Сущность стандартизации и её составляющие




Федеральное агентство связи

ГОУ СПО «Чебоксарский электротехникум связи»

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Цикловой комиссией Зам. директора по УПР

«Информационные технологии» ____________ А.А. Алексеев

_____________В.М. Бакина «10» января 2011 г.

«10» января 2011 г.

 

 

Практическая работа №4

По дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация»

 

Наименование работы «Международные и отечественные стандарты качества»

 

Для специальностей:

230101 – Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.

230105 – Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

 

 

Работа рассчитана 2 часа

 

Разработал преподаватель

_________А.И. Давыдова

 

«5» января 2011г.

 

 

Рассмотрено и одобрено цикловой комиссией

«Информационных технологий»

Протокол № 6 от 10 января 2011 года

Председатель цикловой комиссии

_________________ В.М.Бакина

 

Разработал преподаватель: А.И. Давыдова


1.Цель работы:

1.1 Ознакомить с сущностью стандартизации и видами стандартов международными организациями по стандартизации, международными и отечественными стандартами качества и их применением.

1.2 Совершенствование навыков работы на ПК с использованием различных программных средств.

2. Домашнее задание

2.1 Подготовьте бланк отчета, используя описание данной работы. Титульный лист отчета см. Приложение А.

2.2 Изучите литературу [1. с.75-79, 94-98; 108-124, 132-133; 2 с.143-165].

3. Содержание отчета

Отчет должен содержать титульный лист установленной формы, цель работы, ответы на вопросы домашнего задания, вывод по работе и выполнен с применением ПК.

4. Теоретические сведения

Сущность стандартизации и её составляющие

Стандартизация – наука о выявлении повторяющихся объективных событий и согласовании совокупности свойств различных объектов. Стандартизация исследует и разрабатывает принципы и методы установления наиболее эффективных норм и правил взаимодействия общественного производства.

Целями стандартизации являются повышения качества продукции устранение барьеров в торговле.

Началом стандартизации в России является образование в 1746 г. Комиссии мер и весов. В 1893 г. была создана главная палата мер и весов. В 1918 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров “О введении международной системы мер и весов”. Советский период государственной политики в области стандартизации начинается в 1925 году. В настоящее время работа по стандартизации в России ведется на основе принятого в 1993 году Закона Российской Федерации “О стандартизации” и введенной в 1994 году Государственной системы стандартизации РФ (ГСС РФ).

4.1.1 Техническое регулирование и стандартизация.

Практически во всех экономически развитых странах деятельность по установлению требований к продукции, услугам и процессам их производства и реализации, а также контролю соблюдения этих требований базируются на системах стандартизации, контроля подтверждения соответствия и сертификации.

В 2003 году был принят и вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее Закон), который определил новую систему установления и определения требований к процессам производства, работам и услугам.

Согласно закону требования к объектам регулирования могут быть обязательными и добровольными.

Обязательные предъявляются к продукции, ее производству, эксплуатации, хранению, перевозки, реализации и утилизации;

Добровольные предъявляются к продукции, выполнению работ и услуг.

Закон регулирует отношение трех сторон:

первая сторона – изготовитель продукции, исполнитель работ или услуг, продавец, т.е. сторона заинтересованная в реализации результата деятельности, которая заявляет о проведении оценки соответствия (далее заявитель - юридическое или физическое лицо);

вторая сторона – лицо, получающее результат работы или услуг (приобретатель, получатель);

третья сторона – орган, дающий объективную оценку соответствия продукции, работы, услуги (орган сертификации).

Закон «О техническом регулировании» определяет единую политику в области технического регулирования, стандартизации и сертификации.

4.1.2 Виды стандартов

Стандарты являются средством управления производства и разрабатываются как техническая документация.

Стандарт - это нормативный документ, принятый официальным органом, который устанавливает правила, указания или характеристики продукции или связанных с ней процессов и методов производства. Он также может включать в себя требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке продукции, либо быть целиком посвящен этим вопросам.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.

Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты следующих видов (ГОСТ Р 1.0 - 92):

- основополагающие стандарты (устанавливают организационно-технические положения для определенной области деятельности, требования, нормы и правила, которые обеспечивают взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки);

- стандарты на продукцию и услуги (устанавливают требования к группе однородной продукции и услуг или конкретной продукции и услуге);

- стандарты на работы (процессы) (устанавливают основные требования к метода, способам, нормам выполнения работ в технологических процессах разработки, изготовления, эксплуатации, хранения, транспортировки, ремонта и утилизации);

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) (устанавливают методы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при её создании, сертификации и использовании).

К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

-национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций.

Все национальные стандарты имеют единую структуру, которая включает:

- область распространения (объекты стандартизации);

- содержательную (основную) часть стандарта (требования к объекту стандартизации);

- информационные данные (информация о разработчике и используемой литературе).

Основными объектами национальных стандартов могут быть различные виды продукции, услуг и процессов, а также может устанавливаться терминология в различных областях деятельности, например в области качества, безопасности, экологии.

Российская система стандартизации опирается на международный опыт и приближена к международным правилам и нормам стандартизации, но имеет и свои особенности.

Приведем категории стандартов действующих на территории России:

  • ГОСТ Р – государственный стандарт РФ;
  • ОСТ – отраслевой стандарт;
  • ТУ – технические условия;
  • СТП – стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений);
  • СТО – стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и др. общественных объединений);
  • ГОСТ - межгосударственный стандарт СНГ;
  • ИСО – международный стандарт.

Межгосударственные и международные стандарты действуют на территории РФ только после утверждения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

4.2 Международные организации по стандартизации

4.2.1 Международная организация по стандартизации ИСО

Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. При создании организации и выборе ее названия учитывалось, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos – равный. Поэтому на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ИСО.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК).

В состав ИСО входят 120 стран со своими национальными организациями по стандартизации. В качестве комитета – члена ИСО Россию представляет федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Международная организация по стандартизации (ИСО) выполняет ведущую роль по информационному обеспечению работы органов по стандартизации всех стран. Комитет ИСО по информационным и системам и услугам (ИНФКО) руководит и контролирует деятельность Информационной сети ИСО (ИСОНЕТ). В ИСОНЕТ входят более 60 стран, около 10 ассоциаций и международных организаций. ИСОНЕТ входит в состав информационной группы ИНФКО.

Всего в составе ИСО 80 комитетов – членов. Структура ИСО представлена на рис. 2.1.

Генеральная ассамблея – это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных членами-комитетами, каждый из которых может назначить в составе не более 3-х человек, но их могут сопровождать наблюдатели. Член - корреспонденты и член – абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет ИСО – он руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Он имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты – члены вопросы для консультации или поручить комитетам их решение. В период между заседаниями Совет может принимать решение по переписке.

 

       
   
 
 

 

 


Pис.2.1 Структура ИСО.

Совету ИСО подчиняется 7 комитетов:

  1. ПЛАКО – техническое бюро.
  2. СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации.
  3. КАСКО – комитет по оценки соответствия.
  4. ИНФКО – комитет по научно – технической информации.
  5. ДЕВКО – комитет по оказанию помощи развивающимся странам.
  6. КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей.
  7. РЕМКО – комитет по стандартным образцам.

4.3 Международные стандарты качества.

4.3.1 Семейство стандартов ИСО – 9000.

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых международной организацией по стандартизации (ИСО). Международные стандарты по управлению (менеджменту) качества называют “семейством” стандартов ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 и совмещенные с ними стандарты ИСО серии 14 000 признаны всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм.

Семейство стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы помочь всем организациям, не зависимо от их вида и размера, внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества:

- ГОСТ Р ИСО 9000-2008 - национальный стандарт РФ системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, идентичен международному стандарту ISO 9000:2005, описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента и качества.

- ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - национальный стандарт РФ системы менеджмента качества. Требования, идентичен международному стандарту ISO 9001:2008, определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать продукцию отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.

- ГОСТ Р ИСО 9004-2001-Государственный стандарт РФ системы менеджмента качества представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9004-2000. Рекомендации по улучшению деятельности, содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

2.4.4 Система менеджмента качества (СМК).

СМК основана на стандартах серии ИСО 9000 и позволяет внедрить основные принципы и методы всеобщего управления качеством (ТQM – Total Quality Management).

Ключевыми принципами всеобщего управления качеством являются:

- менеджмент процессов;

- развитие корпоративного сотрудничества;

- участие и мотивация сотрудников;

- ориентация на потребителя.

2.4.5 Применение международных стандартов в России.

ГСС России допускает следующие варианты применения международных и региональных стандартов:

1. Принятие основного на первоисточнике текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких – либо дополнений и изменений (метод «обложки»). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта.

2. Принятие основного на первоисточнике текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального). (ГОСТ Р ИСО 9000).

3. Возможно и другое применение международного (регионального) стандарта: использование отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российские документы. Это допустимо правилами ГСС РФ, но в этом случаи международный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемой при создании отечественного стандарта.

  1. Задание выполнения практической работы

Разработать алгоритм процесса управления деятельностью образовательного процесса учебно-вычислительного центра (УВЦ) техникума, обеспечивающий условия качественной подготовки специалистов. Алгоритм представить в форме блок-схемы.

Исходные данные: площади, персонал, оборудование, программное и учебно-методическое обеспечение, организация безопасной работы, поддержание работоспособности УВЦ;

Результат: Профкомпетентный выпускник - личность способная применять знания в нестандартных ситуациях и готовая к постоянному профессиональному росту.

6. Методические рекомендации:

6.1 Распределение площадей с учетом условия достаточности площадей.

6.2 Прием персонала с учетом условия их профессиональной компетентности.

6.3 Анализ потребности в видах оборудования, изучение рынка, выбор оборудования с учетом условий финансирования и условий его качества, заявки, закупки, ввод в эксплуатацию.

6.4 Программное обеспечение его установка и отладка

6.5 Организация информационного обеспечения образовательного процесса УВЦ, составление графиков занятий, учебно-методическое обеспечение лабораторий и кабинетов.

6.6 Поддержание работоспособности УВЦ – проведение пуско-наладочной эксплуатации, регламентных работ, модернизации, анализ модернизации с учетом новых средств ВЦ, пусконаладочные работы нового оборудования.

6.7 Организация безопасной работы, обеспечение и контроль – пожаробезопасности, электробезопасности, радиационной защиты, санитарии, гигиены, эстетики и обеспечение сохранности.

6.8 Совершенствование материальной и учебно-методической базы – виртуальные стенды, приобретение модернизированного оборудования, совершенствование учебно-методи-ческой базы в соответствии с требованиями образовательных стандартов и рынка труда для качественной подготовки специалистов.

6.9 Результат.

7. Вывод по работе.

Контрольные вопросы

1.Что называется стандартизацией?

2. Перtчислите основные функции стандартизации.

3. На что направлен Закон «О техническом регулировании».

4.Что устанавливают технические регламенты?

5. В чем заключается сущность Государственной системы стандартизации?

6. Какова сфера деятельности международной организации по стандартизации ИСО?

7. Назовите основные направления стандартов ИСО 9000.

8. Перечислите варианты правил применения международных и региональных стандартов.

Литература

1. Клевлеев В.М., Кузнецова И.А., Попов Ю.П.Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 336 с. (Профессиональное образование).

ISBN 5-8199-0061-8 (ФОРУМ)

ISBN 5-16-001156-0 (ИНФРА-М)

2. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник /Ю.И. Борисов, А.С. Сигов, В.И. Нефедов и др; Под редакцией профессора А.С. Сигова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 336 с. (Профессиональное образование).

ISBN 5-8199-0171-1 (ФОРУМ)

ISBN 5-16-002305-4 (ИНФРА-М)

 

Приложение А

Форма титульного листа отчета практической работы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: