы собственных товаров. Именно это позволило Weibo выйти на рекордные для себя показатели прибыли. В 2016 году проект заработал 264,8 миллиона долларов, увеличив свой доход на 78%[21], что, соответственно, стало одной из причин дальнейшего динамичного роста сервиса в качестве потенциального конкурента мировых соцсетей.

Не секрет, что популярность Weibo в среде журналистов и блогеров во-многом обусловлена тем, что это, пожалуй, единственная площадка в КНР, где происходит вполне демократический дискурс на актуальную повестку дня. Для многих медийщиков Weibo является ценнейшим источником альтернативной информации по тем или иным проблемам общества. Все, что происходит в мире в целом и в Китае в частности, так или иначе обсуждается среди пользователей Weibo. Более того, во многих случаях люди посредством постов, ре-постов и дискуссий влияют на позицию государства и региональных властей по решению тех или иных острых вопросов.

В настоящее время, в том числе и благодаря популярности Weibo, формируется совершенно новая аудитория, у которой нет необходимости смотреть телевизор или читать газеты, чтобы узнать о происходящих в мире событиях. Китайская журналистика Web 2.0 в этом контексте обладает всеми преимуществами современной медиа-среды, а именно – способностью мобильно и эффективно реагировать на информационную повестку, открыто обсуждать острые актуальные темы, «искать правду в ворохе лжи».

Несколько лет в США были по результатам исследования был опубликован «Отчёт об использовании социальных медиа китайских журналистов», который включает в себя 2503 достоверных опроса китайских журналистов. Это был первый глобальный отчёт, заостряющий внимание на уникальности китайских социальных медиа. Согласно результатам, больше 60% журналистов знают и понимают определяющие значение социальных медиа в поиске, подготовке и распространении материалов. 50% журналистов признались, что достаточно часто используют Weibo в профессиональных целях[22].

Однако не все придерживаются такой точки зрения. Известный китайский журналист Цзи Юнцин считает, что социальные медиа подрывают традиционный метод работы журналистов. Раньше репортер являлся первооткрывателем и распространителем, а теперь эту функцию выполняет Weibo. По его мнению, это приводит к снижению качества информации[23].

В 1999 году компанией Tencent был запущен сервис, который и функционально, и по названию (OICQ), очень напоминал ICQ. Логотипом OICQ стал пингвин с шарфом, который используется и сейчас. За первые два месяца сервис заполучил 200 тысяч пользователей, уже к началу 2000 года этот показатель вырос до миллиона, а в 2001 году составлял уже 50 млн. человек[24]. В то же время AOL, которой принадлежала ICQ, обратилась в суд с заявлением о нарушении интеллектуальной собственности из-за названия китайской компании. Как результат: сервис стал именоваться QQ (по-китайски «милый») и значительно расширил свою функциональность.

Во-первых, появилась виртуальная валюта QQ Coins. Сначала ею пользовались для покупок шаблонов блогов и аватаров, а позже – для приобретения опций в виртуальных играх. Со временем QQ Coins начали применять для оплаты реальных покупок и услуг.

Во-вторых, одной из ключевых разработок стала игровая платформа QQ Games, созданная в 2003 году. Благодаря тщательной рекламной кампании и правильно выбранной модели монетизации, QQ Games за короткое время обошла своих китайских конкурентов. Уже через год у платформы было, по разным оценкам, от 620 тысяч до миллиона пользователей, а к 2005 году аудитория достигла 10 млн. человек[25].

В-третьих, параллельно с QQ Games развивалась Mobile QQ Game – игровая платформа. В 2012 году ее аудитория достигла 200 млн. пользователей[26]. В-четвертых, в 2004 году была официально запущена новая версия портала QQ.com. В этом же году в сервисе заметили наличие цензуры – фильтры, блокирующие недопустимые словосочетания. Хотя, следует признать, что, если у Tencent и есть какие-то ограничения, то они не такие жесткие, как на других китайских сервисах.

Однако, несмотря на рост количества услуг, в том числе за счет поглощения местных фирм, так или иначе самым популярным сервисом Tencent остается мессенджер QQ – в 2004 году у него было 300 млн пользователей[27]. В настоящее время мессенджер представляет из себя гибрид Windows Live Messenger и Skype.

В 2010 году компания запустила блок иноязычных версий мессенджера QQ International. В 2013 году его месячная аудитория достигла 789 млн. активных пользователей, однако большую часть по-прежнему составляли китайцы. В том же году была предпринята новая попытка мировой интеграции – запустилось приложение для Facebook QQ Chat, и в 2016 году у QQ было уже 899 млн. активных пользователей[28].

Tencent также принадлежит самый популярный в Китае музыкальный сервис (аналог Spotify) QQ Music. В 2016 году вместе с China Music Corporation было создан холдинг, в который кроме QQ Music вошли два других крупных музыкальных ресурса KuGou и Kuwo. Кроме того, конгломерат владеет популярным видеохостингом QQ Video, «облачным» хранилищем Weiyun, являясь по сути крупнейшим интернет-провайдером КНР.

Почти все разработки компании получили широкую аудиторию, но один из наиболее известных ее сервисов – социальная сеть Qzone, которая появилась в 2005 году. В то время своих социальных сетей на рынке КНР еще не было, и Qzone тогда считалась лишь дополнением к другим сервисам компании Tencent. Несмотря на побочность продукта, у Qzone был ошеломительный успех – людям нравились новаторские по тем времена опции настроек страниц, размещения и передачи фото-материалов, ведения блогов и прослушивания музыки. Склонная к синхронизации своих продуктов, Tencent позволила использовать соцсеть без регистрации (достаточно лишь наличие профиля в QQ). Такой ход моментально на несколько сот миллионов увеличил количество пользователей Qzone.

Темп роста аудитории заставлял расширять функциональность сети. В 2011 году, по достижении 500-миллионной аудитории, соцсеть стала открытой платформой. В процессе ее тестирования компания начала внедрять игры и другие приложения. К концу 2012 году популярность Qzone вышла на новый уровень: уже 540 тысяч китайских сайтов использовали QQ-подключение для авторизации через соцсеть, а также разместили у себя опцию «Поделиться в Qzone». В настоящее время аудитория соцсети составляет более 655 млн. активных пользователей[29].

Любопытно, что в 2010 году на волне успеха Qzone компания Tencent запустила еще две социальные сети: Tencent Weibo (аналог Twitter) и Pengyou (аналог Facebook). У первой на китайском рынке был мощный и более популярный конкурент – Sina Weibo.

В 2012 году Tencent Weibo имела аудиторию в 540 млн. человек, тогда как Sina Weibo, соответственно, были 503 миллионов[30]. Однако, в 2014 году руководство Tencent неожиданно объявило, что прекращает инвестировать в Tencent Weibo по причине жесткой конкуренции с Sina Weibo и решением инвестировать деньги в видеосервис Weishi (аналог Vine), который позволяет создавать 8-секундные видеоролики. В 2014 году в День Святого Валентина на этой платформе было зафиксировано 160 млн. просмотров видео[31].

Pengyou является платформой для общения друзей. Зарегистрироваться в Pengyou можно только под реальным именем. Но к 2014 году аудитория Pengyou составляла лишь 260 млн. человек[32]. Для Китая это очень маленькие цифры, поэтому финансирование данного проекта также было сокращено.

Практически одновременно с Qzone в Китае начала развиваться еще одна популярная социальная сеть под названием Xiaonei Network, которая позже стала известна как Renren.

В отличие от Qzone, за Renren не стоит какая-либо большая корпорация. Это социальная сеть с интерфейсом, очень похожим на Facebook, которая пользуется особой популярностью среди китайских студентов. По данным на 2015 год на ней было зарегистрировано более, чем 170 миллионов активных пользователей и около 40 миллионов пользователей, которые при регистрации указали реальные имена.

Renren имеет собственную политику конфиденциальности для сохранения персональной информации. В частности, широко применяются различные уровни конфиденциальности профиля, блогов и контактных данных.

Так как Renren занимается, в основном, «обслуживанием» студентов, то ключевой информацией профиля является номер и местоположение колледжа, школы, а также родной город. В разделе «дополнительно» пользователи имеют возможность указывать контактную информацию, хобби, любимую музыку, книги, фильмы и так далее.

Кроме того, в Renren существует опция проведения онлайн-мероприятий с приглашением друзей и других пользователей. Также в этой сети функционирует раздел игр, тестов и онлайн магазин, в котором продаются и покупаются друзья и подписчики. Так же есть возможность публиковать свои предложения в специальном разделе на сайте, такая функция напоминает своеобразные бесплатные доски объявлений.

На Renren есть жесткая цензура, которая, в первую очередь, касается ключевых слов в блогах. Подозрительные слова, которые имеют политический смысл, вручную модерируются администрацией еще до появления на страницах ресурса.

Многие популярные бренды имеют свои представительства на Renren: для них предлагается создавать платные аккаунты, что приносит социальной сети неплохой доход. При этом, подобные «торговые» страницы являются фактически мини-порталами с большими технологическими возможностями.

Итак, WeChat, Sina Weibo, Ozone и Renren составляют «четверку» самых популярных и успешных социальных медиа КНР. Именно они формируют современный рынок новых медиа и активно влияют на общественную жизнь. Однако, кроме них, в Китае существует большое количество других уникальных социальных платформ. Например: Douban (сеть друзей по интересам), Kaixin (сеть «белых воротников», аналог LinkedIn), Tudou (аналог Vimeo), Youku (аналог YouTube).

Douban является социальной платформой для любителей кино, музыки и литературы. К тому же, в этой сети пользователи самостоятельно публикуют всю информацию. В целом, Douban больше похожа на инновационный сервис, представляющий большие возможности для чтения, прослушивания музыки и просмотра кино с последующим обсуждением между пользователями.

Zhihu в первую очередь служит сетевым сообществом вопросов и ответов, в котором царит дружелюбная интеллектуальная атмосфера, связывающая представителей всех профессий и социальных слоев. Пользователи обмениваются разнообразными знаниями, опытом и мнениями, непрерывно предоставляя достаточно качественный контент.

В принципе, Zhihu является модернизированной формой форума: пользователи обсуждают какую-либо интересную тему и, тем самым, знакомятся и общаются с единомышленниками. Характерной особенностью сети считается интеграция дивергентного мышления.

MoMo представляет собой мобильный социальный инструмент для знакомств на основе определения местоположения. Эта платформа была запущена компанией MoMo в 2001 году. Сервис предоставляет возможность знакомства с людьми поблизости, отправлять сообщения и находить точное местоположение для лучшего общения, а также создавать и публиковать короткие видео-ролики и онлайн-трансляции.

Jiayuan – еще одна китайская платформа знакомств, нацеленная на поиск любви и спутника (или спутницы) жизни. Jiayuan была запущена в Шанхае в 2003 году, и в особенности пользуется популярностью среди одиноких людей среднего возраста.

Tudou и Youku – китайские сервисы видеохостинга. Они являются самыми влиятельными видео-платформами в Китае.

В частности, Tudou создает все возможности для творчества молодых людей. Tudou помогает молодёжи создавать видео-материалы, тем самым являясь своеобразной платформой самовыражения и реализации аудиовизуальных проектов.

Youku поддерживает концепцию «быстрота всегда лучше», постоянно совершенствуя стратегию сервиса. Более точно характеризует эту платформу ее слоган: «Быстро транслируй, быстро публикуй, быстро ищи». Youkuв полной мере удовлетворяет разнообразные интерактивные требования пользователей. В настоящее время Youku стал любимой площадкой для фото-блогеров.

В целом, рейтинг популярности ресурсов Web 2.0. в материковом Китае выглядят следующим образом:

Однако, если рассматривать провинции КНР, имеющие особый статус, следует отметить, что на их территории наибольшим спросом все-таки пользуются иностранные, а не китайские социальные сети и мобильные приложения (Facebook, WhatsUp и так далее). Это объясняется тем, что в этих местах данные ресурсы не блокируются. Так, например, рейтинги популярности социальных сетей в Тайване и Гонконге выглядят следующим образом:

 

 

Кроме того, необходимо упомянуть, что в интернет-пространстве КНР активно развиваются и системы мониторинга контента в социальных медиа.

Prnasia (China Media Monitoring, CMM) – стандартный инструмент мониторинга основных медиа, разработанный PR Newswire. Он в первую очередь предоставляет возможность загрузки периодических отчётов, графической визуализации, а также вы

 
 

явлении ключевых слов и анализе настроений.

IWOM master представляет собой первую систему поддержки бизнеса, запущена ведущим социальным поставщиком бизнес-аналитики Китая CIC, включая в себя социальную бизнес-аналитику. Данная система интегрирует инструменты и сервисы в одном, создаёт, разрабатывает и управляет собственными социальными знаниями бизнеса, приложениями, а также организует внутреннюю и внешнюю сеть для оказания услуг поддержки для различных предприятий, включая бренд, агент и медиа.

Платформа использует следующие технические средства: IWOM discover (сервис, который мониторит соцсети Китая, и актуален для отслеживания последних тенденций); IWOM explorer (инструмент для повышения информированности пользователей о продукте в социальных сетях); IWOM cooperator предлагает мониторинг СМИ и соцсетей в режиме реального времени.

Система мониторинга Soshio нацелена, прежде всего, на определение лояльности пользователей по отношению к тому или иному бренду через анализ по интересующей теме и выявление демографических и географических характеристик пользователей.

Итак, из-за того, что многие иностранные социальные медиа в КНР блокируются, большую популярность завоевывают китайские ресурсы Web 2.0. Их уникальность заключается в том, что за достаточно короткий срок они фактически трансформируют медиа-ландшафт КНР.

Именно с социальными сетями во многом связано стремительное развитие пользовательской журналистики участия, которая оживляет китайскую медиа-среду. Материалы в социальных сетях бывают даже популярней статей в солидных общественно-политических изданиях, любительские видео-ролики имеют больше просмотров, чем телерепортажи, а, самое главное. пользовательский контент, мобильно и разнообразно освещая события, о которых практически не говорят в официальном информационном пространстве, вызывает общественный резонанс.

Тем самым, журналистика Web 2.0, для многих китайцев, являясь основным источником информации и платформой для дискуссий, постепенно смещает с рейтингов популярности другие СМИ. Например, зачастую именно социальным медиа принадлежит основная заслуга в актуализации проблем коррупции. Происходит это по причине того, что в КНР в настоящее время подобные ресурсы являются едва ли не единственным инструментом общественного давления, потому как граждане не имеют возможности контролировать государственные институты на уровне традиционных СМИ.

То есть, социальные сети позволяют людям открыто выражать свою точку зрения по тем или иным вопросам, полемизировать, предоставлять информацию, которая больше нигде не публикуется. «Зло живет в темноте, чтобы мы не видели, чем оно занимается. Социальные медиа это свет, который мы включаем, когда хотим разоблачить зло»[33].

Безусловно, существуют как положительные, так и негативные стороны развития и популяризации журналистики Web 2.0 в КНР.

Из положительного следует отметить то, что социальные медиа вносят огромный вклад в формирование и развитие гражданского общества. То есть социальные медиа расширяют пространство и каналы участия граждан в политической жизни.

Рассуждая о негативных характеристиках, в первую очередь необходимо сказать об огромном массиве непроверенной и лживой информации, а также о низком качестве материалов и недостаточно глубоком характере их содержания.

На наш взгляд, более разумно воспринимать социальные медиа как долгосрочные инструменты, которые укрепляют гражданское общество и публичную сферу. В научной среде такая концепция получил название «подход внешней среды»[34], в соответствии с которой позитивные изменения в жизни страны следуют за развитием гражданского общества. Однако не стоит забывать, что социальные сети зачастую приносят столько же вреда, сколько и пользы.

 

 


[1]Tencent’s Bringing the Mobile IM Revolution to the Mainstream. TechRice. September 21, 2016. P. 67.

[2]Tencent’s Bringing the Mobile IM Revolution to the Mainstream. TechRice. September 21, 2016. P. 59.

[3]Хэрихаран А. 7 уроков восхождения WeChat // vc.ru/p/WeChat-lessons. Дата обращения: 14.04.2017.

[4]Mittal M. WeChat announces native Mac client; Windows version may follow soon //techienews.co.uk. Дата обращения: 6.03.2017.

[5]WeChat had more mobile transactions over just Chinese New Year than PayPal had during 2015 // https://www.thedrum.com/news/2016/02/09/wechat. Дата обращения: 14.04.2017.

[6]Хэрихаран А. 7 уроков восхождения WeChat // vc.ru/p/wechat-lessons. Дата обращения: 14.04.2017.

[7]Mittal M. WeChat announces native Mac client; Windows version may follow soon //techienews.co.uk. Дата обращения: 06.03.2017.

[8]WeChat had more mobile transactions over just Chinese New Year than PayPal had during 2015 // https://www.thedrum.com/news/2016/02/09/wechat. Дата обращения: 14.04.2017.

[9]Mittal M. WeChat announces native Mac client; Windows version may follow soon //techienews.co.uk. Дата обращения: 06.03.2017.

[10]Хэрихаран А. 7 уроков восхождения WeChat // vc.ru/p/wechat-lessons. Дата обращения: 14.04.2017.

[11]Китайский сервис микроблогов Sina Weibo преодолел рубеж в 500 млн пользователей // Cyber Security. № 1 от 22.02.2013. С. 9.

[12]Американское информационное агентство. «Отчёт о использовании социальных медиа китайских журналистов». Нью-Йорк, 2010. С. 11.

[13]Китайский сервис микроблогов Weibo // https://vchae.com/kak-servis-mikroblogov. Дата обращения: 13.02.2017.

[14]Про социальную сеть Weibo // https://cospi.ru/pro-socialnuyu-set-weibo. Дата обращения: 23.03.2016.

[15]Почему китайский сервис микроблогов Weibo лучше, чем Twitter // https://daostory.com/pochemu-kitajskij-servis-mikroblogov-weibo-luchshe-chem-twitter. Дата обращения: 23.03.2016.

[16]Китайский сервис микроблогов Sina Weibo преодолел рубеж в 500 млн пользователей // Cyber Security. № 1 от 22 февраля 2013. С. 9.

[17]Как покорить Weibo: 7 шагов для бизнеса // https://laowai.ru/kak-pokorit-weibo-7-shagov-dlya-biznesa. Дата обращения: 11.01.2017.

[18]Взлёт «китайского Twitter»: как сеть микроблогов Sina Weibo привлекла сотни миллионов пользователей // https://vc.ru/p/sina-weibo. Дата обращения: 11.01.2017.

[19]Китайский сервис микроблогов Weibo // https://vchae.com/kak-servis-mikroblogov. Дата обращения: 13.02.2017.

[20]Китайский сервис микроблогов Weibo // https://vchae.com/kak-servis-mikroblogov. Дата обращения: 13.02.2017.

[21]Почему китайский сервис микроблогов Weibo лучше, чем Twitter // https://daostory.com/pochemu-kitajskij-servis-mikroblogov-weibo-luchshe-chem-twitter. Дата обращения: 23.03.2016.

[22]Американское информационное агентство. «Отчёт о использовании социальных медиа китайских журналистов». Нью-Йорк, 2010. С. 21.

[23]Китайский сервис микроблогов Weibo // https://vchae.com/kak-servis-mikroblogov. Дата обращения: 13.02.2017.

[24]Tencent’s Bringing the Mobile IM Revolution to theMainstream. TechRice. September 21, 2016. P. 59.

[25]Американское информационное агентство. «Отчёт о использовании социальных медиа китайских журналистов». Нью-Йорк, 2010. С. 21.

[26]Китайский сервис микроблогов Weibo // https://vchae.com/kak-servis-mikroblogov. Дата обращения: 13.02.2017.

[27]Китайский сервис микроблогов Weibo // https://vchae.com/kak-servis-mikroblogov. Дата обращения: 13.02.2017.

[28]Tencent’s Bringing the Mobile IM Revolution to theMainstream. TechRice. September 21, 2016. P. 59.

[29]Американское информационное агентство. «Отчёт о использовании социальных медиа китайских журналистов». Нью-Йорк, 2010. С.11.

[30]Китайский сервис микроблогов Weibo // https://vchae.com/kak-servis-mikroblogov. Дата обращения: 13.02.2017.

[31]Американское информационное агентство. «Отчёт о использовании социальных медиа китайских журналистов». Нью-Йорк, 2010. С. 21.

[32]Tencent’s Bringing the Mobile IM Revolution to theMainstream. TechRice. September 21, 2016. P. 59.

[33]Ван К. Что социальные медиа нам дают? // https://blog.sina.com.cn/s/blog_655f81d50102e3cw.html. Дата обращения: 11.12.2016.

[34]Севальников А. Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности. М., 2004. С.208.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: